Регулятивные риски инвестиций в МФО
Поделиться
VK


Аналитик Иван Уклеин специально для Business FM о регулятивных рисках инвестиций в МФО.

Аналитик по банковским рейтингам "Эксперт РА" Уклеин Иван

Из-за периодических негативных публикаций в СМИ об отдельных недобросовестных микрофинансистах инвесторы зачастую с недоверием относятся к игрокам на рынке МФО и представляют их как «ростовщиков» с непрозрачным бизнесом, вследствие чего выбирают альтернативные инвестиционные инструменты (либо с относительно более низкой доходностью, либо с более высоким риском). Из-за отдельных остающихся на рынке непрозрачных компаний весь рынок представляется миру финансов «серой зоной», которая кредитует под 700% годовых. Тем не менее, если взглянуть на проблему под другим углом, микрозайм на 5000 рублей на 5 дней обойдётся клиенту в 500 рублей. В некоторых случаях это вполне приемлемая цена денег «до зарплаты» (PDL, или Payday Loan), если другие источники недоступны. Но многие компании предлагают продукты на 1-2 года по ставкам всего в несколько раз выше банковских. В РФ есть проблема недостаточно развитой финансовой инфраструктуры в регионах: в некоторых отдалённых поселениях представлен только один Сбербанк, и предлагает он только продукты 50-100 тыс. руб. сроком на 1-2 года (часто с долгим оформлением залога или страховки, и то только после неспешных предварительных процедур одобрения кредита). Это хорошее решение для дорогих инвестиционных покупок (из-за сравнительно низких ставок по кредитам 15-30% годовых), но такой кредит доступен не каждому и совершенно не подходит для текущих целей. Очевидно, что данную нишу занимают игроки, которые обладают преимуществами в виде скорости принятия решения и удалённой выдачи прямо на банковскую карту того самого единственного банка в посёлке (по ставкам 30-100% годовых). Важный момент: за устойчивое сокращение «серой зоны» на этом рынке отвечает тот же регулятор, который осуществляет надзор и за коммерческими банками – Банк России, а также правоохранительные органы.

Центральный Банк решительно выступил против законодательных инициатив по запрету микрофинансовой деятельности или её жёсткому ограничению без анализа последствий. Основной аргумент – возврат в таком случае к «чёрным кредиторам» - похоже, весьма состоятельный, поэтому инициативы представителей законодательных органов власти переходят в более частные вопросы снижения предельной стоимости микрозайма (что представляется компромиссным решением для всех сторон). Данную позицию последовательно отстаивает СРО «МиР» и Банк России. Риск законодательных ограничений если и ложится на инвесторов, то, прежде всего, на инвесторов сегмента «до зарплаты», поскольку требования к этому сегменту постепенно становятся жёстче, но конечная цель пока не чёткая – многие PDL-МФО будут вынуждены либо уйти с рынка, либо серьёзно пересмотреть бизнес-модель. Тут становится важной диверсификация рисков (как портфеля инвесторов, так и деятельности самих компаний), поскольку не все компании окажутся готовы оперативно перестраивать свой бизнес (например, в случае дальнейшего ограничения предела начислений по микрозаймам). Идеальная ситуация – диверсифицировать инвестиции в несколько разных компаний, которые не только занимают разные ниши на рынке, но и стремятся к диверсификации своей деятельности (выход на другие рынки, внедрение альтернативных продуктов и услуг, географическая диверсификация, агентские схемы и т.д.).

Риски МФК существенно ниже, чем МКК, поскольку за ними установлен прямой надзор Банка России, а для регулирования их деятельности применяются более жёсткие нормативы, что позволяет привлекать средства ФЛ с более высокой надёжностью.

При этом с момента разделения рынка на МКК и МФК в марте 2017 года пока не наблюдалось ни одного дефолта МФК, хотя исключать и не упоминать об этом предпринимательском риске было бы некорректно (выдача беззалоговых микрозаймов – весьма рискованный бизнес). В конце 2017 года активно привлекали фондирование от ФЛ только два-три десятка микрофинансовых компаний, в связи с чем взрывного роста объёмов фондирования от ФЛ не ожидается. Но тренд по объёмам привлечения всё же положительный как по количеству (полгода назад средства ФЛ активно привлекали только не более дюжины компаний), так и по объёмам, что оказывает существенное давление на ставки привлечения.

Источник: Business FM Санкт-Петербург

Публикации по тематике


Один заем в одни руки

Коммерсантъ

Как новая реформа повлияет на рынок микрофинансирования
13.11.2024

Количество МФО продолжило снижаться быстрее прогнозов

Российская газета

Число микрофинансовых организаций снизилось с начала года на 8,2%, следует из статистики Банка России, которую изучила "Российская газета". Дальнейшее реформирование рынка, ужесточение требований к МФО и установление предельных ставок этот тренд подкрепит. А после реализации концепции ЦБ, которая предполагает вывод из сегменте участников, не связанных с выдачей дорогих микрозаймов, количество игроков может сократиться вдвое, полагают эксперты, и темпы ускорятся.
30.08.2024

Число микрофинансовых организаций сократилось до рекордного с 2020 года уровня

Российская газета

Рынок микрофинансирования смог быстро адаптироваться к новым требованиям регулятора и показал рекордный объем выдачи в 1 трлн рублей по итогам прошлого года. Крупные игроки усилили позиции, а небольшие ушли, отмечают аналитики рейтингового агентства "Эксперт РА". Удлинились, например, и сроки займов "до зарплаты". В текущем году прирост выдачи микрозаймов составит 25%, говорится в прогнозе, которой изучила "Российская газета".
14.05.2024

В агентстве "Эксперт РА" считают, что прибыль МФО в 2024 году может увеличиться на 39%

ТАСС

Согласно данным ЦБ РФ, в 2022 году прибыль МФО выросла также на 39% в годовом сравнении, в 2023-м - на 40%
14.05.2024

Эксперты прогнозируют, что портфель займов МФО в 2024 году может вырасти на 20%

ИНТЕРФАКС

Москва. 14 мая. INTERFAX.RU - Портфель займов микрофинансовых организаций (МФО) в 2024 году может вырасти на 20% (в 2023 г. показатель вырос на 21% до 443 млрд руб.), прогнозирует рейтинговое агентство "Эксперт РА".
14.05.2024