Москва, 18 апреля 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании Акционерное общество «Западный скоростной диаметр» (далее – АО «ЗСД») на уровне ruAA. Прогноз по рейтингу - стабильный.
Кредитный рейтинг АО «ЗСД» присваивается в соответствии с методологией оценки внешнего влияния на уровне, соответствующем рейтингу поддерживающей структуры (далее – ПС), Санкт-Петербурга (ruAAA, стаб.) (далее – город), уменьшенному на 2 ступени.
Оценка собственной кредитоспособности АО ЗСД» обусловлена сильной оценкой бизнес-профиля, высокими показателями долговой нагрузки, уровня ликвидности и качества корпоративного управления.
АО «ЗСД» (далее – Компания) было создано в 1997 году решением губернатора Санкт-Петербурга для целей проектирования, строительства и коммерческой эксплуатации автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» (далее – ЗСД). Компания является стороной трехстороннего соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» (далее – СГЧП), заключенного 20 декабря 2012 года сроком на 30 лет между Компанией, городом Санкт-Петербургом и ООО «Магистраль северной столицы» (далее – МСС). Автомагистраль ЗСД на всей ее протяженности находится в эксплуатации с 2016 года. На инвестиционном этапе Компания исполняла функции заказчика при проектировании всей автомагистрали и строительстве Южного и Северного участков, а также принимала строительно-монтажные работы при строительстве Центрального участка. На эксплуатационном этапе Компания является балансодержателем ЗСД, предоставляет автомагистраль в аренду МСС и выступает координатором взаимодействия города и МСС, в частности, контролирует сбор платы за проезд и соблюдение требований к эксплуатации, а также согласует изменение действующих тарифов. Компания также выступает заказчиком строительства новых развязок ЗСД и участником создания новой платной внутригородской магистрали – Широтной магистрали скоростного движения (далее – ШМСД). В настоящее время Компания завершает реконструкцию улично-дорожной сети в месте ее примыкания к Витебской развязке, а также строительство примыкания Шкиперской развязки к улично-дорожной сети и ведет работы по проектированию и подготовке территории строительства по участкам 2-4 ШМСД.
Оценка внешнего влияния
Кредитный рейтинг Компании присваивается на уровне рейтинга поддерживающей структуры, Санкт-Петербурга, уменьшенного на 2 ступени, по совокупности следующих критериев:
- В оценке возможностей поддержки агентство учитывает, что город оказывает сильное влияние на Компанию посредством стратегического и операционного контроля, а также предоставляет регулярные бюджетные инвестиции. Значительная часть инвестиционной программы Компании финансируется городом путем регулярного увеличения уставного капитала через допэмиссию акций;
- Бюджетное финансирование Компании закреплено на уровне Закона о бюджете Санкт-Петербурга на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, Адресной инвестиционной программы, Государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 552 (ГП № 552), постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.08.2022 № 719. Однако агентство обращает внимание, что финансирование, опирающееся на расходные обязательства бюджета, может быть фактически скорректировано из-за соблюдения бюджетной дисциплины и внесения корректировок в госпрограмму, в результате чего агентство выделяет ограничения на оказание поддержки;
- Влияние акционера оценивается на наивысшем уровне. Город в лице Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга является собственником 100% акций Компании, и согласно распоряжению о создании Компании от 10.10.1997 доля города должна составлять не менее 100%, что эффективно делает приватизацию невозможной. Город осуществляет полный операционный контроль над деятельностью Компании: Совет директоров Компании состоит полностью из представителей Правительства Санкт-Петербурга, голосование по особо важным вопросам ведется на основании письменных директив со стороны Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга. Деятельность Компании является предметом контроля со стороны Совета директоров через введенную систему ключевых показателей эффективности;
- В рамках оценки системной и социальной значимости агентство учитывает, что Компания выполняет важную роль в развитии стратегически важного и значимого проекта для Правительства Санкт-Петербурга, но полагает, что потенциальное ухудшение финансового положения объекта рейтинга ограниченно повлияет на функционирование транспортной и смежных индустрий, поэтому данный фактор оценивается на среднем уровне;
- В оценке поддержки бюджета агентство учитывает историю предоставления финансирования АО «ЗСД». В частности, в соответствии с Адресной инвестиционной программой на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов утвержден объем бюджетных инвестиций на реализацию государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга».
Обоснование оценки собственной кредитоспособности
Анализ проводился по отчетности АО «ЗСД» по РСБУ.
Сильная оценка бизнес-профиля. Отрасль транспортной инфраструктуры характеризуется высокими барьерами для входа новых игроков ввиду капиталоёмкости проектов, что объясняет ограниченную конкуренцию на рынке. Агентство положительно оценивает устойчивость отрасли Компании к внешним шокам ввиду обеспечения базовых потребностей региональной экономики и города и определяет развитие Санкт-Петербурга как транспортного узла. Западный скоростной диаметр является одной из ключевых транспортных артерий Санкт-Петербурга, обеспечивающей связь между северо-западными, центральными и южными районами города, решающей проблему транспортной изолированности Васильевского острова от других районов Санкт-Петербурга, а также разгружающей улично-дорожную сеть центральной части города. ЗСД соединяет крупные центры деловой активности, а также мощные транспортные узлы, такие как морской Большой порт Санкт-Петербург, аэропорт «Пулково», грузовые терминалы, речные портовые комплексы, железнодорожные станции и вокзалы, обеспечивает их связи с внешними автомобильными дорогами что позволяет создать современную интермодальную систему перевозок, обеспечивающую оптимизацию технологических процессов работы различных видов транспорта и повышение надежности. Финансовые результаты Компании находятся в высокой зависимости от динамики автомобильного трафика на магистрали и тарифной политики за проезд. При этом агентство отмечает, что Компания демонстрирует стабильные темпы роста выручки и получения так называемого сверхдохода (превышение выручки от сбора платы за проезд по автомагистрали над установленным условиями СГЧП уровнем) за счет интенсификации трафика, строительства новых транспортных развязок и дальнейшей интеграции ЗСД в уличную сеть, а также роста среднего чека пользователей. Структура СГЧП подразумевает разделение сверхдохода между МСС и Компанией в соотношении 10%/90% соответственно, что поддержит финансовые потоки Компании, а также позволит ей в меньшей степени полагаться на финансирование со стороны города.
Высокая оценка ликвидности. Операционный денежный поток на горизонте года от отчетной даты с учетом остатка денежных средств, включая планируемые к получению бюджетные инвестиции, полностью покрывает плановые платежи по долгу, операционные и капитальные затраты. Качественная оценка ликвидности также оценивается на высоком уровне, который поддерживается высоким уровнем дюрации долгового портфеля, представленного облигационными займами.
Высокие показатели долговой нагрузки. По состоянию на 31.12.2024 (далее – отчетная дата) объем долга Компании составлял 27,6 млрд. руб. (29,3 млрд руб. на конец 31.12.2023). Долг Компании представлен в основном облигационными займами в общем объеме 25 млрд руб., привлеченными под финансирование строительства Южного и Северного участков ЗСД со сроком погашения в 2031-2032 гг. По расчетам агентства, показатели долговой нагрузки по состоянию на 31.12.2024 и 31.12.2023 превышают бенчмарки агентства как следствие высокого размера установленного условиями СГЧП уровня выручки от сбора платы за проезд для получения сверхдохода. В прогнозных периодах ввиду снижения величины установленного условиями СГЧП уровня выручки от сбора платы за проезд, получаемая выручка Компании возрастет, что позитивно скажется на показателях долговой нагрузки. Обязательства перед владельцами облигаций по выплате номинальной стоимости гарантированы Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ. Агентство не ожидает роста долговой нагрузки на горизонте года от отчетной даты ввиду отсутствия необходимости в привлечении существенных объемов долга в ближайшие годы. Уровень процентной нагрузки Компании оценивается как высокий, при этом обязательства по выплате купонного дохода ежегодно до 2024 года включительно покрывались государственной поддержкой. С учетом прогнозируемого существенного роста выручки Компании, риски обслуживания долговых обязательств отсутствуют.
Высокое качество корпоративного управления. Компания регулярно публикует отчетность по стандартам РСБУ и МСФО, проходящую аудит независимой аудиторской организацией, имеется Совет директоров, в состав которого входят независимые директора в лице представителей различных комитетов Правительства Санкт-Петербурга, созданы элементы системы риск-менеджмента. Стратегические планы Компании, продемонстрированные агентству, содержат исчерпывающую информацию по операционным и финансовым показателям.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruBBB+
Оценка внешнего влияния: паритет с Санкт-Петербургом минус 2 ступени
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг АО «ЗСД» был впервые опубликован 10.06.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.06.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 21.11.2024) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 17.09.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные АО «ЗСД», а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «ЗСД» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «ЗСД» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о Компании:
Название | АО "ЗСД" |
ИНН | 7825392577 |
Отрасль | Инфраструктура (транспортная) |
Отчетность | РСБУ |
Аудитор | Интерком-Аудит |
Ключевые финансовые показатели Компании:
Показатель | 2023 | 2024 |
Активы, млн руб. | 265 825 | 271 981 |
Капитал, млн руб. | 184 801 | 223 191 |
Выручка, млн руб. | 2 222 | 4 139 |
Долговые обязательства, млн руб. | 29 290 | 27 615 |
Скорректированный долг/EBITDA | 18,3 | 8,3 |
EBITDA/%% | 0,6 | 1,2 |
EBITDA margin, % | 71,6 | 80,1 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным АО "ЗСД"
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты:
Рынок готов расти! Сценарий развития долгового рынка в 2025 годуТранспорт: позитивные результаты, стабильный прогноз
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru