Авгиевы конюшни: как распознать надежный банк
Поделиться
VK


На что стоит обратить внимание при выборе банка

Основными причинами отзыва лицензий у банков в 2013-2016 годах были утрата капитала в результате недооценки кредитного риска, вовлеченность в проведение сомнительных операций, а также потеря ликвидности. Каковы же критерии надежности банка, и по каким признакам можно оценить его финансовую устойчивость? 

Рядовому пользователю банковских услуг, который не разбирается в тонкостях финансовой отчетности, оценить надежность банка помогут следующие советы. Во-первых, стоит обратить внимание на информационную прозрачность банка для неограниченного круга лиц. Если банк хотя бы частично не раскрывает ежемесячную отчетность на своем сайте либо сайте Банка России, это может означать, что он скрывает свои плохие финансовые показатели. Тревожным сигналом может быть излишне навязчивая реклама банком своих услуг, слишком привлекательные по сравнению с рынком условия по вкладам (завышенные процентные ставки, подарки при открытии вклада, льготные условия досрочного изъятия) и их частые изменения. Безусловно, стоит обращать внимание на уровень и динамику кредитного рейтинга банка от рейтингового агентства, аккредитованного Банком России.

Немаловажным фактором является репутация собственников банка и его руководства. Наличие собственников, заинтересованных в развитии банка и способных оказать финансовую поддержку, является значительным преимуществом. Тревожным фактором можно считать недостаточно прозрачную структуру собственности, так как стремление скрыть реальных бенефициаров зачастую вызвано отсутствием у них желания нести ответственность за деятельность банка. Среди основных признаков непрозрачности можно выделить наличие среди акционеров банка офшорных компаний, закольцованную структуру собственности, наличие большого количества компаний-прокладок до конечного собственника-физлица, а также излишне деконцентрированную структуру собственности. Так, если доля крупнейшего бенефициара составляет менее 10% капитала, то высока вероятность того, что собственники не смогли пройти процедуру согласования регулятором в части подтверждения источника дохода либо деловой репутации. Негативно репутацию собственников и топ-менеджмента банка можно оценить, если они ранее работали в банках, лицензия которых отозвана за проведение сомнительных операций, или же владели таким банком.

Более искушенным потребителям банковских услуг можно посоветовать проанализировать отчетность банка. Для этих целей существует ряд сайтов с рассчитанными ключевыми финансовыми показателями банков. Наиболее важно проанализировать запас нормативов достаточности капитала над регулятивным минимумом, а также адекватность политики резервирования кредитов, поскольку основной причиной отзыва лицензий является недооценка кредитных рисков. С 2013 года доля отозванных в том числе по этой причине лицензий превышала 40%, а в 2016 году она возросла до 59%. Кредитный риск может оказаться существенно недооцененным при низком уровне резервирования кредитного портфеля по сравнению со средним по рынку (по данным Банка России, 8,5% на 01.01.17) и незначительном покрытии обесцененных ссуд совокупной величиной сформированных резервов. Также немаловажным фактором является уровень покрытия кредитов обеспечением (особенно имущественным), так как оно позволяет хотя бы частично компенсировать потери в случае реализации кредитного риска.

На втором месте по частоте причин отзыва лицензий находится проведение банками сомнительных операций. По данным Банка России, в 2016 году по сравнению с 2015 годом объем сомнительных операций снизился почти в два раза (с $1,5 млрд до $800 млн), в том числе за счет ужесточения критериев вовлеченности банков в проведение таких операций в 2014 году. В результате, доля отозванных лицензий за нарушения в сфере ПОД/ФТ сократилась с 39% в 2014 году до 30% в 2016 году, однако по-прежнему остается высокой. Одним из признаков вовлеченности в осуществление сомнительных операций является высокое соотношение объемов клиентских операций (наличных и безналичных) и величины активов банка. Дело в том, что при больших масштабах и количестве транзакций может быть затруднено отслеживание соблюдения требований антиотмывочного законодательства. Но подобная ситуация также может возникать при несопоставимости масштабов банка и клиентов, которых он обслуживает. Например, если в банке на расчетно-кассовом обслуживании находится крупная компания и/или группа компаний, зачастую являющаяся аффилированной. Для более точной оценки потенциальной вовлеченности банка в проведение сомнительных операций необходим детальный анализ клиентов, в том числе на предмет признаков отсутствия реальной деятельности. Однако по публичным данным такой анализ провести затруднительно.

В 2015-2016 годах в связи с потерей ликвидности лишились лицензии только 7-8% банков. Во многом это обусловлено наличием зависимости риска потери ликвидности от кредитного риска, поскольку ликвидность неотделима от качества и срочности кредитного портфеля. Кредиты должны генерировать не только доход, но и поток ликвидности. Риск потери ликвидности существенно повышается, когда банк наращивает долгосрочный кредитный портфель в ущерб поддержанию необходимой «подушки ликвидности». Также повышенному риску ликвидности подвержены банки с высокой зависимостью от одного источника фондирования (например, розничных вкладов или расчетных счетов) либо от крупных кредиторов. Одной из самых рискованных моделей банковского бизнеса считается финансирование долгосрочных коммерческих проектов за счет вкладов физлиц, которые по российскому законодательству могут быть истребованы досрочно. Поскольку формально длинная срочность розничных вкладов зачастую завышает нормативы ликвидности банка, состояние его ликвидности дополнительно стоит оценивать по уровню покрытия привлеченных средств клиентов ликвидными активами.

Одной из ключевых проблем банков остается слабый запас капитала, несмотря на значительное снижение отчислений в резервы в 2016 году по сравнению с 2014-2015 годами. Поэтому мы ожидаем, что в 2017 году как темпы отзыва лицензий, так и их основная причина (недооценка кредитного риска) сохранятся. Дополнительное негативное влияние на капитализацию банков окажет ужесточение с 2017 года порядка резервирования кредитов, выданных аффилированным с банком заемщикам, заемщикам с признаками нереальности деятельности, а также портфелей розничных однородных ссуд. Кроме того, регулятор планирует усилить оценку рисков концентрации активных операций. В результате к нормативам достаточности капитала банков, подверженным повышенным рискам концентрации, будут устанавливаться индивидуальные надбавки. 

Опубликовано в Forbes

Публикации по тематике


Банк России ограничит выдачу ипотеки на срок более 30 лет

Ведомости

С 1 июля 2025 года лимиты затронут также закредитованных заемщиков и ссуды с низким первоначальным взносом
12.11.2024

Регуляторный кнут против депозитного пряника

РБК

Власти озабочены торможением инвестиционной активности
12.11.2024

Ставки по вкладам стремятся вверх

Коммерсантъ FM

Каков реальный процент доходности депозитов
11.11.2024

Доля крупных банков в ESG-кредитовании опустилась ниже 50%

Российская газета

Доля системно значимых банков (СЗКО) в ESG-кредитовании, целью которого является финансирование экологических и социальных проектов, опустилась ниже 50%. Она снижается не первый год, говорится в обзоре рейтингового агентства "Эксперт РА", с которым ознакомилась "Российская газета".
11.11.2024

Банки сократили число филиалов на 40%

Российская газета

Число банковских филиалов в России сократилось на 40% за пять лет, выяснила "Российская газета". Становится меньше и головных офисов, представительств.
06.11.2024