Региональные финансы, 30.01.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов
Поделиться
VK


Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы

Счетная палата (СП) рекомендовала властям изменить подход к реализации индивидуальных программ развития (ИПР) регионов. Сейчас потенциал этого инструмента не используется в полном объеме и не оказывает достаточного влияния на финансовое положение этих субъектов…

Индивидуальные программы были запущены в 2020 г. для 10 регионов: республик Адыгея, Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тува и Чувашия, а также Курганской и Псковской областей и Алтайского края. Целью проекта было ускорение социально-экономического развития этих территорий. Прогресс оценивается по четырем показателям: уровням безработицы и бедности, темпам роста инвестиций в основной капитал и реальным доходам населения. Всего на реализацию ИПР в 2020-2024 гг. выделено 52 млрд руб. (из них 50 млрд руб. из федерального бюджета). Трансферты в рамках ИПР предоставляются субъектам в равном объеме.

Социально-экономические показатели регионов с ИПР следовали общероссийской динамике, при этом по отдельным направлениям даже превосходили ее, отмечает младший директор по суверенным рейтингам агентства "Эксперт РА" Владислав Бухарский. Например, в 2020 г. по уровню безработицы все 10 регионов уступали среднероссийскому значению (5,8%), но уже в 2022 г. показатели в Мордовии, Чувашии и Алтайском крае были ниже, чем в среднем по стране (3,9%). Динамика по безработице в остальных регионах с ИПР также была позитивной, добавил эксперт.

Текущий объем финансирования индивидуальных программ не позволяет сделать предположение о его существенном вкладе в развитие регионов - они получают несопоставимо бОльшую целевую поддержку в виде субсидий или иных межбюджетных трансфертов, заявил Бухарский.

Eсли ИПР и имеет положительный эффект, оценить его сложно, так как финансирование не было привязано к отдельным мероприятиям, а их количество может различаться от региона к региону, продолжил Бухарский. Для более высокой прозрачности целесообразно, например, "прикреплять" бюджетные средства к отдельным видам мероприятий, считает он. Объем финансирования также следовало бы дифференцировать по регионам в зависимости от тяжести ситуации в них, территориальной величины и перечня мероприятий программы (как и предлагает СП), заключил эксперт.

Источник: Ведомости

Аналитика


Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциями

После потрясений 2022 года региональные бюджеты и их экономика в 2023-м вошли в фазу стабильной вола... 13.03.2024
Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциями

Миграция населения РФ в 2023: кадровый голод

На фоне сложившихся событий с 2022 года и по настоящее время особое внимание на себя обращает изменч... 26.12.2023
Миграция населения РФ в 2023: кадровый голод

Инвестиционная привлекательность регионов: рокировка позиций в новых условиях

Инвестиционная привлекательность регионов из-за событий 2022 года ослабела. В соответствии с расче... 16.10.2023
Инвестиционная привлекательность регионов: рокировка позиций в новых условиях

Региональные бюджеты – 2023: с запасом прочности

Исполнение региональных бюджетов на протяжении последних двух лет с агрегированным профицитом, отсут... 10.05.2023
Региональные бюджеты – 2023: с запасом прочности

Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2022 года и прогноз на 2023-й

Спустя год после ковидного кризиса экономическое здоровье регионов снова ухудшилось в результате сан... 10.04.2023
Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2022 года и прогноз на <span style=2023-й">
Вся аналитика