Первоочередные меры ЦБ РФ как ключевого регулятора системы НПФ были направлены на повышение надежности системы. Работа, проделанная фондами в рамках прохождения процедуры проверки со стороны ЦБ РФ, и успешный запуск системы гарантирования накоплений позволяют оценивать надежность системы НПФ как высокую.
Следующим шагом по развитию рынка должна стать выработка таких мер, которые будут способствовать повышению эффективности системы НПФ в плане обеспечения доходности для пенсионеров. В сложившихся экономических условиях фондам становится труднее показывать доходность выше инфляции. Если на среднесрочном и долгосрочном горизонтах НПФ показывают доходность выше инфляции, то в кризисные годы на фоне повышения инфляции и спада на финансовых рынках доходность фондов, как правило, уступает инфляции. Так, по итогам 2014 года в среднем доходность по инвестированию пенсионных накоплений фондов, имеющих лицензию по ОПС, составила 4-4,5% при инфляции 11,4%. При этом фондам удалось показать доходность выше ВЭБа, управляющего пенсионными накоплениями ПФР. Доходность государственной управляющей компании по расширенному портфелю составила 2,7%, по портфелю государственных ценных бумаг оказалась отрицательной – минус 2,1%. На более длинном горизонте за период 2009–2014 годов средняя арифметическая накопленная доходность фондов по пенсионным накоплениям составила 60% и превысила накопленную инфляцию в 58%.
Ужесточение требований к активам, в которые допускается инвестирование накоплений, также препятствует возможности фондов опережать инфляцию. Так, например, введение в 2015 году требований к рейтингу кредитоспособности облигаций и эмитентов на максимальном уровне А++ по национальной шкале «Эксперт РА» значительно ограничивает возможности фондов по инвестированию накоплений, а также возможный круг инвестиций наиболее надежными низкодоходными бумагами.
При этом соотношение рейтинговых требований к активам оказалось не вполне последовательным. Так, ограничение рейтинга кредитных организаций, в которых допускается размещение субординированных депозитов на уровне не менее BBB+ по классификации иностранных рейтинговых агентств, делает этот инструмент фактически недоступным для его практического применения участниками рынка, так как уровень BBB+ выше суверенного рейтинга России, присвоенного этими агентствами. А альтернативы в виде рейтинга российского агентства по этому виду активов нет.
Также ограничение на уровень рейтинга облигаций установлено на уровне не ниже суверенного рейтинга России, сниженного на три категории, от иностранных рейтинговых агентств или на уровне А++ от «Эксперт РА». Однако установление таких разных уровней рейтинга практически исключает использование рейтинга от российского агентства, так как уровень риска при рейтинге, который на три категории ниже суверенного, гораздо выше, чем при рейтинге А++ – максимального по шкале «Эксперт РА». Поэтому снижение требований к рейтингу российского агентства на один уровень сможет повысить возможности инвестирования пенсионных накоплений в облигации эмитентов, которые не могут получить рейтинг от иностранного агентства.
Кроме того, с 1 июня 2015 года будет ограничена максимальная совокупная доля облигаций и депозитов банков с 80 до 60% в структуре пенсионных накоплений, а с 1 января 2016 года эта доля снизится до 40%. Однако именно банковские инструменты являются наиболее популярными среди НПФ, позволяющими им в кризисные периоды компенсировать волатильность фондового рынка. По итогам 2014 года доля депозитов в портфеле пенсионных накоплений фондов увеличилась на 1 п. п. и составила 31,6% на 31.12.2014. Сокращение лимита на депозиты в сочетании с крайне жесткими требованиями к облигациям ухудшает инвестиционные возможности отрасли по компенсированию инфляции.
Таблица 3. В структуре пенсионных накоплений фондов значительно сократилась доля денежных средств и увеличилась доля ипотечных ценных бумаг
Вид актива | Структура инвестирования пенсионных накоплений фондов на 31.12.2013, % | Структура инвестирования пенсионных накоплений фондов на 31.12.2014, % |
Денежные средства на текущих счетах | 10,1 | 2,4 |
Денежные средства на депозитах | 30,6 | 31,6 |
Акции | 6,4 | 6,7 |
Облигации | 36,2 | 39,1 |
Государственные ценные бумаги | 4,3 | 2,4 |
Ценные бумаги субъектов РФ | 5,7 | 5,6 |
Иностранные ценные бумаги | 0,3 | 0,3 |
Ипотечные ценные бумаги | 2,7 | 7,3 |
Прочие активы | 3,5 | 4,6 |
Источник: «Эксперт РА», по данным ЦБ РФ
Расширение инвестиционной политики системы НПФ и ослабление текущих регулятивных требований, например, на один рейтинговый уровень, способствовало бы повышению ее результативности при сохранении низких инвестиционных рисков. Также, принимая во внимание сохранение нестабильности фондового рынка, крайне полезным для отрасли может стать появление возможности учета портфеля ценных бумаг до погашения. Такой подход повысит инвестиционную привлекательность и государственных, и корпоративных облигаций для НПФ, создаст предпосылки для удлинения горизонтов инвестирования.
Вопрос расширения инвестиционной политики фондов сами участники рынка поднимают давно. При этом многие опрошенные агентством НПФ считают необходимым введение возможности самостоятельного инвестирования части пенсионных накоплений для экономии на транзакционных издержках. По данным опроса, проведенного «Эксперт РА», 60% НПФ полагают, что эта мера является наиболее важным изменением в регулировании ОПС.
А наиболее важными сегментами экономики, требующими расширения возможности для инвестирования в них пенсионных накоплений, по мнению фондов, являются инфраструктурные инвестиции и проектное финансирование реального сектора. За них проголосовали 35 и 30% фондов соответственно. Однако сейчас, по мнению вице-президента ОАО «НПФ электроэнергетики» Оксаны Власьевой, чтобы получить средства НПФ для финансирования своей деятельности, предприятия-эмитенты должны предпринять колоссальные усилия, в первую очередь, связанные со структурированием своих ценных бумаг.