Содержание
- Методология
- ИТ-технологии
- Электронное страхование
- Приложение. Рэнкинги компаний по электронному страхованию
Резюме
Доля страховщиков, применяющих интернет-решения в процессе продаж страховых продуктов, неуклонно приближается к 100 %. 3/4 респондентов предоставляют возможность своим клиентам приобрести страховой полис на сайте. О доступности процедур онлайн-урегулирования заявили чуть более половины опрошенных. 80 % участников опроса в ближайшие годы планируют внедрять новые ИТ-продукты или совершенствовать уже существующие в компании процессы. Снятие запрета на продажи электронных полисов посредниками, появление маркетплейсов и внедрение страховщиками новых ИТ-решений уcкорят развитие электронного страхования. По прогнозу рейтингового агентства «Эксперт РА», объем премий в электронном страховании без учета ОСАГО по итогам 2019 года достигнет 19–20 млрд рублей.
Только 5 % респондентов не используют интернет-решения при заключении договоров страхования. Опрос участников страхового рынка, проведенный рейтинговым агентством «Эксперт РА» по итогам 2018 года, показал, что доля страховых компаний, применяющих ИТ-решения, связанные с использованием Интернета, в процессе продаж страховых продуктов неуклонно приближается к 100 %. Примерно пятая часть страховщиков, осуществляющих продажи через сайт компании, реализуют онлайн исключительно полисы ОСАГО. В то же время 83 % компаний, продающих полисы через сайт, предлагают клиентам довольно широкую линейку страховых продуктов. Более половины компаний, принявших участие в опросе, предоставляют своим клиентам возможность подать заявку на урегулирование страхового случая через сайт или мобильное приложение. Доля таких компаний на рынке постепенно увеличивается и среди участников опроса уже перешагнула отметку в 50 %.
Страховщики активно задействуют канал онлайн-продаж. Об этом свидетельствуют высокие темпы прироста премий по отдельным видам в сегменте электронного страхования, которые опережают показатели по соответствующим видам на рынке в целом. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», объем сегмента электронного страхования без учета ОСАГО в 2018 году по сравнению с 2017-м вырос в 1,5 раза, достигнув почти 13 млрд рублей. В условиях активного развития страховщиками онлайн-продаж темпы прироста взносов сегмента (45,6 %) существенно опережают темпы прироста рынка страхования в целом (15,7 % за 2018 год относительно 2017-го). Крупнейшими видами страхования по доле премий в электронном сегменте по данным за 2018 год являются страхование автокаско (37,1 %), страхование выезжающих за рубеж (23 %) и прочие виды страхования (18,5 %), существенную часть которых составляют страхование жизни и ипотечное страхование.
По прогнозу рейтингового агентства «Эксперт РА», объем премий в электронном страховании без учета ОСАГО по итогам 2019 года достигнет 19–20 млрд рублей. Ожидаемое снятие запрета на продажи электронных полисов посредниками, появление финансовых маркетплейсов и внедрение страховщиками новых высокотехнологичных решений будут способствовать дальнейшему ускоренному развитию сегмента электронного страхования. 80 % участников опроса в ближайшие годы собираются внедрить новые ИТ-продукты или усовершенствовать уже существующие в компании процессы. 40 % опрошенных направят свои силы на разработку и совершенствование системы взаимодействия с клиентом, а именно сайта, «Личного кабинета» и мобильного приложения в части возможности получения страхователем полного спектра услуг, начиная покупкой полисов и заканчивая урегулированием страховых случаев.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело опрос участников страхового рынка по использованию ИТ-решений в их деятельности в рамках масштабного анкетирования по итогам 2018 года. В опросе приняли участие 63 компании/группы компаний, чья суммарная доля на страховом рынке превышает 90 %.
Объемы электронного страхования агентство оценивало на основе данных, полученных в ходе анкетирования по итогам 2018 года. Среди 70 компаний, приславших анкеты для участия в рэнкингах за 2018 год, 36 предоставили данные по электронному страхованию. Целью настоящего обзора является исследование сегмента электронного страхования без учета ОСАГО.
Под электронным страхованием рейтинговое агентство «Эксперт РА» понимает продажу полисов страхования физическим лицам посредством сети Интернет. Оценку объемов электронного страхования агентство производило на основании суммы взносов по данным анкет компаний, принявших участие в анкетировании. Таким образом, оценка агентства «Эксперт РА» объемов сегмента электронного страхования является консервативной, может не совпадать с данными РСА и Банка России, реальный объем сегмента может превышать приведенные агентством цифры.
Компаниям, предоставившим сведения для исследований, также были заданы дополнительные вопросы с целью проверки и уточнения величин страховых премий, получаемых посредством Интернета.
Чтобы добиться максимальной достоверности, каждую анкету оценивали по следующим 3 пунктам:
- соответствие единиц измерения;
- суммы строк в разбивке должны быть меньше или равны итоговым значениям;
- значение взносов сегмента электронного страхования по видам и итого не должны превышать значений премий, полученных суммарно с помощью всех каналов продаж, по этим видам и итого
ИТ-технологии
Опрос участников страхового рынка, проведенный рейтинговым агентством «Эксперт РА» по итогам 2018 года, показал, что доля страховых компаний, применяющих ИТ-решения, связанные с использованием Интернета, в процессе продаж страховых продуктов неуклонно приближается к 100 %. Только 5 % респондентов ответили, что не используют интернет-решения при заключении договоров страхования.
1/4 страховщиков не предоставляют возможности клиентам на своем сайте в режиме онлайн произвести расчет и покупку полиса.
Примерно 1/5 страховщиков, осуществляющих продажи через сайт компании, реализуют таким способом исключительно полисы ОСАГО. В то же время 83 % компаний, продающих полисы через сайт, предлагают клиентам довольно широкую линейку продуктов, в основном полисы страхования от несчастных случаев и болезней, выезжающих за рубеж, ДМС, автокаско, имущества физических лиц, ответственности, финансовых рисков, жизни и некоторые другие.
Компании продолжают улучшать клиентский сервис не только в части продвижения страховых продуктов, но и в части использования ИТ-решений при урегулировании страховых случаев. По нашим оценкам, по сведениям за 2018 год более половины компаний, принявших участие в опросе, предоставляют своим клиентам возможность подать заявку на урегулирование страхового случая через сайт или мобильное приложение. Доля таких компаний на рынке постепенно увеличивается и среди участников опроса уже перешагнула отметку в 50 %.
Только 7 % респондентов заявили, что не имеют планов по разработке и внедрению новых ИТ-решений в компании в ближайшие годы. 80 % участников опроса собираются внедрить новые ИТ-продукты или усовершенствовать уже существующие в компании процессы. 40 % опрошенных направят свои силы на разработку и совершенствование системы взаимодействия с клиентом, а именно сайта, «Личного кабинета» и мобильного приложения в части возможности получения страхователем полного спектра услуг, начиная покупкой полисов и заканчивая урегулированием страховых случаев.
Электронное страхование
По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», объем сегмента электронного страхования без учета ОСАГО в 2018 году по сравнению с 2017-м вырос в 1,5 раза, достигнув почти 13 млрд рублей. В условиях активного развития страховщиками онлайн-продаж темпы прироста взносов сегмента (45,6 %) существенно опережают темпы прироста рынка страхования в целом (15,7 % за 2018 год относительно 2017-го).
Крупнейшими по доле премий в электронном сегменте по данным за 2018 год являются страхование автокаско (37,1 %) и страхование выезжающих за рубеж (23 %), а также прочие виды (18,5 %), существенную часть которых составляют страхование жизни и ипотечное страхование.
Страховщики активно задействуют канал онлайн-продаж, о чем свидетельствуют высокие темпы прироста премий по отдельным видам в электронном сегменте, которые опережают показатели по соответствующим видам на рынке в целом.
Ожидаемое снятие запрета на продажи электронных полисов посредниками, появление финансовых маркетплейсов и внедрение страховщиками новых высокотехнологичных решений будут способствовать дальнейшему ускоренному развитию сегмента электронного страхования. По прогнозу рейтингового агентства «Эксперт РА», объем премий в электронном страховании без учета ОСАГО по итогам 2019 года достигнет 19–20 млрд рублей. Факторы, сдерживающие развитие страхового рынка в целом, не окажут какого-либо существенного влияния на динамику сегмента в связи с тем, что он по своей сути является каналом дистрибуции, в пользу которого происходит перераспределение премий из менее удобных для клиентов и менее рентабельных для страховщиков каналов продаж.
Приложение. Рэнкинги компаний по электронному страхованию
Таблица 1. Топ-20 страховщиков в электронном страховании (без учета ОСАГО), 2018 год
Источник: «Эксперт РА», по данным компаний
Таблица 2. Топ-10 страховщиков в электронном ДМС, 2018 год
Источник: «Эксперт РА», по данным компаний
Таблица 3. Топ-10 страховщиков в электронном страховании от несчастных случаев и болезней (без учета ВЗР), 2018 год
Источник: «Эксперт РА», по данным компаний
Таблица 4. Топ-10 страховщиков в электронном страховании выезжающих за рубеж (в том числе ДМС, НС, финансовые риски), 2018 год
Источник: «Эксперт РА», по данным компаний
Таблица 5. Топ-10 страховщиков в электронном страховании автокаско, 2018 год
Источник: «Эксперт РА», по данным компаний
Таблица 6. Топ-10 страховщиков в электронном страховании имущества физических лиц, 2018 год
Источник: «Эксперт РА», по данным компаний
Таблица 7. Топ-5 страховщиков в электронном страховании АГО, 2018 год
Источник: «Эксперт РА», по данным компаний
Таблица 8. Топ-10 страховщиков в прочих видах электронного страхования, 2018 год
Источник: «Эксперт РА», по данным компаний