Москва, 3 июня 2021 г.
Следуя методологии выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что планируемый выпуск облигаций серии 001P-01 (далее Облигации), размещаемый в рамках программы биржевых облигаций серии 001P, соответствует принципам зеленых облигаций (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и положениям Методических рекомендаций по развитию инвестиционной деятельности в сфере зеленого финансирования в Российской Федерации ВЭБ.РФ (далее Методические рекомендации).
Планируемый выпуск Облигаций полностью соответствуют базовым критериям принципа зеленых инвестиций, а именно:
- использование средств;
- процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе;
- обособленность учета;
- раскрытие информации.
Также планируемый выпуск соответствует критериям Методических рекомендаций.
Для формирования независимого заключения акционерное общество «Атомный энергопромышленный комплекс» (далее – АО «Атомэнергопром», АЭПК, эмитент, компания) представило всю необходимую информацию. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.
АО «Атомэнергопром» запланировало выпуск облигаций с целью рефинансирования инвестиций Эмитента в ранее понесенные расходы АО «ВетроОГК», компании под управлением АО «НоваВинд», по проекту «Строительство ВЭС 660 МВт и Завода ВЭУ» в части сооружения ветроэнергетических станций (ВЭС) мощностью 660 МВт (далее – проект «Строительство ВЭС 660 МВт») в рамках стратегической программы «Ветроэнергетика».
Параметры выпуска:
Тип ценной бумаги | биржевые облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав серии 001P-01, размещаемые в рамках программы биржевых облигаций серии 001P (регистрационный номер программы 4-55319-E-001P-02E от 31.05.2021) |
Регистрационный номер выпуска | на дату публикации не присвоен |
Объем эмиссии | 10 млрд руб. |
Дата начала размещения | на дату публикации не определена |
Дата погашения | 1820-й день с даты начала размещения |
Обоснование мнения
Использование средств.
АЭПК объединяет гражданские активы Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Госкорпорация «Росатом», Госкорпорация), связанные с обеспечением функционирования ядерного топливного цикла, строительством и эксплуатацией атомных электростанций, включая производство электроэнергии. Вместе с развитием традиционных бизнесов АЭПК развивает новые направления бизнеса, такие как ветроэнергетика, инфраструктурные решения, ядерная медицина, композитные материалы и прочие.
С октября 2020 года Госкорпорация «Росатом» стала членом Глобального договора Организации Объединенных Наций (UN Global Compact) – крупнейшей международной инициативы ООН для бизнеса в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. Политика компании в отношении устойчивого развития закреплена на уровне материнской компании, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», в которой действует утвержденная 27.07.2020 «Единая отраслевая политика Госкорпорации «Росатом» и её организаций в области устойчивого развития», соблюдение которой является обязательным для всех подконтрольных ей организаций, в том числе для АЭПК. Госкорпорация занимает лидирующие позиции на мировом рынке атомных технологий и стремится в своем развитии к глобальному технологическому лидерству. Содействие достижению Целям устойчивого развития ООН является одним из значимых условий деятельности Госкорпорации при реализации своих стратегических целей. Госкорпорация придерживается Десяти принципов ГД ООН в области соблюдения прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. Госкорпорация постоянно работает над повышением своего вклада в достижение Целей устойчивого развития как через развитие продуктовой линейки, так и за счет совершенствования внутренних процессов и технологий производства в целях повышения уровня зрелости бизнеса в областях охраны окружающей среды, развития социальной сферы и качества управления. Имплементация подходов, принципов и задач в области устойчивого развития, изложенных в Единой отраслевой политике регулируется «Едиными отраслевыми методическими указаниями Госкорпорации «Росатом» и её организаций по организации работы в области устойчивого развития»
100%-ая дочерняя компания АЭПК, АО «НоваВинд», выступает системным интегратором проектов по ветроэнергетике и эффективно решает весь спектр задач, таких как проектирование ветроэнергетических станций, собственное производство компонентов ветроэнергетических установок (ВЭУ), управление цепочкой поставщиков и логистикой компонентов на площадки, последующий сервис и эксплуатация. Всего, до 2024 г., предприятиям в контуре управления АО «НоваВинд» предстоит создать ветроэлектростанции общей мощностью 1.2 ГВт.
АО «НоваВинд» является равноправным акционером совместного предприятия с голландским технологическим партнёром - компанией Lagerwey. Совместное предприятие - Red Wind B.V. – было создано в ноябре 2017 г. в целях обеспечения трансфера технологий и формирования интегратора цепочки поставщиков компонентов ВЭУ. Red Wind B.V. отвечает за поставки ветроустановок «под ключ» и производство компонентов ВЭУ в Волгодонске. Планируемая серийная мощность составляет до 120 комплектов в год.
