Лизинг и факторинг, 10.12.2025

Рынок лизинга за 9М2025: бьет ключом
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Анатолий Перфильев
Зоя Советкина
Руслан Коршунов
Александр Сараев

Резюме

  • По итогам 9 месяцев 2025 года объем нового бизнеса сократился на 48% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 1,38 млрд руб.
  • Высокие процентные ставки оказали негативное влияние как на спрос со стороны клиентов, так и на их платежеспособность. Последнее подтолкнуло лизинговые компании снизить риск-аппетит, что с учетом падения инвестиционной активности бизнеса привело к сокращению количества лизинговых сделок на 38% за рассматриваемый период.
  • Падение нового бизнеса, плановое погашение лизинговых договоров при росте числа расторгнутых и укрепление курса рубля привели к сокращению объема ЧИЛ на 12% до 5,3 трлн руб. и лизингового портфеля на 9% до 12,1 трлн руб. по итогам 9 месяцев 2025 года.

Ключевые цифры

Новый
бизнес


1,38
трлн руб.

-47,7%
ЧИЛ и активы в операренде

5,29
трлн руб.

-11,9%
Текущий портфель

12,05
трлн руб.

-9,1%
Новые договоры

2,85
трлн руб.

-47,7%
Количество сделок

215
тыс. шт.

-38%

Главной причиной падения объемов нового бизнеса к прошлому году послужила жесткая денежно-кредитная политика, продолжающаяся с 2024 года. Высокие процентные ставки оказали негативное влияние как на спрос со стороны клиентов, так и на их платежеспособность. Последнее подтолкнуло лизинговые компании снизить риск-аппетит, что с учетом падения инвестиционной активности бизнеса привело к значительному сокращению лизинговых сделок по итогам 9М2025. При этом без учета сделок с б/у техникой и возвратного лизинга объемы НБ не превысили бы отметки в 1,2 трлн руб. Падение нового бизнеса, плановое погашение лизинговых договоров при росте числа расторгнутых и укрепление курса рубля привели к сокращению объема ЧИЛ и лизингового портфеля по итогам 9М2025.

0,9%

доля лизинга
в ВВП за
9М2025

Падение объемов нового бизнеса привело к снижению доли лизинга в ВВП до 0,9% против 1,8% по итогам 9М2024. При этом столь низкая доля также обусловлена изменениями в методологических подходах по расчету ВВП со стороны Росстата. После пересчета объемные показатели ВВП стали выше, в т.ч. За предыдущие периоды.

Впервые за 9 лет средняя сумма сделки сократилась, составив 13,3 млн руб. против 15,8 млн руб. годом ранее. Снижение обусловлено более высокой долей заключенных сделок в сегменте легковых автомобилей по итогам 9М2025 по сравнению с другими сегментами в преддверии вступления закона о локализации такси и роста утилизационного сбора на фоне резкого падения сегмента грузовых автомобилей, где стоимость сделки существенно выше.

Динамика сегментов

Корпоративные и розничные сегменты показали сопоставимую негативную динамику. Основное давление на корпоративные сегменты оказало снижение объемов НБ в сегменте ж/д техники, а в розничных – грузовых автомобилей и строительной техники.

Халилова Анастасия
Халилова Анастасия,
коммерческий директор, АО "ГТЛК"

«Ухудшение технологических показателей работы парка, снижение доходности операторских компаний и общее охлаждение рынка на фоне сохранения высокой ключевой ставки Банка России вызвало падение объема спроса на ж/д подвижной состав. Часть грузов перетекает с железнодорожного на автомобильный транспорт».

Девять из десяти крупнейших сегментов показали отрицательную динамику. Наибольшее падение НБ в абсолютном выражении показал сегмент грузовых автомобилей (минус 67%) из-за значительного снижения платежеспособности и спроса со стороны клиентской базы на фоне структурного кризиса в логистике, начавшегося в 2024 году. Сокращение объемов НБ в ж/д сегменте обусловлено снижением спроса на полувагоны из-за падения объемов грузоперевозок, по данным ИПЕМ. Отрицательная динамика объема НБ в сегменте строительной техники связана с общим замедлением темпов текущего строительства, в т.ч. крупных инфраструктурных проектов.

Доля HCV в автолизинге за период 9М2025 снизилась с 58,8% против 44,6% годом ранее. Стремительное падение объема нового бизнеса в сегменте грузовых автомобилей привело не только к сокращению автолизинга в два раза по итогам 9М2025, но и к снижению его доли в общем объеме рынка до 47% против 49% годом ранее.

Максим Тимошенко
Максим Тимошенко,
Исполнительный директор, СОГАЗ

«Спрос на страхование напрямую зависит от рынка лизинга. В последние 2-3 года, когда лизинг активно рос, наши страховые сборы также росли опережающими темпами — на 15-20%. Однако 2025 год стал сложным для всех: выросло число досрочных расторжений договоров лизинга и изъятий техники. Из-за этого нам пришлось прекращать некоторые сделки раньше времени. Новых сделок тоже стало меньше».

Концентрация рынка

Доля ТОП-20 ЛК составила 89% в НБ по итогам 9М2025 против 91% годом ранее. При этом по мере постепенного снижения ключевой ставки и восстановления рынка на фоне реализации отложенного спроса концентрация на крупнейших компаниях будет увеличиваться за счет восстановления позиций. Усиление конкуренции будет подталкивать игроков к сделкам M&A и ухода мелких игроков с рынка. Важным конкурентным преимуществом в отрасли становится высокий уровень цифровизации деятельности, который помимо повышения качества и скорости сервиса, позволяет снижать операционные издержки компании.

ТОП20 ЛК за 9М2025

Место по НБ Наименование компании Кредитный рейтинг от «Эксперт РА» на 25.11.2025 Объем НБ за 9М2025, млн руб. Прирост НБ к 9М2024, % ЧИЛ и активы в операренде на 01.10.2025, млн руб.
01.10.2025 01.10.2024
1 1 Газпромбанк Лизинг (ГК) 322 383 -48 1 025 409
2 2 ГТЛК ruAA- 127 815 -62 656 153
3 3 Сбербанк Лизинг (ГК) 101 379 -58 461 443
4 7 Балтийский лизинг (ГК) ruAA- 93 250 -17 162 035
5 4 ВТБ Лизинг (ГК) ruAA 87 654 -62 501 369
6 5 Альфа-Лизинг (ГК) 83 491 -57 385 706
7 6 ЛК «Европлан» ruAA 59 221 -62 174 212
8 11 ПСБ Лизинг (ГК) ruAA 50 997 0 н.д.
9 8 Росагролизинг ruAA- 49 791 -43 223 221
10 9 РЕСО-Лизинг ruAA- 39 315 -52 101 728
11 10 Совкомбанк Лизинг ruAA- 36 262 -34 74 354
12 12 Интерлизинг ruA 27 214 -43 65 085.
13 13 ДельтаЛизинг ruAА- 25 804 -33 60 976
14 16 Универсальная лизинговая компания 24 444 -13 40 777
15 17 Мэйджор Лизинг 22 152 27 38 614
16 36 Т-Лизинг 18 812 251 19 962
17 15 Восток-Лизинг 17 888 -37 36 369
18 18 УралБизнесЛизинг ruBB+ 14 285 -16 31 359
19 - РСХБ Лизинг 12 761 н.д. 41 211
20 - ГК ФЛИТ 9 521 н.д. 19 619
Дмитрий Курдомонов
Дмитрий Курдомонов,
Генеральный директор, АЛЬТЕО Софт

«Абсолютный минимум на сегодняшний день - это роботизированные системы ведения учета по НУ, ФСБУ 25, МСФО и подготовке регуляторной отчетности, которые позволяют радикально снизить оперрасходы на сопровождение бизнеса. Следующими по важности являются системы операционного управления ЛК, которые позволяют быстро принимать решения по сделкам и снизить стоимость операционного сопровождения портфеля. С учетом увеличения общего уровня цифровизации отрасли конкурировать с помощью систем автоматизации, созданных более 10 лет назад, с каждым днем будет все сложнее».

Оксана Цветкова
Оксана Цветкова,
Генеральный директор, Комиссар Онлайн

«На 2026 год мы ожидаем продолжения роста спроса, который будет обусловлен несколькими факторами. Фокус лизинговых компаний на эффективность: стремление снижать операционные издержки и концентрировать ресурсы на продажах и финансировании».

Сегментный анализ

Снижение инвестиционной активности на фоне высоких процентных ставок привело к сокращению доли МСБ до 60,9% по итогам 9М2025 против 61,6% годом ранее в силу большей чувствительности к макроэкономическим изменениям нежели у крупного бизнеса.

Кирилл Ларин
Кирилл Ларин,
Генеральный директор, Approvo

«Ключевое событие года – ужесточение регуляторики и снижение доступности автокредитов. Банки одобряют меньше, и это меняет структуру спроса. Растет аудитория клиентов, которым кредит недоступен, и именно в этом сегменте формируется новая ценность».

Снижение доли банковского и облигационного фондирования обусловлено не только периодом высоких процентных ставок, которые ограничили спрос со стороны клиентов и соответственно потребность компаний в финансировании, но и сокращением лимитов финансирования лизинговых компаний банками-кредиторами. В результате в общей структуре фондирования по итогам 9М2025 выросли доли авансов и собственных средств.

Средний срок заключаемых договоров

Средний срок заключаемого договора уменьшился почти во всех сегментах по данным за 9М2025 по сравнению с 2024 годом. Во многом это обусловлено тем, что лизингополучатели не хотят переплачивать и заключать договоры на длительный срок по высокой ставке. В то же время лизингодатели также заинтересованы в более коротких договорах, стараясь снижать риски, связанные с остаточной стоимостью в период общей неопределённости на рынке. При этом срок эксплуатации имущества в таких сегментах, как авиа, ж/д, суда и недвижимость, изначально рассчитан на более длительный срок.

Снижение остатка ЧИЛ за период 30.06.2025 по 30.09.2025 на 10,4% обусловило рост совокупной доли обесцененных активов за аналогичный период. Остаток ЧИЛ с просроченной задолженностью 90+ в абсолютном выражении практически не изменился, при этом сумма активов по расторгнутым договорам и изъятого имущества сократилась, что может свидетельствовать о повышении оборачиваемости стоков с изъятой техникой у компаний. Работы по реализации б/у техники продолжат быть одним из главных вызовов 2026 года в силу наличия еще больших стоков изъятой техники у лизингодателей. При этом поддержку реализации стоков окажет рост цен на новую технику после повышения утилизационного сбора и НДС.

Евгений Тихонов
Евгений Тихонов,
Генеральный директор, ЦЕНТРАЛ ТРАНС

«Я полагаю, что пик волны изъятий в целом по рынку пройден, однако в 2026 году ожидаем не снижения, а трансформации спроса. Акцент сместится с массовых операций на точечные и сложные изъятия, а также на логистическое сопровождение сопутствующих процессов – перегон техники, доставка на сервис и к местам продаж. Таким образом, предстоящий год видится нам не менее активным, но требующим еще большей экспертизы и гибкости».

Финансовые метрики сектора по итогам 9М2025 в годовом выражении

Впервые лизинговый рынок столкнулся со столь значительным и продолжительным снижением остаточной стоимости имущества. Компаниям приходится делать выбор между реализацией в убыток изъятой техники сейчас или ожиданием восстановления цен на имущество в условиях неопределенности. Ситуация с ухудшением платёжеспособности клиентов и доначислением резервов по проблемным активам оказала давление на показатели рентабельности и покрытие процентных расходов доходами. При этом отмечается высокий разброс в подходах к резервированию между компаниями: если крупные игроки консервативно доначислили резервы и отразили убытки в рамках МСФО отчетности, то более мелкие игроки отразили обесценение активов в значительно меньшей степени в силу более лояльных подходов по доначислению резервов по ФСБУ отчетности. Подобная ситуация приводит к недостаточному уровню резервирования проблемных активов по лизинговому сектору и потенциальному завышению текущих финансовых метрик.

Доля резервов в ЧИЛ

2,6%
COR
(по ЧИЛ)


2,3%
ROE

13%
против 17% по итогам 2024

ICR

1,17
против 1,5 по итогам 2024

Артем Алешкин
Артем Алешкин,
Генеральный директор, Интерлизинг

«Все хотят продать изъятую технику быстро и много: началась, можно так сказать, гонка скидок. Сегодня рынок изъятой техники является одним из самых высококонкурентных, если не самым высококонкурентным. Зачастую уровень скидок на изъятую технику вызывает недоумение, но, нужно признать, и радость у нового приобретателя. Важно понимать, что большая часть реализованной изъятой техники приносит лизинговым компаниям убыток. Больше ли этот убыток затрат на хранение, страхование и стоимость замороженных денег – ключевой вопрос».

Прогноз рынка на 2025-2026 гг.

Макроэкономические предпосылки

2025 (П) 2026 (П)
Цена нефти марки Brent, долл. за баррель (среднегодовая) 63 68
Темп прироста реального ВВП, % 1,3 1,0
Курс рубль / доллар (среднегодовой) 84 93
Уровень инфляции по итогам года, % 6,5 4,50
Ключевая ставка Банка России (на конец года), % 16 11,5

По итогам 2025 года рынок лизинга покажет снижение на 45%, в результате чего объем нового бизнеса составит менее 2 трлн руб., по оценкам «Эксперт РА». Первая половина 2025 года проходила в условиях жёсткой денежно-кредитной политики, что оказало сильное давление не только на спрос и платёжеспособность клиентов, но и на снижение риск-аппетита лизинговых компаний. Начавшееся постепенное снижение ключевой ставки с июня 2025 года оказалось пока недостаточным для оживления рынка.

Реализация отложенного спроса на фоне поступательного снижения ключевой ставки послужит драйвером рынка лизинга в 2026 году. Однако сдерживающим фактором по обновлению основных фондов лизингополучателями станет рост цен на имущество после внедрения утилизационного сбора в автосегменте и ужесточения налоговой политики. Слабые темпы экономического роста, снижение покупательной способности населения и повышение налогов негативной отразятся на секторе МСБ. Сектор МСБ как основной представитель клиенткой базы покажет слабую инвестиционную активность при слабых темпов роста ВПП. В базовом сценарии, по оценкам «Эксперт РА», рынок лизинга покажет рост в пределах 15-20% по итогам 2026 года и слегка превысит отметку в 2 трлн руб., что соответствует объему 2021 года. Более высокие темпы роста рынка возможны при более быстром снижении ключевой ставки в течение 2026 года. Сценарный прогноз в разрезе сегментов рынка на следующий год агентство раскроет в рамках исследования по итогам 2025 года.

Сергей Савинов
Сергей Савинов,
Генеральный директор, ФЛИТ

«В 2026 году перевозчики продолжат обновлять парки с осторожностью и продлять срок службы купленной ранее техники. При этом в наших продажах грузовой сегмент уже показывает рост – ежеквартально фиксируем подъем нового бизнеса на 30% и выше. Строительство и сегмент спецтехники выходят из кризиса достаточно медленно, в силу длительного инвестиционного цикла. Таким образом, в 2026 году стоит ожидать не единого позитивного тренда, а продолжения адаптации, где успех будет зависеть от совокупности факторов – денежно-кредитной политики, положения в отдельных отраслях экономики и геополитического контекста».

Интервью

Рустем Кафиатуллин
Оксана Цветкова,
генеральный директор, Комиссар Онлайн

«Рост интереса со стороны лизинговых компаний свидетельствует о повышении зрелости рынка и понимании экономической эффективности аутсорсинга непрофильных и трудоемких функций»

Читать интервью
Кирилл Ларин
Кирилл Ларин,
генеральный директор Appruvo

«Мы работаем там, где банки отказывают, и именно здесь возникает новая ценность»

Читать интервью
Дмитрий Курдомонов
Дмитрий Курдомонов,
генеральный директор, «АЛЬТЕО Софт»

«Абсолютный минимум на сегодняшний день — это роботизированные системы ведения учета по НУ, ФСБУ 25, МСФО и подготовке регуляторной отчетности»

Читать интервью
Артем Алешкин
Артем Алешкин,
генеральный директор ГК Интерлизинг

«Мы продолжаем работать во всех сегментах, как и ранее. Адаптируем риск-политику, бизнес-процессы к текущим вызовам»

Читать интервью
Евгений Тихонов
Евгений Тихонов,
генеральный директор, ЦЕНТРАЛ ТРАНС

«Пик волны изъятий в целом по рынку пройден, однако в 2026 году ожидаем не снижения, а трансформации спроса»

Читать интервью
Халилова Анастасия Николаевна
Халилова Анастасия Николаевна,
коммерческий директор АО "ГТЛК"

«Текущий год выдался довольно непростым для всех участников лизингового рынка»

Читать интервью
Сергей Савинов
Сергей Савинов,
генеральный директор, ФЛИТ

«Несмотря на вызовы 2025 года, «ФЛИТ» продолжает сохранять позиции в ключевых сегментах»

Читать интервью
Максим Тимошенко
Максим Тимошенко,
исполнительный директор, СОГАЗ

«В последнее время особенно востребованной стала защита от финансовых рисков»

Читать интервью
Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга за 9М2025: бьет ключом

По итогам 9 месяцев 2025 года объем нового бизнеса сократился на 48% относительно аналогичного перио... 10.12.2025
Рынок лизинга за 9М2025: бьет ключом

Оценка ИТ-ландшафта и цифровой зрелости лизингового рынка

Анализ ИТ-ландшафта лизингового рынка проведен в рамках исследования за 1-е полугодие 2025 года при... 27.11.2025
Оценка ИТ-ландшафта и цифровой зрелости лизингового рынка

Рынок лизинга за первое полугодие 2025 года: качество активов

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в рамках исследования российского рынка лизинга за 1-е полугодие... 29.09.2025
Рынок лизинга за первое полугодие 2025 года: качество активов

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2025 года

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело итоги исследования российского рынка лизинга за 1-е полуг... 01.09.2025
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2025 года

«Импульс»: обзор лизинговых компаний для инвесторов

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовило аналитический обзор «Импульс» для инвесторов с целью... 04.08.2025
«Импульс»: обзор лизинговых компаний для инвесторов
Вся аналитика