Лизинг и факторинг, 29.09.2017

Автолизинг: грузовики идут на обгон
Поделиться
VK


По итогам 1 полугодия 2017-го прирост объема нового бизнеса с легковым автотранспортом составил 23,8%, лизинг грузового автотранспорта в стоимостном выражении за последние 12 месяцев прибавил 55,5%.

По итогам 2017 года количество переданных в лизинг единиц грузового автотранспорта может составить около 45–50 тыс., в том числе ?35% в рамках госпрограмм.
Активный рост автолизинга поддерживает льготная программа Минпромторга РФ. В 1 полугодии 2017-го практически каждый пятый автомобиль, переданный в лизинг, был реализован в рамках госпрограммы (см. график 13). В новом бизнесе с грузовым автотранспортом доля льготного лизинга составила 29%, и во 2 полугодии 2017-го она продолжит расти. «В 1 полугодии еще не вступили в действие обновленные условия подпрограмм «Российский тягач», «Свое дело» и «Российский фермер», в рамках которых субсидия увеличивается с привычных 10 до 12,5% от стоимости транспортных средств», – комментирует Дмитрий Корчагов, генеральный директор группы компаний «Балтийский лизинг».

Стоит отметить, что программы господдержки в настоящее время переориентированы на лизинг грузового автосегмента. В результате проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей снизилось с 8% в 2016 году до 5% в 1 полугодии 2017-го, а доля лизинга в продажах грузового транспорта за аналогичный период выросла с 53 до 76% (см. таблицу 6). При этом агентство ожидает, что в дальнейшемпроникновение льготных сделок в лизинг грузового автотранспорта будет расти вследствие обновления с 01.07.2017 условий госпрограмм и увеличения субсидии по грузовому автотранспорту и спецтехнике.

Таблица 6. Две трети проданных грузовиков в 1полугодии 2017 года реализованы через лизинг

Открыть таблицу в новом окне
Проведите по таблице
- 2014 г. 2015 г. 2016 г. 1П2017 г.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, тыс. шт. 2 490 1 601 1 426 719
количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. 91 87 114 38
доля лизинга в продажах легковых автомобилей 3,6% 5,4% 8,0% 5,3%
Продажи новых грузовых автомобилей, тыс. шт. 88 51 53 31,5
количество переданных в лизинг грузовых автомобилей, тыс. шт. 30 26 28 23,8
доля лизинга в продажах грузовых автомобилей 34,1% 50,9% 53,0% 75,6%
Источник: оценка «Эксперт РА», по данным анкет ЛК

Согласно структуре нового бизнеса, в 1 полугодии 2017-го в сегменте автолизинга средняя стоимость легкового автомобиля, переданного в лизинг, составила 1,8 млн рублей, что на 650 тыс. рублей выше, чем по итогам 2016 года. Объясняется это как прекращением господдержки легкового автолизинга, стимулировавшей в первую очередь лизинг в бюджетном сегменте, так и общерыночным повышением стоимости автотранспорта. Средняя стоимость грузовой автотехники, напротив, снизилась на 660 тыс. рублей, до 4 млн рублей, что обусловлено возросшей долей отечественной техники в структуре грузового автолизинга за счет реализации госпрограмм. Увеличение объемов грузоперевозок (по данным Минэкономразвития, прирост грузооборота в первые 6 месяцев 2017-го по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 7,1%) на фоне оживления экономики может привести к росту спроса на магистральные тягачи во 2 полугодии 2017-го, что будет способствовать повышению средней стоимости грузового автотранспорта.

Несмотря на то что более 80% участников рынка в 1 полугодии заключали сделки с автомобилями, для автолизинга характерна высокая концентрация на крупнейших лизингодателях. Так, по итогам 1 полугодия 2017-го на топ-10 лизинговых компаний, специализирующихся на автолизинге, приходится около 75% нового бизнеса против 72% годом ранее. Стоит отметить, что автолизинг по сравнению с другими сегментами является менее монополизированным (см. таблицу 7).

Таблица 7. В среднем на 10 лидеров в каждом сегменте приходится 84% нового бизнеса в 1 полугодии 2017 года

Открыть таблицу в новом окне
Проведите по таблице
Сегмент лизингового рынка Топ-3 Топ-5 Топ-10
Легковые автомобили43%60%82%
Грузовой автотранспорт34%51%68%
Железнодорожная техника62%80%93%
Авиационный транспорт94%95%95%
Строительная и дорожно-строительная техника27%38%60%
Энергетическое оборудование58%69%82%
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование51%66%81%
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки60%78%93%
Сельскохозяйственная техника и скот57%70%81%
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры86%91%94%
Полиграфическое оборудование65%74%87%
Недвижимость (здания и сооружения)85%91%95%
Оборудование для пищевой промышленности, в т. ч. холодильное и оборудование для ресторанов54%61%76%
Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары56%71%84%
Оборудование для ЖКХ60%70%85%
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование54%71%87%
Суда (морские и речные)95%95%95%
Прочее оборудование42%56%71%
Среднее значение по всем сегментам60%72%84%
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

При этом значительная доля нового бизнеса обеспечивается компаниями-монолайнерами. Для 6 автомобильных лизингодателей из топ-10 характерна ярко выраженная специализация на автолизинге, средняя доля автолизинга в новом бизнесе данных компаний составила 93% по итогам первой половины 2017 года (см. график 15).

1 Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ».

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика