«Китай несколько десятилетий завоевывал свое влияние в Африке»
Поделиться
VK


Приход России обозначился на континенте лет пять назад, но это пока выглядит не как стратегия, а как попытка эксплуатации старых связей и преимуществ российского ВПК.

— Чем российская политика в Африке отличается от стратегий других крупных держав?

— Разница в том, что у России я пока стратегии не вижу, это скорее оппортунистическая история. Россия в основном экспортирует наследие СССР: по старой памяти в Африку приезжают наши чиновники, плюс сюда активно идет российское оружие. Наше оружие — конкурентный товар на континенте, оно достаточно дешевое и надежное. И эти поставки оружия, в отличие от поставок из США, не отягощаются, например, требованиями по соблюдению прав человека. Приход России обозначился на континенте лет пять назад, но это пока выглядит не как стратегия, а как попытка эксплуатации старых связей и преимуществ российского ВПК.

На форуме «Россия–Африка» в Сочи звучало: «Мы помогаем Африке стать суверенной, а не быть марионетками МВФ», — но говорить о том, как реально будет действовать Россия, пока нельзя. Это первый подобный форум в современной России, и нам только предстоит оценить его значение для Москвы и стран континента.

Если же говорить о США и ЕС, то они, с одной стороны, оставляют этот регион из-за своих внутренних проблем (Brexit, политика Трампа), но при этом исторически имеют серьезное влияние на африканском континенте. Их влияние отражается на объемах инвестиций и торговли, на количестве миротворцев, на ином военном присутствии.

Китай, с другой стороны, за последние 20 лет нарастил свое влияние в Африке прежде всего за счет роста товарооборота. Когда Китай вступил в ВТО, они удачно зашли в Африку со своей ширпотребной продукцией, потому что платежеспособность на континенте низкая.

— Бедность местных жителей не стала преградой для китайского бизнеса?

— Китайский бизнес, который приходит в Африку, — это малый бизнес, который как раз ориентирован на малообеспеченное население. Те предприниматели, которые в Китае особо ничего не добились, уходят на другой, более маленький, рынок. Там, слегка подстраиваясь под местные запросы, они становятся сравнительно успешными за счет доступности своих товаров и услуг. Однако такое проникновение китайского частного бизнеса на континент — не повсеместная история.

Постепенно, за счет трансформации производственной базы, Китай стал продавать не только резиновые игрушки, но и электронику, оборудование, машины… Вместе с этим пришли инвестиции. Речь идет о строительстве инфраструктуры (дороги, мосты, аэропорты, социальная инфраструктура и прочее), — все то, что западные игроки и финансовые институты не могут себе позволить из-за смущающих их факторов: например, людоедского правительства или высокого уровня коррупции. У Китая таких ограничений нет, они дают кредиты всем.

Получается, что они поддерживают людоедские режимы, но при этом заполняют инфраструктурную дыру, которая сохранялась в Африке десятилетиями, если не веками. Поэтому китайское влияние на этот континент формируется уже давно. Существует форум «Китай–Африка», куда ездят лидеры государств. Китай дает им огромные кредиты, в том числе льготные — по нулевой или очень низкой ставке.

— В чем состоит коммерческая привлекательность инвестиций в Африку?

— Если это отдельные компании, то они, как и везде, следуют своим интересам. Для компании, которая, например, занимается добычей ресурсов, Африка выгодна, так как это богатый ресурсами регион. Для строительной компании — поскольку страны Африки нуждаются в инфраструктуре. Для банков — поскольку кредиты они выдают незабесплатно, их приходится отдавать. Только практические интересы.

Со стороны США и ЕС есть еще гуманитарный компонент: поддержание стабильного развития, миротворческие кампании, благотворительные организации.

Но в последнее время и у Китая появились амбиции стать державой, которая отвечает за развитие всего мира в целом.

Россия не вписывается в этот ряд, у нее нет таких экономических инструментов, чтобы влиять на внутриафриканские процессы. Но есть практические интересы по продаже оружия, наращивания дипломатического и неформального влияния в нестабильных республиках — например, ДР Конго или ЦАР, где работают российские военные. Это дает возможность российскому руководству показать миру, что оно может влиять на происходящее в таком нестабильном регионе и просто вызывать нервозность у других игроков, транслировать свои амбиции. Так что для России контакты с Африкой — это в основном практические и геополитические интересы.

— В XXI веке роль Африки в мировой экономике действительно заметно вырастет?

— Это зависит от конкретной стратегии развития. Африка — регион с молодым, трудоспособным и низкооплачиваемым населением. Но опять же, Африку, как один феномен, рассматривать трудно, ведь страны очень по-разному развиты. Одно дело, если вы приходите как бизнес в Южный Судан или ЦАР — страны, где идут гражданские войны. А если вы приходите в маленькую, но стабильную страну или даже в Южную Африку, где государства развиты нормально, — это уже другая история.

Источник: Новая газета

Публикации по тематике


Экономист оценила риски затяжной стагфляции в мире

АЭИ Прайм

МОСКВА, 19 дек - ПРАЙМ. Мировая экономика может войти в стагфляционную петлю из-за высокого уровня государственного долга в разных странах, рассказала в интервью РИА Новости глава рейтингового агентства "Эксперт РА" Марина Чекурова.
19.12.2025

Вебинар «Инфляция 2025: глобальные тренды и российская специфика», 17 декабря 2025 года

Как протекционистская политика Трампа повлияет на глобальную инфляцию и инфляцию в США? Как повышение НДС скажется на российской инфляции? Как противоречия между денежно-кредитной и бюджетно-налоговой повлияют на инфляцию в 2026 году? Эти и другие темы обсудили макроэкономисты Антон Табах и Анастасия Подругина вместе с гостями Егором Сусиным и Олегом Шибановым. 18.12.2025

Денежный горизонт: правительство ожидает рост доходов бюджета в следующем году

Известия

Как именно экономика будет развиваться в ближайшие годы
16.12.2025

Ожидания по ключевой ставке ЦБ пошли ниже 16% годовых на данных Росстата

Российская газета

После публикации данных Росстата об аномально низкой для начала зимы инфляции ожидания по ключевой ставке Центробанка тоже пошли вниз. Об этом свидетельствуют результаты опроса экономистов, который провела "Российская газета", а также данные Московской биржи.
14.12.2025

Кадровая волна: РФ необходимо привлекать в экономику 1,7 млн человек в год

Известия

За семилетний период России потребуется заменить примерно 12,2 млн специалистов, а ежегодная потребность в притоке кадров оценивается примерно в 1,7 млн человек, заявил глава Минтруда Антон Котяков. В то же время, по словам вице-премьера Татьяны Голиковой, уровень занятости среди трудоспособных граждан сейчас находится на рекордно высоких значениях. Какие отрасли испытывают наиболее острый кадровый дефицит в ближайшие семь лет, а также как распределяется заявленный объем замещающей потребности по регионам, разбирались "Известия".
08.12.2025