Рейтинговые действия, 18.07.2025

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Омской области на уровне ruА-

Москва, 18 июля 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Омской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Омской области (далее – область, регион) обусловлен сильным уровнем развития экономики при среднем уровне демографического развития и развитом рынке труда, приемлемым уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и долговой нагрузки. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий уровень ВРП на душу населения и среднедушевых доходов. Давление оказывает отрицательная динамика численности населения.

Омская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Площадь территории региона составляет 141,1 тыс. кв. км, административный центр – г. Омск. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, торговля и сельское хозяйство. В регионе наблюдается высокая концентрация предприятий нефтехимической, химической, пищевой промышленности, а также машино- и приборостроения. К ним относится один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации АО «Газпром нефть – Омский НПЗ», установленная мощность которого составляет более 20 млн тонн.

Обоснование рейтинга

Сильный уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,2 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 2,2% выше, чем в 2023 году. Рост ВРП был обеспечен положительной динамикой в большинстве ключевых отраслей, включая обрабатывающие производства (+15,0%), розничную торговлю (+7,1%), оказание платных услуг населению (+4,8%), сельское хозяйство (+17,0%) и добычу полезных ископаемых (+28,9%). За январь-май текущего года индекс промышленного производства сложился на уровне 104,0%, прирост обеспечили обрабатывающие производства (индекс 104,8%). Помимо этого, за 5 месяцев 2025 года зафиксирован небольшой рост оборота розничной торговли и объёма платных услуг населению (на 1,7% и 2,6% соответственно). По итогам 2025 года регионом прогнозируется рост объёма ВРП до 1,3 трлн рублей, что будет на 0,7% выше уровня 2024 года в сопоставимых ценах.

ВРП на душу населения оценивается агентством на высоком уровне. В отчётном году показатель увеличился на 9,9% по сравнению с 2023 годом в текущих ценах, составив 0,64 млн рублей, и по итогам 2025 года вырастет до 0,7 млн рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов (далее – СДД) населения к прожиточному минимуму в регионе за отчетный год сложилось на высоком уровне и составило 3,5. Среднедушевые денежные доходы населения за 2024 год увеличились на 18% по сравнению с уровнем предшествующего года и составили 48,1 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 13,7 тыс. рублей. Согласно прогнозу региона, по итогам текущего года СДД составит около 51,8 тыс. рублей, при величине прожиточного минимума 15,4 тыс. рублей.

Средний уровень демографического развития и развитый рынок труда. Численность населения региона по состоянию на 01.01.2025 (далее – отчётная дата) составила 1805,8 тыс. человек. За последние три года она сократилась на 2,5% на фоне естественной и миграционной убыли населения. По итогам 2024 года среднегодовой уровень безработицы составил 3,0 %, что на 0,6 п. п. ниже, чем в 2023 году. По прогнозу региона, в текущем году среднегодовой уровень безработицы может снизиться до 2,9% (в среднем за март-май 2025 года показатель составил 3,0%).

Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2024 год сложился на уровне 226,1 млрд рублей, что почти соответствует прошлогоднему уровню в сопоставимых ценах (динамика +0,8%). Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренно низком уровне и составило 20,1%, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренная. За 1 квартал 2025 года объём инвестиций составил 34,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах ниже аналогичного периода прошлого года на 5,5%. По итогам текущего года регион прогнозирует инвестиции в основной капитал на уровне 238,9 млрд рублей.

Сбалансированность бюджета характеризуется комфортным уровнем. Объём доходов областного бюджета за отчётный год увеличился на 4,3% и составил 151,9 млрд рублей, что объясняется ростом поступлений по налоговым и неналоговым доходам бюджета (далее – ННД). По сравнению с предыдущим годом ННД за 2024 год увеличились на 6,6% и составили 107,5 млрд рублей. Доля ННД в доходах бюджета региона за 2024 год составила 70,8%, что выше предыдущего года на 1,5 п. п. Рост ННД в 2024 году был поддержан положительной динамикой всех бюджетообразующих налогов кроме налога на прибыль организаций – снижение по нему составило 18,9% в связи с сокращением поступлений по банковскому сектору экономики и проведением зачётов на единый налоговый счёт сумм переплаты по уточненным налоговым декларациям. При этом также изменилась структура налоговых доходов: на первое место вышел НДФЛ с долей 36,6% (годом ранее – 31,9%), на второе место опустился налог на прибыль организаций (доля снизилась с 33,0% до 25,2%), на третьем месте остались акцизы (доля составила 21,9%). За январь-май 2025 года ННД областного бюджета составили 43,7 млрд рублей, что на 4,4% больше значения за аналогичный период прошлого года. На фоне роста всех базовых налоговых поступлений (особенно по НДФЛ, показавшего прирост на 15,8%) продолжил падать налог на прибыль организаций (-12,9%), что связано с сокращением начисленных авансовых платежей за 2 квартал 2025 года. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно высоком уровне, т. к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 24,9%, на крупнейшего налогоплательщика – 9,9% налоговых доходов. Межбюджетные трансферты в 2024 году остались практически на уровне 2023 года и составили 43,4 млрд рублей, при этом увеличился объем дотаций и субвенций (на 24,0% и 4,9% соответственно), а поступления субсидий и иных межбюджетных трансфертов снизились (на 4,3% и 54,4% соответственно). За пять месяцев 2025 года объём межбюджетных трансфертов из федерального бюджета уменьшился на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 19,0 млрд рублей. По итогам 2025 года прогнозируется рост доходов бюджета на 6,6% вследствие роста ННД на 12,1% и одновременного снижения межбюджетных трансфертов на 4,6%, в результате чего доля ННД в доходах составит 74,4%.

Расходы областного бюджета в отчётном году выросли на 2,8% по сравнению с 2023 годом и составили 160,0 млрд рублей. В структуре расходов преобладала социальная направленность, доля которых за отчётный год по сравнению с 2023 годом выросла на 5,1 п. п. и составила 68,5%. Увеличение доли расходов соцблока объясняется уменьшением расходов в рамках реализации инфраструктурных проектов по направлению национальной экономики (-4,4%) и расходов на мероприятия по охране окружающей среды (-1,3%). Капитальные расходы за отчетный год уменьшились на 17,3% и составили 10,8 млрд рублей. Гибкость расходной части бюджета региона оценивается на невысоком уровне: доля капрасходов в общем объёме расходов в отчётном году составила 6,8%, при этом за последние два года капвложения более чем на половину были профинансированы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.  За первые пять месяцев текущего года расходы выросли на 6,7% к аналогичному периоду 2024 года, в денежном выражении в наибольшей степени выросли расходы на социальную политику (+2,3 млрд рублей, в том числе в связи с обеспечением исполнения «майских» указов, увеличением МРОТ, увеличением отдельных единовременных денежных выплат) и национальную экономику (+0,8 млрд рублей, в том числе в связи  увеличением ассигнований дорожного фонда, поступлений МБТ из федерального бюджета, реализацией мероприятий по теплоснабжению). По итогам 2025 года регион прогнозирует увеличение объема расходов на 1,5% к уровню 2023 года до 162,4 млрд рублей, при этом объем капрасходов снизится более чем на 20%, их доля в расходах составит 5,3%.

Областной бюджет по итогам 2024 года был исполнен с дефицитом в 8,1 млрд рублей или 7,6% от ННД; за вычетом инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и остатков средств на счетах дефицит бюджета составил 3,7% от ННД и был покрыт за счет кредитов коммерческих банков, привлеченных в конце отчетного года. Исполнение областного бюджета по итогам 2025 года ожидается с дефицитом 0,5 млрд рублей или 0,4% от ННД, который будет покрыт за счет казначейских инфраструктурных кредитов (далее – КИК).

Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. За отчётный год долг региона за 2024 год вырос на 7,3% вследствие привлечения банковских кредитов и ИБК и составил 73,4 млрд рублей. Отношение долга на отчётную дату к ННД за 2024 год составило 68,3%, без учёта ИБК и специальных казначейских кредитов (далее — СКК) показатель долговой нагрузки составил 62,2%. В структуре долга наибольший удельный вес приходится на бюджетные кредиты – 64,6%, на долю кредитов коммерческих банков и облигационных займов 30,6% и 4,8% соответственно. По итогам 2025 года регион прогнозирует снижение объёма долга на 1,3% до 72,5 млрд рублей за счёт полного погашения облигационных займов и части ИБК, при этом доля банковских кредитов в структуре долга увеличится до 38,2%, а доля бюджетного долга снизится до 61,8%. При ожидаемом регионом росте ННД долговая нагрузка снизится до 60,2% (без учета ИБК, СКК и КИК снизится до 54,6%). Расходы на обслуживание долга в отчетном году составили 0,9% ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, однако по итогам 2025 года показатель увеличится до 2,6%. Рост показателя обусловлен привлечением в конце 2024 – начале 2025 года краткосрочных банковских кредитов и их более высокой стоимостью обслуживания. Доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2025 составляет 30,9%, в течение 13–24 месяцев – 9,2%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов и короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruA-

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Омской области был впервые опубликован 16.02.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 24.01.2025.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Омской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Омской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Омской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о регионе:

НазваниеОмская область
Глава регионаХоценко Виталий Павлович
Основные отрасли экономики регионаОбрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, торговля оптовая и розничная
Площадь141,1 тыс. кв. км
Численность населения1805,8 тыс.человек (на 01.01.2025)

Ключевые финансовые показатели региона:

Показатель2022202320242025 прогноз
Доходы бюджета, млрд руб.137.07145.60151.90161.89
темпы прироста8.1%6.2%4.3%6.6%
Расходы бюджета, млрд руб.142.3155.7160.0162.4
темпы прироста10.1%9.4%2.8%1.5%
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб.92.3100.9107.5120.5
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД-5.7-10.0-7.6-0.4
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Долг, млрд руб.57.368.473.472.5
темпы прироста25.1%19.4%7.3%-1.3%
Отношение долга к ННД, %62.167.868.360.2

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Омская область

Ключевые экономические показатели региона:

Показатель2022202320242025 прогноз
Валовый региональный продукт, млрд рублей926.81056.61152.41278.9
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, %105.9102.0102.2100.7
ВРП на душу населения, тыс. руб.503.2578.9636.0710.5
темпы прироста17.9%15.1%9.9%11.7%
Уровень безработицы, %5.33.63.02.9
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Численность населения, тыс.чел.1832.11818.11805.81794.0

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Омская область

Оценка блоков анализа

Развитие экономики региона
Демография и рынок труда
Инвестиционный климат
Сбалансированность бюджета
Долговая нагрузка
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Омская область
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Омская область
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Омская область

Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:

RU000A102DR8

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru

Публикации по тематике


Условия заботы: в приграничье расширили режим свободной экономической зоны

Известия

Как это отразится на бизнес-климате в регионах
10.07.2025

Регионы работают в плюс: бюджеты субъектов РФ обошлись без дефицита

Известия

Данные "Эксперт РА" показывают постепенное замедление экономики в большинстве регионов
04.06.2025

Доходы региональных бюджетов в I квартале выросли на 7,5%

АЭИ Прайм

"Эксперт РА": доходы региональных бюджетов в I квартале выросли на 7,5%
03.06.2025

В России выросли поступления по налогу на прибыль организаций

АЭИ Прайм

Поступления по налогу на прибыль организаций в ряде регионов выросли в I квартале
03.06.2025

Инвестиционное списание разгрузило регионы

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили состояние местных бюджетов
24.02.2025