За 2016 год структура факторингового рынка по объему бизнеса клиентов не претерпела существенных изменений по сравнению с результатами 2015 года: сделки с крупными клиентами по-прежнему превалируют над сделками в сегменте МСБ. При этом, по данным анкетирования Факторов, доля сделок с представителями МСБ выросла за 2016 год на 7 п. п., до 28% (см. график 7). Наблюдаемая волатильность может быть обоснована снижением информационной прозрачности ряда крупных участников рынка: в 2016 году сведения о распределении сделок по клиентским сегментам были предоставлены Факторами, на которых приходилось около 43% совокупного оборота рынка, в 2015 году охват составлял около 67% оборота. При анализе данных по сопоставимой выборке за 2016 и 2015 годы доля сделок с клиентами МСБ составила бы 29 и 30%, соответственно.
Объем денежных требований, уступленных 11 Факторам, предоставившим сведения по сделкам с МСБ, насчитывал в 2016 году около 253 млрд рублей (данные по итогам 2015 года были предоставлены 18 Факторами, суммарный объем сделок которых в сегменте МСБ достиг 265 млрд рублей). Совокупный оборот в сегменте малого и среднего бизнеса, по оценкам «Эксперт РА», показал рост, сопоставимый с рынком в целом (около 13%), и насчитывал не менее 370 млрд рублей в 2016 году.
Таблица 3. Рэнкинг по объему денежных требований, фактически уступленных Факторам клиентами из сегмента МСБ
| Место Фактора | Наименование Фактора | Объем денежных требований, уступленных Фактору клиентами сегмента МСБ, млн руб. | Доля сегмента МСБ в общем объеме денежных требований, уступленных Фактору в 2016 г., % | Темпы прироста в 2016 г. по сравнению с 2015 г., % | |
| За 2016 г. | За 2015 г. | ||||
| 1 | 1 | ПАО «Промсвязьбанк» | 92 499,3 | 26,9 | 30 | 
| 2 | 2 | ПАО «АКБ «Металлинвестбанк» | 70 966,3 | 90,0 | 34 | 
| 3 | 3 | АО «Альфа-Банк» | 38 388,3 | 15,3 | -14 | 
| 4 | 7 | «ТКБ БAHK» (ПАО) | 10 104,1 | 39,4 | 39 | 
| 5 | - | АО «ПЕРВОУРАЛЬСКБАНК» | 8 735,6 | 85,8 | н. д. | 
| 6 | 12 | ООО «КАПИТАЛ ФАКТОРИНГ» | 8 398,5 | 13,1 | 190 | 
| 7 | 6 | ООО «Русская факторинговая компания» | 8 124,5 | 79,9 | -6 | 
| 8 | 8 | ООО «ФК Санкт-Петербург» | 6 845,0 | 45,0 | -2 | 
| 9 | 11 | «СДМ-Банк» (ПАО) | 3 831,2 | 62,8 | -5 | 
| 10 | - | ООО «МФО «СимплФинанс» | 2 853,0 | 100,0 | н. д. | 
| 11 | 13 | ПАО «Банк «ЗЕНИТ» | 2 502,0 | 15,1 | 9 | 
| 12 | - | «Банк «СОЮЗ» (АО) | 164,8 | 0,8 | н. д. | 
Источник:«Эксперт РА», по данным анкет Факторов
Несмотря на небольшой рост (с 5,4% за 2015 год до 6% за 2016 год) доля факторинга в источниках финансирования МСБ уступает доле лизинговых договоров, оставаясь незначительной относительно кредитования (см. график 8). Основными причинами, сдерживающими рост доли МСБ в сделках факторинга, выступают ограниченность базы контрагентов, с которыми Факторы готовы работать (поставщики розничных сетей), довольно жесткие подходы Факторов к вопросам установления процентных ставок и лимитов на поставщиков из сегмента МСБ. Смягчить влияние указанных причин сможет более широкое распространение электронных технологий и активное участие «МСП-Банка» в разделении рисков финансирования МСБ с игроками рынка.
 
                                 
                                 
                                 
                                