Объем и динамика рынка
После двухлетнего сокращения объем нового бизнеса (стоимости имущества) показал восстановительный рост на 36% в 2016 году. По оценке «Эксперт РА», номинальный объем нового бизнеса (стоимости имущества) достиг 742 млрд рублей, что сопоставимо с объемами рынка в докризисном 2011 году (см. таблицу 1). Восстановление рынка связано с активизацией лизинговыми компаниями региональных сделок вследствие стабилизации экономики и улучшения условий банковского фондирования. Однако столь значительный прирост прежде всего обусловлен заключением лизингодателями крупных корпоративных сделок в IV квартале, на который пришлось около 39% лизингового бизнеса за весь 2016 год (против 29% годом ранее). Агентство отмечает, что пересмотр опубликованных ранее предварительных результатов анкетирования обусловлен уточнением объема нового бизнеса авиасделок компанией ГТЛК. Кроме того, рост лизингового рынка по итогам прошлого года мог достигнуть порядка 40%, однако ряд крупных сделок лизингодателей, заключенных в 2016 году, не был нами учтен, так как не полностью соответствовал критериям методологии исследования «Эксперт РА».
Сумма новых лизинговых договоров по итогам 2016 года выросла на 39% и достигла 1,2 трлн рублей, лизинговый портфель прекратил стагнировать и составил 3,2 трлн рублей на 01.01.17 (против 3,1 трлн рублей на 01.01.16), несмотря на рекордный объем полученных лизинговых платежей за прошедший год. Стоит также отметить, что впервые с 2013 года доля лизингового бизнеса в ВВП на фоне его сокращения достигла 1,2%, что последний раз наблюдалось в докризисные 2011–2013 годы.
Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб. | 450 | 741 | 770 | 783 | 680 | 545 | 742 |
Темпы прироста, % | 150 | 64,6 | 3,9 | 1,7 | -13,2 | -19,9 | 36,1 |
Сумма новых договоров лизинга, млрд руб. | 725 | 1 300 | 1 320 | 1 300 | 1 000 | 830 | 1 150 |
Темпы прироста, % | 130,2 | 79,3 | 1,5 | -1,5 | -23,1 | -17 | 38,6 |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. | 350 | 540 | 560 | 650 | 690 | 750 | 790 |
Темпы прироста, % | 9,4 | 54,3 | 3,7 | 16,1 | 6,2 | 8,6 | 5,3 |
Объем профинансированных средств, млрд руб. | 450 | 737 | 640 | 780 | 660 | 590 | 740 |
Темпы прироста, % | 192,2 | 63,8 | 13,2 | 21,9 | -15,4 | -10,6 | 25,4 |
Совокупный лизинговый портфель, млрд руб. | 1 180 | 1 860 | 2 530 | 2 900 | 3 200 | 3 100 | 3 200 |
Темпы прироста, % | 22,9 | 57,6 | 36 | 14,6 | 10,3 | -3,1 | 3,2 |
Номинальный ВВП России, млрд руб. (в постоянных ценах 2011 г., по данным Росстата) | 46 308,5 | 59 698,1 | 61 798,3 | 62 588,9 | 63 038,4 | 61 249,4 | 61 097,5 |
Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, % | 1,0 | 1,2 | 1,2 | 1,3 | 1,1 | 0,9 | 1,2 |
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % | 62,4 | 66,5 | 63,0 | 65,0 | 66,4 | 66,0 | 62,2 |
Индекс розничности1, % | 24,0 | 23,0 | 28,0 | 34,7 | 43,9 | 44,0 | 45,2 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Объем профинансированных средств в 2016 году показал положительные темпы прироста (+25%), что последний раз отмечалось на рынке в 2013 году. Помимо роста объема финансирования сделок, в его структуре произошли значительные изменения. Так, доля кредитов в структуре профинансированных средств выросла с 52% за 2015 год до 60% за 2016 год вследствие снижения кредитных ставок банками. Доля облигаций снизилась с 14 до 3% за прошлый год в связи с менее активным использованием этого инструмента крупнейшими компаниями. Уровень авансов за аналогичный период изменился незначительно, как и собственных средств (см. график 2). Реализация вексельных программ, прежде всего, госкомпаниями сказалась на увеличении доли данного источника в финансировании лизинговых сделок с 2 до 6%.
Активизация региональных сделок позитивно сказалась на розничном сегменте, который вырос на 33% (против сокращения на 12,5% годом ранее) и достиг около 375 млрд рублей за 2016 год. В результате доля сегмента МСБ в объеме нового бизнеса за прошлый год составила около 51% (годом ранее 52%).
Количество лизинговых сделок в 2016 году, по данным анкетирования, составило не менее 145 тыс. (+12% к 2015 году). Вместе с тем средняя сумма сделки на рынке за прошедший год выросла с 6,7 до 8,2 млн рублей (см. график 4), что обусловлено заключением крупных сделок в конце года. Так, за 9 месяцев 2016 года средний чек лизинговой сделки не превышал 7 млн рублей.
Наибольшее число новых лизинговых договоров в 2016 году заключила компания «ВТБ Лизинг», а максимальные темпы прироста сделок из топ-20 продемонстрировали компании «Альфа Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «Элемент Лизинг» (см. таблицу 2).
Таблица 2. Топ-20 лизинговых компаний по количеству заключенных сделок в 2016 году
No | Наименование ЛК | Количество новых заключенных договоров за 2016 г., шт. | Количество новых заключенных договоров за 2015 г., шт. | Темпы прироста за 2016 г., % |
1 | «ВТБ Лизинг» | 22 823 | 21 079 | 8,3 |
2 | «Европлан» | 19 650 | 15 186 | 29,4 |
3 | «ВЭБ-лизинг» | 18 037 | 23 587 | -23,5 |
4 | «Балтийский лизинг» (ГК) | 9 930 | 7 693 | 29,1 |
5 | «РЕСО-Лизинг» | 7 117 | 6 103 | 16,6 |
6 | «Элемент Лизинг» | 6 155 | 3 429 | 79,5 |
7 | «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) | 5 753 | 2 541 | 126,4 |
8 | «Сименс Финанс» | 4 184 | 3 741 | 11,8 |
9 | «CARCADE Лизинг» | 3 708 | 7 871 | -52,9 |
10 | «СТОУН-XXI» (ГК) | 3 353 | 2 689 | 24,7 |
11 | «Фольксваген Груп Финанц» | 2 983 | 4 579 | -34,9 |
12 | «Мэйджор Лизинг» | 2 628 | 2 161 | 21,6 |
13 | «ЮниКредит Лизинг» | 2 339 | 1 876 | 24,7 |
14 | «Ураллизинг» (ГК) | 2 057 | 1 476 | 39,4 |
15 | «КОНТРОЛ лизинг» | 1 814 | 1 033 | 75,6 |
16 | «СОЛЛЕРС-ФИНАНС» | 1 519 | 929 | 63,5 |
17 | «Альфа Лизинг» (ГК) | 1 217 | 62 | 1 862,9 |
18 | «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) | 1 192 | 877 | 35,9 |
19 | «Система Лизинг 24» | 1 131 | 940 | 20,3 |
20 | «Лизинг-Трейд» | 1 022 | 913 | 11,9 |
Всего по рынку | Не менее 145 тыс. | Не менее 130 тыс. | около 12 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Лидеры рынка
Лидером рынка по объему нового бизнеса в 2016 году стала компания «ГТЛК», у которой на IV квартал пришлось около 53% объема нового бизнеса. Стоимость имущества, переданного компанией в лизинг за прошедший год, составила 122,8 млрд рублей (+157% к 2015 году). Агентство отмечает, что без учета бизнеса ГТЛК объем лизингового рынка за 2016 год вырос бы на 25 вместо 36%. Кроме того, около 57% объема нового бизнеса компании пришлось на операционный лизинг, что способствовало увеличению доли оперлизинга на рынке до 15% (годом ранее 12%). С третьей на вторую позицию поднялась компания «Сбербанк Лизинг» (82,9 млрд рублей), а третью строчку занял прошлогодний лидер – «ВТБ Лизинг» (76,6 млрд рублей).
Доля крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса в 2016 году достигла почти 17% (за 2015 год – 14%, за 2014 год – около 16%). Концентрация на топ-10 компаний в объеме нового бизнеса снизилась и составила 63% по итогам 2016 года (в 2015 году – 67%, в 2014 году – 64%).
По итогам 2016 года доля госкомпаний в объеме нового бизнеса составила около 51% (годом ранее – 53%). Причиной снижения концентрации лизингового бизнеса на госкомпаниях, по мнению агентства, стало наращивание сделок негосударственными компаниями, в том числе лизингодателями при банках и производителях. Кроме того, некоторые госкомпании в прошлом году существенно снизили объемы лизингового бизнеса.
Таблица 3. Топ-20 лизинговых компаний России по итогам 2016 года
Место по новому бизнесу | Наименование ЛК | Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 13.02.2017 | Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 2016 г., млн руб. | Темпы прироста нового бизнеса 2016 г. / 2015 г., % | Сумма новых договоров лизинга за 2016 г., млн руб. | Объем лизингового портфеля на 01.01.17, млн руб. | |
01.01.17 | 01.01.16 | ||||||
1 | 4 | Государственная транспортная лизинговая компания | 122 753,2 | 157,0 | 188 332,9 | 337 600,6 | |
2 | 3 | «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) | А++ | 82 871,4 | 46,5 | 125 655,9 | 375 080,7 |
3 | 1 | «ВТБ Лизинг» | 76 658,4 | -1,3 | 114 744,3 | 380 416,3 | |
4 | 5 | «Европлан» | А++ | 37 950,6 | 56,6 | н.д. | 44 715,9 |
5 | 2 | «ВЭБ-лизинг» | 33 570,6 | -56,0 | 49 303,2 | 524 659,7 | |
6 | 6 | «Сименс Финанс» | 27 232,6 | 26,5 | 43 021,3 | 34 810,1 | |
7 | 7 | «Балтийский лизинг» (ГК) | 23 938,0 | 23,2 | 35 785,0 | 32 813,0 | |
8 | 16 | «МКБ-лизинг» (ГК) | A (II) | 22 948,0 | 221,7 | 31 514,0 | 32 578,0 |
9 | - | «Газпромбанк Лизинг» (ГК) | 20 325,0 | - | 51 956,0 | 114 158,0 | |
10 | 8 | «ТрансФин-М» | A+ (II) | 18 849,4 | 0,4 | 46 248,9 | 277 425,6 |
11 | - | «Росагролизинг» | 16 712,0 | - | 19 818,2 | 80 552,3 | |
12 | 65 | «БИЗНЕС АЛЬЯНС» | 15 294,8 | 3 233,7 | 29 378,4 | 29 740,9 | |
13 | 14 | «ЮниКредит Лизинг» | А++ | 14 542,6 | 98,7 | 20 505,6 | 26 821,7 |
14 | 10 | «РЕСО-Лизинг» | A+ (I) | 14 514,1 | 25,9 | 22 307,8 | 18 406,8 |
15 | 19 | «Альфа-Лизинг» (ГК) | 11 736,3 | 169,9 | 18 966,1 | 58 153,6 | |
16 | 11 | «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) | 9 630,9 | -1,0 | 14 062,9 | 9 843,1 | |
17 | 19 | «Элемент Лизинг» | A+ (III) | 9 580,5 | 120,3 | 14 299,8 | 9 660,4 |
18 | 17 | «СТОУН-XXI» (ГК) | A (I) | 8 395,6 | 31,9 | 12 665,5 | 10 777,2 |
19 | 18 | «Система Лизинг 24» | 7 919,4 | 36,7 | 10 271,1 | 12 370,8 | |
20 | 13 | «РЕЙЛ1520» (ГК) | A (I) | 7 231,0 | -8,6 | 6 211,0 | 32 995,0 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
1.3. Распределение сделок по регионам и сегментам
В территориальном распределении нового бизнеса в 2016 году по сравнению с 2015 годом доля Москвы снизилась на 17 п. п., до 31%. Как правило, по мере восстановления лизингового рынка концентрация на столице продолжает падать, что также отмечалось в 2010 году. Доли Санкт-Петербурга и Уральского ФО выросли за 2016 год на 7 и 3 п. п., до 14 и 12%, соответственно.
На Центральный ФО (без Москвы) теперь приходится около 9% лизингового бизнеса, против 7% годом ранее. Стоит отметить, что увеличение доли нового бизнеса за пределами РФ до 4% (годом ранее менее 1%) связано, прежде всего, с передачей самолетов в лизинг / аренду российским авиаперевозчикам через компании (SPV), зарегистрированные в иностранных юрисдикциях.
Третий год подряд крупнейшим сегментом рынка является автолизинг (легковые и грузовые автомобили), доля которого по итогам 2016 года составила 35% (годом ранее – около 37%). В стоимостном выражении автосегмент за прошедший год увеличился на 31%. Второй по объему нового бизнеса сегмент – авиализинг – сохранил долю на рынке на уровне 21% и вырос в абсолютном выражении на 36%. Ж/д сегмент продолжил терять свои позиции, сократив долю с 18 до 13% в объеме лизингового бизнеса, однако впервые с 2012 года в абсолютном выражении сегмент не показал существенного сокращения. Стабилизация объема нового бизнеса с ж/д техникой прежде всего обусловлена восстановлением арендных ставок вследствие снижения профицита вагонов на путях.
Среди крупных сегментов, объем которых составляет свыше 5% в структуре нового бизнеса, наибольшее увеличение доли показали морские и речные суда (с 2 до 7%). При этом агентство отмечает, что не менее 75% объема нового бизнеса с водным транспортом пришлось на клиентов лизинговых компаний «Сбербанк Лизинг» и ГТЛК. Значительный прирост (+64%) показала строительная и дорожно-строительная техника, доля которой в объеме нового бизнеса за 2016 год составила 7%.
Сельскохозяйственная техника также продемонстрировала позитивную динамику: абсолютный объем сегмента вырос на 181%, а доля на рынке достигла 3%. С 1 полугодия розничные игроки отмечали рост спроса на лизинг со стороны сельхозпредприятий вследствие увеличения объемов их продаж, в том числе из-за снижения конкуренции со стороны зарубежных производителей.
Всего по рынку из 17 крупнейших сегментов, выделенных «Эксперт РА» в рамках исследования, положительные темпы прироста продемонстрировали 11 (см. таблицу 4). Годом ранее рост наблюдался в восьми сегментах.
Таблица 4. Структура рынка по предметам лизинга
Предметы лизинга | Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 2016 г., % | Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 2015 г., % | Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % | Доля в лизинговом портфеле на 01.01.17, % |
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) | 20,5 | 20,6 | 35,5 | 21,6 |
Грузовой автотранспорт | 17,6 | 16,8 | 42,6 | 7,1 |
Легковые автомобили | 17,5 | 19,8 | 20,3 | 6,8 |
Железнодорожная техника | 13,0 | 17, | -1,1 | 40,8 |
Суда (морские и речные) | 7,1 | 1,5 | 544,4 | 4,9 |
Строительная и дорожно-строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах | 7,0 | 5,8 | 64,3 | 3,5 |
Сельскохозяйственная техника и скот | 3,1 | 1,5 | 181,4 | 3,2 |
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование | 2,4 | 2,9 | 12,7 | 3,7 |
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки | 2,3 | 0,8 | 291,4 | 1,9 |
Недвижимость (здания и сооружения) | 1,3 | 2,6 | -31,9 | 1,8 |
Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары | 1,2 | 1,3 | 25,7 | 0,4 |
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов | 0,9 | 1,0 | 22,5 | 0,3 |
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры | 0,7 | 0,6 | 58,8 | 0,3 |
Оборудование для ЖКХ | 0,4 | 1,8 | -69,7 | 0,6 |
Энергетическое оборудование | 0,3 | 0,7 | -41,7 | 0,5 |
Полиграфическое оборудование | 0,3 | 0,5 | -18,3 | 0,2 |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование | 0,2 | 0,4 | -31,9 | 0,1 |
Прочее оборудование | 4,2 | 3,5 | 63,4 | 2,3 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Изменения в структуре лизингового портфеля по итогам 2016 года связаны с ростом доли водного транспорта до 5%, а также стабилизацией долей железнодорожного и авиационного сегментов (см. график 7). После выбытия из лизингового портфеля проблемных договоров с авиаперевозчиками позиции авиализинга удалось удержать за счет новых сделок, в том числе с Sukhoi Superjet 100. Сохранению доли ж/д сегмента в портфеле, по мнению агентства, способствовали пересмотр в сторону повышения ставок по действующим лизинговым договорам с ж/д операторами, а также ряд крупных лизинговых сделок во 2 полугодии 2016 года. Других значительных изменений за 2016 год в структуре портфеля не произошло.
1 Индекс розничности рынка лизинга «Эксперт РА» рассчитывает как суммарную долю розничных сегментов в объеме нового бизнеса. К розничным сегментам мы относим легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику.