Москва, 10 февраля 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Карелия на уровне ruВВВ-, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Республики Карелия (далее – регион, республика) обусловлен умеренным уровнем развития экономики при ограниченном уровне демографического развития и развитом рынке труда, комфортным уровнем инвестиционного климата, а также умеренно высоким уровнем сбалансированности бюджета и комфортным уровнем долговой нагрузки. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывает высокий показатель ВРП на душу населения и диверсифицированная экономика. Давление оказывает низкая численность населения и ее негативная динамика.
Республика Карелия – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь территории региона составляет 180,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Петрозаводск. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых (доля которой по итогам 2024 года, по оценке региона, составила порядка 18,5%), обрабатывающие производства, транспортировку и хранение. В структуре обрабатывающего производства преобладает лесопромышленный комплекс, пищевая промышленность, металлургический комплекс, производство машин, транспортных средств и оборудования. Республика обладает значительными запасами лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Природные ресурсы региона составляют основу ее инвестиционного потенциала.
Обоснование рейтинга
Умеренный уровень развития экономики региона обусловлен в том числе невысокими размерными характеристиками ВРП и его сдержанной динамикой: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 445,0 млрд рублей, что соответствует уровню 2023 года в сопоставимых ценах. Негативное влияние на динамику ВРП оказало снижение промышленного производства (-0,5% за январь-ноябрь 2024 года к аналогичному периоду 2023 года), объема строительных работ (-37,8%) и продукции сельского хозяйства (-3,4% за январь-сентябрь 2024 года к аналогичному периоду 2023 года). В структуре промышленного производства снижение показал обрабатывающий сектор (-2,7% за январь-ноябрь 2024 года к аналогичному периоду 2023 года) и сектор водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизации отходов (-5,0%). Обрабатывающие производства показали снижение на фоне негативных тенденции в деревообрабатывающей сфере. Кроме того, значительная часть промышленного производства региона сконцентрирована в моногородах, что свидетельствует о социальных рисках в регионе и оказывает негативное влияние на рейтинговую оценку. Позитивно на динамике ВРП отразился рост розничной торговли (+4,7%) и объема платных услуг населению (+2,9%).
ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2024 года показатель прирос на 6,8% к уровню 2023 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 852,6 тыс. рублей.
Среднедушевые денежные доходы населения, по оценке региона, в 2024 году выросли к уровню 2023 года на 15,8% и составили 61,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) – 18,7 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последние 3 года составило 3,0, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.
Ограниченный уровень демографического развития и развитый рынок труда. По оценке региона, численность населения региона на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 520,0 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 2,3% за счет естественной убыли населения. Безработица в регионе находится близко к оптимальному уровню: за сентябрь-ноябрь 2024 года безработица опустилась до 3,5%, при этом по итогам года регион оценивает безработицу на уровне 4,3%.
Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году, по оценке региона, составил 105,0 млрд рублей, что в действующих ценах на 4,8% выше уровня 2023 года. За последние 3 года отношение инвестиций в основной капитал к ВРП находилось на умеренно высоком уровне (24%), инвестиционная привлекательность оценивается агентством как высокая.
Умеренно высокий уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2024 года составил 78,4 млрд рублей, что незначительно выше уровня 2023 года (78,2 млрд рублей), при этом налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) выросли на 9,9% (доля ННД в доходах выросла с 57,1% до 62,6%), а межбюджетные трансферты из федерального бюджета снизились на 8,3%. В структуре налоговых доходов наиболее позитивную динамику показали НДФЛ (+23,0% в связи с ростом фонда заработной платы) и УСН (+24,0% в связи с ростом налоговой базы), при этом снижение наблюдалось по НДПИ (-7,9% на фоне доначислений налога в 2023 году за прошлые периоды в связи с изменениями порядка налогообложения). В структуре межбюджетных трансфертов снизился объем субсидий (-7,7%) и иных межбюджетных трансфертов (почти в 3 раза, в том числе в связи с сокращением поступлений по межбюджетным трансфертам на финансирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования), но вырос объем субвенций (+3,3%) и дотаций (+6,4%), доля последних в структуре доходов подросла до 13,6%.
Диверсификация налоговой базы региона в 2024 году находилась на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 9,1% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 19,3% налоговых доходов регионального бюджета.
Объем расходов бюджета по данным региона в 2024 году составил 77,0 млрд рублей, что на 6,5% ниже уровня 2023 года. В структуре расходов в наибольшей мере в денежном выражении снизились расходы на ЖКХ (-2,6 млрд рублей в связи с изменением классификации расходов бюджетов в части отражения компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, а также завершением мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья), образование (-1,7 млрд рублей в связи сокращением расходов на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования и завершением строительства зданий общеобразовательных организаций) и социальную политику (-1,1 млрд рублей в связи с переносом сроков завершения строительства отдельных объектов и снижением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на исполнение отдельных полномочий). По итогам года вклад расходов социального характера подрос с 60,7% до 61,4% на фоне опережающего сокращения расходов несоциальной направленности (-8,1% к уровню 2023 года при сокращении социально ориентированных расходов на 5,5%). Объем капитальных расходов в 2024 году также сократился, при этом их вклад в структуре расходов остался значимым и составил 12,4% (при 18,8% в 2023 году), однако в среднем за последние 3 года капрасходы более чем на 70% были профинансированы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что ограничивает гибкость расходной части бюджета.
При дефицитном исполнении регионального бюджета в 2022-2023 годах, по итогам 2024 года региональный бюджет исполнен с профицитом, который составил 1,5 млрд рублей или 3,0% от ННД.
Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. Долг региона на 01.01.2025 составил 29,6 млрд рублей, что на 9,3% ниже его размера на 01.01.2024 в связи с погашением части банковских и бюджетных кредитов. Долговая нагрузка составила 60,4% (56,5% за исключением инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов). В структуре долга по-прежнему преобладают бюджетные кредиты (67,9%), остальная часть – банковские займы (32,1%). Регион имеет невысокие расходы по обслуживанию долга (1,4% от ННД в 2024 году), при этом график погашения долга оказывает сдерживающее влияние: доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.01.2025 находится на высоком уровне и составляет порядка 36%, в течение 13–24 месяцев (следующих 12 месяцев) региону предстоит погасить порядка 17%. Ликвидность оценивается позитивно: регион имеет остатки средств на счетах, а также доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruBBB-
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Карелия был впервые опубликован 31.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.08.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Карелия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Карелия принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Карелия дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Республика Карелия |
Глава региона | Парфенчиков Артур Олегович |
Основные отрасли экономики региона | Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
Площадь | 180.520 кв. км |
Численность населения | 523.856 тыс. человек на 01.01.24 |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 75.2 | 78.2 | 78.4 | 75.4 |
темпы прироста | 2.9% | 4.0% | 0.3% | -3.8% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 82.2 | 82.3 | 77.0 | 73.5 |
темпы прироста | 18.2% | 0.1% | -6.5% | -4.5% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 39.2 | 44.7 | 49.1 | 50.2 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | -17.9 | -9.2 | 3.0 | 3.8 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Долг, млрд руб. | 27.4 | 32.7 | 29.6 | 28.6 |
темпы прироста | 37.9% | 19.3% | -9.3% | -3.5% |
Отношение долга к ННД, % | 69.9 | 73.1 | 60.4 | 56.9 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Карелия
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 оценка | 2025 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 391.4 | 420.0 | 445.0 | 472.0 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 91.0 | 100.5 | 100.0 | 101.0 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 738.3 | 798.7 | 852.6 | 910.8 |
темпы прироста | -11.4% | 8.2% | 6.8% | 6.8% |
Уровень безработицы, % | 5.8 | 5.3 | 4.3 | 4.0 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Численность населения, тыс.чел. | 527.9 | 523.9 | 520.0 | 516.4 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Карелия
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2024 годаИнвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Миграция населения в 2024 году: потоки ослабеваютЭкономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru