Содержание
- Резюме
- Итоги 9 месяцев 2021 года: новый максимум
- ESG пускает корни
- Прогноз: преодолеть рубеж в 2 трлн
- Методология
- Терминология ESG
- Приложение 1. Объем и динамика рынка
- Приложение 2. Рэнкинг ЛК по итогам 9 месяцев 2021 года
Резюме
- Объем нового бизнеса по итогам 9 месяцев 2021 года вырос на 54 %, обновив исторический максимум, при этом основным драйвером рынка остался автолизинг.
- Около 6,5 % лизингового портфеля приходится на зеленые и социальные проекты, представленные во многом сделками с энергоэффективным транспортом, спрос на который формирует государство.
- ESG-трансформацией своей деятельности занимаются около 8 % лизинговых компаний, однако дальнейшее развитие ESG-повестки на лизинговом рынке будет во многом зависеть от стимулирующих мер со стороны государства.
- По итогам 2021 года объем рынка лизинга вырастет на 55 % и превысит 2 трлн рублей, однако уже в 2022-м рынок ждет замедление темпов роста до 15 % на фоне исчерпания восстановительного эффекта.
Итоги 9 месяцев 2021 года: новый максимум
За январь – сентябрь текущего года объем нового бизнеса вырос на 54 % и составил 1 505 млрд рублей, тем самым превысил объемные показатели всего 2020-го, обновив исторический максимум. При этом если рассматривать отдельно корпоративные1 и остальные сегменты, то очевидно, что рост рынка во многом обусловлен динамикой вторых (см. график 1). Основным драйвером стал автолизинг, показавший рост объема нового бизнеса на 65 %, при этом доля сегмента за год увеличилась с 43 до 47 %.
Ключевыми факторами, повлиявшими на динамику автолизинга, стали высокий спрос со стороны малого и среднего бизнеса, инвестиционная активность которого во многом определяет спрос на автолизинг, на фоне дефицита автомобилей и роста их стоимости. Среди прочих факторов, поддерживающих автолизинг, стоит отметить общую популяризацию лизинга как услуги и рост проникновения лизинга в продажи (по оценкам агентства «Эксперт РА», по итогам 9 месяцев 2021-го доля лизинга в продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей составила 12 против 10 % годом ранее). Также отмечается положительная динамика оперлизинга автомобилей – за прошедший год объем сегмента в абсолютном выражении увеличился в 5 раз, до 7 млрд рублей, что обусловлено высоким спросом со стороны клиентов на запущенные в 2021-м предложения со стороны крупных лизинговых компаний.
Вторым сегментом, значительно увеличившим объемы в абсолютном выражении, стал лизинг строительной техники (+107 % к аналогичному периоду прошлого года). Рост сегмента обусловлен осуществляемыми мерами государственной поддержки по субсидированию лизинга спецтехники и оборудования, а также реализацией крупных инфраструктурных проектов (нацпроекты «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», программа реновации жилья и др.).
Повышение цен на уголь и, как следствие, увеличение объемов его погрузки подстегнули спрос на ж/д технику, что позволило данному сегменту показать рост на 29 %. Авиализинг увеличил объемы нового бизнеса в 2,2 раза благодаря постепенной разморозке международных направлений совместно с расширением внутренних региональных перевозок и реализацией планов компаний по обновлению парков. В то же время сегмент морских и речных судов сократился на 22 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Стоит отметить, что в совокупности крупные корпоративные сегменты еще не достигли объемов допандемийного 2019 года.
ESG пускает корни
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в рамках исследования провело анкетирование более 100 лизинговых компаний с целью определить, на каком этапе находится внедрение принципов устойчивого развития на российском лизинговом рынке ввиду усиливающегося интереса к ESG-повестке в нашей стране. В рамках анкетирования агентством были собраны данные по доле лизингового портфеля, приходящегося на зеленые и социальные проекты, и определено количество компаний, внедривших стратегию устойчивого развития, ESG-критерии при оценке лизингополучателей и KPI на инвестиции в устойчивые инструменты. Кроме того, агентство выяснило, какие меры, по мнению лизинговых компаний, необходимы со стороны государства для стимулирования внедрения ESG-принципов на лизинговом рынке.
По собранным данным, сумма лизинговых платежей к получению по договорам, приходящимся на зеленые и социальные проекты, составляет около 380 млрд рублей, или 6,5 % от совокупного лизингового портфеля на 01.10.2021. Стоит отметить, что этот объем сопоставим с объемом портфеля ESG-кредитов корпоративным заемщикам (порядка 400 млрд рублей на 01.07.2021), согласно исследованию агентства «Эксперт РА».2 При этом, если 70 % данных кредитов пришлись на энергетику (в т. ч. атомную), то в случае с лизингом не менее 72 % сделок были направлены на финансирование приобретения энергоэффективного транспорта. Вместе с этим подавляющая часть лизингового ESG-портфеля приходится на ГТЛК, которая в рамках госпрограмм по льготному лизингу оказывает поддержку лизингополучателям, являющимся, как правило, крупнейшими пользователями энергоэффективного транспорта. «Сегодня наши основные потребители зеленого транспорта – участники нацпроекта БКД. Мы также фиксируем спрос на водные суда на электричестве и СПГ, наземный пассажирский транспорт на СПГ и видим перспективы перевода на экологичное топливо железнодорожного транспорта, – комментирует Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами ГТЛК. – Кроме того, видим рост в сегменте цифрового оборудования».
Утвержденные стратегии устойчивого развития, в т. ч. экологические политики на конец 2021 года будут иметь около 8 % респондентов, еще 18 % планируют их введение в 2022-м. При этом около 74 % компаний пока не рассматривают внедрение вышеуказанных документов. Наличие KPI на инвестиции в устойчивые проекты охватывает еще меньшее количество респондентов – менее 1 % планируют их внедрить до конца нынешнего года и 17 % – в 2022-м. Небольшое количество компаний, находящихся в активной стадии ESG-трансформации своей деятельности, объясняется на текущий момент отсутствием требований по соблюдению принципов устойчивого развития со стороны законодательных и регуляторных органов. Кроме того, российские инвесторы в отличие от западных пока менее требовательны к эмитентам в части соблюдения ESG-принципов.
График 2. К концу 2021 года 8 % лизинговых компаний будут иметь стратегию устойчивого развития
Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» по данным анкетирования ЛК
В рамках исследования были запрошены планы лизинговых компаний по внедрению ESG-критериев при оценке лизингополучателей. Около 1 % компаний уже внедрили ESG-критерии, еще 18 % респондентов рассчитывают это сделать в 2022 году, тогда как 81 % пока не имеют подобных планов. Внедрением ESG-критериев на настоящий момент занимаются преимущественно крупные игроки либо дочерние структуры банков или иностранных компаний, начавшие ESG-трансформацию деятельности раньше российских компаний.
В рамках исследования респонденты отметили наиболее эффективные, по их мнению, меры государственной поддержки, способные простимулировать внедрение принципов устойчивого развития в деятельность лизинговых компаний. Такими экономически мотивационными мерами для лизингодателей, по данным опроса, могли бы стать предоставление госсубсидий на проекты, отвечающие принципам ESG (60 % опрошенных), налоговые льготы по проектам устойчивого развития (меру поддержки выделили 38 % компаний), а также снижение нормы резервирования по ESG-финансированию (2 % респондентов).
Исходя из проведенного анкетирования спрос со стороны клиентов на зеленые и социальные проекты в лизинговой отрасли пока невелик и во многом обеспечен реализацией государственных проектов в области энергоэффективного транспорта. При этом подобных проектов не так много, а участвовать в них, как правило, может только небольшой пул компаний, что в свою очередь объясняет отсутствие планов у большинства лизинговых компаний по ESG-трансформации деятельности. Однако в дальнейшем по мере реализации российскими предприятиями стратегий устойчивого развития, которые уже активно внедряют крупнейшие компании-экспортеры, спрос на зеленый лизинг будет активно расти. При этом соответствие деятельности принципам устойчивого развития станет конкурентным преимуществом для лизинговых компаний, которых будут выбирать крупные и средние предприятия для реализации социальных и зеленых проектов. Имея компетенции в организации сделок, соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ № 1587 от 21.09.20213 в сфере зеленого финансирования в РФ, лизинговые компании будут востребованы как клиентами, которым верификация подобных сделок позволит привлечь более дешевое фондирование, так и банками-кредиторами, для которых оценка ESG-рисков в дальнейшем станет обязательной.
Очевидно, что ESG-повестка со временем будет только набирать обороты, регуляторные органы готовят пакеты документов по рекомендациям и требованиям к раскрытию компаниями отчетности по устойчивому развитию. Планируемое введение регулирования лизингового рынка также повысит актуальность ESG-повестки для лизингодателей ввиду большого внимания Банка России к данному вопросу. Так, Банк России обсуждает с Московской биржей включение в правила листинга обязательного требования к компаниям из первого и второго котировальных списков (8 лизинговых компаний на конец ноября 2021 года, составляющих порядка 62 % общего объема финансирования лизинговых компаний на бирже) по раскрытию политики устойчивого развития, также уже утверждены новые стандарты эмиссии ценных бумаг для выпуска единых и социальных облигаций. «Тренд на развитие зеленых и социальных проектов задан, перспективы развития, на мой взгляд, очевидны. Сегодня многие промышленные корпорации и финансовые институты прорабатывают вопрос финансирования таких проектов, – отмечает Максим Калинкин, генеральный директор ГК Газпромбанк Лизинг. – Группа Газпромбанк Лизинг успешно финансирует проекты по обновлению парков машин скорой помощи, переходу транспорта на газомоторное топливо, энергосбережению и проч., что соответствует целям устойчивого развития. Как видно, спрос есть, и он будет только увеличиваться».
Лизинговая отрасль, состоящая преимущественно из транспортных сегментов, подавляющая часть которых не характеризуется низким уровнем выброса CO2 в атмосферу, является одним из ключевых механизмов среди юридических лиц по обновлению основных средств в целях улучшить операционную эффективность своей деятельности. При наличии спроса на зеленые и социальные проекты со стороны лизингополучателей по замене техники и оборудования на более новые и экологичные лизинговая отрасль могла бы стать эффективным механизмом развития ESG-повестки и улучшения экологической ситуации в нашей стране. «Лизинг по своей сути – это механизм по обновлению основных средств, что впрямую способствует увеличению эффективности производства, – комментирует Вячеслав Спиров, генеральный директор компании «Сбербанк Лизинг». – Часто она достигается за счет менее ресурсозатратных и более энергоэффективных технологий, что соответствует принципу разумного потребления ресурсов». Поэтому лизинговому сообществу важно уже сейчас активно включаться в ESG-повестку, в рамках которой будут реализованы одни из крупнейших модернизационных процессов в экономике страны на горизонте ближайших 30–40 лет.
Прогноз: преодолеть рубеж в 2 трлн
По итогам 2021-го агентство «Эксперт РА» прогнозирует объем нового бизнеса на уровне 2,1 трлн рублей, что превысит результат прошлого года на 55 %.
В 2022 году развитие лизингового рынка будет во многом зависеть от макроэкономических факторов (направления денежно-кредитной политики Банка России, динамики роста реального ВВП и инвестиционной активности лизингополучателей), «Эксперт РА» выделяет 3 сценария развития: базовый, пессимистичный и оптимистичный.
Таблица 1. Ключевые предпосылки прогноза на 2022 год
Показатель | Сценарий | ||
Базовый | Оптимистичный | Пессимистичный | |
Среднегодовая цена Brent, долл. за баррель | 70–75 | 80 | 45–50 |
Темпы прироста ВВП, % | 2,8 | 3,2 | 0,0 |
RUR/USD среднегодовой | 70 | 67 | 80 |
Уровень инфляции, % | 4,5–5,0 | 4 | 6–7 |
Ключевая ставка (на конец периода), % | 7,75 | 6,75 | 8,75 |
Пессимистичный сценарий подразумевает, что объем нового бизнеса после активной положительной динамики в 2021 году покажет слабые темпы роста, а по итогам 2022-го рынок лизинга приблизится к отметке не выше 2,3 трлн рублей, продемонстрировав темп роста менее 10 %. Доля объема нового бизнеса в ВВП страны на фоне его слабого роста поднимется с 1,3 % в 2020 году до 2,1 % по итогам 2022-го.
В рамках оптимистичного сценария лизинговый рынок покажет сильный подъем в 2021 году (около 60 %), а его темпы роста в 2022-м составят свыше 15 % при достижении отметки более 2,6 трлн рублей. Такая мощная позитивная динамика приведет к заметному увеличению доли объема нового бизнеса в ВВП России (с 1,3 до 2,4 %).
Согласно базовому сценарию агентства «Эксперт РА» после пиковых темпов роста 2021-го в следующем году прибавка нового бизнеса составит 10–15 %, что позволит рынку лизинга на конец 2022-го достигнуть 2,4 трлн рублей. При реализации данного сценария доля объема нового бизнеса в реальном ВВП России на конец 2022 года составит 1,7 %.
Ж/д сегмент в 2022 году
Лизинг ж/д сегмента во многом будет зависеть от спроса на уголь и строительных материалов. В 2022 году агентство ожидает снижения спроса на уголь на внешних рынках, что может привести к появлению профицита парка полувагонов и, как следствие, к сокращению ставок операторов после наблюдавшегося их роста в 2021-м. Последующее снижение спроса на ж/д технику вкупе со слабым восстановлением железнодорожных перевозок (без учета пассажирских, не более 2,5 % в год) позволят прибавить объемам нового бизнеса в сегменте порядка 5 % к концу 2022-го после высоких темпов роста 2021-го (+53 %). «Привлекательность лизинга как инструмента финансирования пополнения парка железнодорожной техники неизменно растет. Восстановление мировой экономики после коронавирусного шока привело к росту спроса на сырьевые продукты, экспортируемые из России. Это, в свою очередь, привело к росту спроса на подвижной состав – и на лизинговые услуги, – комментирует Максим Анищенков, генеральный директор компании «Трансфин-М». – В 2022 году при отсутствии дополнительных негативных факторов рост лизингового рынка (особенно жд-транспорта) продолжится, пусть и не такими темпами, как в период активного восстановления в 2021 году. На железнодорожном рынке активно растут как сегменты универсального подвижного состава (полувагоны), так и специализированных вагонов (в первую очередь, фитинговые платформы)».
Авиасегмент в 2022 году
Авиализинг является сегментом, на котором наиболее сильно отразились риски пандемии, при этом частично закрытые международные границы все еще оказывают на него давление. Поставки отечественных SSJ100 совместно с оказываемыми мерами господдержки, а также госгарантии на закупку вертолетов являются основными факторами, влияющими на объемы сегмента авиализинга. По мнению агентства, поддержание спроса на SSJ100 со стороны авиакомпаний в совокупности с увеличением пассажиропотока на фоне ускорения темпов вакцинации и смягчения рисков эпидемиологической ситуации обеспечат авиасегменту по итогам 2022 года рост на уровне 50 %. Однако выявление новых штаммов коронавируса вносит повышенную неопределенность в динамику авиализинга.
Автолизинг в 2022 году
Автолизинг останется драйвером рынка, как по итогам 2021-го, так и в следующем году, несмотря на продолжающиеся с 2020-го проблемы с поставками автомобилей. «В ближайшем будущем, кроме физических лиц, большую часть спроса на автолизинг станут формировать клиенты из ниши инфраструктурного строительства, поскольку сейчас реализуется много крупных государственных проектов, – комментирует Дмитрий Ивантер, генеральный директор компании «ВТБ Лизинг». – Также индустрия жилищного строительства формирует спрос на специализированные автомобили и строительную технику, которые для исполнения контрактов нужны субподрядчикам – малому и среднему бизнесу». Повышение инвестиционной активности сектора МСБ, растущий спрос на программы подписки, потребность в обновлении устаревшего парка автомобилей (средний возраст парка легковых автомобилей на начало 2021-го составил 13,9 года 4 ), сохранение программ господдержки (в 2021 году по программе льготного лизинга автомобилей было выделено 3,8 млрд рублей, на 2022 год Минпромторгом обсуждается объем в 5 млрд рублей) окажут положительное влияние на динамику сегмента. Наблюдающееся повышение стоимости автомобилей из-за их дефицита открывает хорошие возможности для роста объема нового бизнеса с подержанными автомобилями. «Тема б/у лизинга в последние годы становится все актуальней. Очередной виток ее развития сейчас связан с существенным ростом стоимости новых предметов лизинга и их дефицитом, – полагает Виталий Милованов, генеральный директор компании «Райффайзен Лизинг». – На наш взгляд, наиболее востребованными в лизинге б/у активов станут ликвидные и понятные активы: это транспорт и колесная техника».
Высокий уровень износа общественного транспорта, а также программы субсидирования окажут поддержку лизингу автобусов и троллейбусов. Однако темпы роста автолизинга замедлятся после взрывного подъема в 2021 году (+53 %) и по базовому сценарию развития автосегмент по итогам 2022-го покажет рост около 6 %. «На наш взгляд важным трендом дальнейшего развития автолизинга является предложение клиентам дополнительных сервисных услуг, связанных с владением автомобилем, – комментирует Дмитрий Корчагов, генеральный директор компании «Балтийский лизинг». – Нужно отметить, что теперь мы предлагаем своим клиентам дополнительные услуги не только в рамках операционной аренды, но и в рамках классического финансового лизинга». Агентство не исключает более активного роста автолизинга в следующем году на фоне увеличения проникновения лизинга в продажи при сохранении дефицита автомобилей, что заложено в позитивном прогнозе развития сегмента.
Прочие сегменты в 2022 году
Прочие сегменты совокупно, по нашим оценкам, также замедлят рост и по итогам 2022 года покажут динамику +14 % против прогнозируемых +53 % на конец 2021-го. Сегмент строительной и дорожно-строительной техники, по мнению агентства, продолжит позитивный тренд благодаря реализации ряда крупных национальных инфраструктурных проектов («Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда» и др.) совместно с мерами государственной поддержки по субсидированию лизинга спецтехники и оборудования, что позволит данному сегменту по итогам 2022 года показать рост около 13 %. Лизингу морских и речных судов поддержку оказывают реализация программы по развитию лизинга отечественных судов с государственным софинансированием, рост стоимости контейнерных перевозок, а также высокая степень износа объектов, что позволит сегменту по итогам 2022 года увеличить объемы порядка на 25 %. Реализация программ государственной поддержки лизинга сельскохозяйственной техники путем субсидирования механизма льготного лизинга совместно с повышенным спросом на технику в связи с высокой степенью износа и недостаточной оснащенностью парка аграриев с/х техникой станут основными факторами роста сегмента по итогам 2022 года (не менее +10 %).
Методология
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и 9 месяцев.
В проекте «Российский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями – участниками проекта.
В исследовании по итогам 9 месяцев 2021 года приняли участие 114 лизинговых компаний, объем нового бизнеса которых, по нашим подсчетам, составляет около 97 % всего лизингового рынка (участие в исследовании по итогам 9 месяцев 2020 года приняли 110 лизинговых компаний, объем нового бизнеса которых составил около 97 % всего рынка). По оценке агентства, в исследовании не приняли участие компании, на которых в совокупности приходится около 3 % лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка мы сделали корректировки в соответствии с этими предпосылками.
В исследовании мы не учитывали долю рынка, приходящуюся на компании, чья деятельность ориентирована исключительно на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для рыночных лизинговых компаний.
В составе лизинговых сделок мы считаем необходимым выделить оперативный лизинг. В настоящее время мы не корректируем расчет новых сделок на сумму договоров оперативного лизинга, хотя и отмечаем, что их экономическая суть и технологии осуществления различны. Мы хотим обратить внимание на то, что основные термины, используемые в обзоре, трактуем следующим образом.
Новый бизнес – это стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС (соответствует методике Leaseurope: New business is the total value of assets provided during the period, excluding VAT and finance charges).
Сумма новых договоров лизинга – это вся сумма платежей по договорам лизинга, заключенным за рассматриваемый период, с учетом НДС.
При этом критерии учета новых сделок для обоих показателей одинаковы – должно выполняться одно или оба условия: получен ненулевой аванс от клиента для осуществления сделки либо лизингодателем приобретен предмет лизинга для его передачи клиенту.
В новые сделки оперативного лизинга (арендные сделки) включаются сделки, по смыслу являющиеся оперативным лизингом, но юридически оформленные как договор аренды, по которым в рассматриваемый период получен первый арендный платеж.
Объем профинансированных средств – средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы, произведенные лизингодателем).
Объем полученных платежей – это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.
Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам (с отчетной даты до конца срока) за вычетом задолженности, просроченной более чем на 2 месяца.
Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля характеризуют эффективность деятельности компании в предшествующих исследуемому периодах.
Все показатели по компаниям, кроме нового бизнеса, приводятся с учетом НДС.
Для проверки правильности предоставляемых компаниями сведений соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей за несколько временных промежутков, что демонстрирует нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влечет соответствующие изменения в денежных потоках (полученных платежах), которые также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.
Сокращения, используемые в исследовании:
- НБ – новый бизнес;
- ЛК – лизинговые компании;
- ЛП – лизингополучатели.
Терминология ESG
ESG-трансформация – период внедрения в компании ESG-практик и/или ESG-продуктов.
ESG-повестка – перечень вопросов по теме устойчивого развития.
ESG-кредит – кредит, целью которого является финансирование зеленых/экологических и социальных проектов.
ESG-портфель – объем задолженности лизингополучателей, соответствующей принципам и целям устойчивого развития.
ESG-критерии – критерии устойчивого развития.
ESG-финансирование – финансирование, направленное на зеленые и социальные проекты.
ESG-принципы – принципы устойчивого развития.
Зеленый проект – проект, целью которого является финансирование зеленых/экологических проектов.
Социальный проект – проект, целью которого является финансирование социальных проектов.
Устойчивые проекты – зеленые и социальный проекты.
Приложение 1. Объем и динамика рынка
Таблица 1. Индикаторы развития рынка
Показатели | 9 мес. 2018 г. | 9 мес. 2019 г. | 9 мес. 2020 г. | 9 мес. 2021 г. | |||
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей | 1 010 | 1 310 | 1 031 | 1 500 | 980 | 1 410 | 1 505 |
Темпы прироста (период к периоду), % | 42,3 | 19,6 | 2,1 | 14,5 | -4,9 | -6,0 | 53,6 |
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей | 1 650 | 2 100 | 1 603 | 2 550 | 1 430 | 2 040 | 2 205 |
Темпы прироста (период к периоду), % | 44,7 | 29,6 | -2,8 | 21,4 | -10,8 | -20,0 | 54,2 |
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % | 74,5 | 73,9 | 69,6 | 66,0 | 70,7 | 61,0 | 60,4 |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей | 700 | 1 050 | 797 | 910 | 830 | 1 060 | 1 080 |
Темпы прироста (период к периоду), % | 2,9 | 20,7 | 13,9 | -13,0 | 4,1 | 16,5 | 30,1 |
Объем профинансированных средств, млрд рублей | 830 | 1 300 | 881 | 1 250 | 875 | 1 330 | 1 500 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей | 4 100 | 4 300 | 4 576 | 4 900 | 5 070 | 5 170 | 5 810 |
ВВП России (в текущих ценах по данным Росстата), млрд рублей | 72 921 | 103 627 | 78 676 | 109 362 | 75 844 | 106 607 | 79 3335 |
Доля лизинга в ВВП, % | 1,4 | 1 | 1,3 | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 1,9 |
Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» по данным анкетирования ЛК
Таблица 2. Структура рынка по видам имущества
Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 9 мес. 2021 г., % | Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 9 мес. 2020 г., % | Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % | Доля в лизинговом портфеле на 01.10.2021, % | |
Грузовой автотранспорт | 22,7 | 21,1 | 65,5 | 12,0 |
Легковые автомобили | 21,5 | 19,3 | 71,5 | 9,3 |
Строительная и дорожно-строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах | 13,8 | 10,2 | 107,2 | 6,6 |
Железнодорожная техника | 11,5 | 13,6 | 29,5 | 28,2 |
Суда (морские и речные) | 5,1 | 10,0 | -21,7 | 11,1 |
Авиационный транспорт | 5,0 | 3,5 | 120,6 | 14,5 |
Сельскохозяйственная техника и скот | 4,6 | 4,8 | 48,4 | 3,1 |
Автобусы и троллейбусы | 2,5 | 3,1 | 23,1 | 1,9 |
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование | 2,2 | 2,3 | 45,0 | 1,6 |
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки | 2,1 | 3,0 | 7,9 | 2,7 |
Погрузчики складские и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары | 1,4 | 1,5 | 48,3 | 0,8 |
Недвижимость (здания и сооружения) | 0,8 | 0,7 | 89,0 | 3,7 |
Деревообрабатывающее оборудование6 | 0,7 | - | - | 0,3 |
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры | 0,5 | 1,1 | -30,8 | 0,7 |
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов | 0,5 | 0,7 | 9,7 | 0,5 |
Энергетическое оборудование | 0,5 | 0,7 | 18,1 | 0,4 |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование | 0,5 | 0,5 | 70,6 | 0,2 |
Оборудование для ЖКХ | 0,3 | 0,2 | 119,4 | 0,2 |
Полиграфическое оборудование | 0,2 | 0,2 | 28,0 | 0,2 |
Прочее имущество | 3,6 | 3,6 | 51,9 | 2,0 |
Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» по данным анкетирования ЛК
Рэнкинг ЛК по итогам 9 месяцев 2021 года
Открыть таблицу в новом окне1 К данным сегментам «Эксперт РА» относит ж/д и авиализинг, сегмент морских и речных судов, а также большие разовые сделки из других сегментов.
2 ESG-банкинг за 1-е полугодие 2021 года: зеленая книга. Глава 1 (https://raexpert.ru/researches/banks/esg_1h2021/).
3 Постановление от 21.09.2021 №1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ».
4 По данным Автостата.
5 Согласно предварительным оценкам Росстата.
6 Статистика по сегменту ведется с 2021 года.