Эмитент заявляет, что средства от выпуска Облигаций будут направлены на рефинансирование зеленого проекта «Строительство ВЭС 660 МВт», реализуемого под управлением АО «НоваВинд» в рамках стратегической программы «Ветроэнергетика». Ветроэлектростанции характеризуются отсутствием выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или образования отходов. Подпадающие под рефинансирование расходы на указанный проект, совершенные АО «ВетроОГК» с 2018 по 2021 год за счет заемных средств, предоставленных АО «Атомэнергопром», превышают поступления от выпуска зеленых облигаций.
Проект, рефинансируемый в рамках выпуска зеленых облигаций АЭПК:
Проект | Объекты | Регион | Статус проекта | Период строительства1 | Инвестиции и2 АЭПК на 01.06.21, млн руб. |
Строительство ВЭС 660 МВт | Адыгейская ВЭС | Республика Адыгея | Эксплуатация | 09.2018-03.2020 | 22 755 |
Кочубеевская ВЭС | Ставропольский край | Эксплуатация | 09.2019-01.2021 | ||
Кармалиновская ВЭС | Ставропольский край | Эксплуатация | 06.2020-04.2021 | ||
Марченковская ВЭС | Ростовская область | Строительство | 08.2020-08.2021 | ||
Бондаревская ВЭС | Ставропольский край | Строительство | 11.2020-08.2021 |
Прим.: 1) фактические или плановые даты начала и окончания строительства объекта; 2) заемные средства, предоставленные АО «Атомэнергопром» в пользу АО «ВетроОГК».
В марте 2020 года в Республике Адыгея была введена в эксплуатацию Адыгейская ВЭС общей мощностью 150 МВт. В январе 2021 самая крупная ВЭС в России - Кочубеевская ВЭС в Ставропольском крае мощностью 210 МВт - начала поставлять электроэнергию и мощность на ОРЭМ. В апреле 2021 года была введена в эксплуатацию еще одна ветроэлектростанция в Ставропольском крае - Кармалиновская ВЭС мощностью 60 МВт. В настоящее время АО «НоваВинд» осуществляет реализацию программы строительства ВЭС еще на двух площадках в Ставропольском крае и Ростовской области в рамках проекта «Строительство ВЭС 660 МВт».
Таким образом, целью рефинансируемого проекта является смягчение последствий изменения климата и снижение загрязнения атмосферного воздуха, что соответствует международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) (далее - Принципы зеленых облигаций).
Агентство «Эксперт РА» подтверждает соответствие проекта «Строительство ВЭС 660 МВт» в рамках стратегической программы «Ветроэнергетика» Принципам зеленых облигаций.
Условия эмиссии Облигаций предполагают наличие права владельцев Облигаций требовать досрочного погашения в случае нарушения Эмитентом условий о целевом использовании денежных средств, что позволяет идентифицировать планируемые к выпуску Облигации, как «зеленые облигации».
Таким образом агентство «Эксперт РА» подтверждает соответствие указанного проекта, необходимое для идентификации Облигаций, как «зеленых облигаций», согласно Положению Банка России от 19.12.2019 N 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг».
Процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе.
Экспертиза соответствия осуществляется Департаментом устойчивого развития Госкорпорации на основании специально разработанной формы оценки для верификации устойчивости, включающей перечень вопросов (чек-лист) и индикаторов в области ESG (далее – форма оценки). Форма оценки применяется к продуктовым направлениям отрасли, форма оценки заполняется организацией Госкорпорации «Росатом», отвечающей за развитие продуктового направления.
По результатам анализа заполненной формы оценки Департамент устойчивого развития выпускает заключение об уровне устойчивости продуктового направления (устойчивое/зеленое, промежуточный уровень, неподтвержденный уровень) и формирует рекомендации по повышению уровня зрелости. Процедура и форма оценки закрепляются в Единых отраслевых методических указаниях Госкорпорации «Росатом» и ее организаций по организации работы в области устойчивого развития» от 25.12.2020 №1/1623-П, соблюдение которых также является обязательным для всех подконтрольных Госкорпорации организаций, включая АЭПК.
Дополнительно для конкретного проекта могут определяться адресные «зеленые» индикаторы и их целевые значения.
Также в Госкорпорации создан Экспертный совет по структурированию финансирования проектов Госкорпорации «Росатом» и ее организаций (далее – Экспертный совет), наделенный следующими полномочиями:
- О подтверждении соответствия программы / проекта категории устойчивых (зеленых) программ/проектов для целей устойчивого (зеленого) финансирования;
- О подтверждении целесообразности использования инструментов устойчивого (зеленого) финансирования программ/проектов Корпорации и ее организаций, соответствующих квалификационным критериям отнесения программ/проектов к категории устойчивых (зеленых) программ/проектов (включая применение индикаторов устойчивого (зеленого) развития в рамках привлекаемого финансирования).
С учетом вышеизложенного, процедура, с помощью которой эмитент определяет соответствие проекта категории устойчивого (зеленого), выглядит следующим образом:
- Подконтрольная Госкорпорации «Росатом» организация, отвечающая за развитие продуктового направления/реализацию проекта, заполняет форму оценки и направляет ее в Департамент устойчивого развития Госкорпорации «Росатом»;
- Департамент устойчивого развития Госкорпорации «Росатом» выпускает заключение об уровне устойчивости продуктового направления/проекта на основании полученной формы оценки;
- при необходимости, в том числе для целей устойчивого (зеленого) финансирования Департаментом устойчивого развития Госкорпорации «Росатом» совместно с подконтрольной организацией Госкорпорации «Росатом», отвечающей за развитие продуктового направления/реализацию проекта, и Казначейством Госкорпорации «Росатом» могут быть определены дополнительные зеленые индикаторы и их целевые значения для проекта, относимого к категории устойчивых (зеленых);
- на основании заключения Департамента устойчивого развития Экспертный совет подтверждает соответствие проекта категории устойчивых (зеленых) для целей устойчивого (зеленого) финансирования и целесообразность использования инструментов устойчивого (зеленого) финансирования в рамках реализации конкретного проекта.
Экспертный совет на заседании от 26.05.2021 подтвердил соответствие проектов по стратегической программе «Ветроэнергетика» категории устойчивых («зеленых») и утвердил целесообразность ее финансирования и рефинансирования, в том числе путем выпуска зеленых облигаций.
Оценка проектов в рамках программы «Ветроэнергетика» осуществлялась на основе значимости для достижения экологических приоритетов, соответствия принципам зеленого финансирования ICMA, рекомендациям ВЭБ.РФ и иным критериям. Таким образом, процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе отвечает Принципам зеленых облигаций.
Обособленность учета.
Эмитент заявил, что будет направлять эквивалент полученных от размещения зеленых облигаций средств на рефинансирование проекта «Строительство ВЭС 660 МВт», к которому относятся ранее понесенные расходы АО «ВетроОГК» (подконтрольной Госкорпорации «Росатом» организацией) по программе «Ветроэнергетика». Принимая во внимание характер целевого использования средств, подразумевающих рефинансирование ранее понесенных затрат, у эмитента не возникает необходимость в обособлении счетов и введении дополнительного внутреннего аналитического учета. Схема финансирования понесенных расходов предполагала создание отдельного юридического лица, АО «НоваВинд» и предприятий в контуре его управления, для реализации только проектов в области ветроэнергетики. Такая схема финансирования подразумевала обособленность учета. Таким образом, система учета отвечает Принципам зеленых облигаций.
Раскрытие информации. Общие цели, принципы и требования Госкорпорации и её организаций в области публичной отчетности закреплены в «Единой отраслевой политике Госкорпорации «Росатом» в области публичной отчетности. Раскрытие результатов по тематике устойчивого развития происходит ежегодно в составе публичной нефинансовой отчетности, в соответствии со стандартом GRI, и регулируется Единой политикой. Также, в рамках участия в Глобальном договоре Организации Объединенных Наций, Госкорпорация обязалась в течение одного года отчитаться о прогрессе в области устойчивого развития, а затем ежегодно представлять сообщения о прогрессе.
Эмитент заявил, что будет направлять эквивалент полученных от размещения зеленых облигаций средств на рефинансирование проекта «Строительство ВЭС 660 МВт», к которому относятся ранее понесенные расходы АО «ВетроОГК» (подконтрольной Госкорпорации «Росатом» организацией) по программе «Ветроэнергетика». Эмитент обязуется ежегодно предоставлять информацию на сайт Московской Биржи и публиковать отчет о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, в соответствии с решением о выпуске Облигаций.
В составе отчета о целевом использовании денежных средств эмитент обязан раскрывать, в том числе, информацию по проекту, затраты по которому будут рефинансированы за счет средств от размещения Облигаций, и о текущем статусе реализации проекта.
Таким образом, раскрытие информации отвечает Принципам зеленых облигаций.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
При выражении независимого заключения о соответствии Облигаций принципам зеленых облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 06.08.2020).
Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные АО «Атомэнергопром», Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам зеленых облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.
Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion).