Резюме
В настоящее время рынок электронных закупок находится в состоянии трансформации, которая вызвана как естественным ходом прогресса и изменениями потребностей заказчиков и поставщиков, так и влиянием процессов «большой» - структурной – трансформации российской экономики.
В 2022 году основным вызовом для участников рынка электронных торговых площадок (ЭТП) стало продолжение активной цифровизации закупок, фоном которой служит массированное импортозамещение зарубежного ПО и движение в сторону цифрового суверенитета.
Кроме того, большие усилия были направлены на раскрытие потенциала отечественных поставщиков, прежде всего из сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ). Это стало следствием вымывания значительной доли иностранных поставщиков товаров и услуг в связи с беспрецедентным санкционным давлением. Многие заказчики сделали крен в сторону закупок малого объема, а также закупок на маркетплейсах.
На стыке двух этих процессов возникла потребность в развитии новых технологических решений, которые позволили бы привлечь к участию в закупках как можно большее число контрагентов и сделать их работу на ЭТП максимально удобной и комфортной.
Опрос, проведенный аналитической компанией «Эксперт Бизнес-Решения», свидетельствует о том, что отрасль стремительно вошла в фазу активных изменений, причем первоначальные шоки были преодолены достаточно быстро и без фатальных последствий.
Проблемные точки остаются. По-прежнему негативное влияние на развитие рынка электронных закупок оказывают низкая конкуренция между поставщиками и фактическое отсутствие полной достоверной экспертизы их качества. Узким местом продолжает оставаться ориентация электронных платформ на государственные закупки, что мешает развиваться этому рынку в коммерческом сегменте. Кроме того, все так же доставляет беспокойство проблема защиты информации и кибербезопасности.
Общие положения и термины, используемые в обзоре
- Закупочная деятельность – процесс, осуществляемый организацией для получения на возмездной основе товаров, работ, услуг определенного качества в необходимом количестве в требуемые сроки и по минимальной цене.
- Государственные закупки – закупки, осуществляемые на основании Закона № 44-ФЗ (закупки федеральных и муниципальных бюджетных учреждений; исполнители получают деньги напрямую из бюджета) и Закона № 223-ФЗ (закупки госкомпаний, субъектов естественных монополий, бюджетных учреждений; исполнители получают деньги за счет грантов или собственных средств предприятий). Сведения обо всех государственных тендерах (закупках) отображаются на портале ЕИС.
- Коммерческие (корпоративные) закупки – закупки, которые проводятся коммерческими организациями на их собственные средства и по их собственным правилам. Коммерческие компании (корпорации) имеют большую степень свободы в выборе предмета, способа, условий и сроков проведения закупок. Сведения о коммерческих закупках не отображаются в ЕИС.
- Маркетплейс – электронная площадка, на которой производятся закупки товаров, работ и услуг малого объема без аукционных процедур.
- Электронная закупка – форма отношений между предприятиями, организациями и частными лицами, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно с помощью электронных сетей.
- Электронная торговая площадка (ЭТП) – интернет-ресурс для заключения сделок по реализации товаров, работ или услуг между заказчиком и исполнителем.
Ключевые выводы
Рынок электронных закупок – динамично развивающаяся высокотехнологичная отрасль. Значительный эффект на темпы ее роста оказала пандемия COVID-19, которая привлекла к процессу новых участников как со стороны заказчиков, так и со стороны поставщиков.
В 2022 году рынок оказался под влиянием шоковых событий, связанных с санкциями и уходом иностранных поставщиков из России. Участники закупочной деятельности столкнулись с угрозой вторичных санкций, невозможностью проводить расчеты из-за санкций в отношении крупнейших банков, отказами от исполнения контрактов со стороны зарубежных поставщиков, невозможностью реализации оплаченных поставок, закрытием ряда важных логистических направлений. Быстрая реакция государства в части внесения законодательных и регулирующих изменений, мер по поддержке отечественных поставщиков (особенно из сегмента малого и среднего бизнеса), импортозамещения, а также легализация параллельного импорта помогли нивелировать последствия первых шоковых недель I квартала 2022 года. В 2023-й рынок вошел, уже значительно видоизменившись.
