Повышение рейтинга эмитента с ВВВ+ до А- сильно меняет его возможности по привлечению финансирования: он становится доступен неквалифицированным инвесторам (после тестирования), на него проще открыть лимиты в банках и т.д. Чем руководствуется рейтинговое агентство при присвоении/пересмотре/повышении рейтинга до А-? На вопросы Angry Bonds ответил старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Дмитрий Сергиенко.
Дмитрий Сергиенко, старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» |
1. Три основных фактора, которые влияют на принятие решения. Чего должен достичь эмитент с рейтингом ВВВ+ чтобы стать А-.
Рейтинговая модель для нефинансовых компаний базируется на анализе трех основных направлений: бизнес-профиль компаний, финансовые риски и блок корпоративных рисков. Существенное улучшение позиций по одному из блоков может привести к повышению рейтинга, при условии сохранения показателей по двум другим блокам. То есть существенное увеличение масштабов бизнеса за счет привлечения значительного объема заемного финансирования и, как следствие, сильного увеличения долговой нагрузки, с высокой вероятностью не приведет к повышению рейтинга.
Одним из наиболее распространенных драйверов повышения рейтинга можно отметить усиление рыночных и конкурентных позиций компании до уровня «выше средних» по отрасли при оценке риск-профиля компаний. В блоке финансовых рисков драйвером повышения рейтинга в основном является снижение долговой нагрузки до уровня ниже 3,0х в терминах долг/EBITDA. При этом важно отметить не только фактическое снижение долговой нагрузки на отчетную дату, но и наличие выраженных трендов по поддержанию или дальнейшему снижению этого показателя в среднесрочной перспективе. Помимо этого, переход в рейтинговую категорию «А» подразумевает в компании уже действие развитой практики корпоративного управления с соответствующими элементами (Совет директоров, правление, хороший уровень информационной прозрачности и т.д.).
2. Что является главным при принятии решения: формальные критерии, или экспертная оценка? Может ли случиться ситуация, когда два более или менее сходных по отчетности эмитента могут получить разные рейтинги из-за позиции экспертов?
Вероятность получения разного рейтинга у схожих эмитентов практически сведена к минимуму. Во-первых, порядка 2/3 рейтинговой модели основывается на расчетных показателях и предпосылки для расчета прогнозных финансовых показателей используются для схожих эмитентов одинаковые. Во-вторых, над рейтингом работает команда из двух аналитиков, а решение принимает рейтинговый комитет, состоящий минимум из 5 сотрудников, что нивелирует возможную субъективную трактовку отдельных показателей разными аналитиками.
3. Насколько важны планы эмитента (стратегия, бизнес-план и пр.) и прогнозы рынка при присвоении рейтинга. На какие прогнозы опирается «Эксперт РА» в своей работе (есть ли бенчмарк).
Финансовый анализ и присвоение кредитного рейтинга, в частности, является своего рода попыткой взглянуть в будущее компании. Поэтому при рейтинговой оценке важную роль играют планы эмитенты. Наличие неопределённости в будущих планах компании или нереалистичные планы и предпосылки, как правило, оцениваются консервативно, что негативно сказывается на рейтинговой оценке.
В целом используемые в рейтинговой оценке прогнозы основываются на специализированных отраслевых обзорах, а также принимаются во внимание прогнозы компании.
4. Идеальный портрет эмитента рейтинга ruА-
4.1. Рыночные и конкурентные позиции «выше средних» в отрасли.
4.2. Долг/EBITDA в среднем по циклу не более 3х
4.3. EBITDA/interest в среднем по циклу не менее 4х
4.4. Сильная позиция по ликвидности
4.5. Высокий уровень информационной прозрачности
4.6. МСФО отчетность (годовая и промежуточная)
Источник: vc.ru