Содержание
- ESG-финансирование: госсектор в лидерах
- Трансформация корпоратов: выжидательная позиция в условиях нестабильности
- Регионы: долго запрягают, но быстро поедут
- ESG-рейтинги – простой способ раскрыть нефинансовую информацию
- Климатические проекты и углеродные единицы: спроса пока нет
2022-й стал годом проверки на прочность для российского ESG-мира. Рынок устойчивого финансирования пережил шок, адаптировался к новым условиям и теперь живет без западного стимулирования. Актуальность ESG-повестки для опрошенных агентством «Эксперт РА» компаний корпоративного сектора оценивается на уровне семи баллов из 10. Регионы в среднем оценивают степень интеграции ЦУР в своих стратегиях как шесть баллов из 10. Рост облигационного ESG-рынка замедлился и был обеспечен за счет госсектора. Национальный лист ESG-рейтингов расширяется и уже стал удобным форматом для поддержания информационной открытости.
Мы ожидаем, что в ближайшей перспективе развитие рынка ESG-финансов будет также диктоваться государственными компаниями и реализацией ESG-проектов стратегического назначения. При этом и компании, и регионы продолжают ждать мер господдержки, чтобы заработал системный greenium.
Новые размещения сократились на 40%, однако рынок медленно, но растет. По прогнозам агентства «Эксперт РА» в 2023 году состоится около 8 новых размещений, а рынок достигнет 400 млрд рублей.
Несмотря на нестабильную макроэкономическую конъюнктуру, рынок обращающихся ESG-облигаций смог вырасти до 385 млрд рублей. Темпы прироста замедлились с 142 до 27%, но нужно учитывать уменьшение эффекта низкой базы. Количество новых размещений сократилось на 41%, таким образом рынок вернулся к темпам 2020 года. Семь новых успешных размещений проходили как по национальным, так и только по международным стандартам, и все они попали в сектор устойчивого развития Московской биржи. На объемах рынка начинают сказываться погашения ранее выпущенных инструментов. К ним относятся зеленые облигации банков «Центр-Инвест» и «Гарант-инвест», а также социальные облигации «Совкомбанка».
Любой новый выпуск – достижение. Состоялось очередное изменение регулирования, а именно введение определений новых финансовых инструментов в области устойчивого развития. Безусловно, появление новых видов облигаций расширяет возможности эмитентов в части поиска проектов и стратегий устойчивого развития, однако компании все скрупулезнее подходят к вопросу экономики при привлечении новых заимствований. Поэтому самый популярный вопрос, который задают потенциальные эмитенты «А есть ли господдержка?», остается и самым сложным при принятии решения о выпуске. Соответственно, в условиях отсутствия ожиданий поддержки каждый новый выпуск обретает все большую ценность.
ESG-трансформация: простое уже сделано, сложное склонны отложить. Агентство «Эксперт РА» провело очередной опрос среди нефинансовых компаний, а также впервые – и среди регионов, поскольку там тоже наблюдается ESG-активность. Согласно опросу доля компаний, которые разработали ключевые документы в области устойчивого развития, сохранилась на уровне 50%, при этом только треть из них утвердила конкретные целевые показатели. Компании, которые не приступили к подготовке базовых документов и намеревались сделать данную работу в течение 2023–2024-го, отложили эти планы на следующие два года. Большая часть регионов пока не до конца понимает суть ESG-повестки и в целом политики в области устойчивого развития. При этом та часть, которая с ней знакома, оценивает степень интеграции ЦУР1 в стратегию и программу региона выше среднего.
ESG-рейтинги медленно распространяются по рынку. ESG-рейтинги продолжают медленно формировать полноценный рынок оценки. Мы видим спрос из разных отраслей. Некоторые компании-экспортеры после занижений со стороны зарубежных провайдеров ESG-рейтингов развернулись к национальным агентствам. В условиях информационной закрытости получение ESG-рейтинга становится самым безболезненным способом раскрыть информацию о компании, а для регионов – идеальный инструмент для установки KPI и фиксации работы их правительств. Мы поддерживаем регулятора в работе над модельной методологией, однако предстоит провести ряд обсуждений и дискуссий. Количество скептически настроенных к ESG-рейтингам постепенно и незначительно снижается, но их доля в 50% сохраняется. В то же время доля компаний, у которых есть ESG-рейтинг, выросла на 4%. Компании, которые имеют или планируют получить подобный рейтинг, чаще всего будут использовать его в целях имиджа, а среди субъектов РФ все отмечают позитивное влияние ESG-рейтинга на инвестиционную привлекательность региона.
ESG-финансирование: госсектор в лидерах
2022 год оказался гораздо скромнее с точки зрения результатов. Тем не менее рынок ESG-бондов показал рост во многом благодаря госкомпаниям и институтам развития. Так, за 2022 год рынок обращающихся долговых бумаг ESG вырос на 27% (vs +142%), до 385 млрд рублей (vs 303 млрд рублей). Однако при расчете обращающегося рынка ESG-облигаций уже необходимо учитывать текущие и будущие погашения, которые предстоят эмитентам по ранее выпущенным инструментам. Поэтому в дальнейшем расчет рынка начнет еще больше корректироваться погашениями по инструментам с короткой и средней дюрацией. Согласно прогнозам агентства «Эксперт РА», объем рынка с учетом влияния предстоящих размещений и погашений составит порядка 400 млрд рублей, а в количестве мы ожидаем около 8 размещений. Выпуски будут, но чаще всего они будут небольшими -– это подтверждает крайне сильную осторожность в публичных размещениях эмитентов в условиях нестабильности на финансовом рынке.
Что касается главного тренда, то стоит отметить, что практически все эмитенты, решавшиеся на размещение ESG-выпусков, выбирали верификацию по национальным стандартам, базой для которых служат международные. Таким образом, несмотря на санкционные риски и закрытость от иностранных инвесторов, российский рынок развивается на лучших наработанных западных практиках, что позволит потом сделать сравнение и международное признание. Также использование международных стандартов особенно актуально в свете разворота в АТР, где более 90% выпусков верифицированы по принципам ICMA.
Если смотреть на планы по размещению ESG-выпусков, то амбиции и корпоратов, и регионов стали еще более слабыми опять же по причине жесткой экономии в неблагоприятных условиях. Доля компаний, которые не хотят выпускать ESG-облигации или выдавать кредиты, сохраняется на высоком уровне, более 70%. Такая же тенденция наблюдается и среди регионов.
Денис Петрович Буцаев,
генеральный директор, ППК РЭО:«Наши инвесторы – это крупные банки, инвестиционные компании, страховые компании, то есть те, кто заинтересован в инвестициях в долгосрочные и надежные бумаги. Конечно, инвесторов больше всего беспокоят два вопроса: доходность и надежность».
Стоит отметить, что благодаря обновлению 706-П виды финансовых инструментов теперь синхронизированы с международными стандартами. Но это не отменяет того факта, что использование международных принципов в качестве базы необходимо.
Если рассматривать российское регулирование, то на текущий момент не достает только национальной таксономии социальных проектов, которая находится на стадии разработки у методологического центра ВЭБ.РФ. Пока документ готовится, верификации происходят по международным стандартам. С учетом того что национальная таксономия ожидаемо будет жестче, мы считаем важным сохранение возможности использования международных стандартов на усмотрение верификатора.
Таблица. Сравнение российских и международных стандартов финансовых инструментов и их регулирования
Тип инструмента | Российский аналог | К чему привязано и какой эффект? | Регулирующий документ |
Green Bond Principles ICMA 2 | Зеленые облигации | Реализация проекта/ов, экологический и/или климатический | ПП № 1587 от 21.09.2021 3 |
Social Bond Principles ICMA 4 | Социальные облигации | Реализация проекта/ов, социальный | В стадии разработки |
Sustainability Bond Guidelines ICMA 5 | Облигации устойчивого развития | Реализация проекта/ов, экологический и/или климатический и социальный | ПП № 1587 от 21.09.2021 |
Sustainability-Linked Bond Principles ICMA 6 | Облигации, связанные с устойчивым развитием | Достижение КПЭ7, экологический и/или климатический и социальный | 706-П 8 |
Climate Transition Finance ICMA 9 | Адаптационные облигации Облигации климатического перехода |
Реализация проекта/ов,
климатический Достижение КПЭ77, климатический |
ПП № 1587 от 21.09.2021, 706-П |
Climate Bonds CBI 10 |
Источник: «Эксперт РА»
С точки зрения видов финансовых инструментов у корпоратов наибольшим спросом пользуются зеленые и связанные с устойчивым развитием, у регионов – социальные и устойчивого развития. Такой выбор вполне объясним, ведь у компаний есть конкретные проекты, а также желание финансировать комплекс мероприятий для достижения целей в рамках всего бизнеса, а у регионов бюджетные расходы по большей части социального характера.
По прогнозу агентства «Эксперт РА», в 2023-м состоится около 8 выпусков, а рынок обращающихся ESG-облигаций достигнет 400 млрд рублей с учетом предстоящих погашений в этом году. То есть выпуски будут, но чаще всего они будут небольшими. Также мы полагаем, что в ближайший год рост публичного рынка ESG-финансов будет идти в основном только за счет компаний с госучастием и продолжаться до тех пор, пока не заработает господдержка для формирования рыночных сил и механизмов для создания greenium.
В отличие от облигаций рынок ESG-кредитов развивается изолированно. Банки оценивают свои кредиты самостоятельно, чаще всего не поясняя, на основе каких таксономий и стандартов, и раскрывают информацию точечно. Отсутствие системности в раскрытии, а также верификаций не дает возможности в полном объеме и объективно оценить рынок кредитования. Так, согласно проведенным агентством «Эксперт РА» опросам и публичной аналитической информации за 2022 год рынок вырос в 4,5 раза, до 1,85 11 трлн рублей. При этом большая часть роста сформирована не за счет новых выдач, а за счет признания старых. Поэтому такие замеры исключительно аналитические. Мы ожидаем, что банки начнут активнее переходить к внешнему заверению устойчивости своих портфелей и более системному раскрытию информации по аналогии с выпуском ESG-облигаций.
Андрей Королев,
исполнительный директор департамента рынков капитала «Совкомбанка»:«Хорошей практикой была бы публикация методологии, в соответствии с которой банки оценивают свои портфели, – мы ждем, что она получит распространение в будущем».
Как и в публичном долговом рынке, заемщики так же заинтересованы в снижении ставки по кредитам, в то же время принимая на себя обязательства по развитию ESG-практик. Мы полагаем, что оптимальным вариантом поддержки может служить снижение коэффициентов резервирования у банков, но с учетом кредитного риска заемщика. Кредитный рейтинг плюс верификация проекта или ESG-рейтинг заемщика – оптимальный комбинированный инструмент для прибыльного ESG-финансирования.
Трансформация корпоратов: выжидательная позиция в условиях нестабильности
Подводя итоги 2022 года, можно отметить, что у компаний все еще самая актуальная компонента – общество, в отличие от банков, которые выделяют корпоративное управление. Но при этом важно то, что отставание экологии и корпоративного управления не более двух пунктов от лидера. То есть компании не выделяют компонент аутсайдеров в ESG-повестке. Если усреднить показатели, ESG-повестка в комплексе оценивается семью баллами из 10, что подтверждает ее важность и приоритетность.
При рассмотрении ESG-зрелости с точки зрения отраслевой диверсификации тройка лидеров (металлургия, горная добыча, нефтегаз) не сменилась. Однако стоит отметить значительно сильное продвижение химической отрасли, которое объясняется пополнением в рейтинг-листе агентства компаниями-экспортерами в химической отрасли и минеральных удобрений.
Большинство компаний, утвердивших базовые документы в виде стратегии, пока не готовы ставить для себя целевые показатели и предпочитают руководствоваться принципами и намерениями. Компании, которые намеревались начать работу по подготовке стратегических документов в области устойчивого развития в прошлом и текущем году, перенесли планы на более далекое будущее.
График 7. Только у 38% компаний, утвердивших стратегию устойчивого развития, есть целевые показатели
Источник: «Эксперт РА»
Доля компаний, которые утвердили экологическую политику, выросла на 9%, но внедрение климатической стратегии большинство поставили на паузу. Однако стоит отметить, что более 70% из тех, кто утвердил климатическую стратегию, установили целевые показатели, что говорит о серьезности подхода к работе над климатической повесткой.
Резюмируя, мы наблюдаем, что большинство компаний разработали базовые документы, но пока не приступили к практической части их применения, не беря на себя каких-либо обязательств. По сути, простое было сделано, но самое трудоемкое, сложное и требующее усилий еще впереди, а именно утверждение KPI в области устойчивого развития для топ-менеджмента, формирование системы ESG-риск-менеджмента, включая экологические и климатические риски и проч.
Регионы: долго запрягают, но быстро поедут
По сравнению с корпоратами регионы идут гораздо медленней на пути трансформации, но важно помнить, что работа регионов в значительной степени уже ESG, только с большим уклоном на S-компоненту.
Мы выяснили, что, несмотря на популярность ESG-повестки, многие субъекты еще путаются в понятиях и не могут определить, как она относится к деятельности региональных правительств и администраций, а также кто курирует или объединяет все это направление.
Однако мы полагаем, что после прохождения ряда административных процедур, включая утверждение плана мероприятий, назначения ответственных за их реализацию, регионы могут сильно повлиять на дальнейшее развитие ESG-повестки в стране.
В то же время мы отмечаем работу и усилия отдельных регионов в области устойчивого развития, таких как Москва, Татарстан, Нижегородская область, Чувашия, Ульяновская область. И тем не менее если смотреть по стране в целом, ESG-практика еще не вплелась в политики и стратегии регионов. Респонденты отмечают, что степень интеграции ЦУР в стратегию или программу региона оценивается на шесть баллов из 10.
У 80% регионов внедрен раздел об экологии и охране окружающей среды, однако только у трети утверждены отдельные экологическая политика и климатическая стратегия.
Мы также полагаем, что регионы могут внести свой вклад в продвижение рынка ESG-финансирования не только по линии облигаций, но и кредитов и межбюджетных трансфертов ввиду наличия существенного объема социальных расходов, а также реализации проектов устойчивого развития государственного и стратегического назначения.
ESG-рейтинги – простой способ раскрыть нефинансовую информацию
По итогам 2022 года настроения компаний в отношении ESG-рейтингов сохранились и даже несколько улучшились. В течение прошлого года отзывы ранее присвоенных рейтингов практически отсутствовали. Но это и к лучшему, таким образом можно понять, кто из компаний подходил к рейтингованию с точки зрения маркетинга, а кто – осознанно. Доля скептиков по-прежнему держится на уровне чуть больше 50%, но доля получивших рейтинг увеличилась на 4% и на 2% к концу 2023 года.
В регионах разбивка практически аналогична. Есть две противоположные группы регионов, которые разделяются в планах получения ESG-рейтинга. Против 52% регионов, не желающих иметь рейтинг, стоит более 40%, планирующих его получение в долгосрочной перспективе.
График 11. Планы по получению ESG-рейтинга у компании и регионов похожи
Источник: «Эксперт РА»
Но, несмотря на то что половина регионов не хочет получать ESG-рейтинг, никто не отметил его негативное влияние на инвестиционную привлекательность. Почти 30% регионов считают, что ESG-рейтинг уже сейчас влияет на инвестиционную привлекательность, остальные – в долгосрочной перспективе.
С точки зрения целевого использования рейтинга у компаний первое и второе места занимают по-прежнему имидж и работа с банками и инвесторами. Согласно опросу треть компаний не планирует публиковать отчет об устойчивом развитии, а половина из тех, кто планирует, не будет его аудировать. Таким образом это подтверждает наше мнение о том, что с учетом сложившихся условий информационной закрытости и сокращенных отчетов ESG-рейтинг является отличным инструментом безболезненного раскрытия нефинансовой информации и оценки ESG-зрелости.
Алексей Богомолов,
директор по развитию партнерских программ «РСХБ Управление Активами»:«Развитие сектора ESG-облигаций на российских рынках стимулирует создание инвестиционных фондов корпоративных облигаций. ESG-рейтингование – это универсальные рейтинги для акций и облигаций, и они помогут риск-менеджерам и управляющим фондов в составлении портфелей».
Необходимо отметить работу Банка России по подготовке рекомендаций модельной методологии 12 . Мы наблюдаем инициативу регулятора по созданию рынка аналогично кредитному через унификацию определений, единую шкалу и проч. Мы полностью поддерживаем унификацию определений и первые шаги к регулированию этого рынка, но в то же время считаем, что уникальность методологий следует сохранять с учетом наработанной экспертизы провайдера, а введение единой шкалы понадобится только в том случае, когда ESG-рейтинги будут находиться под прямым регулированием Банка России и отражены в законодательстве.
Стоит отметить, что Банк России настаивает на присвоении отдельных рейтингов каждой компоненте ESG. Мы также опросили компании по поводу подобного предложения регулятора: только у 5% возникла такая потребность. Это подтверждает наше мнение о том, что такие рейтинги могут использоваться в более узких и прикладных сферах. В конце концов, большая часть потребителей рейтингов хочет получать информацию в емком и понятном виде, при этом не тратя много времени, и рейтинг прекрасно выполняет данные функции.
Климатические проекты и углеродные единицы: спроса пока нет
Ситуация с рынком углеродных единиц обстоит еще труднее, чем с рынком облигаций. Углеродного рынка еще нет, сформированных спроса, предложения, а также ликвидности тоже. При этом верификация климатических проектов и регистрация единиц стоят гораздо дороже, чем верификация облигаций или кредитов. В условиях отсутствия спроса, сформированной цены на углерод и дороговизне реализации и верификации климатические проекты становятся практически неинтересны компаниям. Половина компаний не оценивают перспективным рынок углеродных единиц для своего бизнеса, а треть регионов еще не знакомы с ним.
Почти у 70% компаний отсутствуют климатические проекты, только у 14% есть проекты на стадии реализации и у 3% на этапе планирования. Но среди компаний, которые работают с климатическими проектами, больше 60% планируют их верифицировать и регистрировать углеродные единицы. Остается треть, которая не готова идти на верификацию.
В качестве ключевых барьеров компании выделяют в первую очередь отсутствие сформированного рынка и необходимость международного признания, а также дороговизну и отсутствие господдержки.
Среди регионов больше половины готовы присоединиться к сахалинскому эксперименту, но только в долгосрочной перспективе. Остальные 30% продолжат игнорировать климатическую повестку, при этом регионы оценивают важность климатической повестки на семь баллов из 10.
Если смотреть с точки зрения проектов, то и компаниям, и регионам интересны технологическая тематика и проекты в области ВИЭ. Дальше наблюдается разнонаправленная динамика: у компаний в приоритете лесоклиматические проекты, а у регионов – проекты в области землепользования.
Поэтому и здесь можно прийти к выводу, что без государственного стимулирования не обойтись. В противном случае рынок будет дрейфовать еще очень долго. По нашему мнению, можно начать с установки цены на углерод, чтобы компании-инициаторы могли посчитать выгодность проекта и принять решение.
1 Цели устойчивого развития ООН; https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/.
3 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_396203/
7 Ключевые показатели эффективности в рамках климатической стратегии или стратегии устойчивого развития.
8 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344933/
10 https://www.climatebonds.net/standard/taxonomy
11 Ежегодный доклад ИНФРАГРИН «ESG, декарбонизация и зеленые финансы России – 2022»