Основополагающим трендом на горизонте нескольких лет остается быстрая и массированная цифровизация закупочной деятельности. Этот процесс связан с общемировой тенденцией к цифровизации всех отраслей экономической деятельности. Однако в России он имеет особенности: протекает на фоне отказа от использования иностранного программного обеспечения и внедрения продукции отечественных вендоров. Конкуренция в этом направлении базируется на возможности ИТ-компаний предлагать наиболее дешевые и качественные решения коробочного типа, в идеале стремящиеся к моделям экосистем.
Яркие тренды 2023 года – увеличение количества закупок малого объема и вовлечение как заказчиков, так и поставщиков в закупочную деятельность на маркетплейсах. Эта тенденция привлекает в т. ч. и представителей МСБ. Именно они в целом становятся бенефициарами текущей ситуации на рынке электронных закупок.
Опрос аналитической компании «Эксперт Бизнес-Решения» подтвердил тенденцию к стремлению уменьшать затраты на закупочную деятельность. Так, опрошенные крупные участники закупочной деятельности по-прежнему считают главным преимуществом закупок через ЭТП возможность снижать цену, причем доля согласных с этим утверждением с прошлого года увеличилась. Также важнейшими преимуществами респонденты считают технологичность процесса и снижение коррупционных рисков. В то же время ряд препятствий мешает развитию закупочной деятельности на электронных торговых площадках. Основным фактором, препятствующим переводу процедур на ЭТП, участники опроса считают низкий уровень конкуренции между поставщиками. При этом количество респондентов, ответивших так, по сравнению с прошлым годом увеличилось на 9%. Среди других препятствий компании отметили наличие собственной качественной тендерной системы и нехватку дополнительной экспертизы надежности поставщиков.
Отрасль в 2022 году: противодействие санкциям и первые результаты
Если главным фактором, способствовавшим росту рынка электронных закупок в 2021 году, стала пандемия COVID-19 (ограничения на экономическую деятельность, вызвавшие сокращения финансовых потоков, и сопутствующее стремление бизнеса к оптимизации процессов; возможность поддерживать ряд бизнес-направлений только в форме онлайн), то в 2022-м положительная тенденция была прервана из-за введения антироссийских санкций.
Участники закупочной деятельности столкнулись с угрозой вторичных санкций, невозможностью проводить расчеты из-за санкций в отношении крупнейших банков, отказами от исполнения контрактов со стороны зарубежных поставщиков, невозможностью реализации оплаченных поставок, закрытием ряда важных логистических направлений.
Весной 2022-го были приняты три антикризисных пакета мер в сфере закупок: внесены поправки в 44-ФЗ, которыми до 1 января 2023 года дозволяется вносить изменения в любые существенные условия уже заключенных контрактов по решению правительства и ряда других госорганов; правительство и региональные органы власти получили право на определение единственного поставщика для обеспечения любых нужд (федеральных, региональных и муниципальных); было издано постановление об обязательном списании заказчиками неустоек из-за неисполнения контрактов, которые возникли из-за действия санкций; на два года госзаказчики получили право закупать лекарства, медицинские и реабилитационные изделия у единственного поставщика, увеличилась предельная цена на закупки медпрепаратов для ряда индивидуальных случаев; было заморожено включение в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) информации о компаниях, которые не исполнили своих обязательств по подписанным контрактам из-за санкций. Также были приняты законодательные изменения, ускоряющие и упрощающие процедуры закупок по 44-ФЗ в части обоснования начальной цены, сокращены максимальные сроки оплаты товаров, услуг и работ, поставленных по контрактам до семи дней после подписания документов о приемке. Также был введен запрет на установление начальных цен контракта в иностранной валюте, упрощены процедуры закупок в строительной, медицинской, космической сферах, разработаны механизмы широкого использования офсетных контрактов (договоров поставки со встречными инвестиционными обязательствами).
Полный список мер законодательных изменений и поддержки в сфере закупок за 2022 год:
- Новые меры поддержки поставщиков: разрешено списание неустоек; отмена включения в РНП из-за форс-мажора (к последнему отнесли введение санкций и других ограничений иностранными государствами, а также частичную мобилизацию); разрешено менять условия контракта, которые невозможно выполнить из-за обстоятельств, связанных с частичной мобилизацией.
- Продление мер поддержки поставщиков: возможность авансирования контрактов; продление возможности менять существенные условия контракта по ч. 65.1. ст. 112, а также в закупках медизделий и лекарств, расходных материалов в пределах 30%, не устанавливать в закупке обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств; упрощение выдачи независимых гарантий; сохранение бизнеса мобилизованных предпринимателей; утверждение срока оплаты контрактов.
- Нововведения в нацрежиме: приравнивание товаров из ДНР и ЛНР к товарам из РФ; утверждение порядка подтверждения происхождения товара из ДНР и ЛНР (ПП РФ № 617, ПП РФ № 883); изменения в порядке подтверждения происхождения отечественного товара (ПП РФ № 719, № 1599, № 1684); установлен полный запрет на допуск иностранных товаров к закупкам (ПП РФ № 616); ограничения и условия допуска для медизделий (ПП РФ № 102, № 733); внедрение принципа «второй лишний» (если в закупке есть хотя бы одна заявка с российским товаром, все иностранные будут отклонены).
- Применение 44-ФЗ в новых субъектах РФ.
- Адаптация госзакупок к влиянию санкций: Указ Президента РФ № 252; ПП РФ № 851.
- Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП): возможность для Корпорации МСП выращивать поставщиков; сокращение срока оплаты с 15 до 7 дней.
- Дополнительные требования: обновление ПП РФ, регулирующего доптребования (ранее ПП РФ № 99, сейчас ПП РФ № 2571); корректировки в ПП РФ № 2571.
- Обязательное электронное актирование для № 44-ФЗ: счета-фактуры через ЕИС; предоставление акта о приемке в новом формате.
- Изменения в строительных закупках: появление закупок под ключ; введение реестра СРО для упрощения поиска исполнителей; установлены проценты обеспечения исполнения контракта по №44-ФЗ; появились новые возможности для изменения условий контракта; дополнен перечень заказчиков в ПП РФ № 1315.
- Изменения в закрытых закупках: введение новых площадок; расширение возможностей для заказчиков – по Закону № 44-ФЗ разрешили проводить закрытые закупки (Закон № 104-ФЗ), по Закону № 223-ФЗ разрешили размещать тендеры в закрытой части ЕИС (ПП РФ № 301).
- Закупки в сфере гособоронзаказа: усиление ответственности за нарушения условий контракта по ГОЗ или отказ от контракта.
Импортозамещение – драйвер рынка
Подход к импортозамещению в 2022 году изменился, что было связано с лавинообразным введением антироссийских санкций и потребностью быстро на это реагировать. Снизились требования к рентабельности импортозамещающих проектов, расширилась их номенклатура (особенно в области медицины и фармацевтики, машино- и станкостроения).
В течение 2022 года были приняты соответствующие законопроекты: установлен приоритет российского программного обеспечения (ПО), входящего в особый реестр, для госзакупок; установлена обязанность приобретения отечественных товаров при конкурсных и аукционных процедурах; для заказчиков установлены обязательные минимальные доли продукции российских производителей; внедрена упрощенная схема для медицинской и фармацевтической продукции; увеличены гранты на создание российских аналогов для тех комплектующих и товаров, которые ранее не производили на территории РФ; введена промышленная ипотека для производителей; сокращены минимально возможные сроки процедуры заключения специальных инвестиционных контрактов с государством и т. д.
Происходящие процессы, вероятно, уже поменяли прежнюю картину рынка электронных закупок, при которой в торгах не участвовало порядка 90% российских компаний. Как заказчики, так и поставщики в течение всего прошлого года активно работали над изменением структуры и ориентации своей деятельности. Первые диверсифицировали и расширяли свои базы контрагентов по снабжению, вторые стали активнее предлагать свои товары и услуги на электронных торговых площадках, в т. ч. и на маркетплейсах.
В 2022 году одобрение государства получил как антикризисная мера и параллельный импорт. Пока предполагается, что механизм будет действовать до конца 2023 года. По данным исследования компании «МойСклад», в настоящее время наибольшую долю товаров в рамках параллельного импорта составляет электроника – 41% предпринимателей завозят именно ее. 34% приходится на товары для дома, 31% – на одежду и обувь, 25% – на товары для детей, 18% – на автотовары, 17% – на товары для здоровья и красоты. Кроме того, в рамках параллельного импорта в Россию завозят древесину, промышленное оборудование и спортивные товары. В целом, пришли к выводу исследователи, товары из списка параллельного импорта продают 17% представителей МСБ. В рамках параллельного импорта активно развиваются новые торговые каналы и связи с новыми рынками: Азии, Тихоокеанского региона, Африки, Южной Америки.
Тренды глазами участников закупочной деятельности
Аналитическая компания «Эксперт Бизнес-Решения» провела ежегодный опрос участников рынка электронных закупок. Респондентами стали коммерческие компании, объем закупок которых в 2022 году составил не менее 500 млн рублей. Их мнения об основных трендах 2022–2023 годов, влияющих на рынок, представлены в таблице ниже.
Таблица. Основные тренды глазами участников закупочной деятельности
Импортозамещение оборудования, микроэлектроники и компонентов, станков и их узлов. Разработка и внедрение отечественного ПО и программных продуктов. Создание испытательного и высокочувствительного оборудования. |
Главный и безусловный тренд – импортозамещение, поиск замен на российском рынке для иностранных товаров и технологий. Второе – поиск методологии гибкости контрактов: как справедливо менять цену и другие условия в изменяющихся обстоятельствах. |
Параллельный импорт. |
Увеличение числа поставщиков на ЭТП, занимающихся параллельным импортом. |
Активное развитие всех отраслей отечественной промышленности. |
Упрощение процедурной части для повышения эффективности закупочной деятельности. |
Увеличение внедрения цифровизации и прозрачности всех сфер закупочной деятельности. Сокращение сроков проведения закупок от планирования до получения и оплаты товара, работы, услуги. |
Уменьшение поставок высокотехнологического оборудования. |
Максимальная цифровизация всех этапов закупок. |
Правила проведения закупок по 223-ФЗ и по 44-ФЗ могут стать аналогичными. |
Снижение в общем объеме доли закупок у единственного поставщика, но с небольшим увеличением доли закупок у аффилированных компаний и якорных поставщиков для повышения ресурсной безопасности, ускоренное развитие ЭДО, оптимизация складских запасов, усиление среднесрочного планирования потребности, дальнейший разворот на Восток, дальнейший уход от 100% постоплат, но с предоставлением банковской гарантии. |
Активное внедрение маркетплейсов в корпоративные закупки. Возврат в режим ручного управления закупками по номенклатуре из недружественных стран. Большее смещение функционала закупочных подразделений в зону оптимизации оборотного капитала. |
Преимущества закупок на ЭТП и препятствия к развитию рынка: мнения участников закупочной деятельности
Согласно данным опроса аналитической компании «Эксперт Бизнес-Решения», главным преимуществом респонденты назвали возможность снижать цену – 26,3%, в прошлом году этот показатель составлял 24,7% и занимал второе место. Технологичность и снижение коррупционных рисков остались в числе основных преимуществ, как и годом ранее (23 и 22% соответственно).
Среди других преимуществ организации закупок через ЭТП, названных участниками опроса:
- привлечение альтернативных решений/аналогов;
- увеличение конкурентности и объективности;
- прозрачность проведения закупочной процедуры, оперативное предоставление дополнительной информации всем участникам (например, за счет модуля разъяснения) и в целом удобство коммуницирования в рамках запросов разъяснений;
- упрощение формирования сравнительных таблиц;
- возможность командной работы (общая рабочая область для всех закупщиков);
- увеличение эффективности закупки за счет функционала ЭТП (например, проведение онлайн-аукциона);
- увеличение конкурентности за счет базы поставщиков ЭТП;
- возможность привлечения большего числа участников;
- транспарентность и обоснованность выбора поставщика;
- автоматизация рассмотрения и сопоставления предложений;
- аналитика по тендерам;
- сокращение ручных операций и сроков проведения закупки;
- повышение прозрачности и публичности закупок компании.
В то же время ряд препятствий мешают развитию закупочной деятельности на электронных торговых площадках. Основным фактором, препятствующим переводу процедур на ЭТП, участники опроса считают низкий уровень конкуренции между поставщиками – 25,1%, в прошлом году так ответили 16,1%. В топ-3 популярных ответов также вошли качественная собственная тендерная система – 20,8% и нехватка дополнительной экспертизы о надежности поставщиков – 19,6%.
Другие факторы, препятствующие развитию рынка электронных закупок, по мнению опрошенных:
- существуют низкоконкурентные ниши на рынке (условно монополизированные), где потенциал ЭТП не может быть реализован полностью;
- сложности приобретения уникального оборудования и комплектующих к нему;
- отсутствие у поставщиков сотрудников, отвечающих за подготовку заявок и участие в тендерах на ЭТП;
- нежелание нести дополнительные расходы на участие в тендерах на ЭТП;
- качество конкуренции: зачастую в конкурентных процедурах на ЭТП участвуют неключевые игроки рынка, которые не могут предложить лучшие цены и условия.
Более половины опрошенных компаний не назвали ни одного фактора, препятствующего проведению закупок на ЭТП.
2023-й: продолжение антикризисных трендов в законодательстве и регулировании
Тенденции, возникшие в 2022-м на фоне борьбы с последствиями санкций для российской экономики, в текущем году продолжились. Риторика государства по-прежнему направлена на поддержку отечественных компаний и предпринимателей, а законодательные инициативы, связанные с рынком электронных закупок, получают дальнейшее развитие. Так, в марте 2023 года группа сенаторов представила поправки в Закон о контрактной системе, которые были поддержаны в Минфине. Суть предлагаемых новаций – в снятии очередных барьеров в проведении закупок: сокращении сроков закупок, упрощении закупочных процедур, повышении ценового порога для проведения электронного запроса котировок до 10 млн рублей и снятии ограничений на объем таких закупок, разрешении проводить строительные закупки под ключ до 1 января 2025 года.
То же касается и импортозамещения. Так, в 2023-м начал работать по усовершенствованной схеме закрепленный в ПП № 617 еще в прошлом году принцип «второй лишний», уточнены и дополнены перечни продукции, в отношении которой должна соблюдаться минимальная доля закупок товаров российских производителей, уточнен и дополнен перечень товаров иностранного происхождения, которые запрещено допускать к закупкам для государственных и муниципальных нужд и т. д.
Цифровизация: естественное течение прогресса и переход к технологической независимости
Яркий тренд, в последние годы значительно повлиявший на деятельность самих электронных торговых площадок, – цифровизация закупок, сопровождающаяся внедрением отечественного ПО.
Андрей Кашутин,
Генеральный директор АО «Единая электронная торговая площадка» («Росэлторг»)Нас ждут активная цифровизация частных закупок и ускорение бизнес-процессов совершения сделок. Доля закупок в электронном виде у компаний, не попадающих под законодательное регулирование, невелика, при этом частные крупные предприятия видят реальную экономию, получаемую в результате электронных торгов, у организаций, действующих в рамках 223-ФЗ.
Процесс цифровизации закупок, естественный для текущего уровня технологического прогресса и ухода в цифру, характерного практически для всех отраслей экономики, уникально совпадает по времени со стремлением России выйти из состояния зависимости от иностранных вендоров.
Переход закупочного процесса в электронный формат характерен как для госсектора, так и для корпоративного и частного бизнеса. Это общемировая тенденция: B2B-сектор активно мигрирует в сторону электронной коммерции. По данным McKinsey, в 2022 году 65% американских B2B-компаний предпочитали проводить сделки онлайн. Согласно исследованиям Digital Commerce 360, объем продаж цифровой коммерции B2B в Китае составил $2,78 трлн. По прогнозам Statista, выручка от торговли физическими товарами в российском B2B в 2023 году по сравнению с 2019-м может вырасти на 75% (с $26,1 млрд до $45,68 млрд), а в 2024-м – более чем на 91% (до $49,91 млрд).
Что касается отказа от импортного ПО, то первоначально решения об этом было, скорее, ситуативным: оставшись без подписок после ухода крупнейших международных вендоров (только после ухода из России SAP, по данным TAdviser, объемы закупок упали почти на 6%), электронные торговые площадки, как и их клиенты не захотели выбирать других иностранных поставщиков ПО из-за опасений попасть в такую ситуацию повторно.
В 2022 году как естественное течение событий, так и законодательные решения, связанные с переходом к технологическому суверенитету, сделали выбор российского софта безальтернативным. Многие российские поставщики IT-решений пошли по пути создания экосистем услуг, которые клиенты могут использовать не только в закупочной деятельности, но и в других бизнес-процессах. Создание удобных и недорогих коробочных решений (от выявления потребностей до контроля поставок) становится основой для конкуренции среди электронных торговых площадок.
Будущее электронных закупок – малый бизнес и маркетплейсы
МСБ получил широкий ряд преференций для участия в закупках. Так, в госзакупках для малого бизнеса отводится доля не менее четверти от всех закупок. Таким образом, конкуренция, как и демпинг, со стороны крупных компаний снижаются. При этом в шесть раз выросло число госкомпаний, для которых предусмотрены квоты на закупку товаров у МСБ. Этот сегмент бизнеса имеет преимущества и в части сроков возврата обеспечения по контракту (15 дней против 30 для всех остальных поставщиков). Для таких компаний действует льготный порядок расчета обеспечения, а при наличии опыта исполнения контрактов достаточно подтверждения из реестра контрактов ЕИС.
Тренд на рост количества закупок малого объема на B2B-маркетплейсах также играет на руку представителям МСБ. С 1 января 2023 года электронную закупку малого объема признают состоявшейся, если в наличии окажется хотя бы одна подходящая заявка, ранее требовалось не менее двух. Кроме того, до 1 января 2024 года разрешено менять контракты из-за непредвиденных обстоятельств (по согласованию с заказчиком). Для МСБ также сокращен срок оплаты контрактов (с 15 до семи рабочих дней, до 10 рабочих дней – в случае если приемка фиксируется без ЕИС).
Внедрение всех этих мер позволило, по данным правительства РФ, увеличить в 2022 году общий объем закупок госкомпаний у малых и средних предприятий до 7 трлн рублей (по сравнению с 4,4 трлн рублей в 2021-м). Поставщиками госкомпаний стали 193 тыс. субъектов МСБ, их доля в общем объеме поставок по 223-ФЗ достигла 80%.
Уровень проникновения поставщиков из сегмента малого и среднего бизнеса на рынок электронных закупок с учетом текущей тенденции будет расти и в 2023 году. Развитие B2B-маркетплейсов для проведения полного цикла закупок без аукционных процедур – новый тренд, помогающий заказчикам снизить операционные затраты на закупочную деятельность. Для поставщиков из сегмента МСБ B2B-маркетплейс – наиболее простой, удобный и дешевый вход на рынок электронных закупок. Так что две эти тенденции тесно взаимосвязаны.