Содержание
- Резюме
- Интегральная оценка
- Экономическое здоровье регионов
- Экономическое здоровье населения
- Экономическое здоровье регионального бизнеса
- Экономическое здоровье консолидированного бюджета регионов
- Карты
- Индекс экономического здоровья регионов: краткая методология
- Приложение 1. Экономическое здоровье российских регионов: интегральный рэнкинг регионов по оценке текущего уровня и динамики изменений
Резюме
Состояние экономического здоровья российских регионов в 2019 г. в целом улучшилось. Этому способствовало сочетание нескольких значимых факторов: замедление инфляции, снижение ставок по кредитам, умеренный рост заработных план населения, а также активность строительного сектора.
Однако в ряде регионов сохраняется неблагополучная экономическая ситуация: высокий уровень безработицы, низкая покупательная способность населения, закредитованность региональных бюджетов. Улучшение ситуации возможно только при федеральной поддержке - через реализацию национальных проектов и исполнение президентских указов по борьбе с бедностью. При успешном решении этой задачи первые положительные изменения можно будет наблюдать уже по итогам 2020 г.
Интегральная оценка
Сформировался положительный тренд
Агентство отмечает рост значимых для оценки экономического здоровья регионов показателей второй год подряд, что свидетельствует о положительном тренде. Это справедливо как для регионов-лидеров, так и для отстающих. Соотношение долей лидеров и аутсайдеров в рэнкинге по сравнению с предыдущим годом улучшилось. Но между ними по-прежнему сохраняется высокая степень дифференциации по экономическому развитию и уровню жизни. Дополнительно выделяются регионы с умеренно высоким и умеренно низким уровнями экономического здоровья. Топ-10 регионов-лидеров с 2018 г. остался почти неизменным, однако некоторые участники первой десятки поменялись местами.
Таблица 1. Экономическое здоровье российских регионов: интегральный рэнкинг регионов по оценке текущего уровня и динамики изменений
У 8 регионов текущий уровень развития оценивается как высокий, у 12 – умеренно высокий, у 19 – выше среднего, у 11 – на уровне среднего. Текущий уровень развития 35 регионов оценивается от ниже среднего до низкого. В отсутствие сильных импульсов к росту и шоковых событий в 2019 г. экономика регионов продемонстрировала преимущественно умеренно позитивную динамику (59 регионов). Ведущие регионы страны демонстрируют положительную динамику ввиду повышенного интереса инвесторов к их ресурсам и емкости рынков. Отстающие также могут показывать заметную положительную динамику, однако, в основном, за счет эффекта низкой базы – рост более заметен из-за невысоких стартовых позиций.
Экономическое здоровье регионов
Обеспеченность сырьем vs федеральная поддержка
Среди лидеров рэнкинга – регионы, богатые сырьем, имеющие развитый обрабатывающий сектор, а также институциональную ренту (прибыль, связанная с наличием столичных привилегий). Отстающие, напротив, не имеют совсем либо имеют незначительный объем сырья. Для таких региональных экономик характерна зависимость от бюджетных вливаний и неразвитость корпоративного сектора.
По сути, экономически здоровыми являются регионы с сырьевой рентой и очень высоким уровнем ресурсной зависимости. Это те регионы, в которых высоки как доля добывающих отраслей, так и уровень соотношения долей добывающих и обрабатывающих отраслей в валовом региональном продукте (ВРП). Сырьевая специализация влияет не только на темпы экономического роста. Она предопределяет и региональные диспропорции в социально-экономическом развитии. Сырьевые регионы притягивают инвестиции, привлекают квалифицированные и мобильные трудовые ресурсы, что сказывается на уровне социально-экономических показателей в целом.
У отстающих регионов степень развития региональной экономики, благосостояния населения и эффективности бизнеса во многом зависят от позиции местных властей, длительности и системности их активных действий, а также от федеральной поддержки. Летом 2019 г. десять экономически слабых регионов получили кураторов из числа федеральных министров, которые должны подготовить комплекс экстренных мер по развитию экономики. В перечне оказались Республики Карелия, Тыва, Чувашия, Калмыкия, Марий Эл, Адыгея, Псковская и Курганская области, Алтайский край. Кураторы призваны помочь этим регионам определить болевые точки в инфраструктуре, выбрать наиболее перспективные инвестпроекты, разработать локальные программы социально-экономического развития и начать их практическую реализацию.
Положительному тренду способствует активная работа большинства регионов по наращиванию налоговой базы, сдерживанию долговой нагрузки, оптимизации расходов и поддержанию инвестиционной активности. Поддержкой таких изменений является ориентация бюджетной политики Минфина на сокращение разницы в уровне экономического развития регионов, в том числе, за счет стимулирующих механизмов для отстающих.
В среднесрочной перспективе на уровень экономического развития регионов окажет влияние реализация указов президента по повышению благосостояния и качества жизни населения, реализация национальных проектов. Способствовать этому будут мероприятия по поддержке демографии, сокращению бедности населения, стимулирование инвестиций, инноваций и венчурного финансирования.
Экономическое здоровье населения
Низкая инфляция и умеренный рост зарплат поддерживают население
Экономическое здоровье населения в регионах растет благодаря низкой инфляции и умеренному росту зарплат. На рост благосостояния влияет увеличения количества свободных денег, благодаря чему население может приобретать товары и услуги сверх необходимых потребностей. В отстающих регионах барьерами выступают высокий индекс потребительских цен и уровень безработицы, низкая покупательная способность среднедушевых денежных доходов.
Таблица 2. Рэнкинг регионов по интегральной оценке текущего уровня и динамики экономического здоровья населения
Регионам - лидерам по показателю экономического здоровья населения присуща повышенная покупательная способность среднедушевых доходов. Это позволяет жителям таких регионов приобрести около трех фиксированных наборов потребительских товаров и услуг по характерным для данной территории ценам. У большинства лидирующих регионов низкий уровень индекса потребительских цен и низкий уровень безработицы.
Ведущие регионы по уровню экономического здоровья населения подразделяются на несколько типов:
- регионы с развитым сырьевым сектором, который обеспечивает повышенный уровень доходов населения;
- столичные и условно столичные регионы;
- промышленно развитые регионы с высоко диверсифицированной экономикой и высокой численностью населения.
Регионы-аутсайдеры характеризуются низкой покупательной способностью среднедушевых доходов населения и низкими показателями розничной торговли. Например, в Республике Тыва среднедушевые денежные доходы меньше стоимости фиксированного набора товаров и услуг, а в Калмыкии, КЧР, Ингушетии, Курганской области, Еврейской автономной области и в Республике Алтай среднедушевые доходы только на 27 % превышают стоимость фиксированного набора товаров и услуг по ценам, характерным для региона. Кроме того, в некоторых отстающих регионах наблюдается высокий индекс потребительских цен и уровень безработицы. Так, наибольший уровень безработицы в среднем за сентябрь – ноябрь 2019 года составил в Ингушетии 27,1 %, в Тыве – 13,6 %, в Республике Алтай – 12,7 %.
В 45 регионах из 85 показатели экономического здоровья населения за последние 12 месяцев демонстрируют положительную динамику. Она зафиксирована почти во всех регионах по уровню заработной платы и обороту розничной торговли. Причинами роста стали замедление инфляции и увеличение зарплат. В 17 регионах из 85 каждый из трех используемых показателей демонстрировал позитивную динамику. Негативная динамика по всем показателям не наблюдалась ни в одном из регионов.
Среди регионов-лидеров по динамике изменений есть и крупные, и небольшие регионы с низким текущим уровнем развития. Например, Сахалинская область является одним из лидеров как по уровню экономического здоровья населения, так по динамике: растут реальные денежные доходы населения области, розничная торговля и объем платных услуг населению.
Регионы-аутсайдеры по динамике характеризуются, в основном, снижением объема платных услуг населению. Прочие показатели демонстрируют разнонаправленность изменений. Реальные денежные доходы снизились в 11 регионах из 85, оборот розничной торговли в 9 регионах, объем платных услуг в 44.
Экономическое здоровье регионального бизнеса
Драйвер роста - строительная активность
Ключевые факторы поддержки экономического здоровья регионального бизнеса базируются на росте строительного сектора, увеличении налоговых поступлений и стимулировании инвестиционной активности.
Таблица 3. Рэнкинг регионов по интегральной оценке текущего уровня и динамики экономического здоровья регионльного бизнеса
При оценке текущего уровня экономического здоровья регионального бизнеса лидирующие позиции занимают регионы, у которых высокая интенсивность инвестиционных процессов и эффективность компаний, а также относительно развитый малый бизнес. У ведущих регионов также высок уровень вводов жилья, что свидетельствует о наличии платежеспособного спроса (в том числе, с привлечением жителей соседних регионов), соответствующей инфраструктуры – строительной, энергетической, финансовой и т.д. Стоит отметить, что в ряде ведущих регионов небольшая численность населения, поэтому получаются достаточно высокие удельные показатели инвестиций, поступлений по налогу на прибыль и налогов от малого бизнеса.
Низкий уровень вводов жилья наблюдается в регионах Крайнего Севера, что объясняется продолжающимся оттоком населения. Так, в Мурманской области отток населения привел к слабой востребованности жилья, что обусловило практически полную утрату строительной отрасли в регионе и широкому предложению жилья на вторичном рынке. В свою очередь, программа реновации в Москве будет способствовать повышению уровня вводов жилья на душу населения.
Регионы-аутсайдеры по оценке текущего уровня экономического здоровья регионального бизнеса характеризуются низкой интенсивностью инвестиционных процессов и слабой эффективностью регионального бизнеса, что приводит к небольшим удельным поступлениям по налогу на прибыль и налогам на совокупный доход. В то же время вводы жилья, хотя и находятся на невысоком уровне, тем не менее, по некоторым регионам близки к уровням регионов с высоким уровнем экономического здоровья. В таких экономически развитых регионах, как Санкт-Петербург и Ямало-Ненецкий автономный округ, вводы жилья на душу населения сопоставимы с аналогичным показателем в Республике Бурятия.
Положительная динамика показателей экономического здоровья регионального бизнеса наблюдается у 82 регионов из 85. Но при этом у 21 региона все три рассматриваемых показателя продемонстрировали позитивную динамику. В свою очередь отсутствуют регионы, у которых все показатели снижались.
Лидеры по динамике экономического здоровья регионального бизнеса представлены как небольшими регионами, на которых сказывается эффект низкой базы, так и крупными промышленно-развитыми регионами, где значительная положительная динамика обусловлена повышением эффективности бизнеса, что ведет к росту поступлений по налогу на прибыль и налогу на совокупный доход.
Среди регионов-аутсайдеров по динамике, в основном, те регионы, в которых снижаются вводы жилья, а показатели поступлений по налогам с бизнеса демонстрируют небольшую разнонаправленную динамику.
Значимым фактором в улучшении экономического здоровья регионального бизнеса являются планы нового правительства в области реновации. Позитивная динамика показателей здесь может быть достигнута за счет мероприятий, реализуемых региональными властями совместно с локальным бизнес-сообществом. Так, стимулировать инвестиционную активность в регионе возможно за счет помощи местным компаниям в получении доступа на рынок публичного долга. Формами содействия могут стать как информационная работа, так и субсидирование расходов (на инфраструктуру, организатора, получение рейтинга от рейтингового агентства и т.п.) при дебютных размещениях облигаций. Такая политика поможет, не сильно нагружая бюджет, привлечь в региональную экономику средства на инвестпрограммы и развитие бизнеса. А это, в свою очередь, увеличит объем налоговых поступлений.
Экономическое здоровье консолидированного бюджета регионов
Долги сокращаются, налоговая база растет
Экономическое здоровье консолидированного бюджета второй год подряд демонстрирует позитивный тренд – поддерживаются положительные темпы роста налоговой базы и сокращаются расходы на обслуживание долга. Регионы воспользовались циклом снижения ставок, улучшили диверсификацию кредитного портфеля. Поддержке экономического здоровья будут способствовать фиксация ставок через выпуск «длинных» облигаций, сохранение темпов роста налоговых доходов и эффективное расходование средств как на обеспечение социальных расходов, так и на реализацию национальных проектов.
Таблица 4. Рэнкинг регионов по интегральной оценке текущего уровня и динамики экономического здоровья консолидированных бюджетов
Среди лидеров по уровню экономического здоровья консолидированного бюджета - в основном, регионы с развитым энергосырьевым сектором, который формирует существенную часть налоговых доходов бюджета. Также регионы-лидеры характеризуются относительно консервативной долговой политикой, благодаря которой они либо не наращивали долг региона в кризисный период 2015–2016 годов, либо уже погасили долг, сформировавшийся тогда. Благодаря низкой долговой нагрузке эти регионы практически не отвлекают свои налоговые доходы на обслуживание долга. Самая низкая долговая нагрузка в диапазоне от 1 до 3 % ННД зафиксирована в Москве, Ленинградской и Тюменской областях, Алтайском крае. В этих регионах, соответственно, и самые низкие расходы на обслуживание долга.
Среди аутсайдеров - регионы с относительно невысоким уровнем налоговых и неналоговых доходов и с высоким уровнем прямого долга, на обслуживание которого тратится значимая часть доходов региона. Так, в Республике Мордовия долговая нагрузка составляет более 200 % ННД, расходы на обслуживание долга – более 5 %.
По итогам 2019 года почти во всех регионах произошло снижение доли ННД в структуре доходов. Это связано со стартом национальных проектов и соответствующим поступлением из федерального бюджета дополнительных трансфертов на их реализацию.
Положительная динамика показателей экономического здоровья консолидированного бюджета регионов наблюдается у 11 регионов из 85. При этом у 4 регионов все показатели оценки продемонстрировали позитивную динамику, в 24 регионах используемые показатели демонстрируют в целом негативную динамику.
В связи с продолжающейся активной интеграцией в российскую экономику Республики Крым наблюдается значительное улучшение состояния бюджета региона – существенное сокращение уровня долговой нагрузки, снижение расходов на обслуживание долга вследствие роста налоговых и неналоговых доходов. В структуре ННД наибольший рост по итогам 2019 года в Республике Крым отмечен по налогу на прибыль и НДФЛ. Этот рост обеспечен, прежде всего, ростом крымской экономики и инвестициями в нее, созданием рабочих мест и повышением зарплат.
Даже у регионов-аутсайдеров динамика показателей экономического здоровья бюджета относительно спокойная, без значительного ухудшения. Существенно состояние бюджета ухудшилось у Республики Хакасия: в 2019 году ННД консолидированного бюджета сократились на 12,1 %. Основной причиной стало сокращение поступлений по НДФЛ на 36,2 %. В то время как в 2018 году налог поступил в размере 5,5 млрд рублей от зарегистрировавшегося на территории Хакасии налогоплательщика.
Карты
Индекс экономического здоровья регионов: краткая методология
Индекс экономического здоровья регионов используется для оценки текущего уровня развития российских регионов (карта состояний) и для оценки изменений в региональной экономике (карта динамики). Карта состояний позволяет увидеть дифференциацию регионов по текущему уровню развития. Карта динамики позволяет увидеть дифференциацию регионов по темпам изменений: в каких регионах наблюдается позитивная динамика, а в каких идет ухудшение показателей.
Целесообразность разработки данного индекса обусловлена несколькими причинами. Во-первых, существует значительный лаг (более полутора лет), с которым публикуются данные по ВРП (валовому региональному продукту) российских регионов. Причем показатели ВРП не в полной мере отражают ситуацию в регионе: существенная часть ВРП может перераспределяться в пользу федерального центра, поэтому высокие показатели ВРП в том или ином регионе не в полной мере отражаются на экономическом здоровье населения, бизнеса и бюджета. Во-вторых, различные ведомства публикуют достаточно большие массивы данных по многим аспектам функционирования региональных экономик, причем достаточно оперативно, с небольшими временными лагами. Использование, по крайней мере, части этих массивов данных в виде интегральных показателей позволяет, на наш взгляд, более полно отслеживать как текущее состояние экономического здоровья региона, так и направление его изменения.
В качестве источников информации выступают оперативные данные Министерства финансов РФ, Федерального казначейства РФ и Росстата. При расчете большинства используемых показателей применяются данные за последние 12 месяцев (принцип «скользящего окна»), а значения балансовых показателей – на последнюю доступную дату.
Показатели для оценки текущего уровня развития региона:
Экономическое здоровье населения региона |
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов |
Оборот розничной торговли на душу населения |
Индекс потребительских цен |
Уровень безработицы |
Экономическое здоровье регионального бизнеса |
Инвестиции в основной капитал на душу населения |
Вводы жилья на душу населения |
Здоровье бизнеса: налог на прибыль на душу населения |
Здоровье МСБ: налоги на МСБ на душу |
Экономическое здоровье консолидированного бюджета региона |
Прямой долг к ННД консолидированного бюджета региона |
Расходы КБ региона на обслуживание долга к ННД |
ННД КБ региона на душу (скорректированные на стоимость фикс. набора) |
Доля ННД в доходах КБ региона |
Примечание:
КБ – консолидированный бюджет; ННД – налоговые и неналоговые доходы; прямой долг – сумма долга региона по государственным облигациям, банковским и бюджетным кредитам, иным долгам, долга муниципалитетов в виде облигаций, банковских кредитов и иных долгов. Не учитывались выданные гарантии и долг муниципалитетов по бюджетным кредитам.
Показатели для оценки изменений (динамики) региональной экономики:
Изменение экономического здоровья населения региона |
Динамика реальных денежных доходов населения |
Динамика розничной торговли |
Динамика объема платных услуг населению |
Изменение экономического здоровья регионального бизнеса |
Динамика вводов жилья |
Прирост платежей по налогу на прибыль |
Прирост платежей по налогу на совокупный доход (МСБ) в КБ региона |
Изменение экономического здоровья консолидированного бюджета региона |
Динамика прямого долга КБ региона к ННД КБ региона |
Динамика расходов КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона |
Прирост ННД консолидированного бюджета на душу населения |
Динамика доли ННД в доходах КБ региона |
С помощью линейных функций и заданных бенчмарков значения перечисленных показателей преобразовывались в оценке. На основе полученных оценок, а также вектора весов (значения в котором определялись экспертным образом, в том числе в зависимости от значимости показателя) получались интегральные баллы за текущий уровень (состояние) экономического здоровья региона и за экономическую динамику – изменение экономического состояния.
Приложение 1. Экономическое здоровье российских регионов: интегральный рэнкинг регионов по оценке текущего уровня и динамики изменений