Рейтинговые действия, 08.12.2025

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Казахстан на уровне BBB+ по международной шкале

Москва, 08.12.2025

Резюме

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг кредитоспособности Республики Казахстан на уровне BBB+ по международной шкале, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности суверенного правительства обусловлен быстрым ростом экономики страны при текущем уровне экономического развития выше среднего, высоким уровнем инфляции, развития рынка труда, сдержанным уровнем развития банковского сектора, , приемлемой сбалансированностью бюджета, зависимостью бюджета от цен на ресурсы, низким уровнем сальдо счета текущих операций (далее – СТО), приемлемым уровнем институционального развития, низким уровнем диверсификации экспорта, умеренно сильными позициями по внешнедолговой устойчивости. Положительное влияние на оценку оказывает низкая долговая нагрузка на бюджет. Давление оказывает недостаточная согласованность монетарной и фискальной политики.

Республика Казахстан (далее – страна, республика, Казахстан) – государство, расположенное в Центральной Азии. Площадь территории страны составляет 2,725 млн кв. км, столица – г. Астана. Ключевыми секторами экономики страны являются оптовая и розничная торговля, ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов; добывающая промышленность; обрабатывающая промышленность. 

Обоснование рейтинга

Быстрорастущая экономика с уровнем развития выше среднего. По итогам 2024 года ВВП Казахстана вырос на 5,0% в реальных значениях (5,1% годом ранее). В результате размер ВВП на душу населения по ППС достиг уровня 41,8 тыс. долларов. В 2025 году общеэкономическая динамика ускорилась – за 10 месяцев прирост ВВП в постоянных ценах составил 6,4% г/г. Основными драйверами роста выступили промышленность (+7,3% г/г), торговля (+9,0%), а также транспорт и складирование (+20,7%). Вместе они обеспечили около 70% совокупного прироста валового выпуска в фиксированных ценах.

В промышленности высокие темпы роста в январе-октябре наблюдались как в добыче, так и обработке – индекс физического объема (далее – ИФО) в них увеличился на 5,8 и 9,6% соответственно. Среди отраслей обрабатывающей промышленности опережающую положительную динамику показали машиностроение – 11,5% г/г (в том числе автомобилестроение – 13,3%), химическая промышленность – 10,9%, производство продуктов питания – 9,1%, а также нефтепереработка – 6,3%. В сфере добычи наибольшее увеличение производства произошло относительно энергоресурсов – реальные показатели выпуска по сырой нефти выросли на 13,9% г/г, природному газу – на 16,7%, а углю – на 9,6%. 

В январе-октябре 2025 года 2/3 оборота торговли пришлось на оптовый сегмент. ИФО в нём за этот период вырос на 9,7% г/г. Основной вклад в его динамику внесла торговля непродовольственными и промышленными товарами (82% от оптового оборота), продажи которых увеличились на 12,9%. Оптовая торговля поддерживалась активной добычей и экспортом сырья, продолжением трансформации товаропотоков в регионе, а также расширением инвестиционной активности. ИФО розничной торговли тоже сохранял высокие темпы роста (+7,4%). Реальное увеличение грузооборота в январе-октябре составило 11,7%.  Для инфраструктурного обеспечения транспортно-торговой активности в стране быстро строятся дополнительные складские помещения – только за три квартала 2025 года их площадь увеличились на 27,1%.

Высокие темпы инфляции и сдержанный уровень развития банковского сектора. В течение 2025 года в стране наблюдалось ускорение инфляции – по итогам октября темпы роста потребительских цен достигли 12,6% г/г, увеличившись на 4 п. п. относительно показателя конца декабря 2024 года. Инфляция поддерживалась быстрым увеличением объема ликвидности, опережающим динамику ВВП: годовой прирост денежной базы в конце октября составил 9,6%, а агрегата M2 – 16,6%. Рост денежной массы обеспечивался фискальным стимулом и высокой кредитной активностью. Немаловажное проинфляционное влияние имел и фактор ослабления тенге относительно российской валюты: на Россию в январе-сентябре 2025 года приходилось 29,1% казахского импорта, при этом 90% всей торговли между странами осуществлялось в укрепившихся рублях. Также продолжалось давление на цены со стороны роста тарифов ЖКУ. В связи с ускорением инфляции Национальный банк Казахстана (далее – НБК) в течение 10 месяцев года увеличил базовую ставку на 2,75 п. п. до 18%.

