Устойчивое развитие, 16.09.2025

ESG-оценка российских городов 2025 года: баланс развития в условиях вызовов
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Елена Ширнина

Резюме

  • Рэнкинг фиксирует устойчивые позиции ряда городов-лидеров и округов (УФО1), а также демонстрирует прогресс в отдельных аспектах (социальный блок в ЦФО, качество управления по всем ФО).
  • Сохраняются региональные диспропорции (СКФО) и внутренняя неоднородность данных, особенно в социальной сфере.
  • Методология была актуализирована, но основные изменения в позициях городов в рэнкинге обусловлены преимущественно динамикой по показателям ESG.
  • Сохраняются проблемы с наличием актуальных данных, в первую очередь в экологическом блоке.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело ежегодную оценку административных центров регионов РФ на предмет степени внедрения принципов устойчивого развития в экологической, социальной и управленческой сферах.

Результаты рэнкинга отражают глубокую и системную трансформацию, произошедшую в подходах административных центров субъектов РФ к ESG-повестке за последние два-три года. Эти изменения носят не случайный, а целенаправленный и устойчивый характер, став прямым следствием кардинальных геополитических и экономических сдвигов. Ключевыми проявлениями этой трансформации стали: локализация ESG-стандартов, усиление социальной составляющей, рост значения управленческой устойчивости, а также централизация ESG за счет реализации национальных проектов.

Отмечается переход от разрозненных инициатив к созданию комплексных и институционально закрепленных механизмов интеграции ESG в управление городами, что является прямым ответом на новые вызовы и адаптацией к меняющимся внешним и внутренним условиям.

С целью поддержания актуальности и увеличения объективности оценки показатели были обновлены: добавлены новые, исключены с устаревшими данными, а также изменена логика по некоторым использованным ранее. При этом методологические подходы остались неизменными и представлены для ознакомления в конце обзора.

Изменения, внесенные в показатели, в совокупности с динамикой отразились на распределении городов по уровням. Кроме того, важную роль продолжает играть качество и открытость данных, с которыми чаще всего возникают проблемы в экологическом блоке: для 9% городов отсутствуют актуальные данные по экологии более чем по 15% показателей, для 5% – по социальному блоку, для одного города – по качеству управления.

ESG-оценка городов: кто задает тон?

В результате проведенной оценки Краснодар, Ханты-Мансийск и Южно-Сахалинск подтвердили лидерство четвертый год подряд, Анадырь, Иркутск, Магадан, Салехард и Челябинск сохранили наивысший уровень, Тамбов вернулся в лидеры после снижения в рэнкинге 2024-го, а Белгород, Екатеринбург, Калуга, Красногорск, Рязань и Тула поднялись в группу 15 лучших. Белгород вошел в топ-15 за счет улучшений по социальным показателям, Калуга – по экологическим и социальным, Тула и Красногорск – по социальным и управленческим, а Екатеринбург и Рязань продемонстрировали прогресс во всех трех составляющих.

Как и в предыдущие годы, по двадцать городов были отнесены к очень высокому и высокому уровням, двадцать семь – к умеренному. Для городов с умеренным уровнем наиболее характерно отсутствие актуальной статистики, что затрудняет оценку их показателей и приводит к искаженному представлению о ситуации на местах.

Таблица 1. Распределение городов по уровням ESG*

Наивысший Очень высокий Высокий Умеренный
Анадырь
Белгород ↑
Екатеринбург ↑
Иркутск
Калуга ↑
Красногорск ↑
Краснодар
Магадан
Рязань ↑
Салехард
Тамбов ↑
Тула ↑
Ханты-Мансийск
Челябинск
Южно-Сахалинск
Архангельск ↑
Барнаул
Благовещенск
Брянск ↑
Великий
Новгород ↓
Грозный ↑
Ижевск ↑
Казань
Кемерово ↓
Омск
Оренбург ↑
Пенза
Пермь
Симферополь ↑
Сыктывкар ↓
Тверь ↑
Томск
Тюмень ↑
Уфа
Чебоксары ↑
Владикавказ ↑
Владимир ↑
Волгоград ↑
Воронеж
Горно-Алтайск ↓
Калининград ↓
Киров
Курган ↑
Липецк ↓
Майкоп
Нижний
Новгород
Орёл
Петрозаводск ↓
Петропавловск-Камчатский ↓
Ростов-на-Дону
Смоленск ↓
Ульяновск ↑
Хабаровск ↓
Черкесск ↑
Чита ↑
Абакан ↓
Астрахань
Биробиджан
Владивосток
Вологда ↓
Гатчина** ↓
Иваново
Йошкар-Ола
Кострома ↓
Красноярск
Курск
Кызыл
Магас**
Махачкала
Мурманск ↓
Нальчик
Нарьян-Мар ↓
Новосибирск
Псков
Самара
Саранск
Саратов
Ставрополь ↓
Улан-Удэ**
Элиста
Якутск ↓
Ярославль

Источник: «Эксперт РА» по данным Росстата, Росприроднадзора, ЕМИСС, сайтов городских органов власти и индекса ВЭБ.РФ

* Внутри уровней города расположены в алфавитном порядке.
** Города, для которых более чем по 15% показателей была дана консервативная оценка из-за отсутствия актуальных данных.

Виталий Данилов,
вице-мэр города Южно-Сахалинска:

«Комплексное развитие городского округа по ключевым направлениям позволяет Южно-Сахалинску сохранять позиции в топ-15 городов с наивысшей ESG-оценкой».

Елена Васильченко,
начальник управления экономики администрации муниципального образования «Город Краснодар»:

«По вопросу ключевых решений и практик, позволяющих городу удерживать высокие позиции в рэнкинге, следует отметить, что особенность муниципального образования «Город Краснодар» – в многоукладной экономике. Благодаря этому на протяжении многих лет обеспечивается его устойчивое экономическое развитие, в т. ч. и в периоды кризиса. Данный факт позволяет городу сохранять ключевую позицию в большинстве основных социально-экономических показателей Краснодарского края, занимая треть и более от общекраевых объемов».

Руслан Болотов,
мэр города Иркутска:

«В первую очередь – это работа по наполнению бюджета. За пять лет мы существенно увеличили его доходную часть… Этого добились в т. ч. благодаря активному участию в национальных проектах. Так, в 2023 году их было сразу семь, что является абсолютным рекордом для областного центра».

Алексей Титовский,
глава города Салехарда:

«Для нас большая честь третий год подряд быть признанными в числе лидеров…, по версии авторитетного агентства «Эксперт РА». Это стабильно высокое место – не просто оценка, а подтверждение правильности выбранного нами стратегического курса на комплексное и сбалансированное развитие Салехарда. Мы рассматриваем ESG-принципы не как тренд, а как основу для принятия взвешенных управленческих решений, которые обеспечивают высокое качество жизни для наших жителей здесь и сейчас. <…> Успех Салехарда в рэнкинге – это результат системной работы, в которой экологическая ответственность, социальная справедливость и эффективное управление неразделимы».

Татьяна Гуляева,
первый заместитель главы администрации города Тамбова:

«Основная задача социально-экономического развития Тамбова направлена на то, чтобы город стал комфортным домом для его жителей, перспективной площадкой для развития бизнеса и гостеприимным для гостей. Важным инструментом для выполнения поставленной задачи являются национальные проекты, направления которых определены указом президента РФ В. В. Путиным. За последние несколько лет достигнуты результаты, несопоставимые со всем постсоветским периодом…».

Илья Беспалов,
глава администрации города Тулы:

«…Высокие позиции Тулы в рэнкингах обусловлены комплексным подходом к развитию городской инфраструктуры, социальной сферы и инновационного потенциала, а также вниманием к комфорту жителей и туристов, устойчивому развитию и модернизации коммунальных систем и транспортной инфраструктуры, включая развитие микротранспорта…».

Администрация городского
округа Красногорск

«Ключевыми решениями и практиками городского округа Красногорск являются выполнение указов президента Российской Федерации и задач, поставленных губернатором Московской области. Городской округ Красногорск участвует в реализации национальных проектов, инициированных президентом РФ, а также во всех государственных областных программах. <…> Слаженная работа команды администрации муниципалитета, неравнодушные граждане, правильные и своевременные запросы которых подсказывают нам, где необходимо усилить контроль, куда направить ресурсы, – все это позволяет нашему округу стабильно занимать высокие позиции во всероссийских рейтингах наравне с городами-миллионниками, столицами регионов, экономическими центрами нашей великой страны».

Учитывая, что максимальный вес имеет социальная составляющая, большинство городов-лидеров отличаются высокими позициями по социальному аспекту: восемь представителей десятки лучших в блоке «Общество» входят в категорию с наивысшим уровнем ESG. Выделяются Южно-Сахалинск, лидирующий одновременно по социальному и управленческому блокам, Екатеринбург и Тула, проявившие себя в качестве управления, а также Магадан, Рязань и Челябинск, занявшие лидерские позиции по экологии. При этом Челябинск стал единственным городом, вошедшим в топ-20 по каждому блоку.

Уровень концентрации крупных промышленных центров в группе лидеров сохраняется достаточно высоким (40%). Следует отметить, что импульс к внедрению значимых ESG-практик в урбанизированных пространствах зачастую исходит от промышленного сектора, где повышенное регуляторное внимание и потребность соответствия законодательным нормам создают предпосылки для ускоренной трансформации. Однако промышленные центры сталкиваются со структурными ограничениями, включая накопленный ущерб окружающей среде, ресурсоемкие производственные модели и социально-экономические риски, обусловленные технологической трансформацией. Эффективная реализация принципов ESG в подобных контекстах возможна лишь при условии внедрения адресных стратегий, учитывающих специфику территорий, и обеспечения институционального взаимодействия между бизнесом и органами муниципального управления.

Анализ данных продемонстрировал усиление вовлеченности в повестку устойчивого развития: наращивание активности наблюдается не только на региональном, но и на муниципальном уровне. Например, принятая в 2025 году стратегия ESG-развития Казани служит качественным свидетельством растущей системной вовлеченности и укрепления институциональной базы для устойчивого будущего российских городов.

Ильдар Шакиров,
заместитель руководителя исполнительного комитета города Казани:

«Сегодня современный, высокотехнологичный, зеленый и комфортный город строится вокруг человека. Именно города являются локомотивами экономического и устойчивого развития и играют центральную роль в улучшении жизни и благосостояния людей. Для достижения этих целей в июне текущего года мы утвердили стратегию устойчивого развития Казани – 2030, которая на сегодня является первой и пока единственной в России стратегией устойчивого развития города.
В результате анализа российских и международных трендов, а также текущей ситуации в Казани в стратегии сформулированы фокусные направления развития, цели, KPI и потенциальные проекты в области экологического благополучия, социальной сферы, экономики и управления. На этапе разработки стратегии в диалог и в процесс работы были включены городские сообщества, наука, эксперты, бизнес, муниципальные служащие и органы власти.
Фокусные направления стратегии устойчивого развития Казани в т. ч. основаны на ESG-рейтингах города. В этом году агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг ESG Казани на уровне ESG-АА-, что означает очень высокий уровень реализации и планирования практик в области устойчивого развития. При этом Казань является первым городом в России, получившим рейтинг ESG».

ФО в фокусе ESG: укрепление ведущего положения УФО и отставание СКФО

Как и в 2024-м, УФО выделяется наибольшей долей городов с наивысшим уровнем ESG (66,7%), а в этом году стал единственным ФО, в котором отсутствуют города с умеренным уровнем. К СКФО и ПФО с отсутствием городов наивысшего уровня добавился СЗФО, что существенным образом обусловлено низкой степенью открытости данных. В СКФО сохраняется максимальная доля городов с умеренным уровнем, однако она заметно снизилась. ПФО же вырвался в лидеры по доле городов с очень высоким уровнем ESG, в т. ч. за счет улучшения показателей за оцениваемый период.

По среднему общему баллу ФО распределились равномерно относительно среднего значения по всем объектам анализа с лучшим результатом в УФО. В социальном блоке выше средней отметки расположились три ФО, и УФО опять же поднялся на верхнюю строчку. По окружающей среде и качеству управления пять ФО перешагнули среднюю отметку, и в обоих случаях лидирующую позицию занял ПФО.

В УФО и ЦФО средние баллы – как общий, так и по каждой составляющей – превосходят средние показатели по всем городам. СКФО стал единственным ФО, продемонстрировавшим результаты ниже средних, заняв последнюю строчку во всех случаях, кроме социального блока, где антилидером стал ПФО.

Таблица 2. Средний балл по ФО – общий и по каждому блоку

ESG E S G
УФО 4,59 5,05 5,04 2,78
ЦФО 4,24 4,78 4,50 2,78
ДФО 4,14 4,94 4,23 2,71
ПФО 4,11 5,14 4,01 2,81
среднее 4,09 4,73 4,29 2,65
СФО 4,03 5,04 4,06 2,46
ЮФО 4,03 4,53 4,34 2,50
СЗФО 3,89 4,16 4,21 2,69
СКФО 3,66 3,76 4,16 2,24

Источник: «Эксперт РА» по данным Росстата, Росприроднадзора, ЕМИСС, сайтов городских органов власти и индекса ВЭБ.РФ

Социальная составляющая: новый лидер и существенный разброс данных

По социальному аспекту улучшения продемонстрировали города ЦФО, три из которых вошли в верхнюю десятку (Белгород, Красногорск и Тамбов), хотя в отличие от предыдущего года в этом ФО появился антилидер – Кострома. Положительная динамика по отдельным показателям и изменения методологии расчета рэнкинга позволили ЦФО сместить лидера прошлого года – ДФО, в котором высокие позиции сохранил только Южно-Сахалинск. Помимо этого, прогресс показали города СКФО: появился представитель группы лидеров (Грозный), а доля в последней десятке сократилась за счет роста Магаса, Ставрополя и Черкесска.

Виталий Данилов,
вице-мэр города Южно-Сахалинска:

«Одним из важнейших векторов развития городского округа, направленных на комплексное улучшение качества жизни граждан и создание условий для устойчивого социально-экономического развития, является реализация национальных проектов».

Администрация городского
округа Красногорск

«Для реализации на территории городского округа Красногорск приоритетных направлений в области социальной политики… разработаны и реализуются муниципальные программы на долгосрочный период, а также разработаны «дорожные карты» для реализации мероприятий, направленных на решение проблемных вопросов».

В УФО в десятке лучших остаются Ханты-Мансийск и Салехард, в ЮФО – Краснодар, а в СФО к Иркутску присоединилось Кемерово. При этом ни один из городов УФО, как и в предыдущем году, не вошел в последнюю десятку. Та же ситуация сложилась в ЮФО за счет Астрахани, улучшившей свое положение и покинувшей группу замыкающих список по этому аспекту. Города СЗФО сконцентрировались в средней части рэнкинга: антилидеры по-прежнему отсутствуют, но Гатчина и Нарьян-Мар утратили лидерские позиции.

Алексей Титовский,
глава города Салехарда:

«Мы уверены, что устойчивое развитие невозможно без инвестиций в человеческий капитал. Выбранный губернатором нашего округа Дмитрием Андреевичем Артюховым курс на создание лучшей территории детства и благоустройство наших городов позволяет создавать комфортные общественные пространства, пешеходные зоны и современные спортивные объекты, доступные для всех категорий граждан. Постоянное обновление материально-технической базы школ, детских садов и медицинских учреждений, а также поддержка программ дополнительного образования для детей и молодежи».

Руслан Болотов,
мэр города Иркутска:

«...Мы утвердили стратегию социально-экономического развития до 2036 года. <…> В ней учтены современные реалии, успешная практика других городов и векторы, заданные федеральным центром. Но самое главное в ней – опора на человеческий капитал и запросы жителей.
Пошагово, методично, планомерно мы воплощаем проекты, которые сегодня нужны городу. Самые ключевые вопросы – это укрепление социального каркаса, инженерного, дорожно-транспортного.
По моему поручению в каждом округе определили и закрепили территории под школы, детские сады, объекты спорта, дополнительного образования, здравоохранения ».

Елена Васильченко,
начальник управления экономики администрации муниципального образования «Город Краснодар»:

«В настоящее время интерес инвесторов сосредоточен на реализации проектов комплексного развития территории… по инициативе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
<…> Общая площадь территории, подлежащей комплексному развитию, составляет более 562 га, где планируется ввести в эксплуатацию более 3 449 тыс. кв. м жилья для комфортного проживания 156 тыс. человек…, осуществить строительство… инфраструктурных объектов… ».

В ПФО увеличилось число представителей нижней десятки: Саранск подрос за год, но Саратов и Самара немного ухудшили позиции и вошли в последнюю десятку вместе с Йошкар-Олой, показатели которой слабо улучшились за год. В ДФО три города показали отрицательную динамику и опустились в последнюю десятку: Биробиджан, Улан-Удэ и Якутск.

Таблица 3. ЦФО – новый лидер в социальном блоке

Таблица 3. ЦФО – новый лидер в социальном блоке

Источник: «Эксперт РА» по данным Росстата и сайтов городских органов власти

Для городов, лидирующих в социальном блоке, характерно достаточно равномерное распределение баллов по всем факторам с максимальными оценками не менее чем за один показатель. Особенно проявили себя Южно-Сахалинск и Грозный, вошедшие в тройку сильнейших по пяти и четырем показателям соответственно. Среди наиболее сильных сторон лидеров можно отметить:

  • низкий уровень безработицы (в среднем 0,3%),
  • высокое число спортивных сооружений (в среднем 27 на 10 тыс. человек населения),
  • превышение среднемесячной заработной платой не менее чем в пять раз величины прожиточного минимума региона за исключением Грозного (3,4 раза) и Тамбова (3,9 раза).
Виталий Данилов,
вице-мэр города Южно-Сахалинска:

«В Южно-Сахалинске динамично развивающийся рынок труда, в т. ч. за счет создания новых рабочих мест при реализации масштабных инвестиционных проектов (развитие ТОР «Сахалин», строительство жилых комплексов, агропромышленного парка, Сахалинского нефтегазового парка, образовательного кластера) и новых объектов социальной инфраструктуры, что позволяет предлагать рабочие места жителям близлежащих городов, входящих в Южно-Сахалинскую агломерацию, а также поддерживать высокий уровень оплаты труда работников.
<…> В рамках национального проекта «Демография» городской округ достиг успехов в развитии спортивной инфраструктуры и вовлечении населения в занятия физической культурой».

В социальной составляющей наблюдается значительный разброс данных в рамках почти всех показателей, что не позволяет выделить сильные аспекты большинства, однако для многих городов явно прослеживаются зоны роста по двум факторам:

  • ввод в действие общей площади жилых домов (менее 1 кв. м на человека в 72% городов),
  • доля населения, получившего жилые помещения в отчетном году (в 82% городов – менее 10% населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях).
Евгения Тихомирова,
заместитель мэра города Магадана:

«Важным направлением деятельности органов местного самоуправления остается развитие социальной сферы, которая является фундаментом экономического развития города. В городе продолжается реализация плана развития муниципального образования «Город Магадан» до 2030 года, разработанного на основе мастер-плана города. План предполагает реализацию 53 мероприятий.
<…> Ввод на протяжении последних лет новых образовательных учреждений обеспечил «нулевую» очередь в дошкольные образовательные учреждения и позволил сократить численность школьников, обучающихся во вторую смену, на 6%.
Ежегодно растет количество граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, за пять лет этот показатель увеличился почти на четверть, достигнув 45% от общей численности горожан».

Таблица 4. Топ-10 по нескольким показателям блока «Общество»

Уровень безработицы Число спортивных сооружений на 10 тыс. человек населения Соотношение среднемесячной заработной платы работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) с величиной прожиточного минимума региона, в котором расположен анализируемый городской округ
Грозный 0,00 Белгород 41,6 Салехард 723,2
Махачкала 0,11 Южно-Сахалинск 39,8 Южно-Сахалинск 705,3
Тула 0,12 Грозный 39,4 Казань 633,8
Волгоград 0,15 Красноярск 35,5 Тюмень 630,4
Красногорск 0,16 Тверь 35,1 Красногорск 628,7
Йошкар-Ола 0,16 Нарьян-Мар 33,0 Ханты-Мансийск 606,6
Калуга 0,18 Тамбов 30,5 Екатеринбург 599,3
Симферополь 0,19 Петропавловск-Камчатский 29,3 Кемерово 594,3
Псков 0,19 Кемерово 29,0 Уфа 585,9
Гатчина 0,19 Томск 28,2 Владивосток 570,9
Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях Ввод в действие общей площади жилых домов на душу населения
Ханты-Мансийск 169,4 Гатчина 3,6
Биробиджан 26,1 Красногорск 3,0
Кемерово 26,0 Краснодар 2,9
Анадырь 25,0 Магас 2,6
Салехард 24,2 Черкесск 1,7
Новосибирск 22,0 Грозный 1,5
Ростов-на-Дону 20,8 Тула 1,5
Чебоксары 13,4 Екатеринбург 1,2
Воронеж 12,1 Элиста 1,2
Пенза 11,7 Ханты-Мансийск 1,2

Источник: «Эксперт РА» по данным Росстата и сайтов городских органов власти

Илья Беспалов,
глава администрации города Тулы:

«Нам удалось найти нестандартный подход к расселению аварийных домов через проекты комплексного развития территорий, где инвесторы сносят старые дома и строят новые с передачей части квартир.
<…> В сфере образования и спорта занимаемся строительством новых школ и детских садов, модернизацией инфраструктуры образования, развитием спортивных объектов (бассейны, ледовые арены, физкультурно-оздоровительные комплексы), что улучшает условия для жителей и повышает качество жизни. Особое внимание уделяется сохранению здоровья жителей. Реализуем межведомственную комплексную программу «Укрепление общественного здоровья» на 2025–2030 годы».

Окружающая среда. В фокусе – атмосферный воздух и водная среда

В 2025-м наибольшее число городов в десятке лучших по экологическому аспекту приходится на СФО: Абакан и Омск, сохранившие сильные позиции, и Томск, немного поднявшийся за год. Число лидеров, относящихся к ДФО, снизилось: высокие показатели вновь продемонстрировали только Магадан и Хабаровск. В ПФО и ЮФО ситуация улучшилась: в ПФО на лидирующие позиции поднялись Ульяновск и Пермь, в ЮФО – Волгоград. Как и в 2024-м, по одному из лидеров представляют УФО и ЦФО: УФО – Челябинск, расположившийся в первой десятке второй год подряд, ЦФО – Рязань, сменившая Липецк.

Отсутствие антилидеров в 2025-м отмечено в ПФО и СФО, как и годом ранее, а также в ДФО благодаря поднявшимся Благовещенску и Петропавловску-Камчатскому. В ЦФО же в нижнюю десятку опустилось Иваново, а в УФО – Салехард.

В СКФО изменений за год не произошло: по-прежнему отсутствуют лидеры, а три города – в числе замыкающих список по данному аспекту (Грозный, Магас и Нальчик, сменивший улучшившую свои позиции Махачкалу). СЗФО стал вторым ФО, ни один из городов которого не вошел в группу лидеров, а в нижней десятке, как и в прошлом году, три представителя: Псков немного подрос, но к Архангельску и Гатчине добавился Нарьян-Мар.

Таблица 5. Города СФО демонстрируют высокие показатели по экологии, СЗФО и СКФО пока отстают

Таблица 3. ЦФО – новый лидер в социальном блоке

Источник: «Эксперт РА» по данным Росстата, Росприроднадзора, ЕМИСС, сайтов городских органов власти и индекса ВЭБ.РФ

Для городов – лидеров по экологии характерны высокие (достаточно высокие) баллы по всем факторам, особенно по следующим показателям:

  • объем сброса сточных вод (в среднем 61,4 тыс. куб. м на объект негативного воздействия на окружающую среду),
  • доля оборотного и повторно-последовательного водоснабжения (в среднем 84,6%),
  • объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников (в среднем 33,4 т на объект НВОС) и процент их улавливания и обезвреживания (в среднем 71,5%).

В целом многие города демонстрируют высокую долю оборотного и повторно-последовательного водоснабжения (в 61% доля выше 55%), а также объемы сброса сточных вод ниже среднего по всем объектам анализа (менее 35 тыс. куб. на объект НВОС в 33% городов) и выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников (менее 30 т на объект НВОС в 68% городов).

Выделяется также показатель площади зеленых насаждений в расчете на душу населения, который в 66% городов выше 10 га, а в четырех городах даже преодолел отметку в 100 га: Магадан (191,6 га), Ханты-Мансийск (164,1 га), Горно-Алтайск (118,2 га) и Петропавловск-Камчатский (102,4 га). При этом доля площади зеленых насаждений и ее динамика стали камнем преткновения для многих городов: в 35% доля от общей площади – менее 20%, а в 10% площадь сократилась за последние три года. Лидерами по доле стали Горно-Алтайск (85,1%), Ставрополь (68,7%) и Кемерово (68,2%), по динамике за три года – Оренбург (113,8%), Краснодар (75,6%) и Владикавказ (63,1%).

Евгения Тихомирова,
заместитель мэра города Магадана:

«Несмотря на суровые климатические условия, короткий вегетационный период, на протяжении ряда лет Магадан сохраняет высокие темпы благоустройства городских территорий, в т. ч. их озеленения.
В прошлом году в скверах, дворовых территориях, вдоль улично-дорожной сети было высажено более 1 тыс. саженцев деревьев и кустарника, рекультивировано 28,1 тыс. м2 газонов».

Кроме того, слабой позицией большинства городов остается доля расходов местного бюджета на охрану окружающей среды: в 78% она составила менее 1%, в 12% – 1–4%, 6% не раскрывают информацию. Только в трех городах доля выше 4%: в Ульяновске (8,8%), Кирове (5,7%) и Анадыре (4,7%).

Таблица 6. Топ-10 по нескольким показателям блока «Окружающая среда»

Доля оборотного и повторно-последовательного водоснабжения в общем объеме водопотребления Объем сброса сточных вод на объект НВОС Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на объект НВОС
Липецк 97,5 Белгород 0,8 Магас 0,05
Анадырь 96,9 Махачкала 0,8 Махачкала 1,34
Абакан 96,0 Псков 0,8 Астрахань 1,49
Томск 94,5 Симферополь 1,1 Ставрополь 1,76
Великий Новгород 94,3 Орёл 4,7 Нальчик 2,62
Челябинск 93,0 Астрахань 6,0 Ульяновск 2,66
Хабаровск 91,9 Великий Новгород 7,5 Симферополь 3,06
Благовещенск 91,0 Магас 7,6 Ростов-на-Дону 3,38
Тула 90,9 Салехард 11,2 Элиста 3,45
Калининград 89,9 Пермь 11,8 Черкесск 3,63
Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников Площадь зеленых насаждений – комплексный показатель Доля расходов местного бюджета на охрану окружающей среды в общем объеме расходов местного бюджета городского округа
П* Д
Омск 92,9 Владикавказ 65,3 63,1 Ульяновск 8,8
Рязань 91,7 Горно-Алтайск 85,1 0,0 Киров 5,7
Белгород 91,6 Оренбург 15,6 113,8 Анадырь 4,7
Кемерово 91,5 Петропавловск-Камчатский 46,2 49,9 Астрахань 3,9
Чита 88,9 Пенза 68,1 3,5 Омск 3,8
Хабаровск 88,3 Ставрополь 68,7 1,9 Нижний Новгород 3,1
Махачкала 88,3 Кемерово 68,2 -0,2 Брянск 2,8
Сыктывкар 86,6 Пермь 57,0 17,3 Тверь 2,5
Барнаул 86,1 Омск 35,3 54,9 Волгоград 2,3
Улан-Удэ 85,8 Хабаровск 58,7 -0,3 Белгород 2,2

Источник: «Эксперт РА» по данным Росстата, Росприроднадзора, ЕМИСС и сайтов городских органов власти

* П – доля площади зеленых насаждений от общей площади, Д – динамика площади зеленых насаждений за последние три года.

Качество управления: отсутствие лидера среди ФО и слабый результат Сибири

За год распределение по ФО городов, лидирующих в управленческом блоке, стало более равномерным. Если в прошлом году ЦФО выделялся наибольшим числом лидеров, а СКФО и УФО их отсутствием, то в 2025-м каждый ФО может похвастаться хотя бы одним городом в первой десятке.

По два города в десятке лучших относятся к ЦФО и ПФО: в ЦФО – Липецк, один из лидеров прошлого года, и поднявшаяся Тула, в ПФО – Казань, сохранившая высокую позицию, и Чебоксары, улучшившие свое положение. В УФО продемонстрировал рост и вошел в группу лидеров Екатеринбург, а в СКФО положительную динамику показал Черкесск. Сыктывкар и Великий Новгород не смогли удержать лидирующие позиции, но рост Архангельска обеспечил представительство СЗФО в десятке сильнейших. При этом СЗФО, как и ПФО, остаются ФО, города которых не представлены в нижней десятке. В этом году подобным образом выделяется и УФО благодаря прогрессу Тюмени.

Грозный, Магас и Черкесск, представители СКФО, выделявшегося в прошлом рэнкинге наибольшим числом антилидеров, поднялись, оставив в нижней десятке Махачкалу и Владикавказ. В ЦФО Орел улучшил свое положение, но Владимир пока остается в замыкающей части списка.

В ДФО, СФО и ЮФО, как и годом ранее, – по одному представителю в верхней десятке: в ДФО и СФО в группе лучших остаются Южно-Сахалинск и Горно-Алтайск соответственно, в ЮФО – Симферополь, сменивший Краснодар. Однако доля антилидеров в этих ФО увеличилась. В ЮФО к Элисте добавилась Астрахань, в ДФО поднявшийся Анадырь заменили Владивосток и Улан-Удэ, а в СФО сразу три города (Абакан, Иркутск и Красноярск) опустились в нижнюю часть списка.

Виталий Данилов,
вице-мэр города Южно-Сахалинска:

«Южно-Сахалинск демонстрирует устойчивый инвестиционный рост, что является результатом комплексного подхода к развитию экономики, поддержке бизнеса и внедрению инновационных решений.
<…> Стимулирование инвестиционной активности в городском округе «Город Южно-Сахалинск» осуществляется с использованием двух групп инструментов: финансовых и административных. <…> Муниципальная поддержка оказывается на всех этапах реализации инвестиционного проекта, начиная с консультаций по разработке бизнес-планов, заполнению первичных документов, содействию в решении земельных вопросов.
<…> С целью повышения инвестиционной привлекательности городского округа «Город Южно-Сахалинск», локализации стратегических и приоритетных проектов в 2024 году разработан мастер-план городского округа…
<…> Инвестор, приходящий на территорию, должен иметь возможность понимать перспективы города. Для этого последние пять лет администрация города проводила работу по созданию цифрового двойника города.
<…> Механизм муниципально-частного партнерства также является важным инструментом для развития инфраструктуры и улучшения качества жизни. Это направление позволяет привлекать частные инвестиции в проекты, тем самым снижая нагрузку на муниципальный бюджет».

Таблица 7. Лидеры равномерно распределились по ФО, в нижней десятке выделяется СФО

Таблица 3. ЦФО – новый лидер в социальном блоке

Источник: «Эксперт РА» по данным Росстата, сайтов городских органов власти и индекса ВЭБ.РФ

Лидеры управленческого блока в первую очередь продемонстрировали высокую дисциплину исполнения бюджета, а также увеличение в среднем на 44% объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства) (далее – ООТ) за три года (за исключением Горно-Алтайска, в котором наблюдается снижение на 4%).

