Москва, 16.10.2025
Следуя методологии выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что планируемый выпуск облигаций серии 19-КИ (далее – Облигации) ППК «Российский экологический оператор» (далее – Компания, Эмитент) и проект, финансируемый за счет средств от их размещения, соответствуют принципам зеленых облигаций (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) (далее – Принципы зеленых облигаций) и критериям зеленого финансового инструмента в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1587 от 21.09.2021 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации» (далее – Таксономия).
Планируемый выпуск Облигаций полностью соответствует базовым критериям Принципов зеленых облигаций и Таксономии, а именно:
Использование средств | Денежные средства будут направлены на реализацию зеленого проекта в сфере обращения с отходами, который направлен на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеет положительный экологический эффект, вносит вклад в достижение целей устойчивого развития (далее – ЦУР) ООН и соответствует национальным и международным принципам зеленого финансирования. |
Процедура отбора проекта и транспарентность эмитента на предварительном этапе | Эмитент раскрывает подход и процедуру оценки и отбора проектов, которая состоит из нескольких этапов и осуществляется представителями подразделений с различными соответствующими компетенциями. |
Обособленность учета | Для учета средств, полученных от выпуска Облигаций, планируется ведение детального учета в рамках отдельно организованного реестра. |
Раскрытие информации | Планируемая отчетность об использовании привлеченных средств обеспечит высокую степень детализации и прозрачности для заинтересованных сторон. |
Также выпуск Облигаций удовлетворяет требованиям Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее – Положение № 706-П) об идентификации облигаций в качестве «зеленых облигаций».
Для формирования независимого заключения Компания предоставила всю необходимую информацию. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в предоставленных материалах.
Эмитент также предоставил документы, в которых регламентируется проводимая работа в рамках зеленого финансирования.
Параметры выпуска:
Тип ценной бумаги | Зеленые облигации неконвертируемые процентные бездокументарные с централизованным учетом прав серии 19-КИ с залоговым обеспечением денежными требованиями |
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | на дату публикации не присвоен |
ISIN | на дату публикации не присвоен |
Объем эмиссии | 17,2 млрд руб. |
Дата начала размещения | ориентировочно ноябрь 2025 года |
Дата погашения | 31.10.2037 |
Обоснование мнения
Использование средств. Миссия публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» – выступать инициатором и участником социально значимых отраслевых проектов и программ, содействуя реализации государственной экологической политики, направленной на стабилизацию и улучшение состояния окружающей среды, а также повышать уровень экологической безопасности и качества жизни населения и формировать условия для перехода к экономике замкнутого цикла. Одним из основных направлений деятельности Эмитента является инвестиционная деятельность – построение инвестиционной инфраструктуры, которая позволит оптимальным образом использовать возмездные механизмы поддержки для отраслевых инвестиционных проектов.
В рамках планируемого выпуска Облигаций все денежные средства будут использованы на предоставление займа АО «Невский экологический оператор» (далее – Заемщик) для финансирования строительства комплекса по переработке отходов «Новоселки» (далее – Объект) в Санкт-Петербурге, ввод в эксплуатацию которого ориентировочно запланирован на 2027 год. Планируемая проектная мощность комплекса – 600 тыс. т ТКО и крупногабаритных отходов в год, что эквивалентно четверти от общей региональной потребности в мусороперерабатывающих мощностях. Технологический процесс в рамках Проекта включает автоматизированную сортировку с применением современного оборудования, извлечение вторичного сырья (не менее 15%), производство высококалорийного топлива RDF (до 20%), а также компостирование органических отходов для получения технического грунта (до 40%).
Заемщик рассчитал количественные показатели целевого и промежуточных экологических эффектов от реализации Проекта, определенные как численное сравнение релевантных характеристик по двум сценариям: проектному (переработка с получением всего спектра продуктов благодаря реализации Проекта) и базовому (Проект не реализуется, весь объем отходов направляется на захоронение на полигоне).
Фактический экологический эффект будет рассчитан Заемщиком спустя 10 лет с момента ввода Объекта в эксплуатацию, используя фактические данные по Проекту.
Проект характеризуется следующими параметрами экологического эффекта:
Основные целевые показатели экологического эффекта (10-й год с момента ввода Объекта в эксплуатацию) | ||||||||||||||||||||||||
Доля отходов, которые после обработки не направляются на объекты полигонного размещения, % от массы поступающих на Объект ТКО | 51,5 | |||||||||||||||||||||||
Доля извлечения вторичных ресурсов для их утилизации, % от массы поступающих на Объект ТКО | 15,0 | |||||||||||||||||||||||
Доля извлечения отсева с преимущественным содержанием органических биоразлагаемых материалов, направляемого на компостирование, % от массы поступающих на Объект ТКО | 25,0 | |||||||||||||||||||||||
Дополнительные целевые показатели экологического эффекта (10-й год с момента ввода Объекта в эксплуатацию) | ||||||||||||||||||||||||
Предотвращенные выбросы парниковых газов, тыс. тонн CO2-экв | 40,9 | |||||||||||||||||||||||
Предотвращенные выбросы загрязняющих веществ, тыс. усл. тонн | 2,4 | |||||||||||||||||||||||
Темп выхода на целевые показатели (промежуточные экологические эффекты) | ||||||||||||||||||||||||
Основные показатели | ||||||||||||||||||||||||
Год с момента ввода Объекта в эксплуатацию | 4-10 | |||||||||||||||||||||||
Доля отходов, которые после обработки не направляются на объекты полигонного размещения, % от массы поступающих на Объект ТКО | 51,5 в год | |||||||||||||||||||||||
Доля извлечения вторичных ресурсов для их утилизации, % от массы поступающих на Объект ТКО | 15,0 в год | |||||||||||||||||||||||
Доля извлечения отсева с преимущественным содержанием органических биоразлагаемых материалов, направляемого на компостирование, % от массы поступающих на Объект ТКО | 25,0 в год | |||||||||||||||||||||||
Дополнительные показатели | ||||||||||||||||||||||||
Год с момента ввода Объекта в эксплуатацию | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||||||||||
Предотвращенные выбросы парниковых газов, тыс. тонн CO2-экв | 7,5 | 15,4 | 22,7 | 29,3 | 35,3 | 40,9 | ||||||||||||||||||
Предотвращенные выбросы загрязняющих веществ, тыс. усл. тонн | 2,0 | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 2,4 |
Агентство сравнило информацию, предоставленную в рамках расчета параметров экологического эффекта, с данными проектно-сметной документации Объекта и не обнаружило каких-либо расхождений.
Кроме того, Проект несет дополнительный положительный экологический эффект, измеримый количественными характеристиками, включающими содействие реализации единой для Санкт-Петербурга и Ленинградской области Концепции обращения с отходами, развитию экономики замкнутого цикла и улучшению качества жизни населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Условия эмиссии Облигаций не предполагают наступление последствий в случае нарушения Эмитентом условий о целевом использовании денежных средств, в том числе не предусмотрено право владельцев Облигаций требовать досрочного погашения в случае нецелевого использования средств. При этом в случае выявления нарушений принципов и стандартов зеленого финансирования агентство «Эксперт РА» вправе отозвать заключение о соответствии Облигаций и Проекта Принципам зеленых облигаций и критериям зеленого финансового инструмента.
Таким образом, все денежные средства, полученные от размещения Облигаций, будут направлены на финансирование реализации Проекта, соответствующего направлению «Создание и модернизация комплексных объектов по обращению с отходами» Таксономии, а также категориям «Предотвращение и контроль загрязнения» и «Продукция, производственные технологии и процессы, адаптированные к принципам циклической экономики» допустимых зеленых проектов Принципов зеленых облигаций.
Использование средств соответствует Принципам зеленых облигаций и Таксономии, что также позволяет признать Облигации в качестве зеленого финансового инструмента в соответствии с Положением № 706-П.
Процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе. Эмитент утвердил и опубликовал Политику зеленого финансирования (далее – Политика), Положение о порядке отбора и финансирования проектов за счет средств облигаций Эмитента, Регламент отбора Инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами и ряд других внутренних документов, которые определяют алгоритм оценки, отбора и мониторинга зеленых проектов. Политика устанавливает исчерпывающие квалификационные критерии приемлемых зеленых проектов, носящие практический характер, и дополнительные требования к инициаторам зеленых проектов.
Структурные подразделения Эмитента на ежемесячной основе проводят мониторинг хода реализации зеленых проектов с целью контроля выполнения инициаторами проектов обязательств, включающих целевое использование выделенных денежных средств и соблюдение сроков реализации проекта, и на ежегодной основе - достижение целевых показателей экологических эффектов.
На основе рекомендаций Экспертного совета по устойчивому развитию Эмитента по результатам проведенной оценки Наблюдательный совет Эмитента принял решение об осуществлении финансирования Проекта.
Процедура отбора проекта и транспарентность эмитента на предварительном этапе отвечают Принципам зеленых облигаций и Таксономии.
Обособленность учета. Учет и распределение привлеченных средств осуществляется уполномоченным подразделением Эмитента в соответствии с Политикой. Компания ведет реестр зеленых проектов, в котором учитывается сумма денежных средств, полученных от размещения Облигаций, достижение целевых показателей экологических эффектов от реализации проекта и иные аспекты, предусмотренные Политикой.
Система обособленности учета соответствует Принципам зеленых облигаций и Таксономии.
Раскрытие информации. В соответствии с Политикой Эмитент обязуется ежегодно составлять отчет об использовании денежных средств, начиная с отчетного года, в котором началось размещение Облигаций и заканчивая отчетным годом, в котором денежные средства, полученные от размещения Облигаций, были в полном объеме направлены на финансирование Проекта и был достигнут заявленный целевой экологический эффект.
Компания обязуется публиковать Отчет на своем официальном сайте и (или) на портале «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации» и при его составлении руководствоваться требованиями Положения № 706-П, Таксономии и Принципов зеленых облигаций, раскрывая в том числе сведения об использовании денежных средств и о прогрессе в достижения запланированного экологического эффекта.
Раскрытие информации отвечает Принципам зеленых облигаций и Таксономии.
Регуляторное раскрытие
При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) (вступила в силу 03.10.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies
Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные ППК «Российский экологический оператор», а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам зеленых облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.
Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion).