Содержание
- Резюме
- Экономическое здоровье российских регионов в 2024 году: позитивные тренды сохранились
- Экономическое здоровье населения второй год улучшается наиболее позитивными темпами
- Экономическое здоровье регионального бизнеса показывает разнонаправленную динамику
- Экономическое здоровье консолидированных бюджетов регионов улучшилось, несмотря на увеличение расходов на обслуживание долгов
- 2025 год с умеренным настроем
- Карты
- Экономическое здоровье регионов: краткая методология



Резюме
В 2024 году наметившиеся ранее позитивные тенденции экономического здоровья регионов сохранились: в 80 из них интегральная динамика показателей находилась в положительной зоне. Наиболее серьезную поддержку благосостоянию населения второй год подряд оказал рост реальных денежных доходов, который наблюдался во всех регионах и в целом по стране составил +8,4%1 к уровню 2023-го. Среди главных факторов роста доходов – сохраняющийся дефицит кадров.
Динамика экономического здоровья регионального бизнеса выглядела более сдержанно (улучшение только в 58 регионах), главным ограничивающим фактором стало снижение поступлений по налогу на прибыль организаций в более чем половине регионов. Экономическое здоровье консолидированных региональных бюджетов улучшилось в 75 субъектах РФ, чему способствовала более позитивная динамика по другим отчислениям, которая позволила нарастить налоговые и неналоговые доходы на душу населения в 79 регионах, что в совокупности с сокращением прямого госдолга в 68 из них привело к снижению долговой нагрузки2 в среднем по всем субъектам РФ с 18,5 до 15,8%. При этом в 2024 году наблюдалось увеличение расходов на обслуживание долга: расходы на обслуживание консолидированного долга выросли в денежном выражении в 61 регионе, а относительно ННД – в 55.
По ожиданиям агентства «Эксперт РА» динамика экономического здоровья регионов в 2025 году замедлится на фоне сохраняющейся макроэкономической нестабильности, а также жесткой денежно-кредитной политики. Совокупность данных факторов приведет к большему замедлению инвестиционной активности бизнеса, усилению разбалансировки региональных бюджетов в связи с более сдержанными поступлениями доходов и ростом расходов на исполнение социально-экономических обязательств. Рост доходов населения будет более сдержанным относительно 2024 года в связи с частичным исчерпанием резервов бизнеса для конкуренции за трудовые ресурсы, что в свою очередь окажет влияние на снижение потребительского спроса.
Экономическое здоровье российских регионов в 2024 году: позитивные тренды сохранились
В 2024-м для 80 регионов динамика показателей экономического здоровья осталась в позитивной зоне, что отражает сохраняющуюся второй год тенденцию восстановления от шоков санкционного давления и макроэкономической нестабильности. Регионы в определенной степени уже преуспели в налаживании импортозамещающих производств, одним из драйверов экономики также остался сектор ОПК, при этом возникшая конкуренция за трудовые ресурсы в значительной степени обусловила рост доходов населения. В то же время сдерживающее влияние на динамику оказывают высокая стоимость заемных ресурсов и негативная демографическая ситуация.
По итогам интегральной оценки текущего уровня экономического здоровья регионов за 2024 год в группу лидеров вошли два крупнейших города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), два региона с ресурсным уклоном экономики (Сахалинская область и Ямало-Ненецкий автономный округ), а также Ленинградская область. В группы по экономическому здоровью от «выше среднего» (1В) до «ниже среднего» (3В) входит более половины регионов (53), только восемь относятся к группам с пониженным экономическим здоровьем (2С и 1С) и 24 субъекта РФ – к группам с повышенным здоровьем (1А, 2А, 3А).
Таблица 1. Распределение регионов по уровням экономического здоровья*
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, Банка России, портала «Электронный бюджет», Минфина России
* Внутри групп регионы располагаются в алфавитном порядке.
Экономическое здоровье населения второй год улучшается наиболее позитивными темпами
Как и годом ранее, экономическое здоровье населения продемонстрировало наиболее позитивные тенденции: во всех регионах интегральная оценка динамики показателей оказалась в положительной зоне. В трех регионах – Мурманской области, Республике Коми и Севастополе – сложился минимальный рост реальных денежных доходов населения, и как следствие, в первых двух снизился объем платных услуг населению и увеличилась доля просроченной кредиторской задолженности физлиц, а в Севастополе снизился оборот розничной торговли.
Сохраняющийся дефицит кадров, который в т. ч. обусловлен негативной демографической ситуацией, остался одним из ключевых факторов роста доходов населения. В 2024 году безработица в среднем по стране снизилась до рекордных 2,5%, а уровень занятости населения достиг своего максимума за последние восемь лет и составил 61,4% (в отдельных регионах показатель превысил 70%, в частности в Чукотском автономном округе – 79,1% и ЯНАО – 73,9%). На этом фоне в совокупности с увеличением выплат участникам СВО и их семьям реальные денежные доходы населения выросли на 8,4% (в 2023 году рост был на 6,5%), при этом в 14 регионах доходы повысились более чем на 10% (наибольшее значение зафиксировано в Республике Калмыкия и Орловской области – 14,8 и 14,3% соответственно).
Несмотря на рекордно высокий уровень ключевой ставки Банка России, отмеченный рост денежных доходов населения способствовал дальнейшему увеличению потребительского спроса граждан на товары и услуги. По итогам 2024 года оборот розничной торговли увеличился в 83 регионах, объем платных услуг населению – в 66, индекс потребительских цен в среднем по стране составил 109,5% (максимальное значение было зафиксировано в Чувашской Республике и Республике Дагестан – 111,0%). Также в 63 регионах снизилась доля просроченной кредиторской задолженности.
В интегральной оценке экономического здоровья населения за 2024 год лидирующие позиции сохранились за двумя крупнейшими городами федерального значения, экономически развитыми и ресурсными регионами, где покупательная способность доходов населения составляет не менее 2,5 фиксированного набора потребительских товаров и услуг по ценам, характерным для конкретного субъекта РФ. В группе данных регионов оборот розничной торговли на душу населения превышает 319 тыс. рублей. Занятость населения по данной группе выше среднероссийского значения. Доля просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, для большинства регионов, кроме Магаданской и Сахалинской областей, также находится ниже среднероссийского уровня. Среди лидеров в большей степени преобладают регионы, где уровень инфляции ниже, чем среднероссийский показатель, исключением выступают города федерального значения.
Таблица 2. Экономическое здоровье населения всех регионов с наиболее высокими и низкими уровнями улучшилось в 2024 году*
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, Банка России
* Внутри групп регионы располагаются в алфавитном порядке.
В 2024 году экономическое здоровье населения всех регионов с низким уровнем поправилось (интегральная динамика показателей у всех позитивная), однако его величина по-прежнему невысокая. В частности, на среднедушевые денежные доходы населения можно купить не более 2,2 фиксированного набора потребительских товаров и услуг (в Республике Ингушетия и вовсе только 1,4), во всей десятке уровень занятости населения ниже среднероссийского значения, в т. ч. наименьший – в Республике Адыгея (50,3%). В данную группу входят несколько регионов с наиболее существенным ростом цен (Республики Дагестан и Алтай и второй год подряд – Республика Марий Эл – в топ-10 по ИПЦ) и наиболее высоким уровнем просроченной кредиторской задолженности (Республики Ингушетия, Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, а также Республика Дагестан и Карачаево-Черкесская Республика – в топ-5).
Экономическое здоровье регионального бизнеса показывает разнонаправленную динамику
По итогам 2024 года динамика экономического здоровья бизнеса на фоне результатов 2023-го выглядит более сдержанно: интегральная оценка динамики показателей находилась в позитивной зоне в 58 регионах (при 77 – по итогам 2023-го), при этом одновременно по всем составным показателям улучшение наблюдалось лишь в восьми регионах. В структуре показателей блока динамика разнонаправленная.
Среди рассматриваемых показателей наиболее негативные тенденции были характерны для налога на прибыль организаций, что связано с высокой базой прошлого года, результатом введения международных санкций и значительным ростом цен на высокотехнологичное оборудование, снижением прибыли налогоплательщиков и курсовыми разницами. В среднем по всем регионам поступления налога сократились на 4% по сравнению с 2023 годом, снижение поступлений налога на прибыль организаций на душу населения в консолидированный региональный бюджет наблюдалось в 50 регионах. Более чем в два раза снизились поступления в Кемеровской области в связи с ухудшением финансовых результатов угледобывающих предприятий области в результате падения цен на уголь, роста логистических и экспортных затрат, а также логистических ограничений отгрузки угля. Среди регионов с наибольшей динамикой поступлений по налогу на прибыль организаций в консолидированные региональные бюджеты можно отметить Республику Тыва (поступления приросли в два раза г\г в связи увеличением объемов добычи полезных ископаемых и объемов строительных работ), Магаданскую область (в 1,8 раза в связи с ростом цен на реализацию драгметаллов и добычу золота) и Ненецкий автономный округ (в 1,7 раза в связи увеличением объемов добычи природных ресурсов, ростом цены на нефть и курсовой разницей). Динамика поступлений по налогу на совокупный доход в консолидированный региональный бюджет находилась в положительной зоне во всех регионах, однако это связано не только с активным развитием малого и среднего бизнеса, но и тем, что были расширены критерии признания МСП в части перехода бизнеса на УСН. Наибольший прирост поступлений зафиксирован в Республике Калмыкия (в 2,5 раза в связи с ростом числа субъектов МСП, которому способствовали действия специального налогового режима и мер поддержки бизнесменов, в т. ч. самозанятых граждан).
Инвестиционная активность по итогам 2024 года остается позитивной (в среднем по всем регионам инвестиции в основной капитал увеличились в сопоставимых ценах на 7,4% к уровню 2023-го), рост инвестиций наблюдался в 65 субъектах РФ. Лидерами стали Республика Калмыкия с ростом в 1,6 раза в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов: строительство Красинской солнечной электростанции и агропромышленного парка на территории Элисты, а также Ленинградская, Новосибирская и Вологодская области – в этих регионах увеличение инвестиций составило порядка 40%. Тем не менее сокращение объема инвестиций в 2024 году произошло в 20 субъектах РФ, крупнейшее снижение наблюдалось в Камчатском крае (-29,6%), которое обусловлено высокой базой 2023-го на фоне значительного прироста вложений ПАО «Новатэк» по инвестиционному проекту «Строительство морского перегрузочного комплекса СПГ в б. Бечевинская». Кроме того, снижение инвестиций в основной капитал более чем на 20% отмечается в Чувашской Республике, Владимирской области и Республике Ингушетия.
Строительный сектор в 2024 году просел: объем ввода жилья (жилые дома, построенные населением, жилые здания) сократился на 5% относительно уровня 2023-го, что в основном связано с переносом сроков сдачи жилья из-за снижения спроса на фоне высоких ставок кредитования, а также завершением основной части программы льготной ипотеки. Наиболее сильно сокращение ощутили регионы Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов.
В интегральной оценке экономического здоровья регионального бизнеса регионы-лидеры имеют высокие показатели инвестиционной активности (не менее 270 тыс. рублей инвестиций в основной капитал на душу населения), отчислений налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет региона (не менее 42 тыс. рублей на душу населения) и ввода жилья (не менее 0,7 кв. м. на душу населения), в восьми из 10 регионах поступления по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет региона на душу населения превышают 7,5 тыс. рублей. Интегральная динамика экономического здоровья бизнеса для лидеров также находится в положительной зоне, исключением являются Красноярский край и Республика Саха (Якутия), где наблюдалась отрицательная динамика поступления налога на прибыль организаций.
Таблица 3. Региональный бизнес чувствует себя наиболее благополучно в городах федерального значения и ресурсных регионах*
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, Банка России, портала «Электронный бюджет»
* Внутри групп регионы располагаются в алфавитном порядке.
В группе регионов с низким уровнем экономического здоровья бизнеса деятельность бизнеса крайне слабая, инвестиционная активность не превышает 113 тыс. рублей на душу населения, а ее минимальные значения достигают 35,7 тыс. рублей в Республике Ингушетия. Поступления по налогу на прибыль в консолидированный бюджет региона по данной группе регионов не превышает 15 тыс. рублей на душу населения. В шести из 10 субъектов РФ душевые поступления по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет региона не превышают 5,5 тыс. рублей, из них четыре имеют самые низкие показатели отчислений данного налога среди российских регионов.
Экономическое здоровье консолидированных бюджетов регионов улучшилось, несмотря на увеличение расходов на обслуживание долгов
Экономическое здоровье консолидированных региональных бюджетов улучшилось в 75 субъектах РФ, чему способствовала позитивная динамика налоговых и неналоговых поступлений, а также сокращение прямого долга, несмотря на увеличение расходов на обслуживание долга на фоне повышения кредитных ставок.
По итогам 2024-го поступления налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) увеличились на 14,5% к уровню 2023-го (при 15,3% годом ранее), рост наблюдался в 79 регионах, и максимальный отмечался в Магаданской области – на 43,6% (в связи со значительным ростом поступлений по налогу на прибыль организаций, НДФЛ и налогу на добычу полезных ископаемых) и Республике Калмыкия – на 36,5% (в связи с ростом поступлений по НДФЛ и УСН). В ушедшем году высокие темпы роста задавал НДФЛ, который в среднем по всем регионам увеличился на 25,2%, тем самым смягчив просадку по налогу на прибыль организаций. Позитивная динамика НДФЛ наблюдалась во всех регионах страны, максимальная была зафиксирована в Калининградской, Вологодской областях и Республике Калмыкия, увеличение поступлений в которых составило более чем на 40%.
В 2024 году агрегированный бюджетный дефицит консолидированных региональных бюджетов был зафиксирован в 49 регионах, но суммарно его объем составил лишь 344,7 млрд рублей (1,7% от ННД), при этом для ряда регионов дефицит носил технический характер, т. к. был покрыт инфраструктурными бюджетными кредитами (далее – ИБК) и остатками средств на счетах. Совокупный объем прямого долга за 2024 год снизился на 2,1% к уровню 2023-го и в абсолютном выражении составил 3,2 трлн рублей, сокращение долга было зафиксировано в 68 регионах. Объем облигационных займов сократился в 34 регионах совокупно на 28,3%, при этом объем банковских кредитов вырос в 31 регионе на 34,3%, что связано с нежеланием регионов фиксировать в долгую высокие процентные ставки через облигации (при этом наблюдался интерес к флоатерам, из восьми вышедших на облигационный рынок три региона разместили выпуски с плавающим купоном: Амурская область, Новосибирская область и Республика Саха (Якутия)) и приоритезацией в пользу более краткосрочных банковских кредитов. Объем бюджетных кредитов сократился в 60 регионах, что связано с погашением части из них, привлеченных ранее, в т. ч. предоставленных на опережающее финансирование расходов, а также началом погашения ИБК. Как итог в структуре прямого долга доля облигационных займов сократилась до 12,2%, доля бюджетных кредитов составила 76,8%, банковских – 11%.
В т. ч. на фоне опережающего роста ННД долговая нагрузка снизилась в 68 регионах, наибольшее сокращение сложилось в Карачаево-Черкесской Республике (-24,2 п. п. в связи с погашением части банковских и бюджетных кредитов, а также полным погашением облигационных займов) и Республике Мордовия (-22,9 п. п. в связи с частичным погашением банковских кредитов). В среднем по всем регионам долговая нагрузка снизилась с 18,5 до 15,8%. Несмотря на позитивную динамику долговой нагрузки, в 2024 году наблюдалось увеличение расходов на обслуживание долга: расходы на обслуживание консолидированного долга выросли в денежном выражении в 61 регионе, а относительно ННД – в 55. Рост расходов на обслуживание долга обусловлен привлечением регионами дорогих коммерческих заимствований.
В интегральной оценке экономического здоровья консолидированных бюджетов регионов в десятку лидеров входят семь ресурсных субъектов РФ, а также город федерального значения Москва. В целом для группы регионов характерна значительная бюджетная обеспеченность (объем ННД консолидированного бюджета на душу населения (скорректированный на стоимость фиксированного набора), превышающая 150 тыс. рублей, за исключением Вологодской и Иркутской областей), и долговая нагрузка ниже среднероссийского уровня (кроме Чукотского автономного округа), при этом расходы на обслуживание консолидированного долга составляют не более 0,3% от ННД (максимальное значение 0,3% в Сахалинской области, а минимальное 0,01% – ЯНАО). Несмотря на снижение показателя ННД на душу населения в ХМАО (в виду роста численности населения на 01.01.2025), регион, как и годом ранее, вошел в десятку лидеров.
Таблица 4. Позитивная динамика наблюдается в большинстве регионов с наиболее высоким и низким уровнями по экономическому здоровью консолидированных бюджетов регионов *
Источник: портал «Электронный бюджет», Минфин России, расчеты агентства «Эксперт РА»
* Внутри групп регионы располагаются в алфавитном порядке.
В группе с низким уровнем по экономическому здоровью консолидированных бюджетов долговая нагрузка превышает 44% (кроме Карачаево-Черкесской Республики), и максимальное значение зафиксировано в Архангельской области – 75%. Расходы на обслуживание консолидированного долга в семи из 10 регионов превышает 1% от ННД (максимальное значение составляет 3,8% в Архангельской области). По показателю бюджетной обеспеченности группа регионов отстает от среднероссийского значения (139,3 тыс. рублей), а минимальный объем ННД консолидированного бюджета на душу населения (скорректированный на стоимость фиксированного набора) находится чуть выше 23 тыс. рублей в Республике Дагестан. В данной группе регионов три имели негативную динамику интегрального показателя: Архангельская область, Республика Бурятия и Республика Хакасия, и для всех трех регионов характерная ситуация – рост долга и расходов на его обслуживание.
2025 год с умеренным настроем
В 2024 году динамика экономического здоровья регионов по отдельным показателям была более сдержанной на фоне 2023-го, и в 2025-м это замедление, скорее всего, сохранится. Прежде всего это относится к показателям регионального бизнеса, который в большей мере продолжит чувствовать давление жесткой денежно-кредитной политики (высокую стоимость заемных ресурсов) и санкционных ограничений, к которым также с 2025 года добавилось увеличение ставок уплаты налога на прибыль (с 20 до 25%). Инвестиционная активность предприятий регионов также продолжит снижаться на фоне высокой ключевой ставки, при чем часть бизнеса перейдет на УСН в связи с очередным расширением критериев МСП с 2025 года (что может отразиться на данных по инвестициям, сокращении уплаченного налога на прибыль, но при этом на увеличении УСН). Смягчение ситуации возможно по итогам текущего года в условиях снижения ключевой ставки (до 19% к концу 2025-го, по прогнозам агентства «Эксперт РА») и отсутствия новых внешнеэкономических шоков. Также для предприятий важное значение будет иметь миграционная политика не только на государственном уровне, но и на региональном, где последнее время только расширяется практика введения ограничений на занятость мигрантов.
Рост реальных доходов населения в 2025-м продолжится, но скорее всего будет более сдержанным относительно прошлого года, что будет обусловлено сложившейся высокой базой 2024-го, введением прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ с 2025-го и частичным исчерпыванием резервов бизнеса для конкуренции за трудовые ресурсы на фоне кадрового голода. Совместно с эффектами высокой ключевой ставки (в виде стимула сберегать доходы на депозитах) замедление роста денежных доходов населения окажет влияние на снижение потребительского спроса. В результате жесткой денежно-кредитной политики по ожиданиям агентства «Эксперт РА» инфляция замедлится к концу года вплоть до 6,5%.
Вероятно, что в 2025 году разбалансировка региональных бюджетов усилится. Это, с одной стороны, связано с ожидаемым замедлением роста налога на прибыль и НДФЛ (вслед за динамикой доходов населения), а также с отсутствием ожиданий по повышению межбюджетных трансфертов на фоне их сокращения второй год подряд, и, с другой стороны – с необходимостью выполнять социальные обязательства (в т. ч. новые национальные проекты). Усиление разбалансировки региональных бюджетов станет способствовать увеличению долга, которое частично будет нивелировано за счет списания бюджетных кредитов. Расходы на обслуживание долгов на фоне сохраняющейся высокой ключевой ставки Банка России в 2025 году увеличатся, что не лучшим образом отразится на экономическом здоровье региональных бюджетов.
Карты
Карта 1. Дифференциация текущего уровня развития российских регионов
Карта 2. Дифференциация региональной динамики
Экономическое здоровье регионов: краткая методология
Для оценки экономического здоровья регионов использовались показатели текущего уровня развития российских регионов (карта состояния) и показатели динамики изменений в региональной экономике (карта динамики). Карта состояний позволяет увидеть дифференциацию регионов по текущему уровню развития. Карта динамики позволяет увидеть дифференциацию регионов по темпам изменений: в каких регионах наблюдается позитивная динамика, а в каких идет ухудшение показателей.
Целесообразность оценки экономического здоровья регионов обусловлена, во-первых, существованием значительного лага (почти полтора года), с которым публикуются данные по ВРП (валовому региональному продукту) российских регионов. Причем показатели ВРП не в полной мере отражают ситуацию в регионе: существенная часть ВРП может перераспределяться в пользу федерального центра, поэтому высокие показатели ВРП в том или ином субъекте РФ не в полной мере отражаются на экономическом здоровье населения, бизнеса и бюджета. Во-вторых, различные ведомства публикуют достаточно большие массивы данных по многим аспектам функционирования региональных экономик, причем довольно оперативно, с маленькими временными лагами. Использование по крайней мере части этих массивов данных в виде интегральных показателей позволяет, на наш взгляд, более полно отслеживать как текущее состояние экономического здоровья региона, так и направление его изменения.
В качестве источников информации выступают данные Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, Федерального казначейства, Росстата, ЕМИСС, портала «Электронный бюджет». При расчете используемых показателей применялись данные за 2020–2024 годы.
Показатели для оценки текущего уровня развития региона:
Экономическое здоровье населения региона |
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов |
Оборот розничной торговли на душу населения |
Индекс потребительских цен |
Уровень занятости населения |
Просроченная задолженность по кредитам физлицам |
Экономическое здоровье регионального бизнеса |
Инвестиции в основной капитал на душу населения |
Вводы жилья на душу населения |
Поступления по налогу на прибыль в КБ региона на душу населения |
Поступления по налогам на совокупный доход (налоги на МСБ) в КБ региона на душу населения |
Экономическое здоровье консолидированного бюджета региона |
Прямой долг КБ региона к ННД КБ региона |
Расходы КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона |
ННД консолидированного бюджета на душу населения (скорректированные на стоимость фиксированного набора) |
Показатели для оценки изменений (динамики) региональной экономики:
Изменение экономического здоровья населения региона |
Динамика реальных денежных доходов населения |
Динамика розничной торговли в сопоставимых ценах |
Динамика объема платных услуг населению |
Динамика уровня просрочки по кредитам населению |
Изменение экономического здоровья регионального бизнеса |
Динамика ввода жилья |
Прирост платежей по налогу на прибыль в КБ региона |
Прирост платежей по налогу на совокупный доход (МСБ) в КБ региона |
Динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах |
Изменение экономического здоровья консолидированного бюджета региона |
Динамика прямого долга КБ региона к ННД КБ региона |
Динамика расходов КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона |
Динамика ННД КБ на душу населения |
Примечание:
КБ – консолидированный бюджет; ННД – налоговые и неналоговые доходы; прямой долг – сумма долга региона по государственным облигациям, банковским и бюджетным кредитам, иным долгам, долга муниципалитетов в виде облигаций, банковских кредитов и иных долгов. Не учитывались выданные гарантии и долг муниципалитетов по бюджетным кредитам.
С помощью линейных функций и заданных бенчмарков значения перечисленных показателей преобразовывались в оценке. На основе полученных оценок, а также вектора весов (значения, которое определялось экспертным образом, в т. ч. в зависимости от значимости показателя) рассчитывались интегральные баллы за текущий уровень (состояние) экономического здоровья региона и за экономическую динамику – изменение экономического состояния.
По итогам интегральной оценки регионы были распределены по группам, характеризующим уровень экономического здоровья регионов от очень высокого (1А) до низкого (2С).
Уровни экономического здоровья российских регионов:
Группа | Определение |
1А | Очень высокий уровень экономического здоровья |
2А | Высокий уровень экономического здоровья |
3А | Умеренно высокий уровень экономического здоровья |
1В | Уровень экономического здоровья выше среднего |
2В | Средний уровень экономического здоровья |
3В | Уровень экономического здоровья ниже среднего |
1С | Умеренно низкий уровень экономического здоровья |
2С | Низкий уровень экономического здоровья |
1 Здесь и далее по исследованию приведены результаты без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.
2 Долговая нагрузка рассчитывалась как соотношение прямого долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета региона. Прямой долг консолидированного бюджета региона учитывает объем долга субъекта РФ по государственным облигациям, банковским кредитам, бюджетным кредитам (предоставленным федеральным бюджетом), иным долговым обязательствам, а также объем долга муниципалитетов по государственным облигациям, банковским кредитам и иным обязательствам.