Отношение банковских активов к ВВП по состоянию на 1 октября 2025 года находилось на уровне 44,3% (45,1% годом ранее). Снижение данного показателя было связано с негативной динамикой по ценным бумагам, учитываемым по справедливой стоимости и по требованиям банков к НБК (-12,4 и -23,1% соответственно). В результате, их стоимостный объем в портфеле в отношении к ВВП упал на 1,3 и 1,9 п. п. до 5,6 и 3,6% соответственно. В то же время ссудная составляющая активов несмотря на высокие ставки выросла на 24,7% г/г, а её отношение к ВВП увеличилось на 1,6 п. п. до 27,5%. Доля ссуд с просрочкой более 90 дней к концу третьего квартала составила 3,52% увеличившись на 0,3 п. п. г/г.

Высокие темпы роста населения и высокий уровень развития рынка труда. За 2024 год население республики увеличилось на 1,3%, составив на 1 января 2025 года 20,3 млн человек. У страны умеренная демографическая нагрузка – доля населения вне возрастной группы 15-64 лет по состоянию на 1 января 2025 года равнялась 38,7%. Уровень общей безработицы в 3 квартале 2025 года составил 4,6%. Годом ранее данный показатель находился на том же уровне. В 3 квартале 2025 года впервые с 1 квартала 2023 года в стране наблюдалась негативная годовая динамика реальных заработных плат (-2% г/г) – эффект от номинального прироста оплаты труда на 10% был нивелирован инфляцией. Спад ключевой составляющей совокупных доходов населения выступает фактором риска для дальнейшей динамики потребительской активности в стране.

Приемлемая сбалансированность бюджета, зависимость бюджета от цен на ресурсы. По итогам 2024 года доходы консолидированного бюджета увеличились на 16,1% до 33,0 трлн тенге (порядка 70,3 млрд долларов) – из них 9 трлн тенге (порядка 19,2 млрд долларов) пришлось на налоговые отчисления недропользователей. Расходы приросли на 13,0% до 29,5 трлн тенге (порядка 62,8 млрд долларов). Бюджетное сальдо составило +2,6% от ВВП (+2,0% годом ранее).

В январе-октябре 2025 года рост расходов консолидированного бюджета носил опережающий характер – в то время как поступления увеличились на 10,6% г/г и достигли 24,9 трлн тенге (порядка 47,8 млрд долларов), затраты приросли на 13,2% до 25,1 трлн тенге (порядка 48,1 млрд долларов). В результате профицитный итог прошлого года сменился на дефицит: -1,4% от годового ВВП против +0,2% годом ранее. Налоговые поступления сохранили сильную позитивную динамику, увеличившись на 14,8% г/г до 20,9 трлн тенге (порядка 40,1 млрд долларов). В то же время неналоговые доходы и доходы от управления Национальным фондом испытали негативную корректировку на 18,5 и 2,9% до 1,23 и 2,48 трлн тенге соответственно (2,36 и 4,76 млрд долларов соответственно). Основная часть увеличения затрат была обусловлена увеличением ассигнований на образование (на 10,5% до 5,57 трлн тенге), социальную помощь и соцстрахование (на 10,9% до 5,56 трлн тенге), ЖКХ (на 11,8% до 1,89 трлн), а также обслуживание долга (на 15,1% до 2,49 трлн тенге).

Дефицит республиканского бюджета в январе-октябре остался на уровне прошлого года (2,1% от ВВП против 2,2% годом ранее). В утвержденный на 1 ноября 2025 года бюджет республики заложен дефицит в размере 2,6% от ВВП (2,7% годом ранее).  В 2025 году сохранилась существенная зависимость бюджета республиканского уровня от трансфертов из Национального фонда – в утвержденном по состоянию на 1 ноября 2025 года бюджетном плане на текущий год на них пришлось 24,5% доходов (28,5% годом ранее). В отношении к ВВП плановый объем трансфертов из Национального фонда в 2025 году составит 3,3% от ВВП. По состоянию на 1 ноября активы Национального фонда республики находились на уровне 22,3% от годового ВВП.

Низкий уровень долговой нагрузки. За 2024 год государственный долг вырос на 17,2% до 31,8 трлн тенге (порядка 70,5 млрд долларов). Отношение долга к доходам консолидированного бюджета увеличилось на 1 п. п. до 96,5%, а отношение к ВВП – на 0,6 п. п. до 23,3%. По состоянию на 1 октября 2025 года 78,2% суммы госдолга приходилось на внутренние обязательства – в среднесрочной перспективе преобладание внутреннего долга в сочетании с высокими темпами инфляции является фактором снижения долговой нагрузки. Отношение процентных расходов к доходам бюджета в 2024 году было на уровне 6,8%. По утвержденным бюджетным назначениям на 1 ноября 2025 года, в текущем году данный показатель под влиянием роста ставок должен увеличиться до 8,4%.

Низкий уровень сальдо СТО и диверсификации экспорта. По итогу 2024 года дефицит счета текущих операций Казахстана снизился с 9,4 млрд долларов (3,6% от ВВП) до 7,9 млрд долларов (2,8% от ВВП). В январе-июне 2025 года сальдо СТО составило -3,9 млрд долларов (-1,9 млрд годом ранее). Основным фактором увеличения дефицита послужило сокращение сальдо торгового баланса на 28,6% до 7,9 млрд долларов на фоне снижения цен на экспортируемые страной энергоресурсы и роста спроса на импортируемую продукцию.

Экспорт республики в январе-сентябре снизился на 5,1% г/г до 57,5 млрд долларов США. Его структура была слабо диверсифицированной. Основными статьями экспорта в первые три квартала года были минеральная продукция (62,6% стоимостного объема), металлы и изделия из них (13,3%), а также продукция АПК и химической промышленности (по 8,3%).

Умеренно сильные позиции по внешнедолговой устойчивости. По состоянию на 1 июля 2025 года внешний долг республики за вычетом межфирменной задолженности (далее – внешний долг) составил 80,2 млрд долларов. В отношении к экспорту внешний долг на тот момент был на уровне 89,7%. По состоянию на 1 июля 2025 года отношение запланированных на следующие 12 месяцев выплат процентов по внешнему долгу к экспорту составляло 3,2%, а выплат процентов и долга к погашению к золотовалютным резервам (далее – ЗВР) – 186,3%. В 2025 году наблюдался быстрый рост стоимости ЗВР (+28,7% за десять месяцев до 60,7 млрд долларов). Увеличение показателя поддерживалось активными покупками золота НБК (40 тонн за январь-октябрь), а также позитивной динамикой цен на золото на мировых рынках.

Приемлемый уровень институционального развития. Монетарная и фискальная политика не согласованы, из-за чего инфляция длительное время находится на высоких уровнях. Правовая система после конституционной реформы 2022 года испытала качественное улучшение и продолжает совершенствоваться. Социальные риски находятся на низком уровне.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ВВВ+

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Полное наименование объекта рейтинга Республика Казахстан
Сокращенное наименование объекта рейтинга (при наличии) Казахстан
Вид объекта рейтинга Государство
Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира Казахстан
Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица Отсутствует
Дата первого опубликования кредитного рейтинга 14.03.2013
Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия 18.06.2025
Рейтинговая шкала Международная рейтинговая шкала
Запрошенность рейтинга Присвоенный кредитный рейтинг является незапрошенным, рейтингуемое лицо и иные органы государственной власти не принимали участие в присвоении рейтинга.
Ключевые источники информации Статистические данные государственных органов страны, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников
Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) Иные, за исключением МСФО и РСБУ (Национальный стандарт финансовой отчетности) 01.01.2025
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему Не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности суверенным правительствам (вступила в силу 01.10.2025).
Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies
Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о стране:

НазваниеРеспублика Казахстан
Глава государстваКасым-Жомарт Кемелевич Токаев
Основные отрасли экономики страныОптовая и розничная торговля, ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов; добывающая промышленность; обрабатывающая промышленность
Площадь2 724 902 кв. км.
Численность населения20,3 млн человек (на 01.01.2025)

Ключевые финансовые показатели:

Показатель202220232024
Доходы бюджета, трлн тенге21,428,433,0
темпы прироста, %43,132,616,1
Расходы бюджета, трлн тенге20,826,129,5
темпы прироста, %11,725,613,0
Дефицит/профицит бюджета к ВВП, %0,62,02,6
Процентные расходы по госдолгу к доходам бюджета, %6,36,66,8
01.01.2301.01.2401.01.25
Госдолг, трлн тенге25,327,231,8
Отношение госдолга к ВВП, %24,422,723,3
Отношение госдолга к доходам бюджета за прошедшие 12 месяцев, %118,195,596,5

Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным

Ключевые экономические показатели:

Показатель202220232024
Валовый внутренний продукт, трлн тенге103,8119,4136,7
Темпы прироста реального ВВП, %3,25,15,0
Темпы потребинфляции на конец года, %20,39,88,6
Уровень безработицы, %4,94,74,7
01.01.2301.01.2401.01.25
Численность населения, млн чел.19,820,020,3

Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным

Ключевые показатели внешнего сектора:

Показатель202220232024
Экспорт, млрд $93,890,990,8
темпы прироста, %30,8-3,1-0,1
Импорт, млрд $60,472,774,7
темпы прироста, %21,920,32,8
Сальдо торгового баланса к ВВП, %14,86,95,6
Чистые первичные + вторичные доходы, млрд $-26,9-27,7-24,0
Сальдо СТО, млрд $6,4-9,4-7,9
Сальдо СТО к ВВП, %2,9-3,6-2,8

Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным

Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным
Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным
Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru

Публикации по тематике


Эксперты признали эффективность регулирования цен в Белоруссии

Ведомости

Белоруссия сумела справиться с усилением инфляции благодаря масштабному ценовому регулированию, введенному в октябре 2022 г. При этом для страны сохраняются повышенные инфляционные риски, связанные с внешней волатильностью, ростом издержек организаций и эффектами последующей либерализации цен. К таким выводам пришли экономисты "Эксперт РА" в исследовании, посвященном инфляции в Белоруссии "в условиях масштабного ценового регулирования". "Ведомости" с ним ознакомились.
17.11.2025

Не тот закон: почему суд может заставить Трампа вернуть собранные в бюджет пошлины

Forbes

Начавшееся в Верховном суде США рассмотрение законности новых таможенных тарифов, с помощью которых Дональд Трамп собирался пополнить казну и улучшить торговый баланс, с высокой долей вероятности закончится поражением президента. Но, как считает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах, отмененные тарифы можно будет ввести вновь, пусть и через менее удобные для Белого дома механизмы. А вот то, что уже собрали по новым правилам, придется вернуть бизнесу
12.11.2025

Терпение и труд: россияне стали рекордно быстро находить работу

Известия

Можно ли считать сокращение срока поиска работы показателем улучшения рынка труда
07.11.2025

Экономисты поспорили о рецессии и темпах роста ВВП России в 2025 году

Российская газета

Ведущие российские экономисты и аналитические центры разошлись в оценках роста ВВП России в 2025 году. Помимо Минэкономразвития, Банка России и Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), свои прогнозы "Российской газете" дали ведущие эксперты рынка. Одни считают, что в четвертом квартале страну ждет минусовая динамика ВВП, тогда как другие настроены более оптимистично и вполне допускают продолжение экономического роста.
06.11.2025

НДС растет, ставка на паузе: как решения властей изменят экономику

Радио РБК

Что будет с экономикой после повышения НДС и осторожных шагов ЦБ? Главный экономист "Эксперт РА" Антон Табах в беседе с Дмитрием Полянским на Радио РБК объяснил, как новые шаги финансовых властей скажутся на экономике
30.09.2025