Розничный сегмент не смог поддержать корпоративный
Объем нового бизнеса на рынке лизинга в первом полугодии 2024 года продемонстрировал снижение, хотя пока символическое - на 1%. Во многом оно определялось значительным сокращением (на 23%) нового бизнеса в корпоративном сегменте. На фоне высоких ставок и цен на предметы лизинга клиенты откладывают техническое переоснащение на следующие годы. Отчасти поддержать рынок может розничный сегмент, однако и на нем платежеспособность клиентов пока не внушает оптимизма.
Объем нового бизнеса на рынке лизинга за первое полугодие 2024 года составил 1,48 трлн руб., показав снижение на 1% в годовом сравнении, следует из обзора "Эксперт РА" (с ним ознакомился "Ъ"). Это произошло из-за резкого сокращения корпоративного сегмента - на 23%, до 212 млрд руб. При этом розничный сегмент, до последнего времени бывший локомотивом всего рынка, также не блистал показателями - рост в годовом сравнении всего на 4%, до 1,27 трлн руб. Падение объемов нового бизнеса в корпоративном сегменте произошло преимущественно на фоне сокращения объемов лизинга железнодорожной техники (на 25%) и судов (на 48%).
Прогнозы по снижению объемов лизинга стали звучать сразу после восстановления рынка в первой половине 2023 года (см. "Ъ" от 7 ноября и 5 декабря 2023 года). Примечательно, что лизинг вагонов был одним из сегментов, на который участники отрасли делали ставку в конце прошлого года (см. "Ъ" от 26 октября 2023 года). Потребность в новых вагонах у бизнеса сохраняется в рамках обновления парка, но вместе с этим в 2024 году наблюдается снижение погрузки на железнодорожном транспорте, поясняют ситуацию в "Эксперт РА". В части судостроения в стране сохраняется дефицит производственных мощностей, которые требуют значительной модернизации, что не способствует наращиванию сделок в сегменте, отмечает младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Анатолий Перфильев.
Розничный сегмент пока поддерживается высокомаржинальными сегментами легкового и грузового автотранспорта, которые по итогам отчетного периода показали рост на 24% и 8% соответственно. Впрочем, и в этом сегменте лизинговым компаниям приходится наращивать предложение допуслуг и сервисов и принимать на себя риски работы с бывшими в употреблении автомобилями для сохранения приемлемой маржинальности (см. "Ъ" от 8 декабря 2023 года, 4 июня 2024 года).
Источник: Коммерсантъ