Лизинг и факторинг, 24.03.2015

Развитие рынка за 2014 год
Поделиться
VK


Объем и динамика рынка

После фазы стагнации 2012–2013 годов объем нового бизнеса (стоимости имущества) продемонстрировал падение на 13,2% в 2014 году (см. график 1). По оценке «Эксперт РА», номинальный объем нового бизнеса (стоимости имущества) составил 680 млрд рублей (годом ранее – 783 млрд рублей). Несмотря на переориентацию лизинговых компаний на сделки с МСБ, компенсировать сокращение крупных договоров лизинга им не удалось: сумма новых договоров лизинга за прошедший год упала на 23,1% и составила около 1 трлн рублей. Подобное сокращение (около четверти) суммы новых лизинговых договоров наблюдалось на лизинговом рынке в 2008 году. За 2014 год объем профинансированных средств показал отрицательные темпы прироста (-15,4%), что в последний раз отмечалось также в 2008–2009 годах. Лизинговый портфель на 1 января 2015 года составил 3,2 трлн рублей, темп прироста - 10,3% – наименьший за последние пять лет (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Открыть таблицу в новом окне
Проведите по таблице
Показатели 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей430.0180.0450.0741.0770.0783.0680.0
Темпы прироста, %--58.1150.064.63.91.7-13.2
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей720.0315.0725.01 300.01 320.01 300.01 000.0
Темпы прироста, %-27.8-56.3130.279.31.5-1.5-23.1
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.403.0320.0350.0540.0560.0650.0690.0
Темпы прироста, %37.0-20.69.454.33.716.16.2
Объем профинансированных средств, млрд руб.442.0154.0450.0737.0640.0780.0660.0
Темпы прироста, %-17.7-65.2192.263.813.221.9-15.4
Совокупный лизинговый портфель, млрд руб.1 390.0960.01 180.01 860.02 530.02 900.03 200.0
Темпы прироста, %15.6-30.922.957.636.014.610.3
Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата)41 276.838 807.246 321.855 798.762 356.966 689.170 975.6
Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, %1.00.51.01.31.21.11.0
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, %32,750,062,466,563,065,066,4
Индекс розничности[1] 41,025,2  24,0 23,0 28,034,743,9
[1] Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Распределение сделок внутри года стало более равномерным: причина –  сокращение крупных сделок на протяжении последних трех лет

Из-за сокращения крупных сделок на протяжении последних трех лет произошло ослабевание сезонности рынка лизинга (см. график 2). Ранее более трети лизинговых договоров заключались в IV квартале года, теперь на три последних месяца года приходится только около четверти заключенных сделок (246 млрд рублей за IV квартал 2014 года). Помимо этого, в прошедшем году сумма новых договоров лизинга распределилась поровну между полугодиями, что раньше было нехарактерно для российского лизингового рынка.

 

Сумма новых договоров лизинга, очищенная от сегментов ж/д и авиатехники, за прошедший год сократилась всего на 5% (см. график 3) в отличие от суммы лизинговых договоров с учетом всех сегментов (-23,1%). Более сильного падения суммы новых договоров лизинга удалось избежать за счет сохранения объема сделок с автотранспортом (за 2013 год – 323,7 млрд рублей, за 2014 год – 331 млрд рублей).

 

В структуре финансирования сделок за 2014 год доля кредитов снизилась почти на 10 п. п. по сравнению с 2013 годом (см. график 4). Причина кроется в росте кредитных ставок на протяжении всего 2014 года. Отдельно стоит отметить шоковое повышение ключевой ставки Банком России в середине декабря 2014 года с 10,5% до 17%, последствия которого сегодня все больше ощущает лизинговый рынок. По данным анкетирования, не менее 95% лизинговых компаний столкнулись с пересмотром банками процентных ставок по уже выданным до 17 декабря кредитам. Повышение ставок составило от 2 п. п. до 13 п. п. Не менее 10% опрошенных лизингодателей отмечают, что одними из первых ставки стали повышать крупные государственные банки, несмотря на то, что они имеют доступ к источникам дополнительной ликвидности. Интересным фактом является то, что некоторые кредитные организации пересматривали ставки по действующим договорам даже для своих дочерних лизинговых компаний (повышение в среднем было аналогичным, как и для рыночных компаний).

