Рейтинговые действия, 25.12.2024

«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг Республике Казахстан на уровне BBB+ по международной шкале

Москва, 25 декабря 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Республике Казахстан на уровне BBB+ по международной шкале, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности суверенного правительства обусловлен быстрым ростом экономики страны при текущем уровне экономического развития выше среднего, высокими темпами инфляции и роста населения, сдержанным уровнем развития банковского сектора, высоким уровнем развития рынка труда, приемлемой сбалансированностью бюджета, зависимостью бюджета от цен на ресурсы, низким уровнем сальдо счета текущих операций (далее – СТО), приемлемым уровнем институционального развития, умеренно низким уровнем диверсификации экспорта, умеренно высокими показателями внешнедолговой устойчивости. Положительное влияние на оценку оказывает низкая долговая нагрузка на бюджет. Давление оказывает недостаточная согласованность монетарной и фискальной политики.

Республика Казахстан (далее – страна, республика, Казахстан) – государство, расположенное в Центральной Азии. Площадь территории страны составляет 2,725 млн кв. км, столица – г. Астана. Ключевыми секторами экономики страны являются оптовая и розничная торговля, ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов; добывающая промышленность; обрабатывающая промышленность. 

Обоснование рейтинга

Быстрорастущая экономика с уровнем развития выше среднего. По итогам 2023 года ВВП Казахстана вырос на 5,1% в реальных значениях. Размер ВВП на душу населения по ППС достиг уровня 39,5 тыс. долларов. В январе-сентябре текущего года прирост ВВП составил 4,0% относительно аналогичного периода прошлого года. Опережающие темпы прироста показывают сельское хозяйство (+11,4%) и строительство (+10,1%). Быстрый рост в сельском хозяйстве обусловлен рекордными урожаями и эффектом низкой базы прошлого года, а в строительстве – активным государственным финансированием строительства инфраструктурных объектов. Позитивная динамика наблюдается и в обрабатывающей промышленности (+4,8%), в ней основными драйверами роста выступают металлургия (+8,3%) и машиностроение (+4,2%). Добывающая промышленность по итогам 9 месяцев текущего года показала прирост только на 1,2% г/г. Добыча угля в республике сократилась на 0,5%, а нефти – на 0,3%. Стагнация объемов нефтедобычи обусловлена необходимостью выполнения соглашения в рамках ОПЕК+. 

Высокие темпы инфляции и сдержанный уровень развития банковского сектора. После своего пика в феврале 2023 года (годовой прирост ИПЦ на тот момент – 21,3%) темпы инфляции вплоть до конца первого полугодия текущего года снижались (8,3% в июне), однако с того момента дезинфляционные процессы замедлились. По итогам ноября показатель потребительской инфляции составил 8,4%. В числе основных проинфляционных факторов второй половины 2024 года находятся поддерживаемый фискальным стимулом сильный потребительский спрос, рост тарифов ЖКУ и повышенный уровень инфляционных ожиданий населения. С августа 2023 года Национальный Банк Казахстана приступил к циклу смягчения денежно-кредитной политики, снизив к июлю 2024 года ставку на 2,5 п. п. до 14,25%. Позднее регулятор взял временную паузу в обращениях к данному инструменту, но из-за устойчивости инфляции и валютных колебаний в конце ноября Нацбанку пришлось повысить ставку до 15,25%. Период снижения ставок позволил банкам ускорить расширение своего кредитного портфеля. По состоянию на 1 октября текущего года активы банков достигли 46,5% от ВВП. В начале года данный показатель составлял 42,9%. Доля просроченных кредитов в общем объеме выданных ссуд на 01.10.2024 составила 3,2%.

Высокие темпы роста населения и высокий уровень развития рынка труда. За 2023 год население страны увеличилось на 1,4%, составив на начало 2024 года 20,0 млн человек. У страны умеренная демографическая нагрузка – доля населения вне возрастной группы 15-64 лет в 2023 году составила 38,1%. Уровень общей безработицы в 3 квартале 2024 года составил 4,6%. Страна обладает рабочими ресурсами с высоким уровнем человеческого капитала – индекс человеческого развития в 2023 году составил 0,802.

Низкий уровень долговой нагрузки. Государственный долг страны в отношении к доходам консолидированного бюджета за прошлый год по состоянию на 1 января 2024 года составил 95,6% (в отношении к ВВП – 22,7%). Отношение процентных расходов к доходам бюджета в 2023 году было на уровне 6,6%. По утвержденным бюджетным назначениям на 1 ноября 2024 года, в текущем году данный показатель увеличится до 6,9%.

Приемлемая сбалансированность бюджета, зависимость бюджета от цен на ресурсы. Доходы консолидированного бюджета в 2023 году увеличились на 32,6% до 28,4 трлн тенге. В том числе 10,6 трлн тенге поступило посредством налоговых поступлений с недропользователей, из них 4,6 трлн тенге было направлено в Национальный фонд (далее – Нацфонд). Еще 2,6 трлн пришлось на инвестиционные доходы от Национального фонда.  Расходы консолидированного бюджета в свою очередь возросли на 25,6% до 26,1 трлн тенге. Итоговый профицит оказался на уровне 2,0% от ВВП. Республиканский бюджет в отдельности, напротив, имел дефицитный характер: по итогам года отрицательное сальдо бюджетного баланса по нему составило 3,1 трлн тенге или 2,6% от ВВП, при этом республиканский бюджет и так был поддержан трансфертами из Нацфонда на сумму 4 трлн тенге, что было эквивалентно 20,7% всех доходов республиканского бюджета. В новый принятый в декабре вариант республиканского бюджета на 2024 год, заложен рост поступлений из Нацфонда до 5,6 трлн тенге (около 4,2% ВВП). Ожидаемый дефицит должен составить 3,6 трлн тенге или 2,7% от ВВП. За 11 месяцев текущего года поступления в Национальный фонд страны составили 8,7 трлн тенге. По состоянию на 1 декабря текущего года фонд обладал активами на сумму 29,9 трлн тенге. Для поддержки бюджета в условиях снизившихся цен на нефть в налоговый кодекс страны были введены изменения, которые должны вступить в силу с 1 января 2025 года. Основные из них – это усиление мер налогового администрирования, отмена части налоговых квот и повышение ставки корпоративного подоходного налога для банков и игорных заведений.

Низкий уровень сальдо СТО, умеренно низкий уровень диверсификации экспорта. Наибольшую долю в структуре экспорта страны занимают топливо-энергетические товары. В 2023 году на них пришлось 72,3% от всего стоимостного объема товарного экспорта страны. Соответственно, под воздействием снижения цен на энергоносители и взятых обязательств по сокращению объемов нефтедобычи экспорт из страны в 2023 году сократился на 3,3% до 90,5 млрд долларов. В то же время рост экономики республики и повышение благосостояния населения в сочетании с переориентацией торговых потоков в Средней Азии обусловили рост импорта на 20,2% до 72,4 млрд долларов. Сальдо торгового баланса по итогу сократилось с 14,8% от ВВП до 6,9%. За 9 месяцев 2024 года экспорт страны увеличился на 3,9% к аналогичному периоду прошлого года до 69,7 млрд долларов, а импорт снизился на 1,6% г/г до 52,9 млрд долларов. Несмотря на достаточно большое положительное сальдо торгового баланса, страна с 2014 года почти регулярно (за исключением 2022 года) имела отрицательный годовой показатель сальдо СТО – это связано с большим оттоком капитала по балансу первичных доходов из страны (преимущественно по каналу доходов от прямых иностранных инвестиций). В 2023 году отрицательное сальдо первичных доходов составило -26,1 млрд долларов или -10% от ВВП страны. За 9 месяцев 2023 года дефицит счета первичных доходов оказался на уровне 16,8 млрд долларов, сократившись на 2,6 млрд долларов г/г. В 2023 году страна имела дефицит счета текущих операций в размере 9,0 млрд долларов или 3,5% от ВВП. За 9 месяцев 2024 года дефицит сальдо СТО составил 270 млн долларов, сократившись на 6,4 млрд долларов г/г.

Умеренно высокие показатели внешнедолговой устойчивости. По состоянию на 1 января 2024 года внешний долг республики составлял 70,5 млрд долларов. В отношении к экспорту внешний долг был на уровне 77,9%. К июлю долг увеличился до 72,9 млрд. Из них 12,9 млрд долларов пришлось на внешний долг сектора государственного управления и на долг центрального банка. Отношение внешнего долга к экспорту повысилось до 79,2%. Отношение запланированных на следующие 12 месяцев процентных платежей по внешнему долгу к экспорту 1 июля 2024 года составляло 3%. У страны комфортный уровень золотовалютных резервов (далее – ЗВР): на 1 июля их отношение к предстоящим в течение 12 месяцев выплатам тела долга и процентов составляло 161,3%. Резервы по состоянию на 01.10.2024 позволяли покрыть 7,5 месяцев импорта. После трехлетней стагнации золотовалютные резервы в стоимостном выражении вернулись к росту (+10 млрд долларов относительно начала года до 45,9 млрд долларов к концу октября) – среди основных причин сильный рост цен на золото (в конце октября текущего года на золото приходилось 56,5% стоимости ЗВР), повышение доходностей по иностранным долговым инструментам и снижение объемов интервенций в условиях сокращения дефицита СТО.

Приемлемый уровень институционального развития. Эффективность работы трансмиссионных механизмов проводимой Национальным банком политики сегодня ограничена недостаточным уровнем развития финансовой системы страны, кроме того, в стране отмечается недостаточная согласованность фискальной и монетарной политики. Правовая система республики после конституционной реформы 2022 года испытала качественное улучшение. Социальные риски оцениваются как низкие.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Республики Казахстан был впервые опубликован 14.03.2013. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 04.07.2016.

Кредитный рейтинг присвоен по международной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась Методология присвоения рейтингов кредитоспособности суверенным правительствам (вступила в силу 21.11.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись статистические данные государственных органов страны, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Присвоенный кредитный рейтинг является незапрошенным, Правительство Республики Казахстан и иные органы государственной власти не принимали участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Казахстан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о стране:

НазваниеРеспублика Казахстан
Глава государстваКасым-Жомарт Кемелевич Токаев
Основные отрасли экономики страныОптовая и розничная торговля, ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов; добывающая промышленность; обрабатывающая промышленность
Площадь2 724 902 кв. км.
Численность населения20,0 млн человек (на 01.01.2024)

Ключевые финансовые показатели:

Показатель202120222023
Доходы бюджета, трлн тенге15,021,428,4
темпы прироста, %-2,743,132,6
Расходы бюджета, трлн тенге18,620,826,1
темпы прироста, %6,411,725,6
Дефицит/профицит бюджета к ВВП, %-4,30,62,0
Процентные расходы по госдолгу к доходам бюджета, %6,96,36,6
01.01.2201.01.2301.01.24
Госдолг, трлн тенге22,025,327,2
Отношение госдолга к ВВП, %26,224,422,7
Отношение госдолга к доходам бюджета за прошедшие 12 месяцев, %146,6118,195,5

Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным

Ключевые экономические показатели:

Показатель202120222023
Валовый внутренний продукт, млрд сомов84,0103,8119,8
Темпы прироста реального ВВП, %4,33,25,1
Темпы потребинфляции на конец года, %8,420,39,8
Уровень безработицы, %4,94,94,7
01.01.2201.01.2301.01.24
Численность населения, млн чел.19,519,820,0

Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным

Ключевые показатели внешнего сектора:

Показатель202120222023
Экспорт, млрд $71,793,690,5
темпы прироста, %45,630,5-3,3
Импорт, млрд $49,660,272,4
темпы прироста, %6,721,420,2
Сальдо торгового баланса к ВВП, %11,214,86,9
Чистые первичные + вторичные доходы, млрд $-24,8-27,0-27,2
Сальдо СТО, млрд $-2,76,4-9,0
Сальдо СТО к ВВП, %-1,42,9-3,5

Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным

Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным
Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным
Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru

Руководитель отдела по связям с общественностью

Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru

Публикации по тематике


Вторая попытка: какой будет экономическая политика Дональда Трампа

Forbes

Победа Трампа и республиканцев на прошедших в США президентских выборах оказалась заметно масштабнее, чем можно было ожидать. При этом в программе победителей экономике уделялось меньше внимания, чем обычно. В результате существенная часть экономической политики новой администрации будет зависеть от кадровых назначений, пока неочевидных. Но, как считает главный экономист «Эксперта РА» Антон Табах, уже можно выделить те идеи, которые наверняка будут реализованы, и те, которые, если и будут исполнены, то скорее декларативно
13.11.2024

Экономист Табах предупредил о предстоящих колебаниях курса рубля

Российская газета

Курс рубля на горизонте одного года будет колебаться в широком диапазоне, но при этом не уйдет далеко от текущих уровней, спрогнозировал доцент экономического факультета МГУ, главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах.
30.10.2024

Вебинар «Макроэкономика Китая и стран ЮВА: мягкая посадка по-восточному», 7 октября 2024 года

На вебинаре обсудили макроэкономическое положение Китая и ключевых стран ЮВА, проанализировали общие тенденции и особенности 07.10.2024

В погоне за низкой инфляцией: риски решения ЦБ и нового повышения ключевой ставки

Московские новости

Последние недели основная тема обсуждений — насколько Центробанк повысит ставку в этот раз. Регулятор не разочаровал — с 18% до 19% — и ясно дал понять, что продолжение будет уже в октябре. Разбирались, какой ценой может обойтись желание регулятора сдержать рост цен.
20.09.2024

Почему в России резко выросли доходы населения

РБК

Реальные располагаемые доходы россиян выросли почти на 10% во втором квартале 2024 года. РБК спросил экспертов, чем вызван такой рост и что он значит для экономики
02.08.2024