Страны и регионы, 30.01.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов
Поделиться
VK


Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы

Счетная палата (СП) рекомендовала властям изменить подход к реализации индивидуальных программ развития (ИПР) регионов. Сейчас потенциал этого инструмента не используется в полном объеме и не оказывает достаточного влияния на финансовое положение этих субъектов…

Индивидуальные программы были запущены в 2020 г. для 10 регионов: республик Адыгея, Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тува и Чувашия, а также Курганской и Псковской областей и Алтайского края. Целью проекта было ускорение социально-экономического развития этих территорий. Прогресс оценивается по четырем показателям: уровням безработицы и бедности, темпам роста инвестиций в основной капитал и реальным доходам населения. Всего на реализацию ИПР в 2020-2024 гг. выделено 52 млрд руб. (из них 50 млрд руб. из федерального бюджета). Трансферты в рамках ИПР предоставляются субъектам в равном объеме.

Социально-экономические показатели регионов с ИПР следовали общероссийской динамике, при этом по отдельным направлениям даже превосходили ее, отмечает младший директор по суверенным рейтингам агентства "Эксперт РА" Владислав Бухарский. Например, в 2020 г. по уровню безработицы все 10 регионов уступали среднероссийскому значению (5,8%), но уже в 2022 г. показатели в Мордовии, Чувашии и Алтайском крае были ниже, чем в среднем по стране (3,9%). Динамика по безработице в остальных регионах с ИПР также была позитивной, добавил эксперт.

Текущий объем финансирования индивидуальных программ не позволяет сделать предположение о его существенном вкладе в развитие регионов - они получают несопоставимо бОльшую целевую поддержку в виде субсидий или иных межбюджетных трансфертов, заявил Бухарский.

Eсли ИПР и имеет положительный эффект, оценить его сложно, так как финансирование не было привязано к отдельным мероприятиям, а их количество может различаться от региона к региону, продолжил Бухарский. Для более высокой прозрачности целесообразно, например, "прикреплять" бюджетные средства к отдельным видам мероприятий, считает он. Объем финансирования также следовало бы дифференцировать по регионам в зависимости от тяжести ситуации в них, территориальной величины и перечня мероприятий программы (как и предлагает СП), заключил эксперт.

Источник: Ведомости

Аналитика


Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за I квартал 2025 года

По итогам I квартала 2025-го доходы региональных бюджетов увеличились на 7,5% по сравнению с аналоги... 03.06.2025
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за I квартал 2025 года

Региональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности

К началу 2025-го регионы накопили 2,9 трлн рублей остатков средств на счетах бюджета и депозитах, чт... 28.05.2025
Региональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности

Экономическое здоровье российских регионов в условиях турбулентности относительно стабильно

В 2024 году наметившиеся ранее позитивные тенденции экономического здоровья регионов сохранились: в... 23.05.2025
Экономическое здоровье российских регионов в условиях турбулентности относительно стабильно

БРИКС: ожидания и реальность в новой мировой повестке

Борьба с инфляцией – актуальная проблема для некоторых экономик БРИКС, особенно для тех, где историч... 15.04.2025
БРИКС: ожидания и реальность в новой мировой повестке

Региональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 года

Региональные бюджеты и экономика в 2024 году развивались в условиях новой реальности. Регионы по-раз... 24.02.2025
Региональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 года
Вся аналитика