Несмотря на удорожание средств на долговых рынках, доля облигаций в структуре финансирования сделок за прошедший год выросла на 8,1 п. п. Помимо крупных госкомпаний, облигации размещали и частные российские лизингодатели: так, в IV квартале 2014 года компания «ТрансФин-М» разместила облигации на 3 млрд рублей (срок погашения – 15.12.2017, размер купона – 10,5% годовых).

Однако в источниках финансирования лизингодателей без учета крупных сделок1 доля долговых ценных бумаг снижается (с 4,6% за 2013 год до 1,4% за 2014 год), а доля собственных средств выросла на 5,2 п. п. и составила почти 17%: в условиях дорогих кредитов рыночные лизинговые компании активнее стали использовать собственные средства для финансирования сделок. Пока у лизингодателей существует небольшой запас по капиталу, повышение авансов происходит гораздо реже (рост менее 1 п. п.). Стоит отметить, что в финансировании деятельности лизинговых компаний без учета крупных сделок произошло снижение доли авансов (-2,6 п. п.). По мнению агентства, рыночные компании для сохранения объемов нового бизнеса старались при возможности не повышать размеры авансовых платежей.

 

 Средняя сумма сделки на рынке за 2014 год составила не более 6 млн рублей, годом ранее – 8,6 млн рублей

Средняя сумма сделки на рынке за 2014 год составила не более 6 млн рублей, годом ранее – 8,6 млн рублей (см. график 5). Это было обусловлено ростом общего количества заключенных сделок с малым и средним бизнесом (не менее 10% за 2014 год) по рынку: объем нового бизнеса с МСБ за 2014 составил 321 млрд рублей (годом ранее – 252 млрд рублей).

 

Таблица 2. Топ-30 лизинговых компаний по количеству заключенных сделок в 2014 году

Открыть таблицу в новом окне
Проведите по таблице

1.2. Лидеры рынка

Лидером рынка, как и годом ранее, стал «ВЭБ-лизинг», второе и третье место занимают ВТБ Лизинг и «Сбербанк Лизинг» соответственно (см. приложение 1). В совокупности доля тройки лидеров составила около 37% всего объема нового бизнеса (за 2013 год – 35%). Стоит отметить, что активное заключение крупных сделок компанией «Сбербанк Лизинг» в IV квартале 2014 года удержало рынок от более сильного падения (около 18%). «В четвертом квартале 2014 года компания заключила несколько крупных контрактов, – отмечает Кирилл Царев, и. о. генерального директора «Сбербанк Лизинг». – В их числе финансирование компании «УВЗ-Логистик» на 10 тысяч вагонов (общая стоимость лизингового проекта – 40 млрд рублей) и компании «Аэрофлот» на 10 самолетов Sukhoi Superjet 100 (стоимость проекта в каталожных ценах – 354 млн долларов)».

Доля лидера рынка в 2014 году увеличилась на 6,4 п. п. и составила 15% (в 2013 году – 8,6%)

Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров лизинга немного выросла и составила 66,4% по итогам 2014 года против 65% в 2013 году (в 2012 году – 63%, в 2011-м – 66,5%). Доля лидера рынка, «ВЭБ-лизинга», в 2014 году увеличилась на 6,4 п. п. и составила 15% (в 2013 году – 8,6%). Продолжающийся рост концентрации на крупнейших лизингодателях в новом бизнесе и сумме новых договоров лизинга также сказался на увеличении доли топ-10 в совокупном лизинговом портфеле (см. график 6). Так, на 01.01.2015 около трех четвертей лизинговых платежей к получению приходится на десять крупнейших лизингодателей.

 

В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: без учета крупных сделок доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга выросла на 10 п. п., при этом доля отечественных частных банков сократилась почти на 8 п. п. (см. график 7). Заметно выросла доля дочерних компаний иностранных производителей оборудования (почти на 3 п. п.), что объясняется ростом сделок с легковым и грузовым автотранспортом иностранных марок до начала девальвации рубля.

 

1 Сделки, совершенные лизинговыми компаниями с преобладанием в портфелях крупных и крупнейших сделок в сегментах «big ticket» («ВЭБ-лизинг», «Сбербанк Лизинг» (ГК), «ТрансФин-М», ВТБ Лизинг, Газпромбанк Лизинг (ГК), «ГТЛК» и «Газтехлизинг»).

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика