Региональные финансы, 12.02.2019

Экономическое здоровье российских регионов: текущий уровень и динамика изменений
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Индекс экономического «здоровья» регионов: краткая методология

Индекс экономического «здоровья» регионов используется для оценки текущего уровня развития российских регионов (карта состояний) и для оценки изменений в региональной экономике (карта динамики). Карта состояний позволяет увидеть дифференциацию регионов по текущему уровню развития. Карта динамики позволяет увидеть дифференциацию регионов по темпам изменений: в каких регионах наблюдается позитивная динамика, а в каких идет ухудшение показателей.

Целесообразность разработки данного индекса обусловлена несколькими причинами. Во-первых, существует значительный лаг (более полутора лет), с которым публикуются данные по ВРП (валовому региональному продукту) российских регионов. Причем показатели ВРП не в полной мере отражают ситуацию в регионе: существенная часть ВРП может перераспределяться в пользу Федерального центра, поэтому высокие показатели ВРП в том или ином регионе не в полной мере отражаются на экономическом здоровье населения, бизнеса и бюджета. Во-вторых, различные ведомства публикуют достаточно большие массивы данных по многим аспектам функционирования региональных экономик, причем публикуют достаточно оперативно, с небольшими временными лагами. Использование, по крайней мере, части этих массивов данных в виде интегральных показателей, позволяет, на наш взгляд, более полно отслеживать как текущее состояние экономического «здоровья» региона, так и направление его изменения.

В качестве источников информации выступают оперативные данные ФНС РФ, Министерства финансов РФ, Центрального Банка РФ и Росстата. При расчете большинства используемых показателей используется данные за последние 12 месяцев (принцип «скользящего окна»), а значения балансовых показателей – на последнюю доступную дату.

Показатели для оценки текущего уровня развития региона

Экономическое здоровье населения региона
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума
Оборот розничной торговли на душу населения
Просроченная задолженность по кредитам, предоставленным физ. лицам
Экономическое здоровье регионального бизнеса
Инвестиции в основной капитал на душу населения
Вводы жилья на душу населения
Поступления по налогу на прибыль в КБ региона на душу населения
Поступления по налогам на совокупный доход (налоги на МСБ) в КБ региона на душу
Экономическое здоровье консолидированного бюджета региона
Прямой долг КБ региона к ННД КБ региона
Расходы КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона
ННД Консолидированного бюджета на душу населения

Примечание:

КБ – консолидированный бюджет; ННД – налоговые и неналоговые доходы; Прямой долг – сумма долга Субъекта по государственным облигациям, банковским и бюджетным кредитам, иным долгам, долга муниципалитетов в виде облигаций, банковских кредитов и иных долгов. Не учитывались выданные гарантии и долг муниципалитетов по бюджетным кредитам.

Показатели для оценки изменений (динамики) региональной экономики

Изменение экономического здоровья населения региона
Динамика реальных денежных доходов населения
Динамика розничной торговли в сопоставимых ценах
Динамика доли населения с доходами ниже прожиточного минимума
Динамика уровня просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физ. лицам
Изменение экономического здоровья регионального бизнеса
Динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах
Динамика вводов жилья
Прирост платежей по налогу на прибыль в КБ региона
Прирост платежей по налогу на совокупный доход (МСБ) в КБ региона
Изменение экономического здоровья консолидированного бюджета региона
Динамика прямого долга КБ региона к ННД КБ региона
Динамика расходов КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона
Прирост ННД Консолидированного бюджета на душу населения

С помощью линейных функций и заданных бенчмарков значения указанных показателей преобразовывались в оценке. На основе полученных оценок, а также вектора весов (значения в котором определялись экспертным образом, в том числе, в зависимости от значимости показателя) получались интегральные баллы за текущий уровень (состояние) экономического «здоровья» региона и за экономическую динамику – изменение экономического состояния.

Карта состояний: дифференциация текущего уровня развития российских регионов

Источник: расчеты Эксперт РА
Интегральная оценка по состоянию на начало января 2019 г.

Карта 2. Дифференциация региональной динамики

Источник: расчеты Эксперт РА
Интегральная оценка по состоянию на начало января 2019 г.

Индекс экономического «здоровья» регионов: основные выводы

Текущий уровень развития регионов России характеризуется высокой степенью дифференциации (таблицы 1, 2). Продолжает существовать пропасть между значениями ключевых метрик (благосостояние население, состояние бизнеса и консолидированного бюджета региона) регионов с высоким и низким текущими уровнями развития. У 12 регионов текущий уровень развития оценивается как высокий, у 20 регионов – как выше среднего, у 19 регионов – как средний. Текущий уровень развития 20 и 14 регионов оцениваются как ниже среднего и низкий соответственно.

В 2018 году значения индекса улучшились у подавляющего числа российских регионов (таблица 1, 2). Так, показатели 29 регионов продемонстрировали позитивную динамику (т.е. значимое улучшение показателей), 36 регионов продемонстрировали умеренно-позитивную динамику. Нейтральную динамику показателей зафиксировали у 14 регионов. Умеренно негативную динамику отметили у 6 регионов. По итогам текущего года не выявлены регионы, у которых ключевые показатели интегрально продемонстрировали существенную негативную динамику.

Портрет успешного региона: наличие сырьевой или институциональной ренты, в отдельных случаях дополненный высокодиверсифицированным обрабатывающим сектором (в том числе обрабатывающим добываемое в регионе сырье). Ведущие регионы растут, в том числе благодаря действию «положительной обратной связи»: наличие ресурсов (природных, производственных, платежеспособного населения) способствует высокой экономической и инвестиционной активности, что повышает уровень развития региона и его привлекательность для инвесторов.

Портрет отстающего региона: отсутствие сырьевой ренты и зачатки корпоративного сектора, зависимость региональной экономики от бюджетного финансирования, отток населения в более развитые регионы. Такие регионы могут показывать заметную положительную динамику благодаря небольшому импульсу и эффекту низкой базы. Но чтобы догнать ведущие регионы, им нужно улучшать свои метрики с опережающими темпами, и разовых импульсов для этого недостаточно.

В средне- и долгосрочной перспективе проактивная позиция региональных властей и их системные действия оказывают существенное влияние на уровень и динамику развития региональной экономики, благосостояния населения и эффективности бизнеса.

Таблица 1. Распределение российских регионов по матрице экономического «здоровья» (по состоянию на январь 2019 г.)

Статика

Динамика
Низкий текущий уровень Ниже среднего Средний текущий уровень Выше среднего Высокий текущий уровень
Позитивная динамика 4 региона
2,3 млн чел
5 регионов
7,9 млн чел
7 регионов
13,5 млн чел
7 регионов
11,5 млн чел
6 регионов
17,3 млн чел.
Умеренно-позитивная динамика 3 региона
1,3 млн чел
13 регионов
18,2 млн чел
8 регионов
18,6 млн чел
10 регионов
23,2 млн чел
2 региона
13,0 млн чел
Нейтральная динамика 4 региона
2,7 млн чел
2 региона
2,2 млн чел
3 региона
5,2 млн чел
2 региона
0,9 млн чел
3 региона
5,8 млн чел.
Умеренно-негативная динамика 3 региона
2,2 млн чел
---- 1 регион
0,6 млн чел
1 регион
0,3 млн чел
1 регион
<0,1 млн чел
Негативная динамика ---- ---- ---- ---- ----

Источник: расчеты Эксперт РА
По состоянию на январь 2019 г.

Таблица 2. Экономическое здоровье российских регионов: интегральный рэнкинг регионов по оценке текущего уровня и динамики изменений

Источник: Росстат, Минфин РФ, ЦБ РФ, расчеты Эксперт РА

Экономическое здоровье населения

Регионы с высоким текущим уровнем развития характеризуются повышенной покупательной способностью среднедушевых доходов населения, которые позволяют приобрести 2,4 или выше фиксированных набора потребительских товаров и услуг по ценам, характерным для конкретного региона (таблица 3). В таких регионах пониженная доля населения с доходами ниже прожиточного уровня и достаточно низкий уровень просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам (за исключением жителей г. Москвы, у которых уровень просроченной задолженности по кредитам превышает уровень других регионов из топ-10, а также среднероссийский на последнюю доступную дату).

Регионы с низким текущим уровнем развития характеризуются низкой покупательной способностью среднедушевых доходов населения. Например, в случае Республики Тыва среднедушевые денежные доходы чуть меньше стоимости фиксированного набора товаров и услуг, а в Калмыкии, КЧР и Ингушетии среднедушевые доходы только в среднем на 21% превышают стоимость фиксированного набора товаров и услуг по ценам, характерным для указанного региона. В регионах этой группы высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума: например, в Тыве и в Ингушетии доля такого населения доходит до 40,5% и 32,0% соответственно. В тоже время ситуация с платежной дисциплиной населения по обслуживанию кредитов достаточно сильно отличается между регионами данной группы. Например, в Республике Марий-Эл уровень просрочки ниже среднероссийского (отчасти это может объясняться более низким объемом задолженности, приходящейся на одного жителя и, как следствие, смещением выборки предоставленных кредитов в сторону более качественных заемщиков в указанном регионе). В тоже время в Карачаево-Черкессии и в Ингушетии уровень просроченной задолженности по кредитам населению по состоянию на 01.12.2018 г. составил 10,5% и 16,5% соответственно.

У 61 региона из 85 показатели экономического «здоровья» населения за последние 12 месяцев демонстрируют положительную динамику (таблица 4). Причем у 9 регионов позитивная динамика была у всех четырех используемых показателей.

 

Таблица 3. Рэнкинг регионов по интегральной оценке текущего уровня экономического здоровья населения

Источник: Росстат, ЦБ РФ, расчеты Эксперт РА

Таблица 4. Рэнкинг регионов по интегральной оценке динамики (темпов изменения) экономического здоровья населения в 2018 году

Источник: Росстат, ЦБ РФ, расчеты Эксперт РА

Экономическое здоровье регионального бизнеса

Лидирующие позиции по текущему уровню экономического «здоровья» регионального бизнеса (таблица 5) занимают регионы, у которых высокая интенсивность инвестиционных процессов, достаточно высокая эффективность компаний и относительно развитый малый бизнес. Признаком эффективности компаний и развитости малого бизнеса являются относительно высокие поступления по налогу на прибыль и налогу на совокупный доход. У ведущих регионов также высокий уровень вводов жилья, что свидетельствует о наличии платежеспособного спроса (в том числе с привлечением жителей соседних регионов), наличии соответствующей инфраструктуры – строительной, энергетической, финансовой и т.д. Отметим, что у ряда регионов из топ-10 – небольшая численность населения, поэтому получаются достаточно высокие удельные показатели инвестиций, поступлений по налогу на прибыль и налогов от малого бизнеса.

Таблица 5. Рэнкинг регионов по интегральной оценке текущего состояния экономического здоровья регионального бизнеса

Источник: Росстат, Минфин РФ, расчеты Эксперт РА

Положительная динамика показателей экономического «здоровья» регионального бизнеса также наблюдается у 61 региона из 85 (таблица 6). При этом у 14 регионов все четыре рассматриваемых показателя за последние 12 месяцев продемонстрировали позитивную динамику.

Таблица 6. Рэнкинг регионов по интегральной оценке динамики (темпов изменения) экономического здоровья регионального бизнеса в 2018 году

Источник: Росстат, Минфин РФ, расчеты Эксперт РА

Экономическое здоровье региональных консолидированных бюджетов

Лидирующие позиции по текущему уровню экономического «здоровья» консолидированных бюджетов (таблица 7) занимают регионы, у бюджетов которых практически отсутствует долг и, как следствие, отсутствует необходимость направлять часть своих налоговых и неналоговых доходов (ННД) на его обслуживание. Отсутствие (или низкий уровень) долговой нагрузки обусловлен как высокими показателями значения ННД на душу населения (высокой самостоятельной бюджетной обеспеченностью), так и консервативной долговой политикой финансовых властей региона. У отстающих регионов по данному интегральному показателю – наоборот, достаточно высокое соотношение прямого долга и ННД, существенная часть ННД направляется на выплату процентов (например, у Мордовии процентные расходы составляют почти 8,8%), а также низкие показатели удельных налоговых доходов, которые генерирует экономика региона.

Для консолидированных бюджетов подавляющего большинства российских регионов завершившийся 2018 г. был лучшим бюджетным годом за последние минимум 7 лет (таблица 8). Профицит консолидированных бюджетов российских регионов превысил 500 млрд рублей. Показатели консолидированного бюджета улучшились у 81 региона из 85. Часть этого профицита была направленна на снижение государственного долга. Также указанный профицит позволит профинансировать расходы 2019 года, в том числе связанные с исполнением новых майских указов Президента РФ.

Наиболее сильные позитивные изменения бюджетных показателей зафиксированы у регионов, у которых относительно низкий текущий уровень «здоровья» регионального бюджета, т.е. реализовался эффект низкой базы. Так, у Хакассии и Карелии прямой долг к ННД снизился на 36% относительно значений год назад, у КБР – на 28%. Также у Хакассии на 7 процентных пунктов снизились расходы на обслуживание долга относительно ННД.

Благодаря позитивной внешнеэкономической конъюнктуре и эффективному управлению профицитом, существенно снизилась долговая нагрузка у Кемеровской области.

Существенно ухудшение – только у Республики Мордовии, у которой увеличилась долговая нагрузка (прямой долг к ННД) и увеличились расходы на обслуживание долга (относительно ННД).

Таблица 7. Рэнкинг регионов по интегральной оценке текущего состояния экономического здоровья консолидированных бюджетов

Источник: Минфин РФ, расчеты Эксперт РА

Таблица 8. Рэнкинг регионов по интегральной оценке динамики (темпов изменения) экономического здоровья консолидированных бюджетов

Источник: Минфин РФ, расчеты Эксперт РА

Приложение 1. Пояснения по расчету отдельных показателей

Показатели, характеризующие текущий уровень экономического здоровья Региона

Покупательная способность среднедушевых денежных доходов рассчитывалась как соотношение среднедушевых доходов населения Региона и стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в данном Регионе, который Росстат рассчитывает для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения. При расчете данного показателя используется принцип сдвигающегося окна - в числителе и в знаменателе используются значения, усредненные за последние 12 календарных месяцев. Предполагается, что чем лучше состояние экономического здоровья населения, тем выше покупательная способность среднедушевых доходов населения.

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума - используются данные Росстата за последний завершившийся год. Предполагается, что чем лучше состояние экономического здоровья населения, тем ниже доля населения, доходы которого ниже прожиточного минимума в данным Регионе.

Оборот розничной торговли на душу населения рассчитывался как соотношение оборота розничной торговли за последние 12 месяцев (принцип «сдвигающегося окна») к последним официальным данным по численности населения в Регионе. Предполагается, что более высокие обороты розничной торговли, при прочих равных, соответствуют более высокому уровню экономического здоровья населения. В текущей версии индекса, показатель оборота розничной торговли на душу населения не корректировался на уровень дифференциации уровня цен, так как эта дифференциация явно учтена при расчете покупательной способности среднедушевых денежных доходов.

Просроченная задолженность по кредитам, предоставленных физическим лицам, рассчитывалось как соотношение просроченной задолженности к общему объему задолженности на указанную дату (например, на 01.12.2018). Предполагается, что ухудшение экономического здоровья населения, при прочих равных, ведет к росту просроченной задолженности по кредитам, предоставленных физическим лицам.

При расчете индекса экономического здоровья регионов не учитывались показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда в конкретном регионе (уровень безработицы): уровень безработицы, рассчитанной по методологии МОТ. В силу особенностей сбора данных указанный показатель, как принято считать, не в полной мере отражает ситуацию на рынке труда. В свою очередь, уровень зарегистрированной безработицы, который, как правило составляет 0,5%-1,5%, также не является показателем, который объективно оценивает ситуацию на рынке труда. В дальнейшем возможно включение в расчет индекса показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда в конкретном регионе.

Инвестиции в основной капитал на душу населения рассчитывались как соотношение объема инвестиций в основной капитал (по полному кругу хозяйствующих субъектов) за счет всех источников финансирования за последние 12 месяцев (принцип «сдвигающегося окна») к последним официальным данным по численности населения в Регионе. Предполагается, что более высокая интенсивность инвестиционных процессов в экономике региона соответствует более высокому уровню экономического здоровья региональной экономики. В текущей версии индекса учитывались инвестиции за всех источников финансирования: бюджетные и частные.

Вводы жилья на душу населения рассчитываются как соотношение данных по строительству жилых домов (тыс.кв. метров общей площади жилых помещений) за последние 12 месяцев (принцип «сдвигающегося окна») к последним официальным данным по численности населения в Регионе. Уровень вводов жилья является интегральным показателем, который характеризует состояние отдельных секторов экономики региона (строительный сектор и др.), уровень платежеспособного спроса в регионе, эффективность усилий региональных властей по развитию жилищного рынка и строительного сектора, а также по развитию необходимой инфраструктуры. Предполагается, что более высокие объемы жилищного строительства соответствует более высокому уровню экономического здоровья региона.

Поступления по налогу на прибыль в КБ Региона на душу населения рассчитываются как поступления по налогу на прибыль в региональный бюджет за последние 12 месяцев (принцип «сдвигающегося окна») к последним официальным данным по численности населения в Регионе. Предполагается, что более высокие значения данного показателя свидетельствуют о больших масштабах и эффективности регионального бизнеса и, как следствие, о более высоком уровне экономического здоровья региона. И наоборот, в случае, если в Регионе слабый бизнес, который не в состоянии генерировать значимую прибыль, у этого показателя – низкие значения.

В качестве показателя, который характеризует состояние регионального малого и, частично, среднего бизнеса, использовались данные по налогам на совокупный доход, основными плательщиками которого являются предприятия малого бизнеса. Поступления по налогам МСБ в КБ Региона на душу рассчитывались как поступления по налогу на совокупный доход за последние 12 месяцев (принцип «сдвигающегося окна») к последним официальным данным по численности населения в Регионе. Предполагается, что если в регионе заметный малый бизнес, то он генерирует некоторый уровень налоговых платежей. В случае, если поступления по налогу на совокупный доход – не значительны, это может свидетельствовать либо об отсутствии заметного малого бизнеса, либо о его скорее «неформальном» характере.

При расчете показателя «Прямой Долг к ННД КБ Региона» учитывалась объем долга Субъекта РФ по: государственным облигациям, по банковским кредитам, по бюджетным кредитам (предоставленных Федеральным бюджетом), по иным долговым обязательства, а также объем долга муниципалитетов по: государственным облигациям, по банковским кредитам и по иным обязательствам. Соответственно, при расчете прямого долга КБ Региона не учитывались долг муниципалитетов по бюджетным кредитам (так как существенная его часть предоставлена, как правило, бюджетом Субъекта) и сумма предоставленных государственных гарантий. Показатель рассчитывается как соотношение суммы вышеуказанных обязательств на начало месяца (отчетная дата) к объему налоговых и неналоговых доходов (ННД) консолидированного бюджета Региона за 12 месяцев, предшествующих отчетной дате (принцип «сдвигающегося окна»). Предполагается, что более высокое значение данного показателя обусловлен значительными дефицитами прошлых лет, вызванных, в том числе, недостаточными поступлениями ННД в следствие относительной слабости экономики региона.

При расчете показателя «Расходы КБ Региона на обслуживание долга к ННД КБ Региона» учитывались расходы на выплату процентов по долгу, которые были понесены региональным бюджетом и муниципальными бюджетами. Чем выше значение данного показателя, тем большую часть своих доходов Регион вынужден направлять на обслуживание долга, а не на выплату зарплат региональным бюджетникам и развитие экономики региона.

Показатели, характеризующие изменение во времени (динамику) экономического здоровья Региона

В качестве показателя, характеризующего динамику реальных денежных доходов населения, использовались официальные данные по динамике реальных денежных доходов в текущем году относительно соответствующего периода прошлого года. Положительные значения показателя соответствуют росту реальных денежных доходов населения и улучшению экономического здоровья населения.

В качестве показателя, характеризующего динамику розничной торговли использовались официальные данные по динамике розничной торговли в сопоставимых ценах в % к соответствующему периоду предыдущего года. Положительные значения показателя соответствуют реальному росту розничной торговли и улучшению экономического здоровья населения.

Динамика доли населения с доходами ниже прожиточного минимума рассчитывалась как разница между значением показателя за последний имеющийся год (например, 2017) и средним значением за три предыдущих года (например, 2014-2016 гг.). Соответственно, значение показателя показывает на сколько процентных пунктов текущая доля населения с указанными доходами увеличилась или уменьшилась относительно среднего уровня за предыдущие годы. Отрицательное значение показателя свидетельствует об уменьшении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и, соответственно, об улучшении экономического здоровья населения Региона.

Динамика уровня просроченной задолженности по кредитам, предоставленных физических лицам рассчитывалась как разница между значением показателя на последнюю отчетную дату (например, на 01.12.2018) и средним значением уровня просроченной задолженности на начало аналогичного месяца за три предыдущих года (например, усреднение за 01.12.2015, 01.12.2016, 01.12.2017). Соответственно, значение показателя показывает на сколько процентных пунктов текущий уровень просроченной задолженности увеличился или уменьшился относительно среднего уровня за предыдущие годы. Отрицательное значение показателя свидетельствует об уменьшении уровня просроченной задолженности, соответственно, об улучшении экономического здоровья населения Региона.

В качестве показателя, характеризующего динамику инвестиций в основной капитал сопоставимых ценах использовались официальные данные по динамике инвестиций в текущем году относительно соответствующего периода прошлого года. Положительные значения показателя соответствуют росту инвестиционной активности и улучшению экономического здоровья региональной экономики.

При расчете динамики вводов жилья использовался принцип «сдвигающего окна» - вводы жилья за последние 12 календарных месяцев сопоставлялись с вводами за предыдущие 12 месяцев. Положительные значения показателя свидетельствуют о росте вводов и, как следствие, об улучшении экономического здоровья региональной экономики.

При расчете прироста платежей по налогу на прибыль в КБ Региона использовался принцип «сдвигающего окна» - платежи по налогу на прибыль за последние 12 календарных месяцев сопоставлялись со значением за предыдущие 12 месяцев. Положительные значения показателя свидетельствуют о росте поступлений платежей по налогу на прибыль, что, при прочих равных, является признаком роста налоговой базы, масштабов и эффективности бизнеса, и, как следствие, свидетельствует об улучшении экономического здоровья региональной экономики.

При расчете прироста платежей по налогу совокупный доход в КБ Региона использовался принцип «сдвигающего окна» - платежи по указанному налогу ь за последние 12 календарных месяцев сопоставлялись со значением за предыдущие 12 месяцев. Положительные значения показателя свидетельствуют о росте поступлений платежей по налогу совокупный доход, что, при прочих равных, является признаком роста налоговой базы, масштабов и эффективности малого бизнеса, и, как следствие, свидетельствует об улучшении экономического здоровья региональной экономики.

Динамика прямого долга КБ Региона к ННД КБ Региона рассчитывалась как разница между значением показателя на последнюю отчетную дату (например, на 01.12.2018) и показателем на начало аналогичного месяца в предыдущем году (т.е. на 01.12.2017). Соответственно, значение показателя показывает на сколько процентных пунктов текущий уровень долговой нагрузки увеличился или уменьшился относительно уровня на начало аналогичного месяца в предыдущем году. Отрицательное значение показателя свидетельствует об уменьшении уровня долговой нагрузки (за счет роста ННД, уменьшения номинального объема долга или за счет действия обоих показателей) и, соответственно, об улучшении экономического здоровья Консолидированного бюджета Региона.

Динамика расходов КБ Региона на обслуживание долга к ННД КБ Региона рассчитывалась по принципу сдвигающегося окна – разница между текущим значением показателя (например, расходы на обслуживание долга за последние 12 месяцев к ННД за аналогичный период) и значением показателя за предыдущий период. Соответственно, значение показателя показывает на сколько процентных пунктов текущий уровень расходов на обслуживание долга увеличился или уменьшился относительно уровня в предыдущем периоде. Отрицательное значение показателя свидетельствует об уменьшение расходов на обслуживание долга (за счет рост ННД, снижение процентных расходов или за счет действия обоих показателей) и, соответственно, об улучшении экономического здоровья Консолидированного бюджета Региона.

Динамика ННД Консолидированного бюджета на душу населения рассчитывалось как изменение ННД на душу за последние 12 месяцев относительно значений за предыдущие 12 месяцев. Положительные значения показателя свидетельствуют о росте ННД на душу и, при прочих, об улучшении экономического здоровья консолидированного бюджета Региона.

Метод расчета оценок и баллов

Значения статических показателей преобразовывались в оценке с помощью линейной функции вида

z = 2 *( x – a) / (b – a) -1

Где:

z – оценка; принимает значения в диапазоне [-100%, +100%];

х – значение показателя;

a – значение показателя, соответствующее минимальной оценке (т.е. значение нижнего бенчмарка для данного показателя);

b – значение показателя, соответствующее максимальной оценке (т.е. значение верхнего бенчмарка для данного показателя);

Если значение показателя находится вне заданного бенчмарками диапазона, соответствующая ему оценка устанавливается на уровне -100% или 100%, без учета функциональной зависимости.

Для показателей, характеризующих текущий уровень, значения бенчмарков a и b определялось экспертным путем, в том числе на основе анализа распределения значений показателя по регионам. Соответственно, относительно низким значениям показателей (как правило, ниже медианного значения по выборке) соответствовали отрицательные оценки.

Для показателей, характеризующих динамику, уровень бенчмарков a и b определялся экспертным путем. Значения бенчмарков, как правило, симметричны относительно 0, соответственно, отрицательным значениям показателей (положительным, в случае инвертированных показателей) соответствуют отрицательные оценки (положительные, в случае инвертированных показателей).

На основе полученных оценок, а также вектора весов (значения в котором определялись экспертным образом, в том числе, в зависимости от значимости показателя) получались интегральные баллы за текущий уровень (состояние) экономического здоровья Региона и за экономическую динамику – изменение экономического состояния.

1 См. Приложение 1 – пояснения по расчету отдельных показателей

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциями

После потрясений 2022 года региональные бюджеты и их экономика в 2023-м вошли в фазу стабильной вола... 13.03.2024
Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциями

Миграция населения РФ в 2023: кадровый голод

На фоне сложившихся событий с 2022 года и по настоящее время особое внимание на себя обращает изменч... 26.12.2023
Миграция населения РФ в 2023: кадровый голод

Инвестиционная привлекательность регионов: рокировка позиций в новых условиях

Инвестиционная привлекательность регионов из-за событий 2022 года ослабела. В соответствии с расче... 16.10.2023
Инвестиционная привлекательность регионов: рокировка позиций в новых условиях

Региональные бюджеты – 2023: с запасом прочности

Исполнение региональных бюджетов на протяжении последних двух лет с агрегированным профицитом, отсут... 10.05.2023
Региональные бюджеты – 2023: с запасом прочности

Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2022 года и прогноз на 2023-й

Спустя год после ковидного кризиса экономическое здоровье регионов снова ухудшилось в результате сан... 10.04.2023
Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2022 года и прогноз на <span style=2023-й">
Вся аналитика