Макроэкономика, 11.12.2024

Экономика Индии: точки роста – от сельского хозяйства до высоких технологий
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Кирилл  Лысенко
Татьяна  Тирских

Резюме

Индия – страна контрастов, где древние традиции и современные технологии соседствуют и активно взаимодействуют. Ее экономика, одна из самых быстрорастущих в мире, демонстрирует впечатляющие результаты в различных секторах – от сельского хозяйства до высоких технологий. Обладая уникальным потенциалом, Индия превращается в новый центр притяжения для инвесторов, предлагая не только возможности, но и вызовы.

Сегодня, когда мир стремительно меняется, Индия продолжает удивлять своей способностью адаптироваться и развиваться в подобных глобальных экономических условиях. Она решает сложные задачи, такие как обеспечение продовольственной безопасности для огромного населения, развитие промышленности и переход к зеленым технологиям.

Индия – это одна из наиболее быстрорастущих экономик с внушительными размерными характеристиками (третье место по ВВП по ППС, по оценке Всемирного банка в 2023 году). Сегодня о ней говорят как о стране, которая со временем потенциально может заместить Китай в роли главной фабрики мира. С поворотом России на Восток и возникновением институциональных ограничений инвестиционных возможностей в Европе и Америке интерес отечественных инвесторов к азиатским рынкам, в частности, к индийскому, существенно возрос. Однако в большинстве случаев представление не вовлеченных в тему лиц ограничивается цифрами по темпам роста агрегированного показателя валового внутреннего продукта и валового экспорта. Агентство «Эксперт РА» решило помочь закрыть данную брешь в русскоязычном информационном поле и рассмотреть сегменты индийского рынка, которые в последние пять – десять лет переживали заметный рост. В фокус внимания данного исследования попали первичный и вторичный сектора 1 индийской экономики, как раз и создающие материальную основу для дальнейшего устойчивого роста страны.

Здесь к первичному сектору отнесена вся деятельность, связанная с добычей ресурсов, вроде сельского, рыбного и лесного хозяйства и добывающей промышленности, а ко вторичному – обрабатывающая промышленность, строительство, а также энерго-, тепло- и водоснабжение. 

С 2018–2019 финансового года2 по 2023–2024 год в категориях добавленной стоимости экономика Индии выросла на 24,7% в реальных значениях. За десятилетний период с 2013–2014 года прирост составил 75,1%. 

Если рассматривать рост экономики в разрезе видов деятельности, то лидером по темпам за период с 2018–2019 по 2023–2024 год была строительная отрасль (+40%), что стало отражением активной урбанизации страны и реализации масштабных инфраструктурных проектов. Соответственно, вместе с развитием городов и производственных мощностей быстро росла добавленная стоимость в снабжении электроэнергией, газом, водой и прочими коммунальными услугами (+27,1%). Заметно слабее была динамика в обрабатывающей промышленности – здесь, в частности, сказались негативные эффекты на международных товарных рынках: сначала ковидные, а затем эффекты высоких ставок. Но еще медленнее накопленный рост формировался в добывающей промышленности на фоне спада в добыче нефти и газа. При этом в другом сегменте индустрий первичного сектора, сельском, лесном и рыбном хозяйстве прирост составил 22,1%.

Среди не рассматриваемых в этом обзоре услуг на лидирующей позиции была категория финансовых, риелторских и профессиональных услуг (+35,8%), основой роста которой являлся сильный потребительский спрос и увеличивающиеся потребности бизнеса, в т. ч. иностранного. Существенно слабее росли торговля, гостиничный бизнес, транспорт, связь и услуги, предоставляемые в области вещания (+16,5%) – здесь сказались ковидные ограничения и снижение туристического потока. Прирост услуг, связанных с госсектором, был на уровне средних по экономике (+24,5%).

График 2. Структура ВДС Индии 2023–2024 ф. года

График 2.  Структура ВДС Индии 2023–2024 ф. года

Источник: MoSPI

В последние десятилетия по мере развития страны суммарная доля первичного и вторичного секторов в структуре экономики Индии постепенно снижалась. Тем не менее пока она заметно больше той, что имеется в странах с высокими уровнями экономического развития и покупательской способности населения. Так, в 2023–2024 финансовом году на эти два сектора приходилось 45,4% от ВДС, в то время как в России в 2023-м данное значение составляло 37,8%, а в США – 21,7%. Также по части структуры стоит отметить бОльшую долю сельского, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства (17,7%) по сравнению с суммарным вкладом обрабатывающей и добывающей промышленности страны (16,3%) – Индия пока еще далека от завершения процесса индустриализации.

