Содержание
- Методология
- Резюме
- Оперлизинг в России
- Мал сегмент, да перспективен
- Трансформация сейчас
- Что дальше?
Методология
Развитие сегмента операционной аренды (далее – оперлизинг) автомобилей в РФ в последние годы, а также задача по предоставлению наиболее полных данных о российском рынке лизинга в ассоциацию Leaseurope при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации обусловили проведение агентством «Эксперт РА» первого исследования сегмента операционной аренды в автолизинге. В исследовании приняли участие 12 компаний, объем бизнеса которых, по нашей оценке, составляет около 50 % всего оперлизинга автомобилей в России. При расчете объемных показателей сегмента мы сделали корректировки в соответствии с этими предпосылками.
К компаниям, которые, по нашим оценкам, могли бы попасть в топ-10 крупнейших по итогам первой половины 2021 года, но не предоставили своих данных, относятся ARVAL, Leaseplan и ALD, что было учтено при экстраполяции объемов сегмента в оба периода.
В рамках исследования агентство руководствовалось методологией Leaseurope и учитывало различия между финансовым и операционным лизингом, заложенные в их экономической сути и технологиях осуществления. В этой связи для оценки масштабов сегмента операционной аренды основными показателями были выбраны не объем нового бизнеса и лизинговый портфель, а общее количество транспортных средств, переданных за период, и размер парка на дату.
Агентство также не учитывало в расчетах показатели деятельности каршеринговых компаний исходя из соображений, что их бизнес предполагает передачу в краткосрочную операционную аренду автомобилей, которые во многом приобретены в финансовый лизинг у лизингодателей, уже участвующих в исследованиях рынка лизинга, проводимых агентством на постоянной основе по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев. Кроме того, задача предполагала исследование не краткосрочной (средняя продолжительность поездки клиента не более часа), а долгосрочной операционной аренды, при которой минимальный срок использования автомобиля составляет больше одного месяца.
Мы хотим обратить внимание на то, что основные термины, используемые в обзоре, трактуем следующим образом.
Новый бизнес – это стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС (соответствует методике Leaseurope: New business is the total value of assets provided during the period, excluding VAT and finance charges).
При этом критерии учета новых сделок следующие – должно выполняться одно или оба условия: получен ненулевой аванс от клиента для осуществления сделки либо лизингодателем приобретен предмет лизинга для его передачи клиенту.
В новые сделки оперативного лизинга (арендные сделки) включаются сделки, по смыслу являющиеся оперативным лизингом, но юридически оформленные как договор аренды, по которым в рассматриваемый период получен первый арендный платеж.
Операционный лизинг – договоры, которые классифицируются как операционная аренда согласно МСФО (IAS) 16. Оперлизинг – это один из видов финансовой аренды, при которой одна сторона – лизинговая компания – приобретает конкретное имущество и передает его в пользование другой стороне – лизингополучателю. При этом получатель лизингового имущества ежемесячно вносит оплату за владение предметом лизинга и обязуется вернуть его собственнику (лизингодателю) по завершении договора.
Размер парка на конец периода (Fleet size, number of Vehicles at the end of the period) – количество транспортных средств, составляющих парк на конец рассматриваемого периода (при отсутствии таких данных – в среднем за период). В расчет входят как новые транспортные средства, так и б/у.
Средняя продолжительность контрактов, в месяцах – средний срок контрактов в парке, заключенных за указанный период. Рассчитывается как средневзвешенная величина.
Сокращения, используемые в исследовании:
- НБ – новый бизнес;
- ЛК – лизинговые компании;
- PC – passenger cars, пассажирские автомобили;
- LCV – light commercial vehicles, легковые коммерческие автомобили массой до 3,5 тонны;
- HCV – heavy commercial vehicles, грузовые автомобили массой свыше 3,5 тонны. Позиция включает в себя автобусы и прицепы.
Резюме
- В последние годы активно набирает обороты сегмент операционной аренды автомобилей, объем нового бизнеса которого по итогам девяти месяцев 2021-го увеличился в пять раз, до 7 млрд рублей.
- Масштабирование маркетплейсов и сервисов доставки позволило парку машин в оперлизинге прибавить 7 % за 1-е полугодие 2021 года, до 94 тыс. единиц против роста в 2 % за весь 2020-й.
- Основными пользователями операционной аренды легковых автомобилей в настоящий момент являются преимущественно компании из секторов HoReCa и FMCG.
- Из-за появления на рынке продуктов от крупных банковских ЛК доля физлиц в переданных в оперлизинг легковых автомобилях выросла до 20 % в 1-м полугодии 2021 года против 2 % за 2020-й.
- Рост цен на автомобили привел к смещению спроса в оперлизинге на более бюджетные модели и увеличению среднего срока контракта с 31 до 37 месяцев за 2019–1-е полугодие 2021-го.
- Наметившиеся тренды на рынке лизинга приведут к трансформации лизинговых игроков в сервисные компании с широким набором дополнительных услуг.
Оперлизинг в России
После рекордных значений в 2017 году доля оперлизинга в объеме нового бизнеса на протяжении последних трех лет не превышала 10 %. Основной причиной снижения доли оперлизинга на фоне активного роста объемов всего лизингового рынка стало сокращение сделок в ж/д и авиасегменте, на которые в России приходится порядка 90 % всего оперлизинга. Операционная аренда техники для клиентов из таких капиталоемких отраслей остается более привлекательной, чем финансовый лизинг, в связи с тем, что она может не требовать значительного аванса, позволяет сократить расходы из-за отсутствия обязательства по выкупу имущества и гибко управлять парком в условиях перемен на рынке, а до вступления в силу IFRS16 не показывать договоры аренды в отчетности.
При этом в Европе сегмент оперлизинга развит и в розничных сегментах, в частности, в автолизинге, где каждая третья зарегистрированная машина взята в операционный лизинг. В России операционный лизинг автомобилей пока не имеет такого широкого распространения, его доля невелика и составляет не более 2 % автолизинга в целом. «Оперлизингу автомобилей в РФ уже 17 лет. Очевидно, продукт уже зрелый, завоевал твердые позиции на рынке и в большей степени востребован международными/иностранными компаниями, но по-прежнему нишевый – penetration rate в общее количество автопарков не превышает 3 % относительно всего корпоративного легкового и LCV автопарка», – комментирует Леонид Сысоев, генеральный директор компании MC Intermark Auto. Однако движение в сторону шеринговой экономики, популяризации такси и каршеринга, а также появление услуг по подписке на автомобиль в последние годы способствуют активному росту и трансформации сегмента. По итогам девяти месяцев 2021-го объем нового бизнеса в операционном лизинге автомобилей составил 7 млрд рублей, показав рост в пять раз к аналогичному периоду прошлого года.
Мал сегмент, да перспективен
Согласно проведенному исследованию агентства «Эксперт РА» по итогам 2020-го размер автопарка в оперлизинге составил 88 тыс. машин, прибавив всего 2 против 28 % годом ранее. Столь скромный прирост во многом обусловлен влиянием пандемии и введенными карантинными ограничениями, что также негативно сказалось на всем автолизинге. При этом уже к концу 1-го полугодия 2021 года спрос на оперлизинг автомобилей стал восстанавливаться, чему в т. ч. благоприятствовало наращивание активности маркетплейсов и онлайн-торговли. Распространение e-commerce повлекло за собой увеличение спроса на автомобили: парк машин составил 94 тыс. единиц на 01.07.21, показав рост в 7 % к началу года. «Ключевое влияние – это отражение изменений бизнес-активности клиентов оперлизинга, основная масса которых пересмотрела потребности в наращивании автопарка в связи со снижением мобильности сотрудников, в то же время спрос со стороны логистических компаний значительно повысился, что отражает быстрый рост сервисов доставки товаров», – комментирует Сергей Дианин, консультант в области лизинга и мобильности. При этом в европейских странах парки автомобилей, переданных в операционную аренду, значительно больше. Так, в Испании парк автомобилей, находящихся в оперлизинге, составлял более 800 тыс. единиц по итогам 2020 года, в Великобритании – около 400 тыс., Турции – порядка 260 тыс.
Лидером рынка по размеру парка на конец 1-го полугодия 2021 года стала компания «Мэйджор Лизинг», при этом по сравнению с концом 2020-го ее парк незначительно сократился (менее чем на 1 %). На втором месте – «Авто партнерс», объемы парка которой увеличились на 1,4 % за период с 2020-го по 1-е полугодие 2021 года. Третью строчку занимает компания «ВТБ Лизинг» (сокращение автопарка с конца 2020 года составило 3,3 %).
Таблица 1. Рэнкинг ЛК по размеру парка
Место | Наименование компании | ИНН компании | Размер парка на 30.06.2021, ед. |
Размер парка на 31.12.2020, ед. |
Размер парка на 31.12.2019, ед. |
1 | «Мэйджор Лизинг» | 5024093363 | 21 861 | 21 904 | 27 602 |
2 | «Авто Партнерс» | 7705746577 | 4 200 | 4 140 | 3 980 |
3 | «ВТБ Лизинг» | 7709378229 | 2 391 | 2 472 | 2 775 |
4 | МС Интермарк Авто | 7704668333 | 2 364 | 2 166 | 1 825 |
5 | «Билантлия» (AVIS) | 7842335628 | 1 538 | 1 286 | 1 369 |
6 | «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) | 7707009586 | 769 | 85 | - |
7 | «Полуприцеп» | 7751152151 | 487 | 374 | 51 |
8 | «ЭкономЛизинг» | 6455041925 | 152 | 188 | 177 |
9 | «Бизнес Кар Лизинг» | 5029059214 | 98 | 20 | 26 |
10 | «Балтийский лизинг» | 7826705374 | 89 | 84 | 55 |
11 | «Совкомбанк Лизинг» | 7709780434 | 70 | 67 | 62 |
12 | «Пионер-Лизинг» | 2128702350 | 3 | 3 | 2 |
Источник: «Эксперт РА»
Количество автомобилей, переданных в оперлизинг за 12 месяцев, показало заметное снижение в 2020-м по сравнению с предыдущим годом (24 против 35 тыс. транспортных средств). Подобное снижение показателя помимо влияния пандемии также вызвано разовыми крупными сделками компании «Мэйджор Лизинг» в 2019 году. Если рассматривать переданные автомобили по их типам, то по итогам 1-го полугодия 2021 года главная доля в 93,5 % приходится на легковые автомобили (РС), обычно используемые для коммерческих представителей, каршеринга, программ подписки и сервисов доставки, около 5,6 % – на LCV, имеющие в основном популярность у служб доставки и логистики, и менее 1 % – на HCV, грузовые машины и полуприцепы, эксплуатируемые в целях дальних и крупногабаритных перевозок.
Лидером рынка по количеству переданных автомобилей за 1-е полугодие 2021 года стала компания AVIS, при этом число авто, переданных ею за первые шесть месяцев 2021-го, сопоставимо с объемом машин, переданных за весь 2020-й (714 ед.). На второй строчке – ГК СБЕРБАНК ЛИЗИНГ, активно нарастившая объемы бизнеса именно в 1-м полугодии 2021 года. На третьем месте – компания МС Интермарк Авто.
Таблица 2. Рэнкинг ЛК по общему количеству ТС, переданных за период
Место | Наименование компании | ИНН компании | Общее количество ТС, переданных за 1-е полугодие 2021 года, ед. | Общее количество ТС, переданных за 2020 год, ед. | Общее количество ТС, переданных за 2019 год, ед. | ||
1 | «Билантлия» (AVIS) | 7842335628 | 721 | 714 | 735 | ||
2 | «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) | 7707009586 | 583 | 34 | - | ||
3 | МС Интермарк Авто | 7704668333 | 494 | 598 | 1 191 | ||
4 | «Полуприцеп» | 7751152151 | 163 | 367 | 52 | ||
5 | «ВТБ Лизинг» | 7709378229 | 92 | 279 | 1 017 | ||
6 | «Бизнес Кар Лизинг» | 5029059214 | 51 | 35 | 25 | ||
7 | «ЭкономЛизинг» | 6455041925 | 21 | 75 | 120 | ||
8 | «Балтийский лизинг» | 7826705374 | 13 | 42 | 26 | ||
9 | «Совкомбанк Лизинг» | 7709780434 | 10 | 25 | 24 | ||
10 | «Пионер-Лизинг» | 2128702350 | 2 | 1 | 1 |
Источник: «Эксперт РА»
Трансформация сейчас
В начале становления оперлизинга в РФ основными арендаторами автопарков являлись представительства крупных иностранных компаний, имеющих опыт работы с подобным инструментом в развитых странах. С развитием авторынка операционный лизинг стал проникать все глубже в продажи автомобилей, расширяя клиентскую базу. В настоящее время главными пользователями операционной аренды легковых автомобилей являются в основном корпоративные клиенты (более 95 % по итогам 2020 года) – это преимущественно компании из секторов HoReCa1 и FMCG2. Также с начала пандемии и развития онлайн-торговли наблюдается рост спроса со стороны компаний, ведущих деятельность в сфере доставки и логистики. Однако за 1-е полугодие 2021-го рынок оперлизинга автомобилей стал трансформироваться в сторону физических лиц, доля которых в первой половине 2021-го составила порядка 20 против 2 % в 2019–2020 годах. Подобные изменения обусловлены во многом запуском сервисов по подписке и операционной аренде автомобилей со стороны крупных банковских лизинговых компаний, например, ГК Сбербанк Лизинг, ВТБ Лизинг и Совкомбанк Лизинг.
Молодое поколение в крупных городах покупает меньше машин в силу развития новой философии пользования, а не владения – наличие собственного автомобиля все меньше является отражением социального положения владельца. Урбанизация также снижает привлекательность владения автомобилем, в т. ч. из-за финансовых расходов на оплату и временных затрат на поиск парковочных мест. Данные факторы на фоне продолжающегося дефицита и удорожания стоимости автомобиля будут способствовать повышению интереса со стороны физических лиц к оперлизингу, что приведет к еще большему развитию сервисов по подписке и аренде автомобилей.
По сведениям респондентов, средняя стоимость переданного в оперлизинг легкового автомобиля с 2019-го по 1-е полугодие 2021 года увеличилась на 33 % и составила порядка 1,5 млн рублей (без НДС). Однако, стоит отметить, что средняя стоимость переданного транспортного средства за 2020 год была выше, чем в первой половине 2021-го и составила около 1,7 млн рублей. Подобное явление вызывает вопросы на фоне роста средневзвешенной цены нового легкового автомобиля в 2021 году на 20 %, по данным «Автостата», вследствие наблюдающегося дефицита машин. По нашему мнению, столь значимое повышение цен привело к тому, что клиенты в оперлизинге стали делать выбор в пользу более бюджетных вариантов, при этом заключая договоры на более длительные сроки. Так, средняя продолжительность контрактов в оперлизинге легковых автомобилей показала рост: по итогам 1-го полугодия 2021 года средний срок договоров аренды автомобиля составил 37 месяцев против 31 за весь 2019-й. «Что касается традиционной долгосрочной аренды, наиболее популярный вариант запроса – три-четыре года, 150 тыс. километров годовой пробег, полный пакет услуг. Также многие клиенты заинтересованы в более коротких сроках аренды – от двух до 12 месяцев», – добавляет Екатерина Гребенщикова, директор направления продаж долгосрочной аренды компании AVIS.
Что дальше?
Расширению и диверсификации сервисов по оперлизингу автомобилей будут помогать вышедшие на рынок крупные банковские группы, а также автопроизводители и независимые агрегаторы, способные составить конкуренцию ведущим игрокам рынка в лице иностранных компаний. Если еще пару лет назад рынок оперлизинга автомобилей был представлен несколькими крупными игроками и относительно небольшим пулом клиентов, интересующихся оперлизингом, то сейчас по мере омоложения экономически активного населения и развития онлайн-торговли создаются условия для увеличения как спроса, так и предложения. Важную роль для развития оперлизинга автомобилей будет также играть денежно-кредитная политика Банка России, которая в период ее смягчения привела к снижению ставок по арендным договорам, тем самым повысив привлекательность данной услуги. Принимая во внимание вышенаписанное, мы постарались выделить ключевые тренды, которые будут оказывать сильное влияние на формирование и динамику сегмента оперлизинга в России до 2030 года.
Политика городских властей по продвижению системы общественного транспорта, в т. ч. путем повышения издержек на пользование личным автомобилем приведет к развитию системы MaaS (Mobility as a Service – мобильность как услуга). Данная система позволяет выстроить оптимальный маршрут с использованием различных видов транспорта (например, такси – автобус – метро – каршеринг – электросамокат), при этом поставщиками услуг будут выступать лизинговые компании и их клиенты (каршеринговые компании, таксопарки, агрегаторы). В то же время развитие цифровизации в автолизинге приведет к формированию модели CaaS (Containers as a Service – контейнеры как сервис), предполагающей предоставление автомобиля с полным спектром услуг и гибкостью в выборе, которой обладает продукт «подписка». Основной продукт, предлагаемый лизинговыми компаниями, – это аренда автомобиля с полным пакетом, когда в единый платеж уже включены дополнительные услуги по регистрации, шиномонтажу, страхованию, помощи на дороге, техобслуживанию и ремонту. «На мой взгляд, перспективы развития оперлизинга есть, особенно принимая во внимание тот факт, что до сих пор процент автомобилей, купленных в оперлизинг, значительно уступает проценту автомобилей, купленных в собственность. Способствуют развитию те преимущества, которые дает оперлизинг корпоративным клиентам, а также расширение спектра предлагаемых услуг в силу увеличения конкуренции», – комментирует Екатерина Гребенщикова.
Усилению тренда на оперлизинг машин для физических лиц будет способствовать миграция заемщиков из необеспеченного кредитования в лизинг. Рост стоимости автомобиля, сопровождаемый стагнацией доходов населения, приведет к сокращению потенциальной клиентской базы на фоне ужесточения расчета ПДН (показатель долговой нагрузки) и коэффициентов риска, ко все более частым отказам банков от выдачи потребительских кредитов в силу ужесточения регуляторной политики Банка России. В результате заемщики будут все чаще делать выбор в пользу лизинга, при оформлении которого не так важны размер дохода и кредитная история. Лизинговые компании предлагают более гибкие условия из-за отсутствия жестких регуляторных требований, как в банковском секторе. Так, подписку на автомобиль может получить любое физлицо, способное вносить ежемесячные платежи.
Рост спроса на оперлизинг автомобилей и fleet management со стороны корпоративных клиентов будут поддерживать масштабирование курьерских сервисов и развитие маркетплейсов, а также пересмотр предприятиями бюджетов на содержание своих автопарков из-за пандемии. Если ранее компании владели и сами обслуживали свой автопарк, то сейчас данный подход переосмысливается и все больше клиентов рассматривают вместо покупки автомобиля возможность взять его в оперлизинг, не беря на себя риск остаточной стоимости. Вследствие этих факторов компании в дальнейшем будут активнее передавать в управление свои автопарки автолизинговым компаниям с целью сокращения затрат, пользуясь комплексом услуг в рамках fleet management. «Я верю в развитие оперлизинга в РФ, рост парка оперлизинга на 8–12 % в год совершенно возможен уже в ближайшем будущем, при этом источники роста – локальные компании и крупные корпорации и сегмент среднего и малого бизнеса, которые только сейчас начинают понимать всю выгоду и удобство данного продукта», – добавляет Сергей Дианин.
Подобные тренды на рынке операционной аренды приведут к постепенной трансформации лизинговых компаний в сторону сервисных, предлагающих клиентам широкий перечень услуг помимо лизинга. Если сейчас доля доходов от дополнительных сервисов у лизинговых компаний в России в среднем невелика и составляет около 3 % в структуре доходов, при этом у европейских компаний доля доходов от дополнительных сервисов крупных автолизинговых компаний может составлять около 20 % общих доходов. Однако по мере дальнейшего развития предлагаемых лизингодателями дополнительных услуг, что уже наблюдается сейчас, доля непроцентных доходов будет расти.
1 HoReCa –аббревиатура от слов Hotel, Restaurant, Catering.
2 FMCG – аббревиатура от Fast Moving Consumer Goods, потребительские товары.