Содержание
- Резюме
- Распределение регионов по уровням инвестпривлекательности изменилось
- Инфраструктурные ресурсы показали позитивный рост
- Социальные ресурсы вопреки рискам окрепли
- Финансовые ресурсы стабильны
- Перенастройка экономики поддержала экономический блок
- Смещение фокуса отразилось на развитии окружающей среды
- Что ждет инвестпривлекательность регионов в условиях санкций?
Резюме
Инвестиционная привлекательность регионов из-за событий 2022 года ослабела. В соответствии с расчетами агентства по итогам прошлого года медианное число, характеризующее оценку инвестпривлекательности регионов, сократилось на 0,024 п. относительно уровня 2021-го и составило 0,58.
Риски от вложения капитала усилились, особенно в западных приграничных регионах страны. Фокус внимания под натиском санкций изменился: вопросы охраны окружающей среды в ряде случаев были отложены, что привело к просадке данного блока. Общая турбулентность привела к резкой смене позиций регионов: четверть из них потеряла свои позиции, еще столько же, напротив, нарастила их. И только половина регионов продемонстрировала высокую стрессоустойчивость и смогла сохранить свои позиции.
Тем не менее наблюдался прирост инвестиций в основной капитал на 4,6% г/г. В 1-м полугодии 2023 года положительная динамика сохранилась, прирост составил 7,6% г/г. Кроме того, экономическая активность поддерживается сохраняющимся ростом в ряде отраслей, в частности, объем промышленного производства за январь – август увеличился на 3,0% г/г. Безработица бьет исторический минимум – за июнь – август 2023 года всего 3,0%.
На фоне сильного санкционного давления экономическая ситуация требует кардинальной перенастройки во всех сферах развития. Для этого необходимы время и дополнительные вливания средств, в т. ч. инвестиционных. Поэтому регионам необходимо продолжать процесс по импортозамещению и способствовать перенаправлению инвестиционных потоков на российский рынок. Федеральный центр продолжает поддерживать регионы, что, несомненно, положительно отражается на всех аспектах их развития. Кроме того, инвестиционную привлекательность поможет поддержать развитие ESG-повестки. Вопросы состояния окружающей среды, несмотря на отложенные инициативы, не должны оставаться вне фокуса внимания. «Эксперт РА» считает, что только при комплексном подходе, высокой информационной доступности и прозрачности возможно будет удержать уровень инвестиционной привлекательности регионов, а в отдельных случаях и улучшить. По прогнозам агентства, медианное число оценки инвестиционной привлекательности регионов по итогам 2023 года подрастет до уровня 2021-го.
Распределение регионов по уровням инвестпривлекательности изменилось
Беспрецедентные международные санкции требовали в ушедшем году и продолжают требовать сейчас выработки новых стратегических решений на всех уровнях власти. Социально-экономическое развитие регионов трансформируется и на фоне этого очень важно органам власти сохранить и обеспечить инвестиционную привлекательность территорий. Проблема импортозамещения заставила принимать срочные меры по переориентации инвестиционных потоков. Западные приграничные регионы стали более рискованными для вложения инвестиционного капитала, ухудшились логистические цепочки на фоне ограничения авиасообщения с ними.
Тем не менее совокупно принимаемые антикризисные меры поддержки как на федеральном, так и на региональных уровнях позволили большинству регионов сохранить свои позиции, а в ряде случаев и улучшить. Преимущественно шаг движения составил не более чем один уровень как в положительную, так и в отрицательную сторону. 23 региона улучшили свои позиции: Приморский, Камчатский, Пермский края, Ленинградская, Смоленская, Липецкая, Калининградская, Свердловская, Саратовская, Ярославская, Амурская, Тюменская, Тверская, Новгородская, Тульская, Омская, Нижегородская, Новосибирская, Ульяновская области, Республика Карелия, Чувашская, Кабардино-Балкарская Республики, Ненецкий автономный округ.
Александр Марченко,
министр инвестиционной политики Саратовской области:«В прошлом году позиции региона в рейтинге оказались не такими высокими, как хотелось бы, поэтому перед нами стояла задача – выявить проблемные места и принять меры для их устранения. Системная работа над ошибками помогла выйти на более высокий уровень».
Вместе с тем 20 регионов утратили свои позиции: Архангельская, Курская, Курганская, Белгородская, Воронежская, Челябинская, Костромская, Калужская, Магаданская, Астраханская, Брянская, Вологодская области, Красноярский, Хабаровский края, Чукотский автономный округ, Республики Алтай, Саха (Якутия), Адыгея, Ингушетия, Севастополь.
Пятерка лидеров незначительно изменилась: Приморский край, потеряв свои позиции в прошлом году, вернулся в топ-5, тем самым вытеснив Архангельскую область на позицию ниже.
Николай Стецко,
заместитель председателя правительства Приморского края:«По итогам 2022 года инвестиции в основной капитал Приморского края составили порядка 328 млрд рублей, что составило рост на 13% по сравнению с предыдущим годом. Для обеспечения такого результата Приморским краем проведена масштабная работа по улучшению инвестиционного климата в регионе.
В 2022 году в крае внедрен «Региональный инвестиционный стандарт» – система поддержки инвестиционных проектов, направленная на улучшение условий ведения инвестиционной деятельности на территории края».
В топ-5 по итогам оценки вошли: Москва, Краснодарский, Приморский края, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ – это регионы с наивысшим уровнем инвестиционной привлекательности (А-1).
Талия Минуллина,
руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан:«Сильные позиции Татарстана обусловлены уровнем развития и благосостояния, который был достигнут годами планомерной работы. Это результат усилий руководства республики на всех уровнях власти и, конечно же, активная жизненная позиция населения, умение и желание работать».
Василий Воробьев,
руководитель Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края:«В Краснодарском крае уделяется особое внимание привлечению инвестиций. Отмечается рост деловой активности, повышенный интерес бизнеса и инвесторов (как действующих, так и потенциальных) к региону, которые прорабатывают и запускают новые проекты».
Эмиль Петросян,
заместитель руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы:«В целях повышения инвестиционной привлекательности города Москвы департаментом организовано комплексное сопровождение инвесторов на всех этапах и содействие реализации инвестиционных проектов любого масштаба.
Москва стала одним из первых регионов, внедривших все элементы регионального инвестиционного стандарта.
Вместе с тем к сильным сторонам инвестиционной привлекательности города относятся цифровизация предоставляемых услуг, а также расширенная сеть инфраструктурных решений для реализации инвестиционных проектов, в частности, особая экономическая зона «Технополис Москва», а также кластеры, объединяющие предприятия высокотехнологичных отраслей (фотоника и микроэлектроника, квантовые технологии, беспилотные авиационные системы, электромобилестроение, фармацевтика)».
Таблица 1. Распределение регионов по уровням инвестиционной привлекательности*
Наименование субъекта Российской Федерации | Уровень |
Алтайский край | В-3 |
Амурская область | А-3 |
Архангельская область | А-2 |
Астраханская область | В-3 |
Белгородская область | В-1 |
Брянская область | В-3 |
Владимирская область | В-1 |
Волгоградская область | В-1 |
Вологодская область | В-3 |
Воронежская область | В-1 |
Еврейская автономная область | С |
Забайкальский край | В-3 |
Ивановская область | В-3 |
Иркутская область | С |
Кабардино-Балкарская Республика | В-1 |
Калининградская область | А-2 |
Калужская область | В-2 |
Камчатский край | В-1 |
Карачаево-Черкесская Республика | С |
Кемеровская область – Кузбасс | С |
Кировская область | С |
Костромская область | В-2 |
Краснодарский край | А-1 |
Красноярский край | В-2 |
Курганская область | В-1 |
Курская область | А-3 |
Ленинградская область | А-2 |
Липецкая область | А-2 |
Магаданская область | В-2 |
Москва | А-1 |
Московская область | А-2 |
Мурманская область | В-1 |
Ненецкий автономный округ | В-1 |
Нижегородская область | В-2 |
Новгородская область | В-1 |
Новосибирская область | В-2 |
Омская область | В-2 |
Оренбургская область | А-3 |
Орловская область | А-2 |
Пензенская область | В-3 |
Пермский край | В-2 |
Приморский край | А-1 |
Псковская область | А-2 |
Республика Адыгея | С |
Республика Алтай | В-2 |
Республика Башкортостан | А-3 |
Республика Бурятия | С |
Республика Дагестан | С |
Республика Ингушетия | С |
Республика Калмыкия | С |
Республика Карелия | А-3 |
Республика Коми | В-1 |
Республика Крым | В-2 |
Республика Марий Эл | В-3 |
Республика Мордовия | В-2 |
Республика Саха (Якутия) | В-3 |
Республика Северная Осетия – Алания | В-2 |
Республика Татарстан | А-1 |
Республика Тыва | С |
Республика Хакасия | В-3 |
Ростовская область | В-2 |
Рязанская область | В-3 |
Самарская область | А-3 |
Санкт-Петербург | А-2 |
Саратовская область | А-3 |
Сахалинская область | А-2 |
Свердловская область | А-3 |
Севастополь | В-3 |
Смоленская область | А-2 |
Ставропольский край | В-3 |
Тамбовская область | С |
Тверская область | В-1 |
Томская область | С |
Тульская область | В-2 |
Тюменская область | А-3 |
Удмуртская Республика | С |
Ульяновская область | В-3 |
Хабаровский край | В-3 |
Ханты-Мансийский авт. округ | В-1 |
Челябинская область | В-1 |
Чеченская Республика | С |
Чувашская Республика | В-1 |
Чукотский автономный округ | В-2 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | А-1 |
Ярославская область | А-3 |
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России, ЦБ РФ, Федерального казначейства, МВД России, Минфина России, НИФИ, ЕМИСС
* Регионы располагаются в алфавитном порядке.
В группе А, характеризующейся высоким уровнем инвестиционной привлекательности, по итогам 2022 года наблюдалась небольшая просадка медианных значений. Также наблюдалось снижение медианных значений в первых двух подгруппах группы В, а вот в подгруппе В-3 и группе С, характеризующихся низкой инвестиционной привлекательностью, наблюдался рост. В целом медианное значение по итогам отчетного года пошатнулось относительно 2021-го в сторону снижения на 0,024 п. Снижение медианных значений группы А и подгрупп В-1, В-2 связано с тем, что санкционное давление больше всего подействовало на сильные промышленные регионы, в которых обрабатывающая промышленность занимает существенную долю. Экономическая специализация промышленных регионов стала их уязвимым местом, так как они оказались в зоне риска. Безусловно, от санкционного давления пострадали все субъекты, кроме того, снизилась безопасность в западных приграничных территориях страны, но в подгруппе В-3 и группе С доля промышленных регионов невелика, в результате мы увидели положительную динамику медианных значений.
Вместе с тем в структуре инвестиционной привлекательности по итогам 2022 года наблюдалось увеличение медианного числа по оценке финансовых, социальных, экономических и инфраструктурных ресурсов. Наибольший рост сложится в блоке инфраструктурных ресурсов, медианное значение увеличилось с 0,18 в 2021 году до 0,24 в 2022-м. Несомненно, содействие данному блоку оказали меры государственной поддержки, в т. ч. инфраструктурные бюджетные кредиты (далее – ИБК), реализация национальных проектов. Медианное значение ухудшилось только в одном блоке – состояние окружающей среды. На фоне изменившихся макроэкономических и геополитических условий в 2022 году ESG-повестка в регионах подверглась перенастройке. Ряд экологических инициатив из-за внешнего санкционного давления был отложен. Регионам пришлось менять меры и внедрять новые пути развития.
Продолжают оставаться одними из важных факторов для привлечения инвесторов на территорию – информационная доступность и прозрачность. Во многих регионах данному вопросу уделяется мало внимания, что оказывает давление на инвестиционную привлекательность регионов. Тем не менее есть подвижка в ряде регионов в сторону открытости. Если годом ранее всего в девяти регионах открытость находилась на высоком уровне, то уже в 2022-м таких регионов стало 17: Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ненецкий автономные округа, Смоленская, Саратовская, Псковская, Новгородская, Липецкая, Курская, Амурская, Архангельская области, Республики Татарстан, Коми, Башкортостан, Алтай, Приморский, Камчатский края.
Талия Минуллина,
руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан:«Среди сильных сторон инвестиционной привлекательности Татарстана информационная открытость. Инвестору должно быть максимально понятно, как начать свой бизнес, где найти площадку, какие льготы ему положены. Прозрачность информации о земельных участках и объектах недвижимого имущества, предлагаемых инвестору, обеспечивают информационные ресурсы: инвестиционный портал, инвестиционная карта, система контроля инвестиций, куда вносится информация о каждом инвестпроекте».
Александр Марченко,
министр инвестиционной политики Саратовской области:«Благодаря плодотворной работе недостающая информация была актуализирована и добавлена на инвестиционный портал. Появились данные о трудовых ресурсах, социальной инфраструктуре, о земельных участках, предполагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности, о тарифах на подключение к коммуникациям, а также о финансово-кредитных учреждениях, находящихся на территории региона».
Валерий Миронов,
директор департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа:«Одним из важнейших приоритетов региональной инвестиционной политики является выстраивание более прозрачных отношений и каналов прямой связи с инвесторами (инвестиционный портал, электронная почта и т. д.)».
Но несмотря на поступательное улучшение открытости, почти в 1/3 регионов данному вопросу не уделяют должного внимания, и информационная доступность и прозрачность находятся на низком уровне. В большинстве случаев важная информация либо вообще отсутствует, либо уже давно устарела. Информационные ресурсы регионов все также остаются сложны для поиска и получения данных. Во многих регионах отсутствует информация о тарифах на электроэнергию, тепло-, водоснабжение, финансово-кредитных учреждениях, социальной инфраструктуре, земельных участках и объектах недвижимого имущества, предлагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности. Не первый год аутсайдерами по наименьшему количеству данных, которые можно найти в информационном поле, остаются Чеченская и Удмуртская Республики, Республика Калмыкия.
Инфраструктурные ресурсы показали позитивный рост
По итогам санкционного 2022-го блок, характеризующий развитие инфраструктуры, продемонстрировал поступательное развитие, несмотря на шоки ушедшего года. Положительная динамика, замедлившая свой темп в 2021 году, восстановилась и благоприятно отразилась на итоговой оценке данного блока. Это стало возможно в результате предоставляемых ИБК регионам, а также продолжающейся реализации национальных проектов. Медианное значение интегрального индекса по инфраструктурным ресурсам выросло почти в два раза, с 8,3 до 15,7. Существенный разрыв между лидерами и отстающими сохранился: у передовика значение индекса составило 22,3, а у аутсайдера – 5,4. Являясь драйвером привлечения инвестиций на территорию, инфраструктура все еще недостаточно развита в регионах, и ее наличие неравномерно. Поэтому в последнее время много внимания уделяется вопросам инфраструктурного развития как со стороны российского правительства, так и региональных властей.
Талия Минуллина,
руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан:«Правительство Татарстана ведет активную работу по развитию инфраструктуры, привлекая средства республики, федерального центра, взаимодействуя с инвесторами на основе принципов государственно-частного партнерства, например, строя платные дороги, школы, гостиницы, оздоровительные комплексы и многое другое.
Жители самых отдаленных сел Татарстана давно обеспечены газом и доступом в Интернет, качество жизни в городе и на селе у нас не отличается: по республиканским программам в селах работают фельдшерско-акушерские пункты, отремонтированы или построены Дома культуры, школы, детские сады. Вне зависимости от внешних факторов продолжают реализовываться все федеральные национальные проекты, государственные программы».
При этом не все регионы имеют возможности существенно улучшить инфраструктуру в виду низких экономической базы и обеспеченности бюджета, и здесь, конечно, большую роль играет помощь федерального центра. Второй год реализуется запущенное правительством инфраструктурное меню, набор которого постоянно обновляется. Наиболее популярным инструментом меню является инфраструктурный бюджетный кредит. В прошлом году был распределен 1 трлн рублей ИБК на почти 1 тыс. инфраструктурных проектов между 83 регионами. В текущем году лимит увеличен более чем на 300 млрд рублей, что позволит реализовать больше новых проектов на территории регионов. В 2022 году был отмечен существенный рост исполнения национальных проектов по сравнению с предыдущими периодами. Для того чтобы достичь поставленных целей, в начале 2023-го был принят закон, устанавливающий возможность получения регионами казначейских кредитов в текущем году для опережающего финансирования национальных проектов под 0,1% со сроком возврата не позднее 30 апреля 2024 года. Невзирая на сложные макроэкономические условия, важность развития инфраструктуры не теряет своей актуальности, являясь локомотивом роста экономики.
В тройке лидеров свои позиции сохранили Москва и Санкт-Петербург, а Владимирская область, продемонстрировав прорывные результаты оказалась в числе первых трех. В топ-10 вошли регионы с более развитыми сетями автомобильных и железных дорог, внутренних водных путей, торговыми площадями, системой воздушного и городского пассажирского транспорта, информационно-коммуникационной, социальной инфраструктурой.
Василий Воробьев,
руководитель Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края:«Ключевым преимуществом для привлечения инвестиций в крае является развитая транспортная инфраструктура. Созданы разветвленная сеть железнодорожных путей (30% от общей протяженности железных дорог по ЮФО) и сеть одних из лучших в стране автомобильных дорог общей протяженностью порядка 41 тыс. км, система магистральных газопроводов. Функционируют девять морских портов с объемом грузооборота свыше 230 млн т. Пассажирские и грузовые авиаперевозки в Краснодарском крае выполняются тремя международными аэропортами и еще одним аэропортом на внутренних авиалиниях. На долю аэропортов Краснодарского края приходится около 6% всех пассажирских авиаперевозок в России».
Десятку отстающих замыкают три региона: Республики Ингушетия, Дагестан и Саха (Якутия). При этом две первые республики и в предыдущий год показали наихудшие результаты в данном блоке.
Несмотря на принимаемые меры, инфраструктура субъектов РФ в большинстве случаев все еще оставляет желать лучшего. В пяти регионах (Волгоградской и Самарской областях, Республиках Саха (Якутия) и Тыва, Чукотском автономном округе) менее 50% автомобильных дорог с асфальтовым покрытием. В Ненецком автономном округе и Архангельской области доля дорог общего пользования местного значения, построенных по нормативным требованиям, составляет всего 9,9 и 6,4% соответственно. В Республике Марий Эл, Саратовской и Архангельской областях дорог регионального и межмуниципального значения, которые проложены по нормативным требованиям, только 30,9, 26,3 и 24,6% соответственно. В шести регионах (Республиках Алтай, Тыва, Дагестан, Ингушетия, Адыгея и Чечня) менее 10 на 100 человек населения являются активными абонентами фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет.
Социальные ресурсы вопреки рискам окрепли
Регион не может быть инвестиционно-привлекательным без качественно развитых социальных ресурсов, отражающих благополучие, качество и уровень жизни населения.
Николай Стецко,
заместитель председателя правительства Приморского края:«По итогам работы в 2022 году Приморский край впервые за девять лет приблизился к регионам – лидерам по удовлетворенности бизнеса доступностью трудовых ресурсов».
Возникшие риски в начале 2022-го, в т. ч. ухудшения ситуации на рынке труда могли в целом отрицательно отразиться на всем социальном блоке, но они стали минимизироваться при поддержке государства и в результате по итогам года медианное значение данного блока выросло почти в два раза, с 9,3 до 18,0. В социальном блоке разрыв между лидерами и аутсайдерами не такой большой, как в инфраструктурном. У лидера интегральная оценка 23,8, а у отстающего региона 13,1. Топ-10 регионов по качеству жизни составляют в основном те, у которых наблюдается высокий уровень доходов населения, в них развита сфера услуг, низкая безработица. Кабардино-Балкарская Республика попала в топ-10 регионов в связи с высокой положительной динамикой ряда показателей.
Валерий Миронов,
директор департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа:«ЯНАО входит в десятку благополучных социально-экономических регионов в стране. Высокий уровень доходов в регионе во многом определяется позитивной ситуацией на рынке труда. На Ямале фиксируется низкий уровень безработицы, отсутствие просроченной задолженности по выплате зарплаты, рост реальной зарплаты, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, начисление пенсий выше среднероссийского уровня».
Аутсайдерами стали регионы со слабым социально-экономическим развитием, имеющие отставание по доходам населения, высокий уровень безработицы и преступности. Так, по уровню преступности на 1 тыс. человек населения высшие строчки рэнкинга занимают Республика Карелия (25,8 преступления на 1 тыс. человек), Республика Тыва (25,2 преступления), Амурская область (24,0 преступления). У десятки аутсайдеров социального блока уровень преступности колеблется от 21,8 (Забайкальский край) до 12,3 (Саратовская область). Наиболее низкий уровень официальной преступности наблюдается в республиках Северного Кавказа – в Дагестане, Ингушетии и Чечне менее пяти преступлений на 1 тыс. человек. При этом в данных регионах самый высокий уровень безработицы, зафиксированный Росстатом, – 12,1, 28,5 и 11% соответственно. Кроме трех указанных территорий существенная доля безработных отмечена в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии – 10,0 и 11,9% соответственно. В отстающих регионах по итогам оценки социальных ресурсов наблюдается одна из самых высоких смертностей населения в трудоспособном возрасте, например, в Псковской, Новгородской, Тверской областях данный показатель составляет 736,9, 739,5, 742,9 человека на 100 тыс. соответственно.
В текущем году вопреки продолжающемуся санкционному давлению социальные ресурсы показывают в целом положительные результаты. Так, по итогам IIквартала 2023 года среднедушевые денежные доходы населения выросли на 8,2%, реальные денежные доходы – на 5,0%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций демонстрирует постепенный рост: в июле 2023 года он составил 13,9% к июлю 2022-го. Безработица бьет исторический минимум, за июнь – август 2023 года составив 3,0%.
Талия Минуллина,
руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан:«Здесь мы имеем обратный эффект от такого фактора социальной стабильности, как низкий уровень безработицы, а он в Татарстане на сегодня 0,30% от численности рабочей силы республики. Дело в том, что инвесторы заинтересованы в наличии большого числа свободной от занятости рабочей силы, которую можно привлечь на новое производство. В Татарстане компании переманивают сотрудников более комфортными условиями труда и заработной платы. Сейчас этот вопрос актуален для большинства российских регионов, думаю, что уже в ближайшее время ситуация будет меняться, в т. ч. с помощью региональных и федеральных программ по привлечению кадров, строительства льготного арендного жилья, расширения возможностей для молодежи».
Рекордно низкий уровень безработицы поставил новые задачи, связанные с кадровым дефицитом. Национальный проект «Производительность труда» призван решить эту задачу за счет повышения производительности труда. В рамках нацпроекта реализуется пул мер поддержки, направленных на обеспечение роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых отраслей экономики страны за счет внедрения культуры бережливого производства.
Перенастройка экономики поддержала экономический блок
В связи с возросшей экономической и геополитической неопределенностью в 2022 году началась структурная трансформация экономики не только в стране, но и во всех регионах. Как показали итоги года, экономика оказалась более адаптивной к стрессовым ситуациям, чем ожидалось в начале 2022-го. Был запущен процесс импортозамещения, перестраивания цепочек поставок, расчетов, способов взаимодействия с партнерами. Экономика переориентировалась на Восток. Кроме того, региональный бизнес имел государственную поддержку, что в совокупности позволило пройти год без критических потрясений.
Василий Воробьев,
руководитель департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края:«В Краснодарском крае реализуется 27 проектов в сфере импортозамещения продукции и технологий. Общий объем инвестиций оценивается в сумму свыше 24 млрд рублей. Для таких производителей предусмотрели целый комплекс мер господдержки, часть из них – единственные в стране. Компании, которые вкладывают средства в расширение импортозамещающих производств или строительство новых цехов, смогут получить господдержку со стороны региона.
Мы также запустили уникальную меру поддержки импортозамещающих производств. Из краевого бюджета финансируем до 30% затрат на создание таких предприятий. Реализуем программы по модернизации предприятий пищевой промышленности, открытию новых и развитию действующих импортозамещающих производств».
Неоднородность и диспропорция в экономическом развитии регионов сохраняется. По итогам 2022 года лидирующие позиции заняли в основном регионы, имеющие умеренные позиции в развитии экономики. Это с вязано с тем, что под натиском санкционного давления тяжелее пришлось экономически развитым регионам, основную долю экономики которых формируют обрабатывающие производства. Кроме того, регионы-середнячки продемонстрировали высокую положительную динамику по ряду показателей за последний отчетный год. Регионы-аутсайдеры имеют незначительные размерные характеристики экономических ресурсов и в ряде случаев отрицательную динамику по показателям. Так, Липецкая область, находящаяся в самом конце рэнкинга, имеет самый низкий индекс из-за значительной негативной динамики по большинству критериев данного блока (в шести из девяти отрицательная динамика). Как и ранее, по количеству занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в расчете на 1 тыс. человек населения невысокие показатели по всем республикам Северного Кавказа, в т. ч. самые низкие значения по Республике Дагестан (17,7 человека). Первые строчки по рэнкингу данного показателя заняли Ненецкий автономный округ (85,6 человека), Сахалинская область (74,4 человека) и Республика Калмыкия (74,4 человека). Оценка по доле вклада малого и среднего предпринимательства в ВРП показала, как и в предыдущие годы, что наименьшие значения демонстрируют все автономные округа: Чукотский АО (8,9%), Ханты-Мансийский АО (5,4%), Ямало-Ненецкий АО (2,3%), Ненецкий АО (1,9%). Ивановская область сохранила свое ведущее положение с долей 40,2%. Лидерами по производству инновационных товаров, работ и услуг остаются Республики Мордовия и Татарстан. Доля этих регионов в общем объеме произведенных инновационных товаров, а также выполненных работ и услуг составила 24,5 и 18,3% соответственно.
Талия Минуллина,
руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан:«Еще одна сильная сторона Татарстана – это инновации. Несколько лет Минэкономразвития РФ признает «Иннополис» экономической зоной 100%-ной эффективности. Каждая российская или зарубежная компания-резидент получает пакет сервисов и налоговых льгот наряду с доступом к развитой инфраструктуре международного класса. ОЭЗ отбирает и релоцирует кадры со всей России и других стран. Университет «Иннополис» готовит специалистов совместно с ИТ-компаниями. Объем выручки резидентов «Иннополиса» за 2022 год составил более 58 млрд рублей»
Без изменений, на нулевом уровне находятся данные по Ненецкому автономному округу и Чеченской Республике. Наименьшая доля населения, занятого в неформальном секторе экономики, наблюдается в Чукотском автономном округе (1,5%) и Москве (3,4%). Во всех регионах Северо-Кавказского федерального округа самая высокая доля населения, занятого в неформальном секторе экономике, превышает 30%-ный барьер, а наибольшая в Дагестане и Ингушетии – 50,9 и 54,3% соответственно. Кроме того, 30%-ный барьер по данному показателю превышен в Республиках Бурятия, Адыгея, Алтай.
Несмотря на то что острая фаза пройдена, глубокая структурная перестройка экономики продолжается в текущем году. В течение 2023-го экономическая активность поддерживается сохраняющимся ростом промышленного производства (индекс промышленного производства за январь – август составил 103,0%), увеличением объемов продукции сельского хозяйства (индекс производства продукции сельского хозяйства по итогам 1-го полугодия текущего года насчитывал 102,9%), строительства (прибавка на 8,8% к январю – августу 2022-го в соотносимых ценах), оборота розничной торговли (+3,7% к январю – августу 2022 года). Инвестиции по итогам 1-го полугодия текущего года продемонстрировали динамику, аналогичную динамике 1-го полугодия 2022-го (+7,6% г/г).
Финансовые ресурсы стабильны
Накопленный определенный запас прочности, помощь федерального центра, слаженная работа всех ветвей власти в трансформационных условиях позволили регионам пройти тяжелый финансовый год без существенных потерь и завершить с относительно неплохими результатами. Агрегированный профицит консолидированных бюджетов составил почти 40 млрд рублей. С профицитом исполнены бюджеты в 35 регионах, что положительно отразилось на интегральной оценке их финансовых ресурсов. При этом результаты оценки получились неоднозначные. В числе лидеров регионы с различным уровнем финансовой обеспеченности. Верхнюю строчку занимает Хакасия, в виду того что налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета увеличились почти на 30%, снизилась долговая нагрузка. Кроме того, все показатели, характеризующие развитие данного блока имели положительную динамику. Вместе с тем и у остальных регионов-лидеров наблюдалась положительная динамика по многим показателям, что непосредственно повлияло на их место в рэнкинге. По итогам 2022 года наибольший объем ННД на душу населения зафиксирован в двух автономных округах: Ямало-Ненецком (684,8 тыс. рублей), Ненецком (674,8 тыс. рублей) и Сахалинской области (561,7 тыс. рублей).
Валерий Миронов,
директор департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа:«К одной из сильных сторон инвестпривлекательности можно отнести высокую бюджетную обеспеченность, определяющую возможность активного участия ЯНАО в инвестиционных процессах».
Самые низкие значения по данному показателю насчитывались в республиках Северного Кавказа, от 33,6 тыс. рублей в Северной Осетии до 16,7 тыс. рублей в Дагестане. Долговая нагрузка снизилась в 53 регионах, Севастополь, как и прежде, имеет нулевой долг. Наибольшая долговая нагрузка в Мордовии и Удмуртии – 85,3 и 84,8% соответственно. Самая высокая доля просроченной кредиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства) отмечалась, как и ранее, в Чеченской Республике и Республике Ингушетия – 69,5 и 75,4% соответственно. При этом зафиксировано незначительное снижение относительно 2021-го на 0,8 п. п. и 0,1 п. п. соответственно. Наименьшая доля кредиторской задолженности организаций наблюдалась в Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Алтай, Калининградской области – 0,6%. В рэнкинге регионов по доле убыточных предприятий и организаций позиции по наихудшему результату опять изменились: на этот раз, как и по итогам 2020 года, последнее место занимает Ненецкий автономный округ с долей 47,7%, а Еврейскую автономную область можно видеть на строчке выше с долей 45,7%. Минимальное значение по данному показателю у Воронежской области – 17,9%. По доле просроченной задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам, у большинства территорий наблюдаются положительные результаты, прирост зафиксирован только в 16 регионах. Но, несмотря на это, при медианном значении 3,5% в Ненецком автономном округе доля просроченных юрлицами кредитов составляет 81,0%, и это на 16,1 п. п. ниже, чем годом ранее, тогда как в Чукотском автономном округе всего 0,1%.
По итогам восьми месяцев текущего года прямые консолидированные долговые обязательства регионов приросли на 273,7 млрд рублей относительно начала 2023-го, что связано с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов. Пока регионы не стремятся попасть на облигационный рынок и обращаться за кредитами в банки, так как есть еще существенный запас ликвидности, который поддерживается остатками средств на счетах, а также положительной динамикой поступлений по налоговым и неналоговым доходам. ННД консолидированных бюджетов регионов приросли на 10,4%, или на 1,1 трлн рублей относительно аналогичного периода 2022 года.
Смещение фокуса отразилось на развитии окружающей среды
В 2022 году произошли изменения в национальной экологической повестке в связи с непростыми экономическими и геополитическими условиями. В начале 2022-го были серьезные опасения относительно актуальности зеленой повестки, ряд экологических инициатив отложили, на первый план вышли те проблемы, которые были в тени. Регионам пришлось менять меры и направления ESG-развития. Блок, характеризующий развитие окружающей среды, просел. Если ранее медианное значение интегрального индекса данного блока составляло 0,05, то по итогам прошлого года – 0,04. У большинства регионов наблюдается отрицательная динамика по показателям, характеризующим состояние окружающей среды. Расходы на охрану окружающей среды в ВРП у территорий остаются минимальными, в 56 регионах их доля к ВРП менее 1%. Наибольшее значение данного показателя зафиксировано в Архангельской области (2,4%). Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, к ВРП также незначительны, а в некоторых регионах и вообще отсутствуют. Наибольший объем данных инвестиций отмечен в Липецкой области – 1,8% к ВРП. Только в 35 регионах (в т. ч. в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе) доля городов с благоприятной средой от их общего количества (индекс качества городской среды – выше 50%) в июле 2023 года составила 50% и более. В Еврейской автономной области такие города вообще отсутствуют, в Республиках Бурятия и Саха (Якутия) их всего 17 и 15% соответственно. Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников составляет выше 50% у 47 регионов, наибольшее значение показателя у Пензенской области (96,8%). Регионы-аутсайдеры характеризуются невысокими значениями, а также отрицательной динамикой показателей. Наибольшее их количество в Сибирском федеральном округе. В числе лидеров большинство регионов Центрального федерального округа (три из 10 из ЦФО и два из ДФО), для ряда которых характерны высокие значения показателей по сравнению с другими территориями и положительная динамика.
Нестабильная геополитическая и экономическая ситуация продолжает оказывать давление на все сферы развития регионов, в т. ч. и на ESG-повестку. Тем не менее ESG-повестка развивается, и ее значимость не снижается. В сентябре прошлого года в Сахалинской области был запущен эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов, который впоследствии будет масштабирован и на другие регионы. Принят ряд законодательных нововведений, в национальном проекте «Экология» появился новый федеральный проект «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды».
Что ждет инвестпривлекательность регионов в условиях санкций?
Несмотря на то что острая фаза кризисного 2022 года позади, 2023-й не менее трудный. Глубокая структурная перестройка экономики продолжается, новые вызовы требуют новых решений и серьезных изменений во всех сферах. Инвестпривлекательность регионов зависит от многих факторов, в т. ч. от геополитической ситуации, которая непредсказуема. Федеральный центр продолжает поддерживать регионы, применяя антикризисные меры в целях предотвращения влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на социально-экономическое положение. Региональные органы власти также разрабатывают и реализуют свои меры. Экономические показатели демонстрируют положительную динамику. Инвестиции в основной капитал за 1-е полугодие 2023-го приросли на 7,6% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года. Реализация инвестиционных проектов на территориях регионов продолжается, активно идет процесс по выстраиванию импортозамещения. За счет ИБК продолжается строительство объектов инфраструктуры в регионах. Идет активная работа по всем направлениям в рамках реализации национальных проектов, по программе казначейских кредитов регионы получают опережающее финансирование на реализацию масштабных проектов. Конечно, есть ряд проблем, которые тормозят выполнение поставленных задач в рамках нацпроектов, – это и позднее согласование ПСД, и поздние сроки заключения контрактов регионами. Вопреки тревожным опасениям региональные бюджеты пока исполняются устойчиво. По итогам восемь месяцев текущего года агрегированный профицит бюджетов регионов составил 1,2 трлн рублей. За восемь месяцев текущего года налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов регионов продемонстрировали рост более чем на 10% к аналогичному периоду 2022-го. Для бесперебойного исполнения обязательств федеральный центр не снижает финансовую поддержку регионам. Так, за январь – август текущего года межбюджетные трансферты приросли на 1,5% к январю – августу 2022-го. Кроме того, регионы вошли в 2023 год с определенным запасом прочности 1. Совокупный объем остатков средств на счетах на начало 2023-го составил 2,3 трлн рублей, или 12,6% от утвержденного объема расходов на этот год. По мере увеличения расходов к концу года профицит региональных бюджетов будет снижаться. Вместе с тем, учитывая санкционное давление, нестабильное геополитическое положение, ухудшение ситуации возможно абсолютно в любых отраслях экономики, что окажет давление на доходную часть бюджетов регионов, и профицитное исполнение бюджетов скорее всего сменится на дефицитное. И при дефицитном исполнении бюджетов сформированный запас ликвидности как раз поможет поддержать региональные бюджеты.
Одним из движущих факторов инвестпривлекательности является качественная окружающая среда. Ответственному инвестированию все больше компаний уделяет внимание. ESG-рейтинг может стать отличным инструментом, показывающим результаты работы органов власти и их достижения, вместе с тем он будет позитивно влиять на инвестиционную привлекательность. Кроме того, в текущих условиях отвлечь дополнительные средства на мероприятия, направленные на улучшение окружающей среды, затруднительно, и здесь может помочь зеленое кредитование, а покрыть возросшие социальные расходы можно за счет социальных кредитов. Освоение ESG-рынка позитивно отразится на многих сферах развития регионов.
Текущие макроэкономические и геополитические условия в какой-то степени тормозят инвестиционные процессы, но, видя ту работу, которую проводят как на федеральном, так и на региональных уровнях власти, агентство полагает, что медианное число оценки инвестиционной привлекательности регионов по итогам 2023-го подрастет и вернется на тот же уровень, что и годом ранее. Активная реализация национальных проектов, выделение дополнительных средств в рамках ИБК, продолжающаяся реализация национальных проектов благоприятно отразятся на инвестпривлекательности регионов.
Талия Минуллина,
руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан:«То, что сделано вчера, работает на нас сегодня, и в то же время настоящее определяет завтрашний день. Наша задача сейчас – укреплять лидерский имидж и полноценно использовать все, чтобы было придумано, построено, разработано, модернизировано ранее, для дальнейшего движения вперед – в переводе на татарский язык «алга!».
Карта. Дифференциация инвестиционной привлекательности российских регионов
Оценка инвестиционной привлекательности регионов: краткая методология
Проведенная агентством оценка инвестиционной привлекательности основывалась на расчете 67 показателей, сгруппированных в пять блоков: инфраструктурные, экономические, социальные, финансовые ресурсы, состояние окружающей среды. Наибольший вес среди данных блоков у инфраструктурных (40%) и социальных (30%) ресурсов, так как для инвесторов существенное значение имеет сочетание развитой инфраструктуры и наличия производительной и квалифицированной рабочей силы. Остальные блоки имеют равные веса по 10%. Для расчетов применялись последние годовые статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка Российской Федерации, Федерального казначейства, Минфина России, МВД России, НИФИ, ЕМИСС. Кроме того, в расчетах использованы динамика показателей за последний год и данные из чек-листов по информационной и географической доступности регионов, которые отражены в корректировке текущих значений параметров.
Итоговый индекс инвестиционной привлекательности регионов определяется по формуле:
IPj = 0,4xIj + 0,1xEj + 0,3xSj + 0,1xFj + 0,1xOj,
где:
IPj – интегральный показатель инвестиционной привлекательности j-го региона;
Ij – интегральный показатель оценки инфраструктурных ресурсов j-го региона;
Ej – интегральный показатель оценки экономических ресурсов j-го региона;
Sj – интегральный показатель оценки социальных ресурсов j-го региона;
Fj – интегральный показатель оценки финансовых ресурсов j-го региона;
Oj – интегральный показатель оценки состояния окружающей среды j-го региона.
Показатели, характеризующие уровень инфраструктурных ресурсов
Оценка комплекса инфраструктурных факторов позволяет определить обеспеченность региона объектами социальной, производственной и технологической инфраструктур. Развитая инфраструктура региона – один из главных факторов инвестиционной привлекательности. Инвесторы, которые рассматривают ту или иную территорию, чтобы зайти, оценивают не только производственную и технологическую инфраструктуру, но и насколько комплексная в регионе социальная инфраструктура – для них это очень важно.
Таблица 2. Показатели для оценки инфраструктурного блока
№ | Показатели |
1 | Количество отделений, пунктов связи и других структурных подразделений (объектов), производящих телеграфные операции на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель) |
2 | Число стационарных отделений связи (включая кустовые, укрупненные, сезонные) на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель) |
3 | Число подключенных абонентских устройств мобильной связи на 1 тыс. человек населения |
4 | Численность активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения |
5 | Доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям |
6 | Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов на 1 тыс. человек населения |
7 | Энергоемкость ВРП |
8 | Производство электроэнергии на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель) |
9 | Ввод в действие жилых домов на 1 тыс. человек населения |
10 | Плотность железнодорожных путей общего пользования на 10 тыс. кв. км территории |
11 | Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования |
12 | Доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, на конец года |
13 | Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, километров дорог на 1 тыс. кв. км территории |
14 | Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, % |
15 | Протяженность внутренних водных путей |
16 | Число автобусов общего пользования на 100 тыс. человек населения |
17 | Число больничных коек на 10 тыс. человек населения |
18 | Мощность амбулаторно-поликлинических организаций на 10 тыс. человек населения, посещений в смену |
19 | Численность врачей всех специальностей на 10 тыс. человек населения |
20 | Удельный вес обучающихся во вторую и третью смены в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования |
21 | Валовой коэффициент охвата дошкольным образованием, % от численности детей в возрасте от года до шести лет |
22 | Число зрителей театров на 1 тыс. человек населения |
23 | Число посещений музеев на 1 тыс. человек населения |
24 | Число спортивных сооружений на 10 тыс. человек |
25 | Количество действующих кредитных организаций и их филиалов на 10 тыс. человек населения |
Источник: данные агентства «Эксперт РА»
Показатели, характеризующие уровень экономических ресурсов
Уровень развития экономики региона имеет большое значение для инвестиционной привлекательности, он показывает способности региона вести производственно-хозяйственную деятельность результативно и эффективно.
Таблица 3. Показатели для оценки экономического блока
№ | Показатели |
1 | ВРП на душу населения |
2 | Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте |
3 | Инвестиции в основной капитал на душу населения |
4 | Доля малого и среднего предпринимательства в ВРП |
5 | Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в расчете на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель) |
6 | Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения (расчетный показатель) |
7 | Объем продукции сельского хозяйства на душу населения (расчетный показатель) |
8 | Объем инновационных товаров, работ, услуг в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг |
9 | Доля населения, занятого в неформальном секторе экономики |
Источник: данные агентства «Эксперт РА»
Показатели, характеризующие уровень социальных ресурсов
Наличие социальных ресурсов определяет уровень и качество жизни населения, которые являются одними из самых значимых источников конкурентных преимуществ регионов. Чем выше качество жизни, тем притягательнее регион не только для жителей, мигрантов, студентов, туристов, но и инвесторов. Выбирая место для нового предприятия, инвесторы обязательно учитывают, в каких условиях будет жить работающий на нем персонал. Кроме того, доступность трудовых ресурсов, в т. ч. необходимой квалификации является важнейшим условием инвестиционной привлекательности региона.
Таблица 4. Показатели для оценки социального блока
№ | Показатели |
1 | Оборот розничной торговли, в расчете на душу населения |
2 | Оборот общественного питания, в расчете на душу населения (расчетный показатель) |
3 | Объем платных услуг на душу населения |
4 | Объем бытовых услуг на душу населения |
5 | Число собственных легковых автомобилей на 1 тыс. человек населения |
6 | Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя |
7 | Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (расчетный показатель) |
8 | Среднедушевые денежные доходы населения |
9 | Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике |
10 | Потребительские расходы в среднем на душу населения |
11 | Продажа алкогольной продукции населению (тыс. декалитров на душу населения) |
12 | Объем транспортных услуг на душу населения |
13 | Смертность населения в трудоспособном возрасте (число умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста) |
14 | Уровень участия в рабочей силе населения |
15 | Уровень занятости населения |
16 | Уровень безработицы населения |
17 | Уровень преступности (расчетный показатель на 1 тыс. человек населения) |
18 | Младенческая смертность (число детей, умерших в возрасте до года, на 1 тыс. родившихся живыми) |
Источник: данные агентства «Эксперт РА»
Показатели, характеризующие уровень финансовых ресурсов
Достаточный объем финансовых ресурсов определяет финансовую самостоятельность региона, обеспечивает стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации, что является одним из необходимых факторов его инвестиционной привлекательности.
Таблица 5. Показатели для оценки финансового блока
№ | Показатели |
1 | ННД КБ субъекта РФ на душу населения (расчетный показатель) |
2 | Степень сбалансированности консолидированного бюджета (отношение дефицита/профицита к ННД КБ) |
3 | Отношение прямого консолидированного долга бюджета к ННД КБ |
4 | Доля просроченной кредиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства) (расчетный показатель) |
5 | Доля убыточных предприятий и организаций (без субъектов малого предпринимательства) |
6 | Доля просроченной задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам – резидентам и индивидуальным предпринимателям в общем объеме задолженности (расчетный показатель) |
7 | Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных |
Источник: данные агентства «Эксперт РА»
Показатели, характеризующие уровень состояния окружающей среды
Регионы с менее благоприятной окружающей средой менее привлекательны для инвесторов.
Таблица 6. Показатели для оценки состояния окружающей среды
№ | Показатели |
1 | Качество окружающей среды* |
2 | Доля городов с благоприятной средой от общего количества городов |
3 | Объем затрат на капитальный ремонт основных фондов по охране окружающей среды (по направлениям природоохранной деятельности) к ВРП (расчетный показатель) |
4 | Отношение инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, к ВРП (расчетный показатель) |
5 | Объем расходов на охрану окружающей среды, % к ВРП (расчетный показатель) |
6 | Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников |
7 | Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты к ВРП (расчетный показатель) |
8 | Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, + объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта к ВРП (расчетный показатель) |
Источник: данные агентства «Эксперт РА»
Расчет каждого интегрального показателя основан на применении сравнительного анализа. На основании критериев развития регионов рассчитывается ряд аналитических показателей. По каждому параметру в разрезе регионов определяется максимальное или минимальное (в зависимости от сути показателя) значение и ему присваивается индекс, равный единице.
На основании динамики данных показателей за последний год итоговое значение текущих показателей корректировалось на -1, -0,5, 0, 0,5, 1 балл в зависимости от того, на сколько был рост/снижение значения показателя по сравнению с данными предыдущего года.
Также была осуществлена корректировка уже итогового интегрального показателя за информационную доступность и географические факторы. Корректировка осуществлялась на основании данных чек-листа, полученных экспертным путем. Расчет проводился с применением сравнительного анализа.
Таблица 7. Чек-лист
№ | Наименование |
1 | Наличие интернет-портала с информацией об инвестиционной деятельности |
2 | Общие сведения о географическом положении, климатических условиях, памятниках культуры, рекреации |
3 | Информация о ресурсном потенциале (полезные ископаемые, земельные ресурсы, водные ресурсы и т. д.) |
4 | Информация о трудовых ресурсах |
5 | Информация об инфраструктуре (ЖКХ, автомобильный транспорт, дороги, телекоммуникации и т. д.) |
6 | Информация о социальной инфраструктуре |
7 | Информация о земельных участках, предполагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности |
8 | Информация об объектах недвижимого имущества, предлагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности |
9 | Информация о поддержке МСП |
10 | Информация о поддержке инвестиционной деятельности |
11 | Информация о тарифах |
12 | Информация о преференциях и налоговых льготах |
13 | Информация о системообразующих предприятиях региона |
14 | Информация о финансово-кредитных учреждениях, находящихся на территории региона |
15 | Показатели социально-экономического развития, характеризующие уровень развития региона |
16 | Наличие специализированной организации, работающей с инвесторами по привлечению инвестиций |
17 | Хорошие климатические условия |
18 | Расстояние до столицы менее 1 500 км |
19 | Наличие крупного морского порта |
20 | Приграничный регион |
Источник: данные агентства «Эксперт РА»
По итогам интегральной оценки регионы были отнесены к трем группам инвестиционной привлекательности: А, В, С, характеризующим инвестпривлекательность регионов на высоком, среднем и низком уровнях соответственно. Группы А и В поделены на три подгруппы. В группу с высоким уровнем инвестиционной привлекательности вошло 25 регионов, со средним – 45, с низким – 15.
Таблица 8. Уровни инвестиционной привлекательности регионов
Группа | Подгруппа | Определение | Количество регионов |
А | А-1 | Наивысший уровень инвестиционной привлекательности | 5 |
А-2 | Очень высокий уровень инвестиционной привлекательности | 10 | |
А-3 | Высокий уровень инвестиционной привлекательности | 10 | |
В | В-1 | Средний уровень инвестиционной привлекательности | 15 |
В-2 | Умеренный уровень инвестиционной привлекательности | 15 | |
В-3 | Умеренно низкий уровень инвестиционной привлекательности | 15 | |
С | С | Низкий уровень инвестиционной привлекательности | 15 |
Источник: данные агентства «Эксперт РА»
1 «Региональные бюджеты – 2023: с запасом прочности»; https://raexpert.ru/researches/regions/regional_budgets_2023/.