Москва, 5 июня 2025 г.
4 июня 2025 года в Москве состоялась V ежегодная конференция «Будущее закупок: трансформация рынка в условиях мягкой посадки экономики», организованная рейтинговым агентством «Эксперт РА» и компанией «Эксперт Бизнес-Решения». В мероприятии приняли участие более 150 человек: представители регуляторов рынка, директора по закупкам, руководители тендерных направлений, первые лица ведущих ЭТП, представители ИТ-компаний, СМИ.
Конференция открылась пленарной дискуссией «Бюджетный импульс: влияние на рынок закупок», участниками которой стали спикеры из крупнейших российских госкомпаний. Модераторами дискуссии выступили гендиректор компании «Эксперт Бизнес-Решения» Павел Митрофанов и председатель комитета по управлению закупочной деятельностью «Ассоциации менеджеров» Виктор Симоненко.
Павел Митрофанов озвучил результаты традиционного ежегодного опроса крупнейших российских заказчиков, на основе которого можно проследить смену тенденций на рынке электронных закупок. Как и годом ранее, главным фактором привлекательности организации закупок через электронные торговые площадки (ЭТП) для респондентов оказалась возможность снижения коррупционных рисков (24% ответов). Вторым по популярности оказался ответ «возможность снижать цену» (23%), третьим (21%) – технологичность процесса. Среди факторов, мешающих росту рынка электронных закупок, опрошенные назвали киберриски (30%), нехватку дополнительной экспертизы о надежности поставщиков (26%) и отсутствие функционала, отвечающего потребностям частных компаний (19%). Главными же трендами предыдущего года участники опроса назвали перевод всех закупочных операций в цифровой формат (цифровизацию) и повышение доли закупаемых позиций, относящихся к товарам российского производства, что связано в первую очередь с изменением законодательства и регулирования (унификацией национального режима).
Управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» Антон Табах в своем выступлении обрисовал глобальную макроэкономическую картину текущего и завтрашнего дня, призвав учитывать ее контекст в долгосрочном планировании. «Наш прогноз предполагает рост ВВП в 2025 г. на уровне 1,3%, в 2026 – 2,2%, снижение инфляции по итогам 2025 г. до 6%, а по итогам 2026 г. – до 4,5%. Мы полагаем, что в декабре 2025 г. ключевая ставка опустится до уровня 18%, а еще через год – до 13%. Средние значения курса рубля по итогам года составят 93-94 руб./доллар США. Дефицит бюджета в 2025 году не превысит 1,7% ВВП», – заключил Табах.
Алан Фаизов, начальник отдела методологического обеспечения реализации промышленной политики департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России, представил картину изменений в государственной промышленной политике и отчет о внедрении рынком новых законодательных норм, связанных с расширением нацрежима. «Нацрежим положительно повлиял на реестр российской промышленной продукции, подтолкнул рост спроса со стороны заказчиков. С 1 января 2025 года реестр ежемесячно пополняется на 5-7%, что показывает и вовлеченность, заинтересованность производителей. По итогам 2025 года мы ожидаем прироста объема закупленной российской продукции», – подчеркнул Фаизов. Спикер также разъяснил, как улучшились механизмы контроля реестровой продукции, рассказал о новации в области общественных обращений в Минпромторг, влияющей на «чистоту» реестра, а также анонсировал новые регуляторные меры по части отчетности, которые вскоре появятся в Постановлении №719-П.
Главной темой выступления вице-президента, директора по закупкам ПАО «Ростелеком» Татьяны Карасевой стало импортозамещение. «Ранее мы развивались в логике Постановления №2013 (об установлении минимальной доли закупок товаров российского происхождения), и это было интересно. Квотирование позволило нам внимательно рассмотреть отечественный рынок. Так, за предыдущие два года мы выяснили, какие позиции на отечественном рынке полностью отсутствуют. И далее мы подошли к этому вопросу c точки зрения долгосрочного планирования. Мы пошли в офсеты. Сейчас мы покупаем отечественной продукции на 40 млрд руб., это порядка 47% в общем объеме. Чтобы достигать таких результатов, надо научиться планировать», – рассказала она. В качестве примера Татьяна Карасева привела кейс закупки на поставку фронт-терминальных свинцово-кислотных АКБ через заключение офсетного контракта.
Директор по закупкам ДОМ.РФ Диляра Баширова рассказала об опыте корпорации в оценке поставщиков. По ее словам, после введения санкций и последующей минимизации публично доступной информации о компаниях, значительно возросла роль деловой репутации. Одним из эффективных инструментов ее оценки ДОМ.РФ считает национальный стандарт «Экология, Кадры, Государство» (ЭКГ-рейтинг). Корпорация внедрила критерии, связанные с этим инструментом, в свою внутреннюю документацию – положение о закупках, регламенты и т.д. «Мы провели аудит всех своих проверенных поставщиков и сравнили данные ЭКГ-рейтинга с собственными оценками. И оказалось, что расхождений почти нет. Тогда мы начали применять рейтинг при формировании цен – запрашивать цены только у компаний с уровнями рейтинга А и В. Это сработало. Более того, это стимулировало поставщиков с рейтингом С начать разбираться, что в их бизнесе не так, а тех, у кого вообще нет этого рейтинга, начать стремиться в него попасть. Инструмент это очень эффективный, хотя и нуждается в доработке», – объяснила Баширова.
Екатерина Григорьева, директор по закупкам «Россетей», посвятила свое выступление важности выстраивания эффективной коммуникации с поставщиками. Она рассказала о федеральных «Днях поставщика», которые организовываются компанией, и призвала уделять больше внимания таким мероприятиям, поскольку зачастую заинтересованность производителей в отслеживании новаций регулирования не столь высока, как у заказчиков, что может приводить к проблемам в реализации закупочных планов. По словам спикера, новые, усовершенствованные механизмы нацрежима были быстро имплементированы в самих «Россетях», однако с контрагентами пришлось проводить дополнительную работу, т.к. тематика закупок для них является не основной, а только побочной. Помимо этого, Екатерина Григорьева поделилась сложностями в организации приобретения комплексных услуг, которые связаны с отсутствием полной проектной документации на начальных этапах работы и одновременно с необходимостью указывать в закупочных документах исчерпывающий перечень конкретной номенклатуры.
Директор департамента закупочной деятельности «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) Нина Соколова презентовала оригинальную разработку компании по оптимизации закупочной деятельности. «Мы минимизировали количество конкурентных закупок через заключение долгосрочных контрактов. Для этого потребовалось значительное улучшение качества планирования. Одним из главных факторов, позволивших нам это сделать в условиях крайне волатильного рынка, стало формульное ценообразование. Эта практика стала постоянной. Теперь мы понимаем перспективы: сколько заплатим поставщику, сколько закладывать в бюджет и т.д. Поставщики также стали учитывать макроэкономические показатели и понимать, на что могут рассчитывать», – рассказала она.
Яна Лысова, директор департамента закупочной деятельности Россельхозбанка, представила собравшимся картину рынка с точки зрения крупнейшего отраслевого финансового института. Она поделилась трудностями в преодолении проблем с уходом иностранных вендоров из России в 2022 году и рассказала, как удалось переломить ситуацию. «Первое время мы, как и многие заказчики страны, находились в некой растерянности. А потом приняли решение самостоятельно вкладываться в разработку отечественного ПО. На сегодняшний день мы вместе с группой Банка разработали и включили в реестр отечественного ПО 65 собственных систем. Это инхаус, внутренняя разработка. У нас сейчас почти 3 тыс. IТ-специалистов. Этот стимул дал толчок и к развитию экосистемы РСХБ», - пояснила Лысова. По ее словам, стратегия цифровой трансформации в «Россельхозбанке» предусматривает не только реализацию собственных закупочных решений, но и разработку и внедрение систем на базе искусственного интеллекта, а также участие в научно-технологическом развитии.
После пленарной дискуссии деловая программа конференции продолжилась еще двумя сессиями: кейс-секция «Цифровая трансформация в закупках: ждать ли революцию?» и тренд-секция «Ускоряем и упрощаем закупки». Затем состоялась церемония награждения электронных площадок-лидеров по итогам исследования агентства.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44