Содержание
Резюме
В 2018 году объем выплаченного Факторами финансирования увеличился на 42%, до 2,63 трлн рублей, что во многом обусловлено крупными сделками с компаниями нефтегазового сектора (без их учета рост рынка составил бы 28%). При этом опережающий рост крупных Факторов привел к усилению концентрации на рынке, что способствовало сохранению высокого уровня ценовой и технологической конкуренции. На фоне увеличения привлекательности факторинга, в том числе из-за сокращения разрыва факторинговых и кредитных ставок мы ожидаем дальнейшего расширения его применения в клиентском, отраслевом и, как следствие, географическом разрезах, что обеспечит прибавку объема финансирования в 2019-м на 25–30%.
Совокупный объем финансирования вырос на 780 млрд рублей, до 2 630 млрд, а темпы прироста (42%) в 2 раза превысили результаты 2017-го. Положительная динамика рынка была во многом обеспечена увеличением сделок безрегрессного факторинга (их доля выросла с 46% в 2017-м до 65% в 2018-м). При этом как традиционно лидирующие участники («ВТБ Факторинг», «АЛЬФА-БАНК», группа «ГПБ», «РБ Факторинг»), так и относительно новые игроки («Райффайзенбанк» и «Сбербанк Факторинг») показали опережающий рынок рост объемов бизнеса. В результате по итогам 2018 года сохраняется тенденция к увеличению концентрации рынка на крупнейших Факторах (доля топ-5 игроков в общем объеме финансирования выросла с 55% в 2017-м до 65% в 2018-м) при преобладании игроков с госучастием (на них приходится 58% рынка), что способствует поддержанию конкурентной борьбы как в ценовом, так и в технологическом аспекте.
Диджитализация факторинговых сделок в сочетании с конкуренцией обусловила снижение стоимости факторинга, что повысило его привлекательность для клиентов. Развитие цифровизации факторинговых услуг, сопровождающееся ростом числа сделок электронного факторинга (в частности, через факторинговую платформу FactorPlat за 2018 год был профинансирован 1 млн поставок против 546 тыс. сделок за 2017-й), способствовало повышению оперативности и качества клиентского сервиса и, как следствие, популяризации факторинга среди клиентов (число активных клиентов Факторов выросло с 5 317 до 5 577 за 2018 год). Поддерживать развитие технологичности факторинговых сделок в дальнейшем, по мнению участников рынка, позволит интеграция используемого Факторами программного обеспечения с внешними электронными платформами, агрегирующими данные об отгрузках товара, с целью ускорения верификации. Кроме того, позитивно на привлекательности факторинга для клиентов сказалось сокращение спреда между факторинговыми и кредитными ставками в 2018-м до 1,5 п. п. (см. график 4), что является минимальным значением за последние 3 года.
Популяризация факторинга, обусловленная в том числе снижением его стоимости, способствовала увеличению его проникновения в новые отраслевые сегменты. На фоне сдержанного риск-аппетита банков по кредитованию подрядчиков ввиду авансового характера ссуд и ограниченных возможностей контроля исполнения обязательств компании-подрядчика перед заказчиком наблюдался существенный рост доли сделок в сфере добычи полезных ископаемых (в 2018 году их доля равнялась 13%, в 2017-м учитывалась в составе прочих отраслей, на которые приходилось лишь 3% сделок). При этом доли традиционно лидирующих отраслей – производства и торговли – сократились с 49% в 2017-м до 35% в 2018-м и с 40% до 36% соответственно, что обусловлено как изменением состава респондентов, так и отрицательной динамикой объемов выплаченного Факторами финансирования по данным сегментам. В частности, в сфере обрабатывающих производств отмечается снижение доли сделок в металлургии (с 44 до 36%) и пищевой промышленности (с 19 до 16%) при росте прочих производств (с 21 до 27%), а также машин и оборудования (с 7 до 13%). Структура финансирования оптовой и розничной торговли характеризуется сокращением доли продуктового сегмента (с 29 до 17%) и увеличением сделок с клиентами, специализирующимися на производстве бытовой техники (с 16 до 20%) и транспортных средств (с 1 до 9%), при сохранении высокой доли финансирования прочих производств (36% в 2018 году).
В 2018-м продолжилась трансформация структуры рынка факторинга в разрезе географии и объема бизнеса клиентов. На фоне усиления отраслевой диверсификации рынка наблюдалось динамичное проникновение факторинга в Уральском (на 30%, до 360 млрд рублей), Приволжском (на 25%, до 280 млрд рублей) и Сибирском федеральных округах (на 21%, до 120 млрд рублей), что не позволило 2 столицам существенно увеличить доли в относительном выражении: на Москву и Санкт-Петербург пришлось порядка 43% выплаченного финансирования в 2018-м против 42% в 2017-м. Вместе с тем в структуре рынка по объему бизнеса клиентов отмечается рост доли сделок, приходящихся на сегмент МСБ, на 8 п. п., до 32%, или до 470 млрд рублей. Лидерами по обслуживанию клиентов малого и среднего бизнеса являются «ВТБ Факторинг», «Металлинвестбанк» и «МСП Факторинг», при этом сегмент МСБ в качестве ключевого направления факторингового бизнеса можно выделить лишь у 8 из 15 раскрывших соответствующие данные игроков (доля предоставленного ими финансирования малому и среднему бизнесу превышает 70%).
По прогнозу рейтингового агентства «Эксперт РА», рынок факторинга сохранит двузначные темпы прироста в 2019-м, однако ввиду эффекта высокой базы они снизятся относительно 2018-го до 25–30%. Объем финансирования при этом достигнет порядка 3,35 трлн рублей. Сохранение разрыва между факторинговыми и кредитными ставками на низком уровне наряду с повышением технологичности факторинговых сделок и, как следствие, скорости и качества обслуживания будет стимулировать устойчивый спрос на факторинг со стороны как традиционно пользующихся данной услугой, так и новых клиентов, в особенности из нефтегазового и производственного секторов. Кроме того, все еще не охваченным пластом клиентской базы остается сегмент МСБ, доля которого в 2019-м имеет шансы вырасти на фоне снятия законодательных ограничений в сфере госзаказа и более привлекательных условий по факторингу по сравнению с кредитованием. В случае реализации крупных сделок (например, в сфере добычи полезных ископаемых или госзаказа) либо появления новых крупных игроков темпы прироста рынка могут оказаться заметно выше прогнозируемых.