Содержание
- Резюме
- Инвестиционная привлекательность регионов неравномерна
- Инфраструктурные ресурсы развиваются инициативами федерального центра
- Социальные ресурсы – фундамент инвестиционной привлекательности
- Экономические ресурсы регионов характеризуются неоднородностью и диспропорцией в их развитии
- Финансовые ресурсы пошатнулись, но выстояли от ударов коронокризиса
- Оценка состояния окружающей среды – новый важный аспект при принятии инвестиционного решения
- Прогноз перспектив развития инвестиционной привлекательности регионов благоприятный
- Индекс инвестиционной привлекательности регионов: краткая методология
Резюме
Инвестиционная привлекательность регионов выросла в 2020-м и продолжает демонстрировать положительную динамику в текущем году. Согласно данным агентства, медианный индекс прибавил 0,02 п. и составил 0,61 за 2020 год. Росту не помешала даже затянувшаяся пандемия, государственные меры поддержки оказались сильнее. Национальные проекты заработали с новой силой и показали заметные результаты в социальном и инфраструктурном направлениях развития. Инвестиции в основной капитал, показавшие в 2020-м снижение к 2019-му на 1,4 % в сопоставимых ценах, за 9 месяцев 2021 года восстановились и продемонстрировали рост на 7,6 %. Инвесторы, хотя и пересмотрели свои инвестиционные планы, не спешили свертывать реализации начатых проектов.
В среднесрочной перспективе драйверами роста инвестпривлекательности послужат принятые программы по выдаче инфраструктурных кредитов регионам из федерального центра, большая часть которых пойдет на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Социальная политика региональных бюджетов укладывается в мейнстримный тренд ESG-инвестиций, открывая возможности регионам привлекать новый класс денег. Стимулирование внедрения принципов ESG будет оказывать все большее влияние на принятие решения инвесторами. Конечно, новые волны пандемии и связанные с ними локдауны притормаживают восстановительные процессы. Тем не менее агентство ожидает сохранения тренда на рост инвестпривлекательности в следующем году, так как все основные принятые меры – долгосрочные.
Проведенная агентством оценка инвестиционной привлекательности основывалась на расчете 62 показателей, сгруппированных в пять блоков: инфраструктурные, экономические, социальные, финансовые ресурсы и состояние окружающей среды. Наибольший вес среди данных блоков имеют инфраструктурные и социальные ресурсы, так как для инвесторов наибольшую значимость имеет сочетание развитой инфраструктуры и наличие производительной и квалифицированной рабочей силы в регионах присутствия. Расчет каждого интегрального показателя был основан на применении сравнительного анализа. Для расчетов применялись последние годовые статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка Российской Федерации, Федерального казначейства, Минфина России, МВД России. Кроме того, в расчетах использовалась динамика показателей за последний год и данные из чек-листов по информационной и географической доступности регионов, которые отражались в корректировке текущих значений показателей. По итогам интегральной оценки регионы были отнесены к трем группам инвестиционной привлекательности – А, В, С, характеризующим инвестпривлекательность регионов на высоком, среднем и низком уровнях соответственно. Группы А и В поделены на три подгруппы.
Инвестиционная привлекательность регионов неравномерна
Инвестиционная привлекательность в современных условиях является одной из важнейших характеристик деятельности органов власти субъектов РФ, поскольку она напрямую влияет на социально-экономическое развитие и определяет векторы движения региона, посредством формирования представления инвестора о целесообразности реализации проектов в том или ином субъекте. Это инструмент привлечения инвестиций, подсвечивания сильных сторон и направлений развития, увеличения туристического трафика, развития малого бизнеса и, как следствие, улучшения благосостояния населения.
Проведенная интегральная оценка инвестиционного потенциала показала, что привлекательность регионов во многом определяется их высоким внутренним спросом, развитой сырьевой базой или близостью к столице. Определена пятерка лидеров: Архангельская область, г. Москва, Краснодарский и Приморский края, Ямало-Ненецкий автономный округ – это регионы с наивысшим уровнем инвестиционной привлекательности. Еще 20 регионов находятся в группе с высоким уровнем. В среднюю группу вошли 45 регионов. Группа с низким уровнем инвестиционной привлекательности включает 15 регионов.
Таблица. Рэнкинг регионов по инвестиционной привлекательности*
Группа | Наименование субъекта Российской Федерации |
А-1 | Наивысший уровень инвестиционной привлекательности |
Архангельская область | |
г. Москва | |
Краснодарский край | |
Приморский край | |
Ямало-Ненецкий автономный округ | |
А-2 | Очень высокий уровень инвестиционной привлекательности |
Белгородская область | |
Воронежская область | |
г. Санкт-Петербург | |
Курганская область | |
Курская область | |
Магаданская область | |
Московская область | |
Орловская область | |
Псковская область | |
Республика Татарстан | |
А-3 | Высокий уровень инвестиционной привлекательности |
Брянская область | |
Калининградская область | |
Липецкая область | |
Оренбургская область | |
Самарская область | |
Сахалинская область | |
Смоленская область | |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | |
Челябинская область | |
Чукотский автономный округ | |
В-1 | Средний уровень инвестиционной привлекательности |
Амурская область | |
Астраханская область | |
Владимирская область | |
Волгоградская область | |
г. Севастополь | |
Калужская область | |
Костромская область | |
Ленинградская область | |
Мурманская область | |
Республика Алтай | |
Республика Башкортостан | |
Республика Карелия | |
Республика Саха (Якутия) | |
Свердловская область | |
Ярославская область | |
В-2 | Умеренный уровень инвестиционной привлекательности |
Вологодская область | |
Кабардино-Балкарская Республика | |
Камчатский край | |
Красноярский край | |
Ненецкий автономный округ | |
Новгородская область | |
Республика Коми | |
Республика Крым | |
Республика Мордовия | |
Республика Северная Осетия – Алания | |
Республика Хакасия | |
Ростовская область | |
Тверская область | |
Тульская область | |
Тюменская область | |
В-3 | Умеренно низкий уровень инвестиционной привлекательности |
Забайкальский край | |
Ивановская область | |
Иркутская область | |
Нижегородская область | |
Новосибирская область | |
Омская область | |
Пензенская область | |
Пермский край | |
Республика Адыгея | |
Республика Ингушетия | |
Республика Марий Эл | |
Рязанская область | |
Ставропольский край | |
Хабаровский край | |
Чувашская Республика | |
С | Низкий уровень инвестиционной привлекательности |
Алтайский край | |
Еврейская автономная область | |
Карачаево-Черкесская Республика | |
Кемеровская область | |
Кировская область | |
Республика Бурятия | |
Республика Дагестан | |
Республика Калмыкия | |
Республика Тыва | |
Саратовская область | |
Тамбовская область | |
Томская область | |
Удмуртская Республика | |
Ульяновская область | |
Чеченская Республика |
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России, ЦБ РФ, Федерального казначейства, МВД России, Минфина России
В группах с наивысшим и низким уровнем инвестиционной привлекательности медианные значения уменьшились, тогда как по остальным наблюдается рост, в т. ч. и совокупно по регионам. Снижение в наивысшей группе связано с тем, что наибольший удар в кризисный период получили именно более развитые регионы, живущие преимущественно на свои доходы. Конечно, поддержка федерального бюджета смягчила последствия кризиса, бюджеты регионов просели не так сильно, как ожидалось, инвестиции в основной капитал в 2020 году, хотя и сократились (98,6 % в сопоставимых ценах к 2019 году), но массового отказа инвесторов от реализации проектов не последовало, были только единичные случаи. Ограничивающее влияние на снижение ряда социальных параметров также имела поддержка населению, хотя и была оказана в меньшем объеме, чем поддержка бюджетам регионов и бизнеса. Весь комплекс применяемых мер в кризисный период положительно отразился на росте медианного числа групп с высокой и средней инвестпривлекательностью и, как следствие, росте медианного значения итогового консолидированного значения.
Примечательно также, что в структуре инвестиционной привлекательности по итогам 2020 года наблюдается увеличение медианного числа по оценке инфраструктурных, экономических, финансовых ресурсов. Наибольший рост сложился в блоке инфраструктурных ресурсов, медианное значение выросло с 0,16 в 2019 году до 0,23 в 2020-м. И в этом основную положительную роль сыграли национальные проекты.
Также обращаем внимание, что информационная доступность и прозрачность, являются важным фактором с точки зрения снижения рисков при инвестировании и оказывают поддержку инвестпривлекательности регионов. Результаты по итогам проведенной оценки информационной доступности регионов для инвесторов получись неоднозначные. Большинство регионов данному вопросу уделяет очень мало внимания. Значимая информация либо вообще отсутствует, либо уже давно устарела. Кроме того, на региональных сайтах с трудом можно найти те или иные данные. К примеру, в более чем 60 регионах отсутствует информация о тарифах на электроэнергию, тепло-, водоснабжение и финансово-кредитных учреждениях, находящихся на территории региона. В половине регионов нет информации о социальной инфраструктуре, земельных участках и объектах недвижимого имущества, предлагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности. Проведенная экспертная оценка показала, что наименьшее количество данных можно найти в информационном поле Чеченской и Удмуртской республик, Республики Калмыкия. Лидерами по информационной открытости и доступности стали два региона – Республика Татарстан и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Инфраструктурные ресурсы развиваются инициативами федерального центра
Развитая инфраструктура – социальная, производственная, технологическая – основополагающий столп в привлечении инвестиций на территорию региона. Среди лидеров – регионы с более развитыми сетями автомобильных и железных дорог, внутренних водных путей, торговых площадей, системой воздушного и городского пассажирского транспорта, информационно-коммуникационной, социальной инфраструктурой. Но разрыв между лидерами и отстающими регионами велик. Медианное значение интегрального индекса по инфраструктурным ресурсам – 9,3, тогда как у лидирующего региона значение индекса равно 14,8, а у региона-аутсайдера – 1,7. Наличие неравномерно распределенных инфраструктурных ресурсов связано с тем, что у большинства регионов нет возможностей для их развития. На федеральном уровне применяются меры, призванные улучшить состояние инфраструктуры в регионах. В этом году было принято решение о выдаче регионам инфраструктурных бюджетных кредитов на срок не менее 15 лет по ставке не более 3 % годовых. Уже одобрены заявки 81 субъекту почти на 484 млрд рублей на получение бюджетных кредитов для улучшения инфраструктуры, большая часть которых пойдет на развитие дорожно-транспортной сети. Кроме того, в текущем году заработал такой инструмент, как выпуск инфраструктурных облигаций, средства от размещения которых будут направляться на финансирование строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры. С 2018 года реализуются национальные проекты, направленные на улучшение инфраструктурной составляющей регионального развития, и первые результаты уже есть. Например, в 2020 году в 83 регионах благодаря нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтировано, реконструировано и построено более 15 тыс. километров дорог, открыто 160 общеобразовательных организаций более чем на 100 тыс. мест, введены в эксплуатацию более 140 Домов культуры, заработали передвижные медицинские комплексы (более 1 тыс.), построено более 350 фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий и т. д. Все эти меры в долгосрочной перспективе дадут свой положительный эффект. А пока инфраструктура регионов в большинстве случаев находится в плачевном состоянии. Так, в пяти регионах: Сахалинской и Самарской областях, республиках Саха (Якутия) и Тыва, Чукотском автономном округе менее 50 % автомобильных дорог с асфальтовым покрытием. В Ненецком автономном округе и Архангельской области дороги общего пользования местного значения отвечают нормативным требованиям только на 5,1 и 4,9 % соответственно. В пяти регионах: республиках Алтай, Тыва, Дагестан, Ингушетия и Чеченской Республике менее 10 на 100 человек населения являются активными абонентами фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет.
Социальные ресурсы – фундамент инвестиционной привлекательности
Социальные ресурсы – одни из наиболее значимых элементов в инвестиционной привлекательности регионов, характеризующих качество и уровень жизни их населения. В десятку лидеров по качеству жизни вошли регионы с высоким уровнем доходов населения, в них развита сфера услуг, низкие безработица и преступность. Кроме того, результатом высокого уровня стала зафиксированная положительная динамика показателей. Аутсайдерами стали регионы с низким показателем социально-экономического развития, имеющие отставание по доходам населения, высокий уровень безработицы и преступности. Так, по уровню преступности на 1 тыс. человек населения высшие строчки рэнкинга занимают Республика Тыва (26 преступлений на 1 тыс. человек), Еврейская автономная область (23,5 преступления), Амурская область (23,4 преступления). Наиболее низкий уровень официальной преступности наблюдается в республиках Северного Кавказа – в Дагестане, Ингушетии и Чеченской Республике менее пяти преступлений на 1 тыс. человек. При этом в данных регионах самый большой уровень безработицы, зафиксированный Росстатом, – 15,7, 29,8 и 18,5 % соответственно. В отстающих регионах по итогам оценки социальных ресурсов наблюдается самая высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума – в республиках Тыва и Ингушетия доля составляет 33,9 и 29,7 % соответственно. Наименьшая доля сложилась в Ямало-Ненецком автономном округе – 5,0 %.
Экономические ресурсы регионов характеризуются неоднородностью и диспропорцией в их развитии
Лидирующие позиции заняли регионы, характеризующиеся высокими значениями показателей материального благосостояния и уровня экономической активности в регионе. Кроме того, данные регионы показали значительную положительную динамику за последний отчетный год. Регионы-аутсайдеры имеют незначительные размерные характеристики экономических ресурсов и в ряде случаев отрицательную динамику по показателям. Так, три региона, находящихся в самом низу рэнкинга (Томская область, Карачаево-Черкесская Республика, Еврейская автономная область), имеют отрицательный индекс из-за значительной негативной динамики по двум-трем следующим показателям: производству инновационных товаров, выпуску сельскохозяйственной продукции, объему отгруженных товаров и услуг, доли инвестиций в ВРП, численности занятых в индивидуальной предпринимательской деятельности. Примечательно, что по численности занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в расчете на 1 тыс. человек населения невысокие показатели по всем республикам Северного Кавказа, в т. ч. самые низкие значения по Республике Дагестан (16,1 человека) и Кабардино-Балкарской Республике (28,1 человека). В число фаворитов попали Республика Бурятия (80,5 человека) и Сахалинская область (78,1 человека). Оценка по доле вклада малого и среднего предпринимательства в ВРП показала, что наименьшие значения сложились по всем автономным округам: Чукотский АО (7,8 %), Ханты-Мансийский АО (6,0 %), Ямало-Ненецкий АО (2,5 %), Ненецкий АО (1,5 %). Лидером стала Ивановская область с долей 42,3 %. Самыми продвинутыми регионами по производству инновационных товаров, работ и услуг стали республики Мордовия и Татарстан, у которых доля объема инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме произведенных товаров, выполненных работ и услуг составила 23,8 и 18,1 % соответственно. На нулевом уровне находятся данные по Ненецкому автономному округу и Чеченской Республике. Доля в размере 0,1 % сложилась в республиках Крым и Тыва, 0,2 % – в Республике Хакасия, Калининградской области и Забайкальском крае.
Финансовые ресурсы пошатнулись, но выстояли от ударов коронокризиса
Ковидные потрясения отрицательно сказались на финансах регионов. Ситуация сложилась бы намного печальнее, если бы не своевременная финансовая помощь федерального центра. Наибольшую помощь получили слабые регионы, что сказалось на динамике финансовых показателей. Например, положительная динамика зафиксирована у таких регионов-лидеров по итогам интегральной оценки финансовых ресурсов, как Еврейская автономная область, республики Алтай и Ингушетия. Сильные регионы получили помощь в значительно меньшем объеме и существенно недополучили доходы от предприятий сырьевого сектора из-за нестабильности на углеводородном рынке. В результате чего у Кемеровской области, Ненецкого автономного округа сложилась отрицательная динамика почти по всем показателям. Значительно просели финансовые показатели и в Республике Башкортостан, Ульяновской и Тюменской областях, Пермском крае. По итогам 2020 года наибольшая доля просроченной кредиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства) сложилась, как и годом ранее, в Чеченской Республике и Республике Ингушетия – 72,3 и 61,0 % соответственно. При этом стоит отметить положительные результаты по снижению доли на 3,4 и 12,5 п. п. соответственно. Наименьшая доля кредиторской задолженности организаций сложилась в Республике Марий Эл – 1,0 %. В рэнкинге регионов по доле убыточных предприятий и организаций удерживает свои позиции по наихудшему результату Ненецкий автономный округ – 60,9 %, минимальное значение у Республики Алтай – 16,9 %. По доле просроченной задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам, у большинства регионов наблюдаются положительные результаты. Но, несмотря на это, при медианном значении 7,2 % в Ненецком автономном округе доля просроченных кредитов юрлицами составляет 91,2 %, тогда как в Чукотском автономном округе и Магаданской области всего 0,5 %.
Оценка состояния окружающей среды – новый важный аспект при принятии инвестиционного решения
Оценка данного блока в настоящее время на фоне развития ESG-повестки является очень важной и значимой. Экологические проблемы, возникающие как результат изменения климата, истощения природного капитала и загрязнения, угрожают конкурентоспособности регионов и создают риски для инвестиционной привлекательности. Только в 10 регионах страны доля нормативно очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод составляет более 50 %. Наивысшие показатели среди данных регионов у Чеченской Республики (100 %) и Ненецкого автономного округа (93,2 %). Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников составляет свыше 50 % у чуть более половины регионов, наибольшее значение показателя у Санкт-Петербурга (99,2 %). Расходы на охрану окружающей среды в ВРП у регионов минимальны, более чем в половине регионов доля данных расходов к ВРП менее 1 %. Наибольшее значение данного показателя зафиксировано в Мурманской области (4,4 %). В связи с обострением внимания во всем мире к проблемам экологии расходы на охрану окружающей среды станут центром привлечения внимания, и регионы будут просто вынуждены со временем втянуться в эти новые реалии и увеличить затраты на охрану окружающей среды. Наибольшую долю в числе самых проблемных регионов по итогам оценки состояния окружающей среды составили регионы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (из 10 наихудших 6 из СФО и ДФО). По данным регионам наблюдаются невысокие значения показателей, а также отрицательная динамика. Среди лидеров – большинство регионов Приволжского федерального округа (6 из 10), характеризующихся высокими значениями показателей по сравнению с другими регионами и положительной динамикой, в их числе Ульяновская область, которой в 2021 году присвоен рейтинг ESG на уровне ESG-III, что означает высокий уровень соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений.
Прогноз перспектив развития инвестиционной привлекательности регионов благоприятный
В 2021 году регионы постепенно оправляются от пандемического шока. Экономика постепенно восстанавливается, рубль укрепился, сектора экономики показывают рост: индекс промышленного производства за январь – октябрь 2021 года составил 105,0 % к аналогичному периоду 2020-го; объем строительства – 105,3 %. Инвестиции в основной капитал также показывают стабильный рост – 107,6 % к 9 месяцам 2020 года. Уровень безработицы снизился и за август-октябрь 2021 года составил 4,4 %. Финансовые показатели подросли, так налоговые и неналоговые доходы региональных бюджетов за 10 месяцев текущего года выросли белее чем на 28 % к аналогичному периоду 2020 года. Активно идет реализация национальных проектов, выдача инфраструктурных кредитов. Конечно, новые волны пандемии и связанные с ними локдауны притормаживают восстановительные процессы, но все же агентство ожидает увеличения медианного числа оценки инвестиционной привлекательности регионов по итогам 2021 года. Кроме того, реализация национальных проектов на местах улучшит ситуацию по инфраструктурным и социальным ресурсам, конечно, при условии соблюдения установленных сроков и отсутствия проволочек. А использование инфраструктурных кредитов по целевому назначению и незамедлительное исполнение сроков реализации проектов даст в дальнейшем сильный мультипликативный эффект.
Более того, несмотря на пандемию, вопросы, касающиеся изменения климата, не потеряли своей актуальности и продолжают привлекать внимание всего сообщества. Климатические инициативы все больше влияют на экономику и инвестиции. На фоне этого внедряются стандарты ответственного инвестирования – ESG, также развивается сегмент зеленого и социального кредитования. В сегодняшних реалиях ESG-оценка является одним из важнейших факторов для привлечения инвесторов на территорию региона и дает дополнительную поддержку инвестпривлекательности. А растущие социальные расходы и расходы на охрану окружающей среды говорят о том, что настала пора регионам осваивать рынок ESG.
Индекс инвестиционной привлекательности регионов: краткая методология
Итоговый индекс инвестиционной привлекательности регионов определяется по формуле:
где:
IPj – интегральный показатель инвестиционной привлекательности j-го региона;
Ij – интегральный показатель оценки инфраструктурных ресурсов j-го региона;
Ej – интегральный показатель оценки экономических ресурсов j-го региона;
Sj – интегральный показатель оценки социальных ресурсов j-го региона;
Fj – интегральный показатель оценки финансовых ресурсов j-го региона;
Oj – интегральный показатель оценки состояния окружающей среды j-го региона.
Показатели, характеризующие уровень инвестиционных ресурсов
Оценка комплекса инфраструктурных факторов позволяет определить обеспеченность региона объектами социальной, производственной и технологической инфраструктур. Развитая инфраструктура региона – один из главных факторов инвестиционной привлекательности. Инвесторы, которые рассматривают ту или иную территорию, чтобы зайти, оценивают не только производственную и технологическую инфраструктуру, но и насколько комплексная в регионе социальная инфраструктура, для них это очень важно.
№ п/п | Показатель |
1 | Объем оказанных населению услуг связи в расчете на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель) |
2 | Число подключенных абонентских устройств мобильной связи на 1 тыс. человек населения |
3 | Численность активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения |
4 | Доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям |
5 | Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов на 1 тыс. человек населения |
6 | Энергоемкость ВРП |
7 | Производство электроэнергии на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель) |
8 | Ввод в действие жилых домов на 1 тыс. человек населения |
9 | Плотность железнодорожных путей общего пользования на 10 тыс. кв. км территории |
10 | Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования |
11 | Доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, на конец года |
12 | Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км дорог на 1 тыс. кв. км территории |
13 | Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, % |
14 | Протяженность внутренних водных путей |
15 | Число автобусов общего пользования на 100 тыс. человек населения |
16 | Число больничных коек на 10 тыс. человек населения |
17 | Мощность амбулаторно-поликлинических организаций на 10 тыс. человек населения, посещений в смену |
18 | Численность врачей всех специальностей на 10 тыс. человек населения |
19 | Удельный вес обучающихся во вторую и третью смены в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования |
20 | Валовой коэффициент охвата дошкольным образованием, в % от численности детей в возрасте от года до –шести лет |
21 | Число зрителей театров на 1 тыс. человек населения |
22 | Число посещений музеев на 1 тыс. человек населения |
23 | Число спортивных сооружений на 10 тыс. человек |
Показатели, характеризующие уровень экономических ресурсов
Уровень развития экономики региона имеет большое значение в инвестиционной привлекательности, он показывает способности региона вести производственно-хозяйственную деятельность результативно и эффективно.
№ п/п | Показатель |
1 | ВРП на душу населения |
2 | Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте |
3 | Инвестиции в основной капитал на душу населения |
4 | Доля малого и среднего предпринимательства в ВРП |
5 | Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в расчете на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель) |
6 | Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения (расчетный показатель) |
7 | Объем продукции сельского хозяйства на душу населения (расчетный показатель) |
8 | Объем инновационных товаров, работ, услуг в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг |
Показатели, характеризующие уровень социальных ресурсов
Наличие социальных ресурсов определяет уровень и качество жизни населения, которые являются одними из самых значимых источников конкурентных преимуществ регионов. Чем выше качество жизни, тем притягательнее регион не только для жителей, мигрантов, студентов, туристов, но и инвесторов. Инвесторы, выбирая место для нового предприятия, обязательно учитывают, в каких условиях будут жить сотрудники предприятия. Кроме того, доступность трудовых ресурсов, в т. ч. необходимой квалификации является важнейшим условием инвестиционной привлекательности региона.
№ п/п | Показатель |
1 | Оборот розничной торговли в расчете на душу населения |
2 | Оборот общественного питания в расчете на душу населения (расчетный показатель) |
3 | Объем платных услуг на душу населения |
4 | Объем бытовых услуг на душу населения |
5 | Число собственных легковых автомобилей на 1 тыс. человек населения |
6 | Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя |
7 | Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (расчетный показатель) |
8 | Среднедушевые денежные доходы населения |
9 | Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике |
10 | Потребительские расходы в среднем на душу населения |
11 | Продажа алкогольной продукции населению (тыс. декалитров на душу населения) |
12 | Объем транспортных услуг на душу населения |
13 | Смертность населения в трудоспособном возрасте (число умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста) |
14 | Уровень участия в рабочей силе населения |
15 | Уровень занятости населения |
16 | Уровень безработицы населения |
17 | Доля рабочей силы в возрасте 22 лет и старше, имеющей среднее профессиональное и высшее образование, в общей численности рабочей силы соответствующего возраста |
18 | Уровень преступности (расчетный показатель на 1 тыс. человек населения) |
Показатели, характеризующие уровень финансовых ресурсов
Достаточный объем финансовых ресурсов определяет финансовую самостоятельность региона, обеспечивает стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации, что является одним из необходимых факторов инвестиционной привлекательности региона.
№ п/п | Показатель |
1 | ННД КБ субъекта РФ на душу населения (расчетный показатель) |
2 | Степень сбалансированности консолидированного бюджета (отношение дефицита/профицита к ННД) |
3 | Отношение государственного долга к ННД КБ |
4 | Доля просроченной кредиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства) |
5 | Доля убыточных предприятий и организаций (без субъектов малого предпринимательства) |
6 | Доля просроченной задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам, – резидентам и индивидуальным предпринимателям в общем объеме задолженности (расчетный показатель) |
Показатели, характеризующие уровень состояния окружающей среды
Регионы с менее благоприятной окружающей средой менее привлекательны для инвесторов.
№ п/п | Показатель |
1 | Качество окружающей среды |
2 | Доля городов с благоприятной городской средой |
3 | Доля нормативно очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод |
4 | Объем расходов на охрану окружающей среды в % к ВРП (расчетный показатель) |
5 | Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников |
6 | Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты к ВРП (расчетный показатель) |
7 | Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников + объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта к ВРП (расчетный показатель) |
Расчет каждого интегрального показателя основан на применении сравнительного анализа. На основании показателей развития регионов рассчитывается ряд аналитических показателей. По каждому показателю в разрезе регионов находится максимальное (или минимальное в зависимости от сути показателя) значение, и ему присваивается индекс, равный единице.
Кроме того, в расчетах использовалась динамика данных показателей за последний год. Итоговое значение текущих показателей корректировалось на -1, -0,5, 0, 0,5, 1 балл в зависимости от того, на сколько пунктов был рост/снижение значения показателя по сравнению с данными предыдущего года.
Также была осуществлена корректировка уже итогового интегрального показателя за информационную доступность и географические факторы. Корректировка осуществлялась на основании данных чек-листа, полученных экспертным путем. Расчет проводился с применением сравнительного анализа.
Чек-лист:
№ п/п | Показатель |
1 | Наличие интернет-портала с информацией об инвестиционной деятельности |
2 | Общие сведения о географическом положении, климатических условиях, памятниках культуры, рекреации |
3 | Информация о ресурсном потенциале (полезные ископаемые, земельные ресурсы, водные ресурсы и т. д.) |
4 | Информация о трудовых ресурсах |
5 | Информация об инфраструктуре (ЖКХ, автомобильный транспорт, дороги, телекоммуникации и т. д.) |
6 | Информация о социальной инфраструктуре |
7 | Информация о земельных участках, предполагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности |
8 | Информация об объектах недвижимого имущества, предлагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности |
9 | Информация о поддержке МСП |
10 | Информация о поддержке инвестиционной деятельности |
11 | Информация о тарифах |
12 | Информация о преференциях и налоговых льготах |
13 | Информация о системообразующих предприятиях региона |
14 | Информация о финансово-кредитных учреждениях, находящихся на территории региона |
15 | Показатели социально-экономического развития, характеризующие уровень развития региона |
16 | Наличие специализированной организации, работающей с инвесторами по привлечению инвестиций |
17 | Хорошие климатические условия |
18 | Расстояние до столицы менее 1 500 км |
19 | Наличие крупного морского порта |
20 | Приграничный регион |