В целом для многих городов характерен заметный рост ООТ за три года, что отражает процесс перестройки и адаптации крупного и среднего бизнеса к новым реалиям после резкого падения показателя в 2022-м в результате санкций и последовавшего кризиса: в 21% городов увеличение составило более 45%, снижение произошло лишь в 11% городов.

Сдерживающим фактором для большинства городов стал объем расходов местного бюджета в расчете на одного человека. При этом 28% городов преодолели порог в 60 тыс. рублей.

Алексей Титовский,
глава города Салехарда:

«Эффективное и прозрачное управление – это фундамент для всех наших проектов. Открытый диалог с жителями и бизнесом – мы активно используем механизмы общественных обсуждений, платформы обратной связи и другие инструменты для включения мнения горожан в процесс принятия решений. Приоритетное финансирование получают проекты, имеющие долгосрочный положительный социальный и экологический эффект».

Администрация городского
округа Красногорск

«Усилия органов местного самоуправления направлены на укрепление экономической базы городского округа Красногорск, увеличение доходов бюджета. И в этой связи будет продолжена работа по выявлению резервов повышения доходного потенциала. Привлечение новых налогоплательщиков на территорию городского округа Красногорск, содействие расширению существующих производств, борьба с недоимкой по налоговым платежам и платежам от использования земли и муниципального имущества, своевременная постановка на налоговый учет организаций, ведущих деятельность на территории округа, являются основными направлениями в этой работе».

Елена Васильченко,
начальник управления экономики администрации муниципального образования «Город Краснодар»:

«В целях привлечения инвестиций в экономику города и плодотворного сотрудничества с представителями бизнес-сообществ ведется активная работа по улучшению на территории муниципального образования «Город Краснодар» инвестиционного климата.
Благодаря реализованным инвестиционным проектам в прошлом году было создано порядка 948 рабочих мест.
<…> …Сейчас на сопровождении администрации находится 51 инвестиционный проект на общую сумму более 282 млрд рублей, в рамках которых будет создано 19 тыс. рабочих мест».

Таблица 8. Топ-10 по нескольким показателям блока «Качество управления»

Дисциплина исполнения бюджета Динамика ООТ за последние три года Объем расходов местного бюджета на душу населения
ННД* Р
Архангельск 19,5 -3,7 Чебоксары 99,9 Нарьян-Мар 335,3
Калининград 17,4 -3,4 Курган 87,2 Орел 273,6
Уфа 13,9 -1,8 Биробиджан 79,8 Симферополь 228,6
Великий Новгород 10,4 -0,4 Ижевск 71,0 Волгоград 152,0
Симферополь 9,5 0,0 Южно-Сахалинск 70,5 Южно-Сахалинск 151,2
Чита 13,4 -2,2 Тюмень 66,0 Благовещенск 133,8
Рязань 12,9 -2,0 Грозный 58,0 Анадырь 96,4
Челябинск 13,2 -2,5 Тамбов 56,2 Ростов-на-Дону 90,6
Липецк 18,7 -6,9 Ставрополь 55,6 Калуга 81,4
Пенза 6,0 -0,6 Ханты-Мансийск 53,6 Нижний Новгород 80,6

Источник: «Эксперт РА» по данным Росстата и сайтов городских органов власти

* ННД – налоговые и неналоговые доходы, Р – расходы.

ESG «на районе»: вызовы, адаптация, баланс

Наблюдается не просто копирование международных подходов, а создание уникальных локальных моделей, учитывающих климатические, социально-экономические и культурные особенности каждого региона, что делает ESG-политику более действенной.

Одним из ключевых вызовов остается поиск баланса между экономической эффективностью и устойчивым развитием в условиях ограниченных ресурсов, санкционного давления и структурных изменений в экономике. Это требует инновационных подходов, расширения государственно-частного партнерства, оптимизации бюджетных расходови развития институциональной базы для поддержки ESG-проектов.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что устойчивое развитие перестает быть абстрактной концепцией и превращается в конкретный практический инструмент, влияющий на качество жизни миллионов людей в российских городах.

ESG-оценка городов: что изменилось?

ESG-анализ административных центров регионов РФ2 проводился на основе взвешенной суммы балльных оценок трех разделов: окружающая среда (Environmental), общество (Social) и качество управления (Governance). У каждого раздела свой вес: общество – 50%, окружающая среда – 30%, качество управления – 20%. Использовались 29 показателей, распределенных по трем блокам и рассчитанных с применением сравнительного анализа.

Для расчетов применялись актуальные годовые статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), индекса ВЭБ.РФ, а также материалы сайтов городских органов власти.

По итогам оценки города были отнесены к четырем уровням ESG:

  • наивысший – 15 городов, получивших наиболее высокие баллы,
  • очень высокий – 20 городов,
  • высокий – 20 городов,
  • умеренный – 27 городов, получивших наиболее низкие баллы3.