Агропромышленный комплекс

Проблема голодания населения в Индии как 10 лет назад, так и сейчас является одной из острейших. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2024 году в стране 194,6 млн человек систематически недоедали. Таким образом, развитие АПК в Индии является не просто вопросом расширения потребительской корзины, а вопросом жизни для миллионов людей.

Крупы, фрукты, овощи и интенсификация сельского хозяйства

Как известно, одним из ключевых источников калорий для человечества являются крупы. Индия за последние годы заметно нарастила их производство. При этом рост производства крупяных наблюдался не столько за счет увеличения площадей засева, сколько за счет повышения урожайности на единицу площади посредством увеличения использования удобрений – страна развивает как их внутреннее производство, так и наращивает их импорт.

Таблица 1. Производство основных круп (млн тонн)

2013–2024 2018–2019 2023–2024
Рис 106,6 116,5 136,7
Пшеница 95,8 103,6 112,9
Кукуруза 24,3 28,8 35,7

Источник: Ministry of Finance, Economic Survey 2023–2024

Например, если в 2013 году в Индии производилось 6,4 млн тонн азотно-фосфорно-калийных удобрений, то в 2018-м это значение достигло 8,8 млн тонн, а в 2023-м – 9,6 млн тонн. А импорт удобрений, содержащих два-три элемента группы NPK, вырос с 4 млн тонн в 2013-м до 7,2 млн тонн в 2018-м и 9,3 млн тонн в 2023 году.

Также эффективность сельского хозяйства страны повышается за счет растущего парка сельскохозяйственной техники. Спрос на нее активно растет. Продажи тракторов в 2023 году на внутреннем рынке составили 915 тыс. единиц, увеличившись на 44% по сравнению с 2013-м. Выпуск же тракторов в 2023 году достиг 986 тыс., увеличившись за аналогичный период на 59,2%.

Таблица 2. Площадь засева под основные крупы (млн га)

2013–2014 2018–2019 2023–2024
Рис 44,1 44,2 47,6
Пшеница 30,5 29,3 31,2
Кукуруза 9,1 9,0 10,7

Источник: Ministry of Finance, Economic Survey 2023–2024

Помимо круп растет и производство овощей и корнеплодов. C 2013–2014 финансового года по 2023–2024 год (предварительные оценки) производство картофеля в Индии увеличилось с 41,6 до 57,0 млн тонн, томатов – с 18,7 до 21,3 млн тонн, лука – с 19,4 до 24,2 млн тонн, а капусты – с 9 до 10,3 млн тонн.

От индийского сельхозпроизводства ныне зависит не только продовольственная безопасность самой Индии, но по ряду товарных категорий уже и соседних стран, например, Народной Республики Бангладеш, которая в 2023 году импортировала 884 тыс. тонн индийского лука (эквивалентно ? собственного бангладешского производства данной культуры). Тем не менее пока Индия характеризуется недостаточной надежностью в качестве долгосрочного партнера по продовольственной торговле. Так, в декабре 2023-го в ответ на падение урожая лука в 2023–2024 финансовом году (-19,7% относительно 2022–2023 года) она ввела временные меры по запрету лукового экспорта, продлившиеся до мая. Несмотря на то что в этом финансовом году вероятность повторения подобных мер низка, так как по государственной инициативе в сезоне июня – октября 2024-го площадь посева лука была повышена на 27% г/г, в среднесрочной перспективе сложно что-либо спрогнозировать, потому что данная практика показала, что по чувствительным для страны товарным категориям любым зарубежным партнерам необходимо всегда иметь альтернативные Индии рынки диверсификации поставок.

Что же касается фруктов, то объем выращенных бананов в Индии с 2013-го увеличился с 29,7 до 37,8 млн тонн в 2023–2024 году. Сегодня на страну приходится около 26,5% всего мирового производства этой культуры и в то же самое время – лишь 1% мирового бананового экспорта. Пока основным ограничивающим фактором расширения экспорта является скоропортящаяся природа этой культуры и недостаточная технологичность транспортировки, поэтому зона поставок индийских бананов включает в себя только страны Ближнего Востока. В 2023 году страна экспортировала только 499,5 тыс. тонн бананов на сумму 251,4 млн долларов, что все равно существенно больше, чем пять лет назад: в 2018-м на экспорт уходило 174,7 тыс. тонн. Последние годы Управление по развитию экспорта сельскохозяйственной и переработанной пищевой продукции страны активизировалось в отношении банановой торговли на альтернативных рынках: в ноябре 2023-го под его контролем по морю в Нидерланды была поставлена первая партия бананов для европейского рынка. А в начале 2024 года управление задалось целью в течение ближайших пяти лет достигнуть стоимостного объема экспорта бананов в 1 млрд долларов.

Схожая проблема с недостаточной представленностью на мировых рынках имеется и по мандаринам, производство которых за период с 2013 по 2019 год выросло с 3,4 до 6,2 млн тонн, но с тех пор стагнирует из-за недостаточного спроса, приводящего к снижению рентабельности и потере интереса фермеров к инвестированию в данную культуру. При этом экспорт мандаринов, по последним доступным данным ФАО, в 2022 году составлял всего 1,4 тыс. тонн.

Животноводство, рыбная промышленность, этанол, вино и сладости

В части животноводства и рыбной промышленности среди мясной продукции особенно растет доля птицеводства. По сравнению с 2013–2014 годом производство куриного мяса к 2022–2023 году выросло с 2,8 до 4,9 млн тонн. Вместе с ростом производства мяса птицы увеличивается и количество яиц – 78,8 млрд штук в 2013 году против 138,4 млрд штук в 2023-м. Также быстро увеличивается и производство молока и рыбы. В 2023–2024 финансовом году было получено 236,35 млн тонн молока, что на 71,6% больше, чем в 2013–2014 году. Растет как потребление молока в чистом виде, так и рост производства продуктов его переработки. Например, в 2023–2024 маркетинговом году выпуск сливочного масла в Индии был на 42,3% больше, чем в 2013–2014 году, и составлял 6,75 млн тонн – для сравнения, в России в 2023-м было произведено 323 тыс. тонн сливочного масла, в США – 959 тыс. тонн, а во всем Евросоюзе – 2,1 млн тонн. Что же до рыбы, то в 2023–2024 году совокупный размер ее добычи был выше относительно 2013–2014 года на 82,2% и составлял 17,5 млн тонн, при этом около ? этой рыбы являлось продукцией аквакультуры.

Растущий сегмент птицеводства толкает наверх и спрос на корма, в особенности на кукурузу, однако, кроме птицеводства, спрос на эту крупу в последние годы активно наращивают и производители этанола. В период с 2013 по 2023 год выпуск этанола вырос с 2 до 6,5 млрд литров, при этом в течение последних лет роль зерновых (в основном кукурузы) в его производстве резко росла. Так, если в 2018–2019 финансовом году производство этанола из зерна почти не осуществлялся, то к 2022–2023 финансовому году на зерновой этанол стало приходиться уже 27,1% всего объема произведенного этанола, а в результате введенных с декабря 2023-го ограничений на использование сахарного тростника для производства этанола доля этанола из зерновых в период с ноября 2023 по июль 2024 года возросла до 52,7%. В итоге роста потребности экономики в кукурузе страна даже превратилась в нетто-импортера этой культуры в 2024 году: в 1-м полугодии экспорт кукурузы Индией упал на 87%, с 1,8 млн до 241,9 тыс. тонн, а импорт, напротив, подскочил с 5 до 531 тыс. тонн.

Что же касается этанола, то рост его производства связан с тем, что в рамках политики по развитию зеленых технологий правительство Индии активно продвигает идею увеличения роли этанола в топливо-энергетическом комплексе страны. Уже в августе 2024-го средняя доля этанола в индийском топливе составила 15,8% (только 2% в 2018-м), а к 2025–2026 финансовому году правительство поставило цель достигнуть уровня 20%. После снятия ограничений на производство этанола из сахарного тростника в конце августа 2024 года рост производства этанола должен ускориться.

График 3. Прогресс в применении этанола в топливе в Индии за 10 лет

Источник: Government of India. Press Information Bureau

Не уходя далеко от спирта, стоит слегка затронуть и алкогольную продукцию, а именно вино. С ростом благосостояния населения спрос на относительно более дорогие напитки повышается, вместе с чем увеличивается и объем их производства. К 2023 году объем производства вина в Индии увеличился по сравнению с 2013-м в 2,5 раза и составил 49,4 млн литров. Почти все выпущенное индийское вино потребляется внутри страны. Внутренние производители защищены от внешних конкурентов высокими таможенными тарифами на винную продукцию (150%), в связи с чем на импортное вино в 2023 году приходилось менее 12% индийского винного рынка, или 6,7 млн литров (для сравнения, доля импортного вина на российском рынке в 2023-м составляла 48%). Пока вино является скорее продуктом крупных городов, но по мере развития экономики ситуация будет меняться.

Рост благосостояния населения также поддерживает и увеличение производства кондитерских изделий. За 10 лет к 2023 календарному году производство шоколада и какао-порошка выросло на 44,5%, а выпуск конфет и сахаристых изделий – на 66,4%. Естественно, для их изготовления нужен сахар, чье производство под воздействием увеличения внутреннего и внешнего спроса (Индия – второй в мире сахарный экспортер) также за этот период подросло на 39,1%.

Добывающая промышленность и металлургия

На пути индустриализации страны неминуемо сталкиваются с ростом потребности в сырьевых ресурсах, и Индия не исключение. Отсутствие ощутимого прироста выпуска в отрасли за последние пять лет (+0,2% в 2023–2024 к 2018–2019 году) не является проявлением ее общего упадка. В основном стагнация агрегированного показателя обусловлена негативным трендом в нефтегазовом секторе страны (например, добыча нефти в 2013–2014 году составляла 37,8 млн тонн, в 2018–2019 году – 34,2 млн тонн, а 2023–2024 году – 29,4 млн тонн). В большинстве остальных же подотраслей ситуация была гораздо более позитивная.

В базовом варианте рост промышленности обычно ассоциируется с увеличением добычи металлосодержащих руд и угля. Индия обладает богатыми запасами железной руды и является на сегодняшний день 4-й в мире страной по ее добыче. В 2023–2024 году физический объем добычи железной руды в Индии достиг 275,5 млн тонн, увеличившись на 33,4% по сравнению с 2018–2019 годом. Заметная часть добываемой руды уходит на экспорт. В 2023 году экспорт железной руды Индией составил 43,8 млн тонн, из них 41,2 млн тонн было отправлено в Китай. Отмечается также и рост добычи руд иных металлов, например, марганцевых – +19,1% и свинцово-цинковых – +20,1% (2023–2024 относительно 2018–2019 года).

Среди металлов проблемным вопросом сегодня являются необходимые для аккумуляторной промышленности металлы. У страны сегодня нет собственных предприятий по добыче лития и кобальта. Однако в среднесрочной перспективе хотя бы по литию ситуация должна будет измениться. В июне 2024 года был успешно проведен аукцион среди компаний на разработку месторождения лития в штате Чхаттисгарх. Амбиции страны по превращению в экспортера лития, связанные с другим недавно обнаруженным месторождением в Джамму и Кашмире, чьи запасы оценены в 5,9 млн тонн, пока не спешат реализовываться – два проведенных за последние два года аукциона на него провалились, что обусловлено, во-первых, пониженной рентабельностью реализации проекта на данном месторождении в связи нахождением лития здесь в глинистых отложениях, а во-вторых, геополитическими рисками эскалации конфликта с Пакистаном (от месторождения до линии разграничения менее 50 км).

Что касается угля, то потребность экономики в нем быстро растет. Он необходим как металлургии для плавки руд в доменных печах, так и энергетике. А несмотря на заявления властей страны об энергетическом переходе, доля угольных электростанций здесь в 2023–2024 году составила 74,7% от всей электрогенерации. Для покрытия потребностей растет и добыча угля: по сравнению с 2018–2019 в 2023–2024 финансовом году она увеличилась на 36,9%, до 997,8 млн тонн. Индийский угольный импорт в последние годы не показывал тенденции к росту – c 2014-го он колеблется в диапазоне от 190 до 255 млн тонн. Власти страны уделяют большое внимание вопросу самообеспеченности углем – для этого к 2029-2030 финансовому году планируется достигнуть показателей годовой угледобычи 1,5 млрд тонн. В частности, страна намерена развивать добычу угля под землей. В 2023 году лишь 34,85 млн тонн угля добывалось подземным образом – к 2028-му планируется нарастить объем подобной добычи до 100 млн тонн.

Помимо добычи угля и руд металлов, также стоит упомянуть тренд роста добычи графита в Индии – всего за пять лет к 2023–2024 году она увеличилась в 43,1 раза, до 168,3 тыс. тонн. Графит крайне необходим индийской промышленности: например, он нужен при производстве требующихся для индийской металлургии тиглей, литейных покрытий и электродов для электродуговых печей, или при производстве анодов, иcпользуемых в электролизной и аккумуляторной промышленности. Однако стране пока сильно не хватает внутренних мощностей по добыче природного графита и по созданию искусственного графита, из-за чего 69% всего объема графита и графитовой продукции Индии приходится импортировать.

Говоря об упомянутых чуть выше электродуговых и прочих печах в металлургии, стоит отметить тот факт, что на сегодняшний день Индия имеет весьма высокую долю стали, выплавляемой в различных видах электропечей, что в т. ч. является следствием государственной политики по снижению выбросов в промышленности страны. В 2023 году эта доля здесь составляла 56%. Для сравнения, у соседнего Китая этот показатель находился на уровне около 10%, а в среднем по миру он составлял 29%, даже в среднем по ЕС значение было ниже индийского – 45%. Такая доля у Индии устойчиво держится почти неизменной в течение последних 10 лет – это при том, что с 2013 по 2023 год совокупный выпуск стали вырос на 71,6% (140,2 млн тонн в 2023-м). Получение стали данным способом и получение стали посредством доменно-конвертерного метода росли все эти годы близкими темпами.

Рост мощностей электропечей стимулирует не только добычу графита, но и производство губчатого железа, в основном и используемого индийскими металлургами для плавки в подобных печах. C 2018 по 2023 год его производство выросло на 61,8%, а с 2013-го – на 119%. Также подобные печи позволяют интенсивнее выплавлять сталь из лома (в отличие от доменных они способны выплавлять сталь из лома даже без добавления руды). В 2023 году в Индии в электропечах и доменных печах вместе около 30–35% всей выплавленной стали произошло из металлолома. Используется как свой лом, так и импортируемый – с 2018 по 2023 год страна нарастила чистый импорт лома черных металлов на 85,8%, до 11,75 млн тонн.

Строительный сектор, инфраструктура, коммунальные услуги

Рынок жилой недвижимости Индии на подъеме. По данным Knight Frank, в восьми крупнейших городах страны объемы продаж и строительства недвижимости вернулись к допандемическому уровню уже в 1-м полугодии 2021 года и с тех пор устойчиво росли. В 2023 году число проданных жилых единиц уже было выше уровня 2019-го на 33,9%, а число построенных – на 57%. В 2024 году рост продолжился: в 1-м полугодии продажи увеличились на 11% г/г, а ввод новых жилых единиц – на 6%. Как результат бума на рынке, цены на жилье растут. Так, в II квартале 2024 года цены на недвижимость в Дели выросли на 29% г/г.

В сегменте офисных помещений динамика слегка иная. Вернувшись ко второй половине 2021-го к темпам ввода объектов первой половины 2019-го (к уровню 2-го полугодия не вернулись до сих пор), застройщики сохранили темпы неизменными вплоть до конца 1-го полугодия 2024 года. Объем сделок на рынке также с начала 2022-го не показывал признаков продолжения оживления вплоть до 2-го полугодия 2023 года, когда объем продаж вырос на 27% г/г, в 2024-м спрос на данный вид коммерческой недвижимости сохранился на повышенном уровне – +34,7% г/г в 1-м полугодии.

Что касается инфраструктурного строительства, то его подстегивают множественные программы госинвестиций и мер поддержки частных совместных инвестиций. Одной из таковых является проект «Национальная инфраструктурная магистраль», действующий с 2020 по 2025 год, в рамках которого на экономическую и социальную инфраструктуру была направлена сумма в эквиваленте около 1,4 трлн долларов США.

Из реализуемых масштабных инфраструктурных проектов можно, например, выделить проекты развития электроэнергетической отрасли. С 2013–2014 года установленные мощности в Индии увеличились с 248,6 до 448 ГВт в июле 2024-го, а к 2030-му планируется удвоить имеющийся показатель до 900 ГВт. Значительная часть планируемого увеличения генерирующих мощностей будет осуществлена за счет возобновляемых источников (в основном солнечной энергии) – к 2030 году намереваются увеличить их суммарную мощность с текущих 152 до 500 ГВт. От угольных электростанций страна также пока не планирует избавляться – к 2031–2032 финансовому году намереваются добавить еще как минимум 80 ГВт мощностей, генерируемых с помощью угля.

Быстро развивается и инфраструктура по транспортировке коммунальных услуг. С 2018–2019 к концу 2023–2024 года длина электросетей выросла с 413,4 до 488,4 тыс. километров. Длина газовых трубопроводов за этот период также увеличилась с 16,3 до 22,2 тыс. километров. Значительные результаты были достигнуты и по водному направлению в рамках инициированной в августе 2019 года программы «Вода в каждый дом»: число имеющих доступ к водопроводной воде сельских домохозяйств к середине 2024-го увеличилось до 145 млн (из 190) с 30 млн в 2019-м. Соответственно растет и производство предметов, необходимых для передачи газа, воды и электричества. Так, выпуск электропроводов с резиновой изоляцией вырос к 2023 году по сравнению с 2018-м на 176,9%, стальных труб – на 193,5%, пластиковых труб – на 24%. 

Стремительные изменения наблюдаются и в железнодорожном транспорте страны. Быстро строятся новые пути: только за 2023–2024 год в стране было добавлено 5,1 тыс. километров новых путей (чуть меньше длины всей железнодорожной сети Швейцарии), а за последние 10 лет – около 31 тыс. километров путей (длина железнодорожной сети Японии). Также за 10-летний период было электрифицировано 44 тыс. километров железнодорожных путей. На смену старым вагонам постепенно приходят новые. В конце 2023 года был озвучен 5-летний план развития железных дорог страны. В его рамках в течение 2024–2029 годов в стране должно быть закуплено 7–8 тыс. новых поездов, из них 3 тыс. – пассажирские поезда. Сильный спрос со стороны Indian Railways на новые поезда стимулирует внутреннее производство железнодорожного транспорта: например, в 2023-м по сравнению с 2018 годом производство железнодорожных локомотивов выросло на 59,6%, до 1 408 единиц, а выпуск грузовых вагонов – на 113,6%, до 34,3 тыс. единиц. По сравнению с 2013 годом прирост итого составил 215 и 98,3% соответственно.

Неоднородность динамики обрабатывающих производств

В обрабатывающей промышленности Индии в последние 10 лет были как стагнирующие отрасли, так и отрасли с хорошим положительным трендом. К стагнирующим отраслям можно, например, отнести почти всю легкую промышленность страны: текстильную (в 2023–2024 году -9,2 и -4,4% относительно 2018–2019 и 2013–2014), швейную ( -4,3 и -28,7%) и кожевенную (-23,9 и -15,9%). Также неоднозначно себя вело производство компьютерной, электронной и оптической продукции, по которому Индии прочат занятие места Китая – к 2018–2019 финансовому году оно выросло на 46% относительно 2013–2014 года, но с тех пор под воздействием множественных шоков на внешних рынках постепенно снижалось (-27,8% в 2023–2024 относительно 2018–2019 года). Но и среди электротехники были типы производств, чей потенциал благодаря сравнительному преимуществу в лице дешевой рабочей силы начал постепенно реализовываться под влиянием перевода иностранными компаниями мощностей с альтернативных рынков вроде материкового Китая и Тайваня (например, с 2019 года компания Foxconn запустила здесь производство айфонов, мощности которого она активно наращивает). В итоге активизации иностранных технологических компаний из данной сферы индийский экспорт мобильных телефонов вырос с 1,1 млрд долларов в 2017–2018 году до 15,6 млрд долларов в 2023–2024 году.

Что касается остальных сфер, то наиболее здоровая динамика имелась внутри уже частично затронутых металлургии, пищевой и химической промышленности, а также с некоторыми оговорками – в машиностроении.

Химическая промышленность и стройматериалы

Лидерами по росту в последние 10 лет стали производство неблагородных металлов и фармацевтика. За период с 2013–2014 по 2023–2024 год прирост данных видов производства составил 90,6 и 104,3%. Впрочем, по фармацевтике основной рост производства пришелся на период до 2017–2018 года, после чего объем выпуска длительное время почти не менялся (+2% в 2022–2023 году к 2017–2018). Ускоренная динамика вернулась лишь в 2023–2024 году (+8% г/г). Сдерживающими рост производства фармацевтической продукции факторами сегодня выступают потолки цен на медикаменты, а также зависимость от китайских активных фармацевтических ингредиентов (АФИ) (35% АФИ импортируется – 70% импорта АФИ приходится на Китай), периодически резко подскакивающих в стоимости.

Внутри химической промышленности позитивная динамика наблюдалась также по коксо- и нефтехимии. Под давлением растущих потребностей металлургии с 2013–2014 года производство кокса в Индии увеличилось на 15%, до 65,6 млн тонн. Но дальнейшие планы у страны более амбициозные. Уже в 2025–2026 финансовом году власти планируют подняться на уровень 80 млн тонн, а к 2030-му – до 140 млн тонн. Для достижения данной цели Министерство угольной промышленности и доминирующая компания Coal India (на нее приходится около 80% добычи угля в стране) совместными усилиями займутся установкой дополнительных коксохимических заводов.

В части нефтехимии, несмотря на стагнацию добычи, производство продуктов нефтепереработки растет. Например, производство бензина в 2023 году относительно 2018-го выросло на 18,1%, а относительно 2013-го – на 48,5%, дизеля на 5,9 и 25,8% соответственно. Среди прочих продуктов переработки нефти позитивная динамика наблюдается и в производстве полиола (+28,2% за пять лет и +165,8% за 10 лет) и экструзионного пенополистирола (+10,5 и +54,8%).

В производстве химических веществ устойчивый рост прослеживается у  хлор-щелочных веществ. В производстве жидкого хлора в 2023 году рост за пять и за 10 лет составил 19,8 и 44,8%, а каустической соды – 17 и 41,9%. Также растет и производство кислот. По фосфорной кислоте прирост за пять и 10 лет составил 8,2 и 34,1%, по серной – 6,5 и 33,7%. Прирост наблюдается и по производству аммиака (+5,5 и +30,5%).

Рост показанной на графике категории прочих неметаллических продуктов во многом обусловлен повышением спроса на строительные материалы. По сравнению с 2018 годом производство цемента в Индии выросло на 28,4%, а по сравнению с 2013-м – на 64,2%. Также заметно выросло производство стекловолокна – на 43,2 и 59,6% соответственно. Еще внутри данной категории растет и производство различной продукции из стекла, например, посуды (+60,4 и +88,1%) и линз (+18,6 и 88,9%).

Машиностроение

Машиностроение после существенного спада на рубеже второго и третьего десятилетий века стало постепенно восстанавливаться в последние три-четыре года и в терминах добавленной стоимости к 2023-му смогло вернуться к уровням 2018–2019 года.

Впрочем, в автомобилестроении восстановление в основном было связано не с ростом производства конечной продукции (автомобили – -12,7% в реальном значении к уровню 2018 года, мотоциклы и скутеры – -19%). Здесь рост показателя выпуска был обусловлен увеличением степени локализации производства автокомпонент в стране и повышением экспорта автокомпонент – после спада выпуска в номинальных стоимостных значениях на 7% в 2020–2021 финансовом году в последующие три года компании показывали совокупный среднегодовой темп его роста около 13,3%. Локализация активно поддерживается заработавшей с 2021 года государственной инициативой, в соответствии с которой производители автомобилей и автокомпонент с долей внутрииндийской добавленной стоимости более 50% получают право на государственные субсидии в объеме до 18% от суммы продаж.

Среди прочего транспорта, помимо ранее упомянутых сельскохозяйственной и железнодорожной техники, также стоит выделить кораблестроение. У внутренних производителей растет число заказов. К концу 2018–2019 года индийские судостроители имели 188 заказов на корабли с суммарным дедвейтом 171,75 тыс. тонн, а к концу 2022–2023 года эти значения увеличились до 433 кораблей с суммарным дедвейтом 249,94 тыс. тонн. Поддержку национальным судостроителям в ближайшие годы будет оказывать расширенная в 2024-м программа государственной поддержки. В соответствии с ней производители обычных кораблей будут получать субсидию в размере 20% от стоимости, танкеров и газовозов – 25%, а оснащенных передовыми технологиями судов на чистых видах топлива – 30%. Также вероятен рост участия японских и корейских судостроительных компаний в развитии индийского бизнеса – представители Индии сейчас активно работают над привлечением инвестиций из этих стран.

Ну и, конечно, по мере роста доходов населения и увеличения мощностей предприятий повышается потребность страны в различных не относящихся к транспорту машинах и оборудовании. Увеличивается выпуск производительных основных средств, например, токарных станков за последние пять и 10 лет (к 2023 году) вырос на 52 и 151%, а производство сварочных аппаратов – на 136 и 356%. Также развивается производство оборудования, требующегося и в потребительском секторе: выпуск кондиционеров – на 37 и 92,4%, вентиляторов непромышленного пользования – на 18 и 55%, стиральных машин – на 13,7 и 94,4%.

Текущее состояние индийской экономики: возможности и перспективы для России

Сегодня Индия пока еще является слабо индустриализированной, слабо урбанизированной страной с уровнем дохода на душу населения ниже среднего. Поэтому задачи в области первичного и вторичного секторов страны соответствующие: обеспечить население едой, кровом с коммунальными благами и создать крепкую индустриальную базу.

Задачи эти постепенно решаются. Производство продукции растительного и животного происхождения увеличивается, в т. ч. за счет повышения эффективности АПК – по определенным категориям товаров страна даже уже ведет активную экспансию на внешних рынках, но пока возникают сдерживающие факторы со стороны недостаточно развитой логистической системы.

Строится и жилье в городах, необходимое для повышения концентрации рабочих ресурсов, параллельно развивается и индустриальная база в виде необходимой инфраструктуры, основных отраслей тяжелой промышленности и собственной добычи ресурсов. На этой базе уже возникли некоторые специфические для Индии точки быстрого роста в достаточно сложных индустриях вроде фармацевтики, однако там уже проявляется характерная для развивающихся стран зависимость от технологически сложных промежуточных товаров из-за рубежа. Страна постепенно пытается решать подобные проблемы, реализуя меры стимулирования импортозамещения на отдельных рынках, например, на рынке автокомпонент.

Процесс догоняющего роста экономики Индии обходится высокой ценой для местной экологии. Девять из десяти городов мира с самым загрязненным воздухом находятся в Индии , а реки страны периодически покрываются пеной от высокой концентрации загрязняющих веществ. Экологическая катастрофа настигла Индию на достаточно раннем уровне экономического развития, поэтому ресурсы и возможности для решения данной проблемы у страны весьма ограниченные. Приходится осуществлять параллельно работу двух разных типов: восполнять масштабные дефициты и отдавать предпочтение в промышленной политике более экологичным и более технологически сложным направлениям, сопряженным с большими рисками в плане рентабельности и реализации в целом.

Для России многие точки роста индийской экономики выступают точками возможностей:

– Россия способна сыграть значительную роль в повышении обеспеченности Индии агропродовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Это может осуществляться как напрямую, посредством агроэкспорта, так и посредством поставок требующихся для индийского сельского хозяйства удобрений и специальных машин. Со стороны импорта АПК из Индии также имеется широкий потенциал для развития торговли, например, по бананам и цитрусовым, но пока это требует времени и совместных усилий сторон по решению существующих проблем логистически-технического характера.

– России выгодна растущая потребность Индии в энергии. В первую очередь, конечно, речь идет об экспорте нефтегазовой продукции. Также высокий потенциал имеет взаимодействие по обмену опытом в направлении атомной электроэнергетики, чью долю в электрогенерации страна планирует увеличить до 25% к 2050 году.

– Значительные перспективы присутствуют и в химической промышленности. Здесь российские нефтяные компании могут активизироваться в области нефтехимии и через организацию на индийской территории предприятий данного типа повысить маржинальность своих индийских бизнес-направлений. Также на базе индийской фармацевтической индустрии можно будет создать совместные производства аналогов западных медикаментозных препаратов и за счет эффекта масштаба на выходе получать более дешевые лекарства, которые будут в т. ч. импортироваться в Россию. Да и помимо фармацевтических товаров существует широкий спектр прочей химической продукции вроде красок, лаков, моющих средств, клеев и т. д., по которым Индия может заменить ранее доминировавшую европейскую продукцию.

– Развитие индийского автомобилестроения, повышение степени импортозамещения в нем и постепенный сдвиг мировой автоиндустрии в сторону электромобилей в дальнейшем будут толкать спрос на требующиеся в аккумуляторной промышленности металлы, по которым Индия уже вынуждена сильно полагаться на импорт. Это является окном возможностей для российских экспортеров металлов вроде никеля и кобальта.

По некоторым направлениям бурный прогресс, напротив, говорит о сдержанном потенциале развития торговли с Россией, например, по энергетическому и коксующемуся углям, по которым страна нацелена двигаться к самообеспеченности. Также, несмотря на постоянное увеличение спроса на сталь со стороны индийских производителей инвестиционных товаров, сдержанно оценивается и потенциал роста экспорта стальной продукции – собственные мощности производства стали в Индии идут по темпам роста в ногу с внутренними потребностями, вдобавок к этому присутствует жесткая конкуренция с продукцией прочих производителей из других азиатских стран-экспортеров.

1 Здесь к первичному сектору отнесена вся деятельность, связанная с добычей ресурсов, вроде сельского, рыбного и лесного хозяйства и добывающей промышленности, а ко вторичному – обрабатывающая промышленность, строительство, а также энерго-, тепло- и водоснабжение. 

2 В Индии большая часть статистики представлена по финансовым годам. Начинается он здесь в апреле и заканчивается в марте. Таким образом, например, под 2018–2019 финансовым годом подразумевается период с 1 апреля 2018 по 31 марта 2019 года.

3https://www.iqair.com/world-most-polluted-countries?srsltid=AfmBOooMGWWqNS6mChqtPe3Xm1SMUYsdhbyDYCCF6M1pFeez-kvUHDap.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Трампономика: вторая очередь

Победа на американских выборах 5 ноября не только самого Дональда Трампа, но и республиканских канди... 16.12.2024
Трампономика: вторая очередь

Экономика Индии: точки роста – от сельского хозяйства до высоких технологий

Индия – страна контрастов, где древние традиции и современные технологии соседствуют и активно взаим... 11.12.2024
Экономика Индии: точки роста – от сельского хозяйства до высоких технологий

Рынки труда в эпоху изменений: глобальные вызовы и пути их преодоления

Как страны мира справляются с растущей нехваткой рабочих рук? Почему такие страны, как Катар, Камбод... 14.11.2024
Рынки труда в эпоху изменений: глобальные вызовы и пути их преодоления

Макроэкономика Китая и стран ЮВА: мягкая посадка по-восточному

В условиях поворота на Восток растет необходимость понимания процессов, происходящих на рынках Азиат... 07.10.2024
Макроэкономика Китая и стран ЮВА: мягкая посадка по-восточному

Налоговая реформа: риски и варианты прогрессивного НДФЛ

Параметры реформы системы индивидуального налогообложения изменятся с 2025 года – шкала индивидуальн... 10.06.2024
Налоговая реформа: риски и варианты прогрессивного НДФЛ
Вся аналитика