Рейтинговые действия, 15.11.2021

«Эксперт РА» выразил независимое мнение о соответствии биржевых облигаций серии БО-П09 ПАО «КАМАЗ» принципам зеленых облигаций и критериям зеленого финансового инструмента и о соответствии проектов, финансируемых ими, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования

Москва, 15 ноября 2021 г.

Следуя методологии выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что планируемый выпуск биржевых облигаций серии БО-П09 (далее - Облигации) соответствует принципам зеленых облигаций (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA), критериям зеленого финансового инструмента в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1587 от 21.09.2021 (далее – ПП №1587 от 21.09.2021), а также подтверждает соответствие проекта, финансируемого за счет средств от размещения Облигаций, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования Международной ассоциации рынков капитала (ICMA).

Планируемый выпуск Облигаций полностью соответствуют базовым критериям принципов зеленых облигаций, а именно:

– использование средств;

– процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе;

– обособленность учета;

– раскрытие информации.

Также планируемый выпуск соответствует критериям ПП №1587 от 21.09.2021, а именно:

  • выполнение зеленых проектов;
  • выполнение критериев зеленого финансового инструмента;
  • выполнение требований Положения Банка России от 19.12.2019 N 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» об идентификации облигаций в качестве «зеленых облигаций», в т.ч. соответствие проекта международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования.

Для формирования независимого заключения ПАО «КАМАЗ» (далее – КАМАЗ, Эмитент, Компания, Группа) представило всю необходимую информацию. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.

Компанией представлены документы, в которых регламентируется проводимая работа в рамках «зеленого» финансирования.

Параметры выпуска:

Тип ценной бумаги биржевые зеленые облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав серии БО-П09
Регистрационный номер выпуска на дату публикации не присвоен
Объем эмиссии 2 млрд руб.
Дата начала размещения на дату публикации не определена
Дата погашения на дату публикации не определена

Обоснование мнения

Использование средств. В рамках ответственного отношения к вопросам экологии и охраны окружающей среды, а также реализации стратегии содействия инновациям КАМАЗ работает над перспективными направлениями бизнеса, в состав которого входит производство экологически чистых видов транспорта (электрический привод, электробусы). На сегодняшний день, это один из самых высокотехнологичных продуктов КАМАЗа.

Начиная с 2018 года было заключено 4 контракта между Эмитентом и ГУП «Мосгортранс» на производство и поставку электробусов и зарядных станций до конца 2021 года с условием 15-летнего сервисного обслуживания. За период 2018-2020 гг. Эмитент поставил 400 электробусов и 69 зарядных станций. За 9 месяцев 2021 г. Эмитент произвел 230 электробусов. Помимо этого, в соответствии с контрактными обязательствами Эмитент должен произвести и поставить 120 электробусов в IV квартале 2021 года.

Проект, заявленный к финансированию (далее – Проект) –производство электробусов и закупка зарядных станций.

Эмитент заявил, что планирует направить полученные денежные средства от размещения Облигаций в размере 2 млрд руб. на финансирование производства не менее 60 электробусов по контракту с ГУП «Мосгортранс» в рамках Проекта.

Реализация Проекта позволяет в среднем снизить объем выбросов СО2 на 60,5 тонн в год за счет замены одного дизельного автобуса на электробус. Экологический эффект рассчитан с учетом косвенных выбросов загрязняющих веществ от подзарядки одного электробуса.

Поскольку в рамках Проекта Эмитент планирует произвести не менее 60 электробусов, то в результате замены дизельных автобусов на электробусы с последующим вводом в эксплуатацию будет обеспечено снижение выбросов CO2 не менее чем на 3,6 тыс т/год.

Соответственно расходы, связанные с закупкой зарядных станций, являются неотъемлемой частью Проекта. Закупка зарядных станций является необходимой инфраструктурой для функционирования электробусов и также способствует появлению положительного экологического эффекта в результате замены дизельных автобусов электробусами.

Таким образом, целью Проекта Эмитента является смягчение последствий изменения климата и снижение загрязнения атмосферного воздуха и выбросов парниковых газов, что соответствует международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) (далее – Принципы зеленых облигаций).

Эмитент заявляет, что 100% собранных средств в рамках выпуска Облигаций направит на финансирование будущих расходов по Проекту.

Эмитент будет также нести ответственность за достижение целевых экологических показателей заявленного Проекта и соблюдение российского законодательства в части регулирования подготовки и размещения зеленых облигаций.

Условия эмиссии Облигаций предполагают наличие права владельцев Облигаций требовать досрочного погашения в случае нарушения Эмитентом условий о целевом использовании денежных средств, что позволяет идентифицировать планируемые к выпуску Облигации, как «зеленые облигации». Вследствие этого агентство «Эксперт РА» подтверждает соответствие указанного Проекта, необходимое для идентификации Облигаций, как «зеленых облигаций», согласно Положению Банка России от 19.12.2019 N 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг».

Агентство также подтверждает, что заявленный Проект соответствует российской таксономии зеленых проектов, что позволяет признать Облигации в качестве зеленого финансового инструмента в соответствии с ПП №1587 от 21.09.2021.

Процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе. Экспертиза заявляемых к финансированию проектов за счет заемных средств в соответствии со стандартами зеленого финансирования осуществляется Комитетом при Правлении КАМАЗа по отбору зеленых проектов (далее – Комитет).

В состав Комитета входят представители различных департаментов Группы, что обеспечивает качество и надежность принимаемых решений.

Основные задачи Комитета, закрепленные в Положении о Комитете Правления ПОА «КАМАЗ» по отбору зеленых проектов, заключаются в оценке инвестиционных проектов на предмет их соответствия международным и национальным стандартам зеленого финансирования, а также в отборе подходящих зеленых проектов с учетом потребности Компании в заемных ресурсах с последующим голосованием и утверждением проектов к финансированию и/или рефинансированию. Комитет будет также отслеживать информацию в отношении объема их финансирования и целевого использования по проектам.

Комитет на заседании от 20.10.2021 подтвердил соответствие заявленного Проекта категории зеленого, в том числе в соответствии с международными принципами, и утвердил целесообразность его финансирования за счет выпуска зеленых облигаций.

Таким образом, процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе отвечает Принципам зеленых облигаций и ПП №1587 от 21.09.2021.

Обособленность учета. Эмитент заявил, что будет направлять денежные средства, полученные от размещения зеленых облигаций на финансирование будущих затрат для реализации Проекта.

Эмитент также обязуется вести внутренний аналитический учет будущих расходов в рамках реализации Проекта, а также анализировать соответствие данных затрат объему привлечения.

Эмитент заявил, что несет ответственность за 100% целевое использование денежных средств, привлеченных от размещения Облигаций.

Эмитент оставляет за собой право размещения временно свободных денежных средств. Инструментами размещения будут являться депозиты в банках с кредитным рейтингом не ниже ruA- по национальной шкале РФ. Срочность депозитов будет определяться таким образом, чтобы исключить любые задержки с финансированием Проекта. Непосредственное управление Проектом будут осуществлять руководители Проекта, назначенные в порядке, установленном локальными актами Эмитента.

Курировать работу по реализации Проекта будет комитет Правления КАМАЗа. Расходование привлеченных средств будет осуществляться в соответствии с финансовой политикой Эмитента.

Таким образом, система учета отвечает Принципам зеленых облигаций и ПП №1587 от 21.09.2021.

Раскрытие информации. Эмитент обязуется раскрывать ежегодно отчет о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций (далее – Отчет) на своем корпоративном сайте, на странице в сети Интернет, предоставляемой Эмитенту одним из аккредитованных агентств, на сайте ПАО Московская биржа.

Эмитент заявляет, что Комитет будет нести ответственность за публикацию ежегодной отчетности об использовании средств и достижении заявленных экологических показателей до момента погашения находящегося в обращении выпуска Облигаций и/или до момента достижения целевых показателей.

Отчетность будет содержать в том числе, сведения по Проекту; информацию об использовании средств от выпуска Облигаций, в том числе о финансировании и достижении целевых показателей и иные значимые сведения; информацию об управлении не израсходованными на Проект денежными средствами и прочее. Комитет будет готовить отчетность, Служба по работе с ценными бумагами, акционерами и инсайдерами будет готовить публикацию Отчета.

Таким образом, раскрытие информации отвечает Принципам зеленых облигаций и ПП №1587 от 21.09.2021.

Отчет доступен по ссылке.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 23.07.2021).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные ПАО «КАМАЗ», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам зеленых облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения.   Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.

Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion).

Публикации по тематике


"Эксперт РА": банки РФ в I полугодии выдали ESG-кредитов на 5,5 трлн рублей

ТАСС

Наибольшая доля приходится на кредиты, привязанные к ключевым показателям эффективности устойчивого развития, и зеленые кредиты, говорится в обзоре рейтингового агентства
15.11.2024

Доля крупных банков в ESG-кредитовании опустилась ниже 50%

Российская газета

Доля системно значимых банков (СЗКО) в ESG-кредитовании, целью которого является финансирование экологических и социальных проектов, опустилась ниже 50%. Она снижается не первый год, говорится в обзоре рейтингового агентства "Эксперт РА", с которым ознакомилась "Российская газета".
11.11.2024

"Эксперт РА": объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое

Ведомости

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" оценило ESG-кредитование в первом полугодии 2024 г. в России. В исследовании приняли участие почти 70 кредитных организаций. По оценке агентства, с 1 июля 2023 г. по 1 июля 2024 г. объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое и достиг 5,5 трлн руб. При этом 48% составили системно значимые кредитные организации (СЗКО). Это меньше, чем годом ранее: тогда крупные банки обеспечили 70% портфеля ESG-кредитов. Аналитики отмечают, что в этом году развивается ESG-кредитование у средних и небольших по масштабу банков.
11.11.2024

IV Ежегодная конференция ESG-day, 10 октября 2024 года

10 октября 2024 года в Москве состоялась IV Ежегодная конференция ESG-day, организованная рейтинговым агентством «Эксперт РА» и аналитической компанией «Эксперт Бизнес-Решения». В мероприятии приняли участие более 200 человек. Ключевыми темами для обсуждения стали тренды развития национальной ESG-повестки 2024 году, углеродное регулирование, раскрытие нефинансовой отчетности и другие актуальные вопросы. 10.10.2024

"Эксперт РА" презентовало ежегодный рэнкинг ESG-прозрачности

Ведомости

Лидерами рэнкинга ESG-прозрачности за 2024 г., представленного 10 октября рейтинговым агентством "Эксперт РА" на IV ежегодной конференции ESG-day, остаются крупнейшие экспортеры. Это "Эн+ Групп", "Норильский Никель", "ФосАгро". Каждая из этих компаний получила максимальные два балла прозрачности по всем основным блокам: окружающая среда, общество, качество управления и стандарты нефинансовой отчетности. В топ-5 также вошли "Сбер" и МКБ с 1,98 балла каждый.
10.10.2024