Содержание
Объем нового бизнеса за 1-е полугодие 2024-го составил 1,48 трлн рублей, показав небольшое снижение относительно первой половины прошлого года (-1%). Помимо того что в 2023-м реализовалась большая часть отложенного спроса, замедлению лизингового бизнеса в текущем году способствовал также рост процентных ставок, начавшийся со второй половины прошлого года. По итогам 1-го полугодия 2024 года респондентами было заключено порядка 219 тыс. сделок, что превышает их количество по итогам аналогичного периода прошлого года на 6% (207 тыс. сделок), а средняя стоимость нового договора увеличилась с 11,3 до 12,8 млн рублей. Динамика лизингового бизнеса оказалась слабее динамики российской экономики, вследствие чего доля рынка лизинга в ВВП уменьшилась с 2,6 до 2,5%. Объем лизингового портфеля на 01.07.2024 составил 10,8 трлн рублей, показав рекордный исторический рост год к году (+50%) за счет проведения крупных сделок в IV квартале 2023 года.
Объем нового бизнеса корпоративных сегментов в 1-м полугодии 2024 года снизился на 23% относительно аналогичного периода 2023-го в основном за счет сокращения лизинга железнодорожной техники (-25%) и водных судов (-48%). Потребность в новых вагонах у бизнеса сохраняется в рамках обновления парка, но вместе с этим в 2024 году наблюдается снижение погрузки на железнодорожном транспорте (в частности, строительных материалов и лома черных металлов), по данным ОАО «РЖД». Динамика нового бизнеса розничных сегментов составила +4% и поддерживалась большей частью за счет лизинга грузовых (+8%) и легковых (+24%) автомобилей. Темпы роста нового бизнеса в грузовых и легковых автомобилях остаются в положительной зоне, но заметно снизились относительно бурного 2023 года на фоне продолжающегося повышения цен на автомобили и лизинговых платежей ввиду увеличения процентных ставок в экономике. Вместе с этим доля автолизинга в новом бизнесе продолжает стабильно расти пятый год подряд: по итогам 1-го полугодия 2024-го она составила 56 против 50% годом ранее.
Вячеслав Спиров,
вице-президент Банка ГПБ (АО), генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг»:«Немаловажным фактором стало удовлетворение части спроса российских компаний по обновлению парков автотранспорта и спецтехники еще в 2023 году. Продажи строительно-дорожной техники замедлились относительно прошлого года в силу затоваривания дилерских складов».
Рустем Мухамедов,
генеральный директор компании «РЕГИОН Лизинг»:«Стимулирующим фактором роста автосегмента выступают меры государственной поддержки, развитие доставочных сервисов, а также продолжающиеся циклы замещения техники. В сегменте грузового транспорта отложенный спрос удовлетворен, поэтому мы ожидаем, что по темпам роста рынок не сможет повторить результата прошлого года».
Значительный рост по объему нового бизнеса за 1-е полугодие 2024 года показал ГК «Газпромбанк Лизинг» (+ 10% к аналогичному периоду 2023-го). «ВТБ Лизинг» поднялся на 2-ю строчку, продемонстрировав рост нового бизнеса на 20%, а «Альфа Лизинг» (ГК) – на 3-е место (+17%). Концентрация лизингового рынка по объему нового бизнеса на топ-10 компаний по итогам 1-го полугодия 2024-го составила 77 против 72% годом ранее. Несмотря на нахождение на первых трех строчках банковских «дочек», в целом в структуре нового бизнеса отмечается снижение доли компаний, принадлежащих кредитным организациям, с 62 до 56%.
Таблица. Топ-20 лизинговых компаний России по объему нового бизнеса за 1-е полугодие 2024
Место по НБ | Наименование компании | ИНН | Кредитный рейтинг «Эксперт РА» на 28.08.24 | НБ за 1пг2024, млн руб. | Прирост НБ за 1пг2024 к 1пг2023, % | Новые договоры за 1пг2024, млн руб. | Лизинговый портфель на 01.07.24, млн руб. | |
01.07.24 | 01.07.23 | |||||||
1 | 1 | Газпромбанк Лизинг (ГК) | 7728294503 | 379 392 | 10 | 679 187 | 2 118 573 | |
2 | 3 | ВТБ Лизинг | 7709378229 | ruAA | 168 407 | 20 | 346 169 | 1 111 964 |
3 | 4 | Альфа-Лизинг (ГК) | 7728169439 | 114 002 | 17 | 220 197 | 803 742 | |
4 | 6 | ЛК «Европлан» | 9705101614 | ruAA | 104 211 | 27 | н.д. | 440 319 |
5 | 5 | Государственная транспортная лизинговая компания | 7720261827 | 87 963 | -8 | 281 466 | 1 780 043 | |
6 | 7 | Балтийский лизинг (ГК) | 7826705374 | ruAA- | 71 648 | 0 | 117 718 | 267 167 |
7 | 2 | Сбербанк Лизинг (ГК) | 7707009586 | 69 518 | -51 | 133 346 | 1 755 610 | |
8 | 9 | Росагролизинг | 7704221591 | ruAA- | 54 631 | 51 | 97 112 | 322 114 |
9 | 8 | РЕСО-Лизинг | 7709431786 | ruAA- | 47 699 | 15 | 87 896 | 209 646 |
10 | 14 | ПСБ Лизинг (ГК) | 7722581759 | 39 692 | 96 | 111 098 | 435 696 | |
11 | 10 | Совкомбанк Лизинг | 7709780434 | ruAA- | 36 260 | 30 | 60 212 | 119 877 |
12 | 12 | Интерлизинг | 7802131219 | ruA | 29 815 | 33 | 47 483 | 97 970 |
13 | 11 | ДельтаЛизинг | 2536247123 | ruA+ | 27 558 | 0 | 41 820 | 134 430 |
14 | 15 | Универсальная лизинговая компания | 2721084628 | 21 931 | 19 | 35 859 | 83 497 | |
15 | 13 | ЛК Эволюция | 9724016636 | ruBBB+ | 19 094 | -11 | 31 222 | 63 406 |
16 | 17 | Восток-Лизинг | 1644031715 | 18 543 | 32 | 29 195 | 56 784 | |
17 | 18 | УралБизнесЛизинг | 1835061171 | ruBB+ | 10 698 | -9 | 18 745 | 48 212 |
18 | 22 | Элемент Лизинг | 7706561875 | ruA | 10 086 | 3 | 12 942 | 27 555 |
19 | 16 | Мэйджор Лизинг | 5024093363 | 9 846 | -40 | 16 242 | 61 299 | |
20 | 55 | Флит Финанс | 7728772647 | 6 857 | 552 | 11 161 | 22 893 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Рэнкинги крупнейших лизингодателей как в целом по рынку, так и по отдельным отраслевым и территориальным сегментам доступны по ссылке .
Агентство «Эксперт РА» традиционно публикует рэнкинги лизинговых компаний по:
- размеру портфеля;
- регионам;
- числу заключенных сделок;
- объему профинансированных средств;
- сегментам имущества в портфеле и новом бизнесе;
- оперлизингу в портфеле и новом бизнесе;
- и др.
Детальный прогноз по лизинговому рынку на 2025 год агентство «Эксперт РА» представит в декабре 2024-го. Исследование будет презентовано на форуме «Лизинг в России» в декабре и станет содержательной основой для панельной дискуссии и работы в секциях. В этом году форум агентства «Эксперт РА» соберет свыше 250 профессионалов лизингового рынка на новой площадке в центре Москвы. Приглашаем принять участие в мероприятии и предложить свои темы для обсуждения. Регистрация по ссылке.
Приложение 1. Объем и динамика рынка
Таблица 1. Индикаторы развития рынка
Показатели | 1пг2020 | 1пг2021 | 1пг2022 | 1пг2023 | 1пг2024 |
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб. | 570 | 945 | 770 | 1 490 | 1 480 |
Темпы прироста (период к периоду), % | -22 | 66 | -19 | 94 | -1 |
Сумма новых договоров лизинга, млрд руб. | 845 | 1 399 | 1 299 | 2 482 | 2 800 |
Темпы прироста (период к периоду), % | -28 | 66 | -7 | 91 | 13 |
Концентрация на топ-10 компаний в объеме нового бизнеса, % | 63 | 61 | 73 | 72 | 77 |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. | 525 | 635 | 894 | 1 087 | 1 440 |
Темпы прироста (период к периоду), % | 3 | 21 | 41 | 22 | 32 |
Объем профинансированных средств, млрд руб. | 588 | 914 | 875 | 1 666 | 1 720 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. | 4 800 | 5 575 | 6 100 | 7 200 | 10 800 |
Темпы прироста (за период), % | -2 | 8 | -5 | 18 | 50 |
ВВП России (в текущих ценах по данным Росстата), млрд руб. | 44 547 | 58 006 | 55 686 | 56 466 | 59 119 |
Доля лизинга (объём нового бизнеса) в ВВП, % | 1,3 | 1,6 | 1,4 | 2,6 | 2,5 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Таблица 2. Структура рынка по видам имущества
Виды имущества | Доля в НБ за 1пг2023 | Доля в НБ за 1пг2024 | Динамика сегмента, % | Доля в портфеле на 01.07.2024 |
Грузовой автотранспорт | 31 | 34 | 7,6 | 22 |
Легковые автомобили | 15 | 19 | 23,8 | 10 |
Строительная и дорожно-строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах | 18 | 15 | -15,2 | 9 |
Железнодорожная техника | 16 | 12 | -25,3 | 25 |
Сельскохозяйственная техника и скот | 4 | 4 | 7,5 | 3,5 |
Автобусы и троллейбусы | 3 | 3 | -15,5 | 2,4 |
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование | 2 | 2 | -9,4 | 1,3 |
Авиационный транспорт | 0,9 | 1,5 | 69,4 | 4,5 |
Погрузчики складские и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары | 0,9 | 0,9 | -4,3 | 0,5 |
Суда (морские и речные) | 2 | 0,8 | -48,4 | 5,9 |
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов | 0,4 | 0,8 | 70,9 | 0,4 |
Недвижимость (здания и сооружения) | 0,2 | 0,6 | 206,6 | 11 |
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки | 1 | 0,5 | -24,3 | 0,7 |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование | 0,3 | 0,5 | 98,6 | 0,2 |
Энергетическое оборудование | 0,3 | 0,3 | 2,6 | 0,3 |
Деревообрабатывающее оборудование | 0,2 | 0,2 | 14,1 | 0,1 |
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры | 0,8 | 0,2 | -76,2 | 0,5 |
Оборудование для ЖКХ | 0,2 | 0,2 | -30,5 | 0,1 |
Полиграфическое оборудование | 0,1 | 0,1 | 54,1 | 0,1 |
Прочее имущество | 3,7 | 4,4 | 10,4 | 2,5 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Приложение 2. Интервью
Вячеслав Спиров, вице-президент Банка ГПБ (АО), генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг»
Факторы, оказавшие влияние на лизинговую отрасль в 1-м полугодии, продолжат свое действие до конца года
Вячеслав Спиров, вице-президент Банка ГПБ (АО), генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг» |
- Как вы охарактеризуете динамику бизнеса и результаты деятельности компании по итогам 1-го полугодия 2024 года? Достигнуты ли компанией целевые ориентиры по основным финансовым метрикам бизнеса? Если нет, то что стало тому причиной, если да, то что этому способствовало?
- Мы позитивно оцениваем результаты, которые достигла наша команда по итогам первых шести месяцев 2024 года. Финансовые показатели находятся в рамках плановых значений. Основным драйвером роста бизнеса группы «Газпромбанк Лизинг» стало финансирование автотранспорта: объем нового бизнеса в сегменте легковых автомобилей увеличился на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, грузовых – на 31%.
- Какие основные тренды лизингового рынка в 1-м полугодии 2024 года вы можете выделить? Какие тренды, по вашему мнению, будут определяющими для рынка в 2-м полугодии?
- В 1-м полугодии 2024 года рынок лизинга полностью соответствовал базовому сценарию экспертов – рост замедлился. Высокая ключевая ставка оказывает влияние на перенос сроков, а иногда и отмену инвестиционных проектов. Немаловажным фактором стало и удовлетворение части спроса российских компаний по обновлению парков автотранспорта и спецтехники еще в 2023 году.
Также отмечу, что лизинг всегда коррелирует с продажами транспортных средств и оборудования. Так, продажи грузового автотранспорта в 1-м полугодии снизились на 3,6% (по данным «Автостата») из-за реализации отложенного спроса в прошлом году. Продажи строительно-дорожной техники замедлились относительно прошлого года в силу затоваривания дилерских складов. В сегменте легкового автотранспорта ситуация противоположная: продажи легкового автотранспорта выросли на 79%, а в реализации новых автомобилей корпоративным клиентам лизинг занимает долю 67% (по данным НАПИ).
Факторы, оказавшие влияние на лизинговую отрасль в 1-м полугодии, продолжат свое действие как минимум до конца года.
- Каковы результаты деятельности компании в сегменте лизинга строительной техники по итогам 1-го полугодия 2024 года? Какую динамику вы ожидаете в 2-м полугодии? Что будет способствовать росту или замедлению сегмента?
- В количественном выражении продажи строительно-дорожной техники группы «Газпромбанк Лизинг» по итогам 1-го полугодия 2024 года превысили 8 тыс. единиц, показав прирост порядка 15%. В 2-м полугодии существенного роста не ожидаем, так как рынок насыщен.
- Каким вы видите уровень платежеспособности лизингополучателей по итогам 1-го полугодия 2024 года? Какие ваши ожидания по качеству лизингового портфеля на конец года?
- Несмотря на то что рост ключевой ставки снижает запас прочности финансовой модели практически любого бизнеса, на данный момент мы не наблюдаем существенного ухудшения платежеспособности наших клиентов. Да, сейчас клиенты несут повышенную долговую нагрузку. В то же время при лизинге большая часть риска принимается на предмет финансирования. Ожидания относительно качества нашего портфеля соответствуют устоявшейся в группе риск-модели, серьезных изменений не прогнозируем.
- Как вы оцениваете уровень изъятия лизинговой техники в 2024 году относительно 2023-го? Какие сегменты характеризуются более высоким уровнем изъятий и по каким причинам?
- Структура изъятия в 2024 году изменилась в сторону увеличения китайской техники по сравнению с прошлым годом. Преимущественно речь про грузовой транспорт и спецтехнику. Причины достаточно очевидны: срок вызревания портфеля составляет 15 месяцев, соответственно, текущий сток изъятой техники – это то, что лизинговые компании финансировали в 2023 году, частично – в 2022-м.
- Какие государственные программы оказывают влияние на лизинговый рынок в настоящее время в большей степени?
- Из текущего инструментария господдержки наибольшее влияние на рынок оказывают реализуемые Минпромторгом России программы по льготному лизингу колесных транспортных средств и спецтехники. На данные госпрограммы в 2024 году предусмотрено в федеральном бюджете 9 и 3,3 млрд рублей соответственно.
Поддержка государства важна, поскольку льготный лизинг транспорта востребован со стороны клиентов различных секторов – от ИП до крупного корпоративного бизнеса. Кроме того, представление субсидий позволяет создать дополнительный спрос на продукцию российского производства, что, безусловно, защищает интересы отечественных предприятий.
- Опишите стратегию развития вашей компании в среднесрочной перспективе. Какие направления будут приоритетными? Планируется ли перестраивать основные бизнес-процессы (если да, то как)?
- Мы продолжим развивать продуктовую линейку, предлагать клиентам новые, цифровые и индивидуальные решения. Сегодня уже большое количество клиентов пользуются услугами группы «Газпромбанк Лизинг» на всей территории страны. Поэтому отдельный фокус мы делаем на управлении качеством сервиса и поддержании высокого уровня предоставления этих услуг. При этом мы бы хотели расширить клиентскую базу как за счет текущих, так и за счет новых продуктов и ниш.
Рустем Мухамедов, генеральный директор, «Регион Лизинг»
генеральный директор, «Регион Лизинг», Рустем Мухамедов |
- Какие основные тренды лизингового рынка в 1-м полугодии 2024 года вы можете выделить? Какие тренды, по вашему мнению, будут определяющими для рынка в 2-м полугодии?
- Мы ожидаем положительную динамику на рынке колесного транспорта, в частности, в сегментах легкового автотранспорта, LCV, автобусов. Негативное влияние санкций компенсируется импортом китайских аналогов. Текущий спрос подогревают ожидания увеличения цен на технику из-за высоких процентных ставок и роста утилизационного сбора. Также стимулирующим фактором роста автосегмента выступают меры государственной поддержки, развитие доставочных сервисов, а также продолжающиеся циклы замещения техники.
В сегменте грузового транспорта отложенный спрос удовлетворен, поэтому мы ожидаем, что по темпам роста рынок не сможет повторить результата прошлого года.
В ж/д сегменте существенно ухудшился показатель оборота вагона. Масштаб ухудшения этого показателя является рекордным. Снижение оборота операторы компенсируют количеством вагонов. Поэтому спрос высокий, производство не успевает его удовлетворять. К тому же продолжаются циклы замещения старых вагонов новыми. Думаю, сегмент не сможет повторить результата прошлого года.
Тема лизинга оборудования стала одной из основных на недавнем лизинговом съезде. Потребности в обновлении и импортозамещении огромные. Но на замещение технологий и производство отечественного оборудования требуется время. Оперативно заместить оборудование китайскими аналогами так же, как это произошло в автосегменте, не всегда получается. Несмотря на потенциал, сегмент раскачивается долго. В этом году мы ждем умеренный рост лизинга оборудования.
- Каковы результаты деятельности компании в сегменте лизинга строительной техники по итогам 1-го полугодия 2024 года? Какую динамику вы ожидаете в 2-м полугодии? Что будет способствовать росту или замедлению сегмента?
- Сегмент строительной техники сейчас занимает второе место в объеме нового бизнеса нашей компании. При этом на рынке мы отмечаем некоторую стагнацию спроса и не ждем значимого роста объемов нового бизнеса по итогам 2024 года. Спрос поддерживается крупными инфраструктурными проектами. Жилищное строительство в настоящее время существенно снизило потенциал из-за высокой ключевой ставки. Условия льготной ипотеки изменились, цены на жилье выросли. Общий акцент потребителей сместился на сбережение средств, а не на приобретение дорогостоящего жилья.
- Каким вы видите уровень платежеспособности лизингополучателей по итогам 1-го полугодия 2024 года? Клиенты из каких отраслей сегодня, по вашему мнению, наиболее подвержены рискам снижения платежеспособности? Какие ваши ожидания по качеству лизингового портфеля на конец года?
- В условиях высокой стоимости заемных средств наиболее уязвимы компании, ведущие проекты с длительным инвестиционным циклом. Имущество уже приобретено, затраты на обслуживание долга идут, а дохода от имущества пока нет. Финансовая нагрузка ложится на бизнес.
По итогам 1-го полугодия 2024 года никакой негативной динамики в количестве дефолтов и в объеме просроченной задолженности мы не отмечаем. Наш портфель хорошо сбалансирован. Поэтому на 2-е полугодие прогноз остается позитивным.
- Как вы оцениваете уровень изъятия лизинговой техники в 2024 году относительно 2023-го? Какие сегменты характеризуется более высоким уровнем изъятий и по каким причинам?
- В нашей компании уровень изъятий не изменился и остался на минимальном уровне. В целом по рынку мы видим некоторое увеличение количества изъятий. Как правило, драйвером роста изъятий служит колесная техника. От нее проще отказаться в случае невозможности обслуживания лизинга. Лизинговой компании ее проще изъять и реализовать.
В сделках лизинга оборудования стороны стараются договориться друг с другом, так как изъятие какого-нибудь производственного оборудования может катастрофическим образом сказаться на бизнесе клиента. При этом есть риски, что лизинговая компания не сможет реализовать изъятое оборудование, чтобы покрыть свои потери.
- Опишите стратегию развития вашей компании в среднесрочной перспективе. Какие направления будут приоритетными? Планируется ли перестраивать основные бизнес-процессы (если да, то как)?
- Наша цель – постоянный поступательный рост. Мы видим, какие факторы максимально влияют на принятие решения нашими клиентами – стоимость, доступность, сервис, репутация. Стратегия в том, чтобы найти взаимовыгодный баланс этих составляющих.