Дефицит комплектующих докатился до финансовых схем
Объем нового бизнеса лизинговых компаний по итогам первого полугодия показал взрывной рост — сразу на 66%, хотя эта динамика очень неравномерно распределена между сегментами. Однако уже во втором полугодии темпы роста могут серьезно замедлиться: сдерживающими факторами станут экономическая волатильность и трудности автопрома с поставками комплектующих, предупреждают эксперты.
По данным анкетирования лизинговых компаний (ЛК), подготовленного «Эксперт РА», объем нового бизнеса за первое полугодие 2021 года составил 945 млрд руб., что на 66% больше, чем годом ранее.
Рост обеспечили в первую очередь выдачи в сегменте автолизинга, а также строительной и сельскохозяйственной техники. Они увеличились по объемам нового бизнеса до четырехлетних максимумов, достигнув за отчетное полугодие 727 млрд руб. (рост на 72%). В частности, сегмент автолизинга вырос на 73%, что связано с восстановлением автопродаж и спроса на услуги такси и каршеринга. Лизинг строительной техники увеличился на 88%, а сельскохозяйственной техники — вдвое благодаря мерам государственной поддержки по субсидированию лизинга спецтехники и оборудования.
Сами участники рынка отмечают, что ключевым растущим сегментам приходится сталкиваться с новыми вызовами, но другого характера. «На протяжении многих лет именно автолизинг оставался драйвером развития рынка лизинга в России, и пандемия не изменила эту ситуацию,— говорит гендиректор ЛК "Европлан" Александр Михайлов.— Но сегодня и ЛК, и их клиентам приходится преодолевать последствия остановки производства автомобилей во время действия жестких карантинных ограничений по всему миру. Это привело к дефициту автомобилей и росту цен».
Сдерживающими факторами становятся дефицит полупроводников, чипов и микросхем, который отражается на всей автомобильной промышленности, а также снижение объема финансирования программ господдержки, лимиты на колесную и специальную технику, по которым исчерпали себя в первые месяцы работы программы, добавляет управляющий директор «Альфа-лизинга» Ольга Гришина.
Однако не всем сегментам удалось восстановиться после пандемии. Так, объем нового бизнеса в корпоративном сегменте в первом полугодии составил 218 млрд руб. Это на 47% больше в годовом сравнении, но ниже, чем показатели доковидных 2019 и 2018 годов (339 млрд и 292 млрд руб. соответственно), следует из материалов «Эксперт РА».
Так, авиасегмент сократился на 21%, железнодорожный — на 24%, объем нового бизнеса сегмента морских и речных судов уменьшился на 10%.
Во втором полугодии может начаться восстановление в некоторых корпоративных сегментах, полагает старший директор «Эксперт РА» Руслан Коршунов: «Увеличение перевозок (прежде всего угля и щебня) позитивно сказывается на арендных ставках, что привело к оживлению лизинговых сделок с железнодорожным транспортом».
Восстанавливаться будет и сегмент авиализинга, но доковидных показателей по итогам года достичь не удастся, считает господин Коршунов, и в целом темпы роста во втором полугодии замедлятся. «Вероятно, будет закрыто некоторое количество сделок на лизинг воздушных судов российского производства по специальной госпрограмме, но в 2021 году не ожидается спроса на рыночный лизинг со стороны авиакомпаний»,— согласен гендиректор «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер. К уровням 2019 года международные авиаперевозки вернутся не ранее 2025 года, уверен он.
Гендиректор «Росбанк Лизинг» Гурам Кудрявцев добавляет, что поставить под вопрос дальнейшую позитивную динамику лизинговых выдач в целом может текущий тренд повышения ставок на рынке заимствований.
Источник: Газета "Коммерсантъ"
Полина Трифонова