ООО «Эксперт Бизнес-Решения»
Справочная информация
Предмет исследования
Предметом настоящего исследования является рынок электронных сервисов по поиску жилой недвижимости. Под рынком агентство понимает перечень сервисов, состоящий из крупнейших поставщиков агрегированной информации о продаже/аренде квартир, работающих в российском сегменте Интернета.
Шорт-лист участников исследования составлен на основе выборки, в которую были включены наиболее популярные сервисы поиска недвижимости (см. аналогичное исследование агентства «Эксперт РА» за 2022 год), а также сервисы, входящие в экосистемы крупнейших ипотечных банков, объем выдач которых превышает 1 трлн рублей.
Таблица. Изменения в перечне сервисов, вошедших в исследование, по сравнению с предыдущим годом (в алфавитном порядке)
2022 год | 2023 год |
Авито Недвижимость | Авито Недвижимость |
Домклик | Домклик |
Домофонд | Домофонд |
ЦИАН | Метр Квадратный* |
Яндекс. Недвижимость | ЦИАН |
Яндекс. Недвижимость |
* Новый участник перечня.
Электронным сервисом недвижимости агентство считает онлайн-ресурс, при помощи которого можно найти по заданным параметрам, выбрать и (или) приобрести жилую недвижимость. Сервисы недвижимости содержат: информацию о выставленных на продажу объектах, их характеристиках, состоянии, цене, особых условиях приобретения, контактные данные продавца/посредника, а также (в ряде случаев) технологические решения по дистанционному оформлению сделки, включая оформление кредитного ипотечного договора.
Методика исследования
Исследование проводится через изучение сайтов компаний, перечисленных в таблице.
Блок 1. Количество опубликованных объявлений о продаже жилой недвижимости.
Оцениваются публично доступные данные с разделов сайтов о продаже жилой недвижимости на первичном и вторичном рынках во всех регионах РФ.
Для рэнкинга сервисов по объему предложений жилой недвижимости на вторичном рынке оцениваются публично доступные данные с разделов сайтов о продаже жилой недвижимости на вторичном рынке во всех регионах РФ.
Для рэнкинга сервисов по количеству коттеджных поселков в каталоге оцениваются публично доступные данные с отдельных разделов сайтов, где доступен каталог коттеджных поселков, с дополнительной информацией по каждому из них (описание, контакты, актуальные объявления и т. п.) во всех регионах РФ.
Блок 2. Объем информации о посредниках.
Для рэнкинга оцениваются публично доступные данные с индивидуальных разделов сайтов с информацией о посредниках, зарегистрированных в базе сервисов.
Для анализа данных показателя «количество риелторов-юрлиц» оценивается публично доступная информация из разделов сайтов «Агентства недвижимости», где доступны профайлы компаний с описанием, контактной информацией и перечнем опубликованных объявлений.
Для анализа данных показателя «количество риелторов-физлиц» оценивается публично доступная информация из разделов сайтов «Риелторы/Агенты», где доступны профайлы агентов по недвижимости с описанием, контактной информацией и перечнем опубликованных объявлений.
Блок 3. Набор технических и информационных инструментов, сопровождающих клиентский путь к покупке/продаже жилья.
Для анализа данных оценивается публично доступная информация из индивидуальных разделов сайтов, которые содержат перечень и описание дополнительных сервисов и инструментов, описывающих клиентский путь при покупке/продаже недвижимости.
Участники исследования. Профайл
Авито Недвижимость (avito.ru)
Раздел крупнейшей в России площадки частных объявлений. «Вертикальные» категории объявлений, в т. ч. и раздел «Недвижимость» Avito развивает с 2012 года. В 2014 года портал начал взимать плату за размещение объявлений в этом разделе в ряде регионов. В дальнейшем тематика недвижимости была перебазирована в отдельный проект «Домофонд». Объявления с основной площадки, Avito ретранслируются на «Домофонд».
Существенные изменения, произошедшие за год:
В октябре 2022 года группа «Авито» со всеми дочерними и зависимыми обществами была продана новым инвесторам – «Кисмет Капитал Груп» (Kismet Capital Group), которой владеет Иван Таврин. В феврале 2023 года основное юрлицо Avito – ООО «Кех Екоммерц» – приобрело проект по поиску новостроек в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленобласти «Румбери», который консолидируется в «Авито Недвижимость»
Домклик
Часть экосистемы Сбербанка. Предназначена для поиска, продажи, покупки и аренды жилой и коммерческой недвижимости, оформления и сопровождения ипотеки. Образована в 2015 году, запущена в 2017-м компанией ООО «Центр недвижимости от Сбербанка». Позволяет пользователю выбрать квартиру, получить одобрение ипотеки и объекта недвижимости онлайн, провести сделку купли-продажи с полным сопровождением (электронной регистрацией, юридической проверкой, договором купли-продажи). В настоящий момент Домклик является сервисом полного цикла, сопровождающим клиента на всех этапах поиска, выбора и покупки жилья.
Существенные изменения, произошедшие за год:
С августа 2022 года на Московской бирже рассчитывается индекс московской жилой недвижимости на основе данных сервиса «Домклик». В конце 2022 года была проведена перерегистрация компании с изменением названия юрлица на ООО «Домклик» (прежнее наименование юрлица – ООО «ЦНС»).
Домофонд
Создан в 2014 году как совместный проект сервиса Avito и группы компаний Korbitec, входящей в южноафриканский медиахолдинг Naspers. После реструктуризации акционерного капитала в 2016 году и выкупа долей миноритариев компания Avito стала единственным акционером Domofond.ru. Домофонд является агрегатором объявлений о продаже и сдаче в аренду объектов жилой и коммерческой недвижимости. Монетизируется за счет платного размещения объявлений.
Существенные изменения, произошедшие за год:
Весь контент с площадки «Домофонда» до июля 2023 года будет полностью перенесен на «Авито Недвижимость», а затем сервис будет закрыт по решению акционеров «Авито».
Метр квадратный
Новый участник перечня исследуемых агентством сервисов недвижимости. Проект группы ВТБ, экосистема недвижимости, объединяющая сервисы для покупки жилья – от поиска объявлений и регистрации сделки до организации ремонта и переезда в новую квартиру – по принципу одного окна. Юрлицо компании ООО «Жилищная экосистема ВТБ» зарегистрировано в мае 2019 года, онлайн-платформа под брендом «Метр квадратный» запущена в августе 2020-го.
ЦИАН
Старейший в России сайт объявлений о поиске и предложении недвижимости cian.ru был запущен в 2001 году. В 2013 году контрольный пакет компании был продан структуре «Деловой мир онлайн», входящей в холдинг «Медиа3» братьев Ананьевых. Вскоре сервис был объединен с сайтом Realty.dmir.ru. В 2014 году долю Ананьевых выкупил Elbrus Capital. В конце того же года ЦИАН поглотил локальную петербургскую площадку EMLS.ru, а в 2015–2016 годах вышел на рынки городов-миллионников. Таким способом была образована группа «ЦИАН». В 2020 году «ЦИАН групп» приобрела еще один региональный сайт по поиску недвижимости – новосибирский N1.ru. Большую часть выручки сервиса составляет плата за листинг. До 2023 года ключевыми владельцами группы являлись Elbrus Capital и Goldman Sachs. Миноритарными долями также владели основатели компании.
Существенные изменения, произошедшие за год:
В конце 2022 года в капитале Cian появился новый акционер – Broomfield International Limited, который получил более 9,4% бумаг компании. В феврале 2023 года структуры американской Goldman Sachs Group снизили до нуля доли в Cian PLC, которая владеет сервисом.
Яндекс. Недвижимость
Сервис объявлений об аренде и продаже недвижимости, запущен компанией «Яндекс» в 2010 году. До 2014 года исполнял функцию агрегатора информации с сайтов-классифайдов, показывая только заголовки объявлений и перенаправляя пользователя на сайт партнера. С конца 2014 года позволяет пользователям самостоятельно размещать объявления. С 2016 года не занимается агрегацией объявлений и работает непосредственно с их поставщиками. Монетизацию осуществляет за счет продажи дополнительных услуг – платного размещения объявлений в разделе коммерческой недвижимости, услуги «подменного номера» и др. Принадлежит нидерландской Яндекс Н.В. (Yandex N.V.).
Существенные изменения, произошедшие за год:
В апреле 2023 года «Яндекс. Недвижимость» включила в каталог квартиры от зарубежных застройщиков.
Сведения о первичных данных
Первичная информация, использованная в расчетах и аналитике, – открытые данные онлайн-ресурсов, участвовавших в исследовании. Период сбора данных: с 10.04.2023 по 10.05.2023.
Блок 1. Объем информации о предложении.
Основной количественный показатель, избранный агентством базой для составления трех различных рэнкингов, – количество опубликованных сервисом недвижимости объявлений. Этот показатель характеризует информационную наполненность сайтов исследуемых сервисов недвижимости. Чем выше позиция сервиса по данному показателю, тем более полно на его сайте представлено предложение в том или ином сегменте и/или совокупно по рынку.
Рэнкинг 1. Отражение позиции сервисов по совокупному объему предложений жилой недвижимости
Наименование сервиса | Количество всех опубликованных объявлений о продаже жилой недвижимости |
Домклик | 1 257 842 |
Авито Недвижимость | 1 205 725 |
Домофонд | 1 204 022 |
ЦИАН | 1 182 575 |
Яндекс. Недвижимость | 770 827 |
Метр Квадратный | 730 184 |
Рэнкинг 2. Отражение позиции сервисов по объему предложений жилой недвижимости на вторичном рынке
Наименование сервиса | Количество опубликованных объявлений в сегменте вторичного рынка |
Домклик | 760 363 |
Авито Недвижимость | 707 960 |
Домофонд | 698 575 |
ЦИАН | 626 843 |
Метр Квадратный | 569 180 |
Яндекс. Недвижимость | 399 265 |
Рэнкинг 3. Отражение позиции сервисов по количеству коттеджных поселков в каталоге
Наименование сервиса | Количество доступных коттеджных посёлков в каталоге |
Домклик | 16 170 |
ЦИАН | 6 733 |
Яндекс. Недвижимость | 2 264 |
Авито Недвижимость | Нет публичных данных |
Домофонд | Нет публичных данных |
Метр Квадратный | Нет публичных данных |
Выводы по разделу:
- Все сервисы нарастили совокупный объем всех опубликованных объявлений о продаже объектов жилой недвижимости по сравнению с прошлым годом.
Как и в 2022-м, по совокупному объему предложений жилой недвижимости в 2023-м лидирует сервис «Домклик».
Топ-3 рэнкинга претерпел изменения. Так, годом ранее вторую строчку занимал сервис «ЦИАН», который в 2023-м опустился на четвертую позицию.
Разрыв между участниками топ-3 рэнкинга по сравнению с прошлым годом сократился. Сейчас он находится в пределах 4–4,2% (по сравнению с 11,8–12,1% годом ранее). Разница в значении показателя между лидером и замыкающими рэнкинг участниками гораздо более существенная: 39–42%. - В сегменте продаж на вторичном рынке объем опубликованных объявлений также вырос у всех участников рэнкинга по сравнению с 2022 годом.
Наибольший рост по показателю предложений на вторичном рынке продемонстрировал сервис «Авито Недвижимость» (+19,4%). При этом лидер рэнкинга по данному показателю с прошлого года не изменился – им по-прежнему является сервис «Домклик». - Рэнкинг по количеству коттеджных поселков в каталоге составлен впервые. Только три из шести участников исследования публикуют такие каталоги с информацией о коттеджных посёлках (сервисы «Домклик», «ЦИАН», «Яндекс. Недвижимость»). Среди них по объему опубликованных предложений с большим отрывом (более чем в 2,5 раза по отношению ко второй позиции рэнкинга) лидирует сервис «Домклик».
Блок 2. Объем информации о посредниках.
Основным показателем в данном блоке является количество зарегистрированных на порталах сервисов посредников, которые участвуют в сделках купли-продажи жилой недвижимости (риелторов). Рэнкинг отражает широту выбора посредников, которые могут предоставить сервисы своим пользователям. Чем выше строка в рэнкинге, тем более широкий выбор среди риелторов имеет потенциальный покупатель жилой недвижимости на данном сервисе.
Косвенно рэнкинг также указывает на дружественность сервиса по отношению к самим риелторам: удобство и простоту регистрации и использования, приемлемый уровень комиссии, качество работы службы поддержки и т. д. Кроме того, количество регистраций в базах сервисов может указывать на уровень монетизации риелторской деятельности при помощи данных сервисов. Чем большего бизнес-эффекта посредники достигают при их использовании, тем с большей охотой они регистрируются в их базах.
Данный рэнкинг составлен впервые.
Рэнкинг 4. Отражение позиции участников по показателю количества зарегистрированных на сервисе посредников (риелторов и агентств).
Наименование сервиса | Количество риелторов-юрлиц | Количество риелторов-физлиц | Всего посредников |
Домклик | 19 761* | 133 500 | 153 261 |
ЦИАН | 28 126 | 44 616 | 72 742 |
Авито Недвижимость | -*** | 5 530** | 5 530 |
Яндекс. Недвижимость | 2 559 | 130 | 2 689 |
Домофонд | Нет публичных данных | Нет публичных данных | - |
Метр Квадратный | Нет публичных данных | Нет публичных данных | - |
* Данная цифра учитывает только официальные аккаунты агентств недвижимости.
** Данные из раздела «Услуги», частные объявления по запросу «риелторы».
*** Отсутствует специализированный раздел для поиска посредников.
Выводы по разделу:
- Наибольшее число посредников в сделках купли-продажи жилой недвижимости (риелторов) зарегистрировано в базе сервиса «Домклик».
- Разрыв между участниками первой и второй строчек рэнкинга по совокупному числу зарегистрированных посредников – более чем в два раза. Между первой и третьей строчками – более чем в 18 раз.
- Яндекс. Недвижимость – единственный из шести участников рэнкинга, в базе которого юрлица кратно преобладают над физлицами.
- Позиция сервиса в данном рэнкинге отражает как широту выбора между посредниками для пользователя сервиса, так и удобство (простоту, дешевизну, уровень монетизации деятельности) его использования для риелторов.
Блок 3. Оценка набора технических и информационных инструментов, сопровождающих клиентский путь к покупке/продаже жилья.
Оценивается количество и разнообразие инструментов, которые способны сокращать временные, финансовые и другие затраты пользователя при подготовке и оформлении сделки.
Инструменты сервиса «Авито Недвижимость»:
- Сервис сравнения объявлений о продаже недвижимости.
- Сервис расчета рыночной цены квартиры.
Инструменты сервиса «Домклик»:
- Сервис сравнения объявлений о продаже недвижимости.
- Сервис расчета рыночной цены квартиры.
- Сервис юридической проверки недвижимости.
- Сервис по оценке недвижимости.
- Сервис ипотечного страхования жизни и недвижимости онлайн.
- Сервис по проведению сделки за собственные средства.
- Сервис составления договора купли-продажи недвижимости онлайн.
- Сервис электронной регистрации права собственности онлайн.
- Сервис безопасных расчетов.
- Сервис по организации приемки квартиры.
- Сервис по предоставлению «Личного онлайн-кабинета» обслуживания полученной ипотеки.
- Регистрация и расчеты.
Инструменты сервиса «Метр Квадратный»:
- Сервис юридической проверки недвижимости.
- Комплексный сервис «Покупка онлайн» (для вторичного рынка). Включает: составление договора купли-продажи; оформление договора; электронную регистрацию права собственности; оплату госпошлины; сервис безопасных расчетов.
- Комплексный сервис «Защита сделки». Включает: юридическую проверку недвижимости; рекомендации по устранению рисков; составление договора купли-продажи; сертификат защиты сделки; участие в суде на стороне покупателя при возникновении риска потери; возврат стоимости недвижимости.
- Сервис безопасных расчетов.
- Сервис по организации приемки квартиры.
- Электронный страж (защита имеющегося права собственности – сопровождение и представительство в суде с гарантией возврата прав).
- Сервис по сопровождению ремонта.
- Юридические консультации по недвижимости.
Инструменты сервиса «ЦИАН»:
- Сервис сравнения объявлений о продаже недвижимости.
- Сервис расчета рыночной цены квартиры.
- Сервис юридической проверки недвижимости.
- Подбор риелтора.
- Обмен квартиры.
- Трейд-ин.
- Сервис безопасных расчетов.
- Комплексный сервис «Циан. Сделка» (позволяет провести сделку полностью дистанционно из любой локации). Включает: сопровождение персонального помощника на всех этапах; электронные подписи для всех участников сделки; удостоверение банком участников сделки; оплату госпошлины; электронную регистрацию права собственности.
Инструменты сервиса «Яндекс. Недвижимость»:
- Сервис сравнения объявлений о продаже недвижимости.
- Сервис расчета рыночной цены квартиры.
Выводы по разделу:
1. По числу дополнительных инструментов, позволяющих сократить время, которое пользователь проходит от первого посещения сайта до оформления сделки купли/продажи жилой недвижимости, лидирует сервис «Домклик».
Чуть меньше – у сервисов «ЦИАН» и «Метр Квадратный». Остальные сервисы значительно отстают в разнообразии предоставляемых пользователю дополнительных инструментов.
Это позволяет сделать вывод о том, что платформы экосистем крупнейших ипотечных банков имеют значительно превосходящие ресурсы на разработку и внедрение ИТ-решений.
2. Ряд инструментов, входящих в пользовательские линейки сервисов «Домклик», «ЦИАН» и «Метр Квадратный», позволяют проводить сделки покупки/продажи недвижимости полностью онлайн. Отличия подходов сервисов к формированию пользовательского пакета ИТ-решений заключаются в основном в их комплектации: если «Домклик» позволяет использовать каждый из инструментов в отдельности, то «ЦИАН» и «Метр Квадратный» предлагают «коробочные» решения («ЦИАН. Сделка», «Покупка онлайн», «Защита сделки»). Общее в подходе – практически полная автоматизация процесса подготовки и оформления сделки от самых первых до финальных шагов. Это максимально укорачивает и упрощает для пользователя клиентский путь.
Итоговые выводы:
- одной из главных характеристик качества электронных сервисов недвижимости является его контентное наполнение – объем информации об объектах недвижимости, которые могут стать потенциальным предметом сделки для пользователя, а также о посредниках, работающих на рынке жилой недвижимости;
- чем больше объем предоставляемой пользователю информации об объектах недвижимости, тем больший выбор он имеет, что в конечном итоге может влиять на посещаемость сервиса;
- количество посредников, работающих на рынке недвижимости, зарегистрированных в базах сервисов, косвенно указывает на удобство, технологичность и финансовую доступность услуг сервиса для профессионалов;
- второй важный критерий – длина клиентского пути – от первого контакта с сервисом до закрытия сделки по покупке/продаже жилья;
- простота, удобство, технологичность, скорость прохождения этого пути могут влиять на количество совершенных с помощью платформы сервиса недвижимости сделок;
- у сервисов, являющихся частью экосистем крупнейших ипотечных банков, благодаря современным ИТ-решениям есть конкурентное преимущество перед остальными участниками рынка;
- среди таких сервисов лидером по большинству исследуемых критериев является сервис недвижимости «Домклик», входящий в экосистему СберБанка.