Лизинг и факторинг, 04.04.2016

Госориентир
Поделиться
VK


В целях поддержания клиентского спроса на лизинговые услуги лизингодатели стали все чаще участвовать в госпрограммах, направленных на поддержку лизингополучателей путем субсидирования лизинга / аренды определенного вида имущества. Участие в таких проектах начинает сказываться на структуре нового бизнеса и портфеле лизинговых компаний.

Так, за счет программы льготного автолизинга, несмотря на падение продаж в 2015 году (новых грузовых автомобилей на 41,9%1, а новых легковых и легких коммерческих автомобилей – на 35,7%2) и сокращение автолизинга, доля автосегмента в структуре нового бизнеса и лизингового портфеля сохранилась на прежнем уровне (37% и 14% на 01.01.2016 соответственно). При этом доля лизинга в общем количестве реализованных легковых автомобилей, по оценке агентства, выросла с 3,6% за 2014 год до 5,4% за 2015 год, грузовых – с 34,1 до 50,9% за аналогичный период (см. таблицу 4). На госпрограмму льготного автолизинга в 2016 году из бюджета выделено 5 млрд рублей (годом ранее – 4 млрд рублей). Реализация данной программы приведет к дальнейшему росту доли лизинга в автопродажах, которые, очевидно, продолжат падать в текущем году.

Таблица 4. Доля лизинга в автопродажах за 2015 год выросла

2014г. 2015г.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей5, тыс. шт. 2 490 1 601
количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс.шт. 91 87
доля лизинга в продажах легковых автомобилей 3,6% 5,4%
Продажи новых грузовых автомобилей4, тыс. шт. 88 51
количество переданных в лизинг грузовых автомобилей, тыс. шт. 30 26
доля лизинга в продажах легковых автомобилей 34,1% 50,9%

Источник: оценка «Эксперт РА», по данным анкет ЛК

Помимо госпрограммы, в автолизинге также произошли структурные изменения: по данным анкетирования «Эксперт РА», доля оперлизинга в объеме нового бизнеса с легковыми автомобилями в 2015 году выросла до 2%, против 1% в 2014 году. В сделках с грузовыми автомобилями оперлизинг по итогам прошлого года составляет около 5% (как и годом ранее), однако отмечается увеличение доли сделок с б/у грузовыми автомобилями (около 7% в 2015 году против 3% в 2014 году). «Спрос на новую технику значительно снизился по сравнению с докризисным периодом, при этом на рынке есть спрос на подержанную спецтехнику и грузовой автотранспорт иностранного производства, а также новую российскую технику», – отмечает Владимир Добровольский.

В объеме нового бизнеса с легковыми автомобилями в 2015 году доля автомобилей для личного пользования не снизилась и составила около 2%, как и годом ранее. Отчасти снижения доли не произошло в связи с тем, что в рамках госпрограммы физические лица также могли приобрести автомобиль со скидкой, в том числе в оперлизинг. С другой стороны, упоминаний про автолизинг в СМИ становится все больше, что привлекает новых клиентов. По данным опроса, около трети лизинговых компаний, работающих с автолизингом, оценивают потенциал лизинга для физических лиц как высокий и рассчитывают в будущем занять нишу в данном сегменте. По мнению агентства, в условиях снижения покупательской способности населения более значительного роста лизинговых сделок с физическими лицами в текущем году не произойдет, а их доля по-прежнему будет около 1%. С учетом того, что доля оперлизинга третий год подряд составляет на рынке около 10%, агентство планирует составление и публикацию рэнкингов по объему операционного лизинга (таблица 5).

Таблица 5. Лидеры по оперативному лизингу в 2015 году

Наименование компании Новый бизнес по оперативному лизингу/аренде за 2015г. Доля оперлизинга в объеме нового бизнеса компании за 2015г.
1 "Государственная транспортная лизинговая компания" 34 743,4 72,8%
2 "РЕЙЛ1520" (ГК) 7 913,0 100,0%
3 "Транслизинг-сервис" 7 199,0 100,0%
4 "КАМАЗ-ЛИЗИНГ" (ГК) 3 405,6 35,0%
5 "ЛизПлан Рус" 1 027,0 100,0%
6 "КОНТРОЛ лизинг" 440,0 38,8%
7 "ЮГРА-ЛИЗИНГ" 223,8 76,7%
8 ЯрКамп Лизинг 110,0 16,1%
9 "ЛИКОНС" 52,7 57,5%
10 "Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан" 28,0 17,5%
11 "Северная Венеция" (ГК) 17,7 0,5%
12 "ТаймЛизинг" 17,0 2,0%
13 "Альянс-Лизинг" 10,9 0,7%
14 "Универсальная лизинговая компания" 9,0 0,3%
15 "Технолизинг" 5,0 15,7%
16 "Межотраслевая лизинговая компания" 2,9 1,0%
17 "Межрегиональная лизинговая компания" 2,2 2,1%

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Значительное влияние на развитие лизинга в РФ за последние три года также оказала господдержка авиализинга российских самолетов. Отдельно стоит отметить докапитализацию ГТЛК на 30 млрд рублей, госсубсидии ЛК на возмещение части затрат по кредитам, а также программу гарантирования остаточной стоимости российских самолетов, реализация которой в дальнейшем также может позитивно отразиться на лизинге / аренде авиасудов в России.

На текущий момент более 60% всех переданных в аренду и лизинг самолетов в России приходится на иностранных лизингодателей. Одними из ключевых преимуществ иностранных лизинговых компаний перед российскими является опыт и компетенции в оперлизинге авиасудов: по оценкам, не менее 80–90% своего парка иностранцы сдают в оперативную аренду, в то время как у российских лизинговых компаний доля оперлизинга в объеме нового бизнеса с авиатехникой редко превышала 10%. Однако в 2015 году за счет крупных сделок ГТЛК доля оперлизинга в объеме нового бизнеса в авиасегменте выросла до 31%. Распространение государственных субсидий на оперлизинг российских самолетов может положительно отразиться на наращивании лизинговыми компаниями компетенций в аренде самолетов в ближайшие годы.

 

Кроме того, оперлизинг остается более привлекательным для авиакомпаний в связи с тем, что он не требует значительного первоначального взноса, а краткосрочный договор оперлизинга позволяет более гибко управлять парком в текущих условиях нестабильности в авиаотрасли. Однако низкий уровень капитализации российских авиакомпаний и кризис в авиаотрасли снижают привлекательность авиасегмента для лизингодателей. Кроме того, при аренде самолетов, в отличие от финансового лизинга, лизингодатели больше подвержены рискам в связи с возможной потерей значительной части остаточной стоимости самолета, который нужно будет передать другому клиенту или реализовать на вторичном рынке. Ситуация с «Трансаэро» показала, что для предотвращения таких случаев лизинговые компании будут вводить дополнительный техосмотр и проводить более жесткий контроль при простое самолета.

Новая программа Фонда развития промышленности (ФРП), направленная на поддержку промышленных предприятий, также может сказаться на структуре нового бизнеса. В рамках программы предполагается предоставление льготных займов по ставке 5% годовых промышленным предприятиям на уплату до 50% аванса за оборудование, взятое в лизинг. Для участия в программе лизинговые компании должны соответствовать определенным критериям: капитал не менее 500 млн рублей, отсутствие убытков, влекущих к снижению чистых активов более чем на 15%, отсутствие просроченных платежей по кредитам на срок более 90 календарных дней. В случае успешной реализации данного проекта доля высокотехнологичного оборудования на рынке в 2016 году может составить около 5% (за 2015 год – 3%), а лизинговые компании приобретут необходимые компетенции и клиентов из новых отраслей. «Особенную значимость для нас приобрело внимание, которое государство стало проявлять к лизинговой отрасли как к инструменту экономического развития. Последние годы государство научилось его использовать по прямому назначению – стимулировать инвестиции в основной капитал, – отмечает Александр Кожевников, генеральный директор «МКБ-лизинг». – Такая политика отразилась в нескольких эффективно работающих программах субсидирования лизинга. Важно то, что это реализуется в пакете мер по поддержке спроса на отечественные инвестиционные товары (продукцию машиностроения)».

1 Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ».

2 Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика