Скупой заплатит снова: как правительству придется до осени скорректировать свой антикризисный план
Поделиться
VK


В предложенном правительством плане поддержки экономики нет места подвигу: он вполне реализуем и обречен быть выполненным по большинству показателей. Основной его недостаток — низкий уровень расходов, составляющий всего 4,5–5% ВВП, считает экономист Антон Табах.

В предложенном правительством плане поддержки экономики нет места подвигу: он вполне реализуем и обречен быть выполненным по большинству показателей. Основной его недостаток — низкий уровень расходов, составляющий всего 4,5–5% ВВП, считает экономист Антон Табах

Одобренный сегодня президентом национальный план поддержки экономики не стал сенсацией. В основном он включил в себя уже заявленные ранее антикризисные меры, существенную часть национальных проектов, запланированных на этот год. Заметно упование на то, что существенная часть проблем «сама рассосется» из-за улучшения глобальной экономики и при поддержке более мягкой денежно-кредитной политики, реализуемой Центральным банком.

План не выглядит излишне амбициозным: прогнозы довольно консервативны и по потерям этого года для экономики и бюджета, и по возможному росту в следующем году. В силу инерционности большинства экономических и бюджетных процессов кризис гарантированно уйдет в 2021 год, причем остается вопрос, возможно ли полное восстановление к началу 2022 года или — при благоприятном сценарии — это произойдет раньше. При стабилизации нефтяных цен несколько выше нынешних уровней (что весьма вероятно при соблюдении соглашений ОПЕК+) и сохранении темпов выхода мировой экономики из противоэпидемических мер, сдобренного огромными вливаниями ликвидности США, Европой и Японией, падение будет более низким, а восстановление — быстрым. В этом смысле в предложенном плане нет места подвигу, он вполне реализуем и обречен быть выполненным по большинству показателей.

План предусматривает реализацию давно обсуждавшихся, но застрявших мер по дерегулированию экономики или изменению законодательства. Например, предусмотрены изменения в порядке распределения бизнеса между арбитражными управляющими, а также усиление прав кредиторов при реструктуризации кредитов и облигаций. В отличие от снятия «поражения в правах» на организацию нового бизнеса у обанкротившихся из-за пандемии, данные предложения имеют мало отношения к антикризисной повестке. Разумным представляется и передача ответственности за новые идеи по поддержке МСБ на регионы, которые отвечают и за противоэпидемические ограничения, при выделении им дополнительных средств.

Системной мерой можно считать создание «анти-ФНС», социального казначейства — органа, концентрирующего социальные выплаты и информацию об их получателях (судя по всему, максимально оцифрованную) и имеющего возможность оказывать помощь именно тем, кто в ней нуждается. Собственно, создание реестра получателей было одной из задач нового правительства. Но после того как службы занятости и в целом инфраструктура соцзащиты показала свои слабости, концепция изменилась. В отличие от налогов, многие социальные программы существуют и финансируются на региональном и муниципальном уровнях, поэтому определить формат, распределить полномочия и обеспечить эффективное функционирование социального казначейства будет непросто. Но, как известно, в России крупные реформы успешно реализуются только под огнем противника.

Основным изъяном плана представляется весьма низкий уровень расходов на его реализацию. Прямые расходы можно оценить в 4,5-5% ВВП, причем сюда входят и меры поддержки, уже заявленные в марте — мае. Не предусмотрены новые выплаты населению, существенная часть программы помощи нацелена на крупный бизнес либо реализуется через крупнейшие (чаще всего государственные) банки, которые легче администрировать. В условиях, когда основной удар пришелся по малому бизнесу и сфере услуг и миллионы людей лишились дохода, но не получают пособий по безработице или социальных выплат, нужны более широкие выплаты именно пострадавшим — еще до создания казначейства.

О «вертолетных деньгах» (раздача свеженапечатанных денег практически всему населению поголовно) речь, конечно, идти не может, однако избыточная прижимистость несет большие социальные риски. Более того, многие заявленные в последние три месяца меры представляют собой отсрочки и «каникулы». Это значит, что уже осенью нужно будет решать, как списывать или реструктурировать неподъемные долги. Могут потребоваться нетривиальные идеи, например кредитная амнистия для наиболее пострадавших граждан и предприятий, но в плане такого нет.

Можно ожидать, что план будет уже летом переписан на шершавый язык бюджета. При этом он будет существенно корректироваться по ходу реализации с добавлением мер в ответ на те или иные обостряющиеся проблемы. Можно ожидать, что популярные идеи наверняка будут исходить от президента, заботящегося о народе и бизнесе. Например, очень простые и быстрые выплаты на детей и возвраты налога ИП и самозанятым, как и ожидалось, оказались популярными даже у скептиков. Повторение выплат к 1 сентября может стать одной из таких простых, популярных и не слишком дорогих для бюджета мер и помощи людям, и поддержки спроса.

Источник: Forbes

Публикации по тематике


Эксперты ожидают темпы роста экономики России выше ранее прогнозируемых

ТАСС

По словам главного экономиста "Эксперт РА" Антона Табаха, глобальный прогноз выглядит достаточно сбалансированным
16.04.2024

Эксперт дала прогноз по росту российской экономики в 2024 году

РИА Новости

Глава "Эксперт РА" Чекурова: рост экономики России в 2024 году составит 2,1%
11.04.2024

Зерновые пошлины грозят разгоном инфляции в ЕС, а для РФ этот рынок не приоритет - эксперт

РИА Новости

МОСКВА, 19 мар - РИА Новости. Рынок Евросоюза не является приоритетным для российского экспорта зерна, но пошлины на него могут разогнать инфляцию в объединении, заявила РИА Новости младший директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Елизавета Уткина.
19.03.2024

Ресурсы на проекты: где найдут деньги на реализацию послания президента

Forbes

Масштабные инициативы, представленные в очередном послании Владимира Путина, потребуют серьезной перенастройки налоговой системы. При этом, считает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах, в силу структуры российской экономики налоги на доходы граждан никогда не закроют потребности федерального и региональных бюджетов. Основными дойными коровами для государства были и будут крупные компании
06.03.2024

Три вопроса года Дракона

Cbonds Review

Чтобы преуспеть в наступающем 10 февраля году Дракона по восточному календарю, участники рынка должны правильно оценить три основные истории, которые и определят доходность инвесторов, стоимость заимствований эмитентов и доходы других игроков.
04.03.2024