Москва, 14 декабря 2023 г.
Следуя методологии выражения независимого заключения о соответствии облигаций критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) агентство «Эксперт РА» (далее – Агентство) подтверждает, что выпуск биржевых облигаций серии 001Р-01 Акционерного общества «ИНК-Капитал» (далее - Облигации) продолжает соответствовать принципам в рамках руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (The Climate Transition Finance Handbook) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA), критериям адаптационного финансового инструмента в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1587 от 21.09.2021 (далее – ПП №1587 от 21.09.2021), а также подтверждает соответствие проекта, рефинансируемого за счет средств от размещения Облигаций, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии, предотвращения изменения климата или адаптации к изменению климата и финансирования перехода к низкоуглеродной экономике Международной ассоциации рынков капитала (ICMA).
Облигации полностью соответствуют базовым критериям руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике, а именно:
- использование средств;
- процедура отбора проекта и транспарентность эмитента на предварительном этапе;
- обособленность учета;
- раскрытие информации;
- стратегия перехода к низкоуглеродной экономике и управленческие практики эмитента;
- существенность бизнес-модели для охраны окружающей среды;
- научная обоснованность стратегии перехода к низкоуглеродной экономике.
Облигации соответствуют критериям ПП №1587 от 21.09.2021, а именно:
- соответствие таксономии адаптационных проектов;
- выполнение критериев адаптационного финансового инструмента.
Также выпуск Облигаций удовлетворяет требованиям Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее – 706-П от 19.12.2019), а именно требованиям о соответствии проекта, финансируемого за счет средств от размещения Облигаций, целям и основным направлениям устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации и критериям проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации (таксономия адаптационных проектов) в части адаптационных проектов, утвержденным ПП № 1587, позволяющим дополнительно идентифицировать его с использованием слов «адаптационные облигации».
Для формирования независимого заключения АО «ИНК-Капитал» (далее – ИНК-Капитал, Эмитент, Компания) представило всю необходимую информацию, включая отчёт ООО «Энвайрон Консалт Си Ай ЭС» (Environ Consult CIS) (далее - Экологический консультант). В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.
Компанией также были представлены документы, в которых регламентируется проводимая работа в рамках финансирования перехода к низкоуглеродной экономике.
Параметры выпуска:
Тип ценной бумаги | биржевые облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, размещаемые по открытой подписке, серии 001Р-01 |
Регистрационный номер выпуска | 4B02-01-43073-N-001P |
Объем эмиссии | 5 млрд руб. |
Дата начала размещения | 17.12.2021 |
Дата погашения | 11.12.2026 |
Обоснование мнения
Использование средств. АО «ИНК-Капитал» – материнская компания Группы компаний ИНК - одного из крупнейших независимых производителей нефти и газа в России. АО «ИНК-Капитал» владеет 99,9% в уставном капитале ООО «ИНК», являющейся основным операционным активом Группы компаний ИНК. Иркутская нефтяная компания и аффилированные с ней юридические лица занимаются геологическим изучением, разведкой и добычей углеводородного сырья на участках недр в Восточной Сибири - Иркутской области, Республике Саха (Якутия) и Красноярском крае.
Группа компаний ИНК осознает в полной мере потенциальные экологические последствия реализации своих нефтегазовых проектов и внедряет наиболее эффективные, инновационные технические и экономически целесообразные решения, позволяющие добиться минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Одним из таких решений является реализуемый с 2010 года ООО «ИНК» проект на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении (далее – ЯНГКМ). Добыча нефти на указанном месторождении сопровождается извлечением попутного нефтяного газа (далее – ПНГ), который, как правило, сжигается на факельных установках в полном объеме. В 2009 году Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) выдал ООО «ИНК» целевой кредит, благодаря которому на месторождении началась реализация сайклинг-процесса - технологического решения по утилизации ПНГ путем закачки газа в пласт вместо факельного сжигания (далее – Проект, адаптационный Проект).
В результате реализации Проекта существенно снизился объем сжигаемого ПНГ на факельных установках, а также увеличился коэффициент извлечения нефти в связи с повышением пластового давления в продуктивных пластах.
Проект соответствует положениям, реализован в рамках политики Группы компаний ИНК в области устойчивого развития и ESG и направлен на достижение Целей устойчивого развития, в том числе:
- Цель № 9 «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям»;
- Цель № 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства» в части полезного использования ПНГ»;
- Цель № 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями» в части существенного снижения/предотвращения выбросов парниковых газов».
Для оценки экологического эффекта от реализации Проекта Компания привлекла Экологического консультанта, которым была проведена сравнительная оценка по двум сценариям:
1. Реализация адаптационного Проекта,
2. Нулевая альтернатива: ПНГ не используется для закачки в пласт и выделения ценных компонентов, а сжигается на факеле. Сухой отбензиненный газ (далее – СОГ) из природного газа направляется на использование для генерации электроэнергии у конечного потребителя (на объемы ПНГ и СОГ, утилизируемые в Проекте).
Выбор подхода осуществлялся таким образом, чтобы минимизировать неопределенность итоговой оценки (принцип точности) и риск недооценки объема выбросов (принцип консервативности).
За период с ноября 2022 по октябрь 2023 года в результате реализации Проекта по сравнению со сценарием нулевой альтернативы выбросы парниковых газов сократились на 1,25 млн т СО2-экв, снижение составило 80,77%, общий валовый выброс загрязняющих веществ (азота (IV) оксид, азота (II) оксид, углерод (сажа), углерода оксид и метан) сократился на 21,02 тыс. т или на 96,7%.
Прогнозные данные | Фактические данные | ||||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2022 (ноябрь 2021-октябрь 2022) | 2023 (ноябрь 2022 – октябрь 2023) | |
Выбросы парниковых газов, т CO2e | 479 220 | 282 596 | 166 793 | 567 219 | 572 782 | 213 739 | 297 689 |
Выбросы парниковых газов для нулевой альтернативы, т CO2e | 5 071 211 | 4 688 661 | 4 578 815 | 15 153 892 | 15 314 403 | 1 489 383 | 1 547 953 |
Экологический эффект (сокращение выбросов парниковых газов), % | 90,55 | 93,97 | 96,36 | 96,26 | 96,26 | 85,65 | 80,77 |
Суммарный экологический эффект (сокращение выбросов парниковых газов за 2019-2023), % | 95,38 | 91,71 | |||||
Выбросы загрязняющих веществ, т | 3 443 | 3 377 | 2 798 | 8 803 | 8 803 | 658 | 716,2 |
Выбросы загрязняющих веществ для нулевой альтернативы, т | 42 961 | 40 510 | 39 443 | 168 444 | 168 444 | 12 990 | 21 738,84 |
Экологический эффект (сокращение выбросов загрязняющих веществ), % | 91,99 | 91,66 | 92,91 | 94,77 | 94,77 | 94,93 | 96,71 |
Суммарный экологический эффект (сокращение выбросов загрязняющих веществ за 2019-2023), % | 94,08 | 93,03 |
В связи с логистическими сложностями в поставках строительных материалов и оборудования, возникшими в 2022 году на фоне геополитической ситуации, график строительства был смещен на полгода, расчёт экологического эффекта был скорректирован. Входящая в состав Проекта установка комплексной подготовки газа-2 введена в эксплуатацию и вышла на проектную мощность с октября 2022 года, дожимная компрессорная станция-3 также введена в эксплуатацию с декабря 2022 года. Достигнутые показатели экологического эффекта имеют тенденцию к улучшению после увеличения объёма ПНГ, закачиваемого через дожимную компрессорную станцию-3.
Таким образом, целью реализации Проекта является смягчение последствий изменения климата и снижение загрязнения атмосферного воздуха и выбросов парниковых газов, что соответствует принципам в рамках руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.
Компания в декабре 2022 года утвердила детализированную Стратегию декарбонизации, в которой содержится количественная оценка выбросов парниковых газов, раскрывается система управления климатическими рисками Компании, целевые показатели в области декарбонизации на среднесрочный период (2022–2030) и долгосрочный период (2030–2050) и т.д. При этом Агентство отмечает отсутствие долгосрочной глобальной цели в Стратегии декарбонизации. В декабре 2023 года запланировано утверждение Климатической стратегии Компании. С целью обеспечения своевременной и достоверной количественной оценки выбросов парниковых газов, а также их сокращения, Эмитентом утверждены и введены в действие Стандарт по управлению выбросами парниковых газов и схемы взаимодействия компаний Группы по вопросам управления выбросами парниковых газов и Регламент по мониторингу выбросов парниковых газов и углеродного следа основных видов продукции Группы компаний ИНК.
В Компании функционирует эффективная система управления рисками, Советом директоров утверждена Политика в области управления рисками и непрерывностью бизнеса, определяющая цели, задачи и ключевые принципы. Определены основные риски, влияющие на достижение экологического эффекта от реализации Проекта:
Риск | Мероприятия по управлению риском |
Несвоевременный ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры для закачки ПНГ в пласт. | Обеспечение своевременной комплектации объектов, контроль графиков поставки критичных материально технических ресурсов и оборудования. Выбор квалифицированных подрядчиков для выполнения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, обеспечение контроля качества проведения работ. |
Недостижение целевого коэффициента эксплуатации компрессорного оборудования, включая выход оборудования из строя. | Реализация технологических мероприятий по снятию ограничений мощности компрессорного оборудования, проведение своевременного обслуживания, ремонта и модернизации оборудования. |
Недостижение целевых показателей приемистости газонагнетальных скважин. | Определение фонда скважин для закачки ПНГ с учетом показателей приемистости, настройка режимов закачки. |
Риски нивелируются путем выбранной Компанией стратегии «Снижения рисков», предполагающей понижение вероятности реализации риска, понижение последствий негативного рискованного события до приемлемых пределов в части влияния на экологическую сферу, а также разработку мероприятий, направленных на переход к мировой тенденции по переводу экономики к низко углеродному и энергоэффективному способу развития бизнеса.
После использования кредитных средств Европейского банка реконструкции и развития ООО «ИНК» продолжало реализовывать Проект за счет собственных средств. Все средства от выпуска Облигаций в полном объёме направлены на рефинансирование затрат, ранее понесенных в отношении Проекта, реализованного ООО «ИНК» за счет собственных средств, что подтверждается платежным поручением № 351 от 17.12.2021 о переводе ИНК-Капитал денежных средств, привлеченных в рамках размещения Облигаций, в счет договора займа, заключенного с ООО «ИНК».
Под рефинансирование попала часть собственных расходов на указанный Проект, понесенных в период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года (расходы приведены в таблице, млн. руб.), а именно 52% от общей суммы расходов на Проект за указанный период.
Расходы в 2019 году, млн руб. | Расходы в 2020 году, млн руб. | Расходы в 2021 году, млн руб. | |
Газопроводы для закачки ПНГ в нефтяной пласт | - | 33,90 | 394,70 |
Газопроводы и компрессорные станции для сайклинг-процесса | 20,61 | 292,18 | 587,92 |
Дожимная компрессорная станция-1 | 25,83 | 18,26 | 6,58 |
Дожимная компрессорная станция-3 | 21,27 | 1 312,87 | 841,78 |
Объекты подготовки газа ЯНГКМ (УПППНГ-3,6) | 6,36 | 108,67 | 22,53 |
Объекты сбора и транспорта ПНГ на УПН | 2,45 | 41,39 | 4,46 |
Объекты подготовки газа ЯНГКМ (УКПГ-2) и закачка в пласт | 1 027,38 | 2 862,87 | 2 008,52 |
Итого | 1 103,89 | 4 670,14 | 3 866,51 |
Итого по проекту | 9 640,54 |
Эмитент будет продолжать нести ответственность за достижение положительного экологического эффекта в результате реализации Проекта и соблюдение российского законодательства в части регулирования подготовки, выпуска и размещения адаптационных облигаций.
Условия эмиссии Облигаций предполагают наличие права владельцев Облигаций требовать досрочного погашения в случае нарушения Эмитентом условий о целевом использовании денежных средств, что позволяет идентифицировать Облигации, как «адаптационные облигации». Вследствие этого Агентство подтверждает соответствие указанного Проекта в качестве адаптационного, что необходимо для идентификации Облигаций, как «адаптационных облигаций», согласно Положению Банка России от 19.12.2019 N 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг».
Агентство также подтверждает, что заявленный Проект соответствует российской таксономии адаптационных проектов, выполнены критерии адаптационного финансового инструмента, что позволяет признать Облигации в качестве адаптационного финансового инструмента в соответствии с ПП №1587 от 21.09.2021.
Процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе. В Компании для предварительного рассмотрения и согласования проектов создана и функционирует специальная рабочая группа по оценке проектов в области устойчивого развития, деятельность которой регламентирована положением. Оцениваются как уже реализованные, так и текущие и (или) будущие проекты. В состав рабочей группы входит Председатель Совета директоров Компании, Генеральный директор Компании и его заместители по направлениям деятельности. Оценка проектов осуществляется на основании следующих критериев: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в области устойчивого развития, международным принципам в этой области, в том числе принципам международной ассоциации рынков капитала (International Capital Market Association, ICMA), а также наличие положительного экологического эффекта. В результате проведенного анализа на заседании 05.10.2021, Рабочая группа рекомендовала заявить Проект для привлечения заемного рефинансирования посредством выпуска облигаций АО «ИНК-Капитал».
Помимо этого, в декабре 2021 года в Компании создан Комитет по устойчивому развитию, ESG и ИСМ при Совете директоров Компании, в функции которого входит рассмотрение результатов анализа и оценки проектов в области устойчивого развития, выполненного специальной рабочей группой, а также предоставление рекомендаций Совету директоров Компании.
Таким образом, процедура отбора проектов и транспарентность Эмитента на предварительном этапе отвечает критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.
Обособленность учета. Эмитентом заявлено, что эквивалент полученных от размещения Облигаций средств будет направлен на рефинансирование части затрат, понесенных в рамках Проекта ООО «ИНК», в период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года (представлен перечень инвестиционных объектов). Принимая во внимание характер целевого использования средств, подразумевающих исключительно рефинансирование ранее понесенных затрат, у Эмитента не возникает необходимости и обязанности в обособлении счетов и введении дополнительного внутреннего аналитического учета.
Согласно Политике Эмитента в области устойчивого развития и ESG контроль за целевым использованием денежных средств, привлекаемых посредством выпуска облигаций, осуществляется Комитетом по устойчивому развитию, ESG и ИСМ при Совете директоров Компании.
Таким образом, система учета, действующая у Эмитента, отвечает критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.
Раскрытие информации. Эмитент взял на себя обязательство по составлению отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, за каждый отчетный год, начиная с отчетного года, в котором началось размещение Облигаций, и заканчивая отчетным годом, в котором денежные средства, полученные от размещения Облигаций, были в полном объеме направлены на рефинансирование Проекта.
В 2023 году Компания опубликовала отчёт о надлежащем (целевом) использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций, за 2022 год (далее – Отчёт) на сайте ПАО «Московская биржа» и на сайте Центра раскрытия корпоративной информации. Отчёт включает в себя информацию о Проекте, сведения о расходовании (распределении) денежных средств, привлеченных в рамках эмиссии Облигаций, о методологии и (или) допущениях, используемых при определении экологического эффекта, сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации Проекта, а также информацию о стратегии выявления рисков возникновения возможных негативных факторов, влияющих на достижение экологического эффекта от реализации Проекта, и управления такими рисками.
Эмитент также будет продолжать раскрывать информацию в части достигаемого экологического эффекта от реализации Проекта.
Раскрытие информации о Проекте будет продолжать осуществляться в порядке, сроки и объеме, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, правилами листинга соответствующей биржи и (или) решением о выпуске.
Таким образом, раскрытие информации отвечает критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
При выражении независимого заключения о соответствии облигаций критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии долговых инструментов критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 21.06.2023).
Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные АО «ИНК-Капитал», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.
Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion).