Страны и регионы, 18.06.2020

Аналитики прогнозируют рост госдолга регионов до 2,3-2,5 трлн рублей
Поделиться
VK


Российская газета

Дефицит региональных бюджетов по итогам 2020 года составит около 200 млрд рублей, на сопоставимую сумму вырастет госдолг регионов, прогнозирует агентство "Эксперт РА" в обзоре "COVID-19 поразил доходы регионов". В прошлом году разница между доходами и расходами регионов была близка к нулю (агрегированный профицит составил 4,7 млрд руб. против 510 млрд годом ранее).

Дефицит региональных бюджетов по итогам 2020 года составит около 200 млрд рублей, на сопоставимую сумму вырастет госдолг регионов, прогнозирует агентство "Эксперт РА" в обзоре "COVID-19 поразил доходы регионов". В прошлом году разница между доходами и расходами регионов была близка к нулю (агрегированный профицит составил 4,7 млрд руб. против 510 млрд годом ранее).

Согласно варианту проекта плана восстановления экономики, с которым ознакомилась "РГ", в целом по бюджетной системе в 2020 году дефицит достигнет беспрецедентных 8,5% ВВП (около 9 трлн руб.) после профицита в 1,8% ВВП в прошлом году. И федеральному бюджету, и регионам придется наращивать заимствования, однако непонятно, как именно между ними распределится долговое бремя.

Бюджеты регионов благодаря жестким мерам Минфина РФ встречают кризис в сравнительно неплохой форме: с 2017 года долговая нагрузка регионов снижалась, однако очевидно, что в 2020 году эта тенденция будет прервана.

По оценкам "Эксперт РА", госдолг регионов вырастет в сравнительно небольших объемах - с 2,09 трлн руб. на 1 мая до 2,3 трлн руб. к концу года, вернувшись к уровню 2015-2017 годов. Вместе со снижением налоговых и неналоговых доходов (ННД) это приведет к росту долговой нагрузки с 22,8% до 27% ННД (таким образом, этот показать вернется к уровню 2018 года).

Правительство приняло ряд мер по поддержке региональных бюджетов: выделило 270 млрд рублей дополнительных трансфертов, освободило их до конца 2020 года от погашения бюджетных кредитов (занимают почти половину в долговом портфеле регионов) и продлило на пять лет график погашения таких кредитов, удвоило срок казначейских кредитов (до 180 дней). "Федеральная помощь оказалась хорошим опорным костылем, позволившим придержать нарастающий бюджетный дисбаланс, тем не менее результаты исполнения бюджетов говорят о недостаточности этих мер", - считают аналитики "Эксперт РА".

В апреле, когда упали поступления по основным бюджетообразующим налогам и резко выросли расходы на здравоохранение, агрегированный профицит бюджетов регионов сменился дефицитом в размере 93 млрд рублей. За первые четыре месяца падение ННД коснулось более 2/3 регионов и составило свыше 200 млрд рублей. При этом возможности по сокращению расходов ограничены: их основная часть носит социальных характер, перед властями регионов стоят обязательства по реализации национальных проектов и финансированию мер по преодолению последствий пандемии.

По оценке "Эксперт РА", от федеральных властей может потребоваться дополнительная поддержка как минимум в сопоставимых объемах при реализации сценария "второй волны" распространения коронавируса и повторении нерабочих недель в конце года.

Источник: Российская газета
Игорь Зубков

Аналитика


Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за I квартал 2025 года

По итогам I квартала 2025-го доходы региональных бюджетов увеличились на 7,5% по сравнению с аналоги... 03.06.2025
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за I квартал 2025 года

Региональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности

К началу 2025-го регионы накопили 2,9 трлн рублей остатков средств на счетах бюджета и депозитах, чт... 28.05.2025
Региональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности

Экономическое здоровье российских регионов в условиях турбулентности относительно стабильно

В 2024 году наметившиеся ранее позитивные тенденции экономического здоровья регионов сохранились: в... 23.05.2025
Экономическое здоровье российских регионов в условиях турбулентности относительно стабильно

БРИКС: ожидания и реальность в новой мировой повестке

Борьба с инфляцией – актуальная проблема для некоторых экономик БРИКС, особенно для тех, где историч... 15.04.2025
БРИКС: ожидания и реальность в новой мировой повестке

Региональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 года

Региональные бюджеты и экономика в 2024 году развивались в условиях новой реальности. Регионы по-раз... 24.02.2025
Региональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 года
Вся аналитика