График 2. Структура интегрального показателя ESG-оценки

График 2. Структура интегрального показателя ESG-оценки

Источник: «Эксперт РА»

Итоговая оценка городов определяется по формуле: ESGj = 0,3xEj + 0,5xSj + 0,2xGj, где:

  • ESGj – интегральный показатель j-го города;
  • Ej – интегральный индекс по разделу «Окружающая среда» j-го города;
  • Sj – интегральный индекс по разделу «Общество» j-го города;
  • Gj – интегральный индекс по разделу «Качество управления» j-го города.

При расчете интегральной оценки использовались следующие показатели:

Окружающая среда
1 Доля расходов местного бюджета на охрану окружающей среды в общем объеме расходов местного бюджета городского округа, %
2 Текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды на душу населения, тыс. рублей
2 Текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды на объект негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), тыс. рублей (новый)
3 Площадь зеленых насаждений от общей площади города, %
3 Площадь зеленых насаждений – комплексный показатель, учитывающий долю площади зеленых насаждений от общей площади и динамику площади зеленых насаждений за последние три года (новый)
4 Площадь зеленых насаждений на душу населения, га (новый)
5 Объем сброса сточных вод на душу населения, млн куб. м
5 Объем сброса сточных вод на объект НВОС, тыс. куб. м (новый)
6 Доля оборотного и повторно-последовательного водоснабжения в общем объеме водопотребления, %
7 Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, %
8 Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на объект НВОС, т (новый)
9 Объем вывезенных за год твердых коммунальных отходов на душу населения, т (новый)
10 Объем СО2, выделяемый при производстве электроэнергии, т/ГВт*ч (новый)
Общество
1 Соотношение среднемесячной заработной платы работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) с величиной прожиточного минимума региона, в котором расположен анализируемый городской округ, %
2 Общий коэффициент естественного прироста (убыли) населения, %
3 Валовой коэффициент охвата дошкольным образованием, в процентах от численности детей в возрасте от одного года до шести лет
4 Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, на 1 тыс. детей
5 Число лечебно-профилактических организаций на 10 тыс. человек населения, шт.
6 Численность врачей всех специальностей на 10 тыс. человек населения, чел.
7 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м
8 Число спортивных сооружений на 10 тыс. человек населения, шт.
9 Численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах на 10 тыс. человек населения, чел.
10 Количество объектов розничной торговли и общественного питания (на 10 000 человек населения), шт.
11 Общий объем всех продовольственных товаров за финансовый год на душу населения, тысяча рублей
12 Средний размер назначенных пенсий, руб.
13 Разница между уровнем заработной платы мужчин и женщин, руб.
10 Ввод в действие общей площади жилых домов на душу населения, кв. м (новый)
11 Уровень безработицы, % (новый)
12 Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, % (новый)
Качество управления
1 Динамика объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства) за последние три года
2 Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства) на душу населения, тыс. рублей
3 Дисциплина исполнения бюджета
4 Отношение общего числа мест, занимаемых женщинами (руководящие позиции), к общему количеству руководящих мест, %
4 Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал, %
5 Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения – комплексный показатель, учитывающий инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения и динамику за последние три года (новый)
6 Ввод в действие общей площади жилых домов на 1000 человек населения
7 Стратегия социально-экономического развития
6 Разрыв в уровне занятости между мужчинами и женщинами, %
7 Объем расходов местного бюджета на душу населения, тыс. рублей (новый)

1 Здесь и далее по тексту ФО – федеральный округ, ДФО – Дальневосточный федеральный округ, ПФО – Приволжский федеральный округ, СЗФО – Северо-Западный федеральный округ, СКФО – Северо-Кавказский федеральный округ, СФО – Сибирский федеральный округ, УФО – Уральский федеральный округ, ЦФО – Центральный федеральный округ, ЮФО – Южный федеральный округ.

2 Москва, Санкт-Петербург и Севастополь не включены в оценку, т. к. являются субъектами РФ – городами федерального значения.

3 Распределение городов по уровням ESG условно, существует методология присвоения городским округам рейтингов ESG, на основании которой «Эксперт РА» предоставляет мнение агентства о том, в какой степени в городском округе реализованы и планируются к осуществлению практики в области устойчивого развития в экологической, социальной сферах и в области управления.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


ESG-оценка российских городов 2025 года: баланс развития в условиях вызовов

Рэнкинг фиксирует устойчивые позиции ряда городов-лидеров и округов (УФО), а также демонстрирует про... 16.09.2025
ESG-оценка российских городов 2025 года: баланс развития в условиях вызовов

Будущее рынка устойчивого финансирования в условиях неопределенности: новые инструменты, старые барьеры

Российский рынок ESG-финансов в 2024-м перешагнул отметку в 500 млрд рублей, при этом объемы размеще... 05.06.2025
Будущее рынка устойчивого финансирования в условиях неопределенности: новые инструменты, старые барьеры

Путь Китая к углеродной нейтральности – меры на государственном и региональном уровнях

Китайская экономика переживает стремительную трансформацию в направлении устойчивого развития. Успеш... 23.01.2025
Путь Китая к углеродной нейтральности – меры на государственном и региональном уровнях

ESG-трансформация регионов: пауза затянулась?

ESG-рейтинги регионов по-прежнему не пользуются популярностью, также как и финансовые инструменты ус... 19.12.2024
ESG-трансформация регионов: пауза затянулась?

5,5 трлн на устойчивость: как российские банки развивают ESG

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело исследование для оценки ESG-кредитования по состоянию на... 11.11.2024
5,5 трлн на устойчивость: как российские банки развивают ESG
Вся аналитика