Лизинговые компании улучшают механизмы реализации изъятой техники
В первом полугодии 2025 года объем проблемных активов лизинговых компаний вырос в полтора раза и достиг почти 500 млрд руб. Это связано со снижением платежеспособности клиентов из-за высоких ставок и последствий агрессивного роста предыдущих лет. Вместе с тем участники рынка и эксперты отмечают замедление негативной динамики и улучшение механизмов реализации изъятой техники. Окончательно ситуация должна стабилизироваться с более значительным снижением ключевой ставки.
За шесть месяцев 2025 года общая доля обесцененных активов в чистых инвестициях в лизинг (ЧИЛ) увеличилась на 2,7 п. п., до 8,3%, следует из данных "Эксперт РА". В денежном выражении, по оценке "Ъ", объем достиг 490 млрд руб., за полугодие увеличившись почти в полтора раза. В структуре проблемных активов сильнее выросла доля изъятого имущества – с 3,3% до 5,5%, тогда как доля просроченной задолженности более 90 дней (NPL90+) составила 2,8%, увеличившись с 2,3%. В "Эксперт РА" связывают такую динамику со снижением платежеспособности лизингополучателей на фоне высоких процентных ставок, а также с "реализацией рисков агрессивного роста при снижении уровня авансов в 2023 – первом полугодии 2024 года" (см. "Ъ" от 18 июня).
Согласно данным "Эксперт РА", по итогам первого полугодия 2025 года объем нового бизнеса лизинговых компаний составил 813 млрд руб. Чистые инвестиции в лизинг и активы в операционной аренде сократились с начала года на 2%, до 5,9 трлн руб. При этом наблюдается тренд "по улучшению качества портфеля по мере увеличения размера бизнеса лизинговой компании", отмечает младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Роман Романовский. Если для лизингодателей ниже 50-го места в рэнкинге доля просрочки более 90 дней составляет 3,5%, то для компаний в диапазоне 21-50-е место – 1,8%. По словам господина Романовского, более мелкие компании проявляют повышенную лояльность к своей клиентской базе и более часто идут на переговоры и реструктуризацию, нежели применяют изъятие.
Наибольшее число изъятий (64% в общем стоке изъятой техники) пришлось на грузовые автомобили (HCV). В частности, в стоке "Европлана" сейчас примерно 5 тыс. изъятых машин, из которых около 40% – коммерческие автомобили (LCV, MCV, HCV), около 30% – легковые авто, около 30% – самоходная техника, автобусы и прицепы. В "Эксперт РА" объясняют, что значительная часть HCV была ранее закуплена и передана в лизинг по высоким ценам на фоне дефицита предметов лизинга и повышения утильсбора. Однако высокие процентные ставки, снижение тарифов на грузоперевозки и ухудшение платежеспособности бизнеса привели к схлопыванию ценового "пузыря" и росту изъятий HCV на рынке.
Источник: Коммерсантъ