Москва, 18 апреля 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Узбекистан на уровне BB по международной шкале, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Республики Узбекистан (далее – страна, республика, Узбекистан) обусловлен быстрыми темпами роста экономики при текущем уровне экономического развития ниже среднего, высокой инфляцией и умеренно развитым банковским сектором, высокими темпами роста населения и ограниченным уровнем развития рынка труда, комфортным уровнем долговой нагрузки, ограниченной сбалансированностью бюджета, приемлемой позицией по счету текущих операций, слабой диверсификацией экспорта и умеренно высокой внешнедолговой устойчивостью, а также ограниченным уровнем развитости институтов. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий уровень золотовалютных резервов. Давление оказывает низкая эффективность монетарной политики.
Республика Узбекистан – государство, расположенное в центральной части Средней Азии. Площадь территории страны составляет 448,9 тыс. кв. км, столица – г. Ташкент. Ключевыми секторами экономики страны являются сельское, лесное и рыбное хозяйство, обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля; ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов.
Обоснование рейтинга
Быстрорастущая экономика с уровнем развития ниже среднего. По итогам 2024 года ВВП страны в реальных значениях вырос на 6,5% (годом ранее прирост ВВП составил 6%). Обрабатывающая промышленность нарастила объем производства на 7,7%, добывающая – на 1,9%. Прирост в сфере услуг составил 7,7%. В частности, существенное увеличение выпуска наблюдалось в услугах информации и связи (+24,7%), в торговле (+11,5%), а также в услугах сферы проживания и питания (+10,7%). В 2023 году ВВП Республики по ППС составлял 11,1 тыс. долларов.
Высокая инфляция и умеренно развитый банковский сектор. Среднегодовой показатель потребительской инфляции в 2024 году составил 9,6%. По состоянию на конец марта 2025 года прирост ИПЦ находился на уровне 10,3% г/г. Сохранение устойчивого инфляционного давления вынудило центральный банк 23 марта 2025 года приступить к ужесточению денежно-кредитных условий и повысить основную ставку на 50 б. п. до 14%. Банковские активы за 2024 год выросли на 18%. По состоянию на 1 января 2025 года отношение банковских активов к ВВП составляло 52,9%. На проблемные кредиты в общем объеме кредитов 1 января 2025 приходилось 3,97% (3,79% годом ранее).
Высокие темпы роста населения и ограниченный уровень развития рынка труда. За 2024 год население увеличилось на 2,0% г/г. Демографическая нагрузка в стране умеренно низкая (35,5%). Уровень безработицы уверенно снижается – в середине 2024 года он составлял 5,8% против 8,1% годом ранее. Растущая экономика постепенно позволяет поглощать незанятые трудовые ресурсы. Параллельно наблюдается снижение пока еще высокой зависимости от внешних рынков труда. За рубежом, по состоянию на конец 2024 года трудилось 1,35 млн узбекистанцев – за год произошло снижение данного показателя на 34%. Наиболее заметные изменения характера миграционных потоков произошли на российском направлении – число узбекистанцев, трудящихся в России, к началу 2025 года упало по сравнению с началом 2024 года на полмиллиона человек до 698 тыс. работников. Уровень развития человеческого капитала в стране находится на умеренно высоком уровне – индекс человеческого развития в 2022 году составил 0,727.
Комфортный уровень долговой нагрузки. По состоянию на 1 января 2025 года отношение государственного долга к доходам консолидированного бюджета составило 189% (35% к ВВП). Отношение процентных расходов по государственному долгу к доходам бюджета по итогам 2024 года составило 5,3%. В структуре долговых обязательств государства по состоянию на конец 2024 года 84% приходилось на внешний долг. На льготные займы от международных институтов развития и иностранных государственных институтов приходилось 87,7% от внешних государственных обязательств. До 2027 года планируется наращивание текущего государственного долга с 40,2 млрд до 55,9 млрд долларов.
Ограниченная сбалансированность бюджета. В 2024 году дефицит консолидированного бюджета снизился до 2,5% от ВВП с 4,1% годом ранее. В 2025 году движение в направлении повышении бюджетной дисциплины продолжится: в соответствии с утвержденным бюджетом, доходы должны будут увеличиться на 12,4% до 308,5 трлн сумов (порядка 23,3 млрд долларов), расходы – на 10,8% до 344,6 трлн сумов (порядка 26,0 млрд долларов). Предельный уровень дефицита установлен на уровне 3% против 4% годом ранее. Основные ставки налогов остаются в 2025 году без изменений.
Приемлемая позиция по счету текущих операций (СТО), слабая диверсификация экспорта и умеренно высокая внешнедолговая устойчивость. В 2024 году дефицит торгового баланса страны остался почти неизменным: 17,5 млрд долларов против 17,6 млрд долларов годом ранее. Чистые первичные доходы увеличились с 1,0 млрд долларов до 1,1 млрд долларов, вторичные доходы – с 8,8 млрд долларов до 10,6 млрд долларов. Дефицит счета текущих операций по итогам 2024 года составил 5,7 млрд долларов (против 7,8 млрд годом ранее). Отношение дефицита СТО к ВВП сократилось с 7,7% до 5,0%. Состояние счета текущих операций сохраняет существенную зависимость от динамики переводов физических лиц и от цен на сырьевых рынках. В 2024 году 39,4% всего товарного экспорта пришлось на драгоценные металлы (в основном золото), 7,1% – на хлопок, 6,7% - на минеральное топливо, нефть и продукты её перегонки (в основном просто газ), 6,1% - на медь и изделия из неё, 7,5% – на овощи и корне/клубнеплоды вместе с фруктами и орехами.
Отношение внешнего госдолга к экспорту к началу 2025 года составило 128,8% (внешний долг к экспорту и трансфертам – 91,8%). Проценты по внешнему долгу в течение ближайших 12 месяцев к экспорту за предшествующие 12 месяцев в конце 3 квартала 2024 года было на уровне 3,8%. Валовые международные резервы на тот момент почти в 17 раз превышали запланированный на следующие 12 месяцев объем платежей к погашению и обслуживанию внешнего госдолга. Стоимость резервов страны устойчиво увеличивается на фоне активных закупок центральным банком золота, а также роста мировых котировок на данный актив – за период с 1 марта 2024 года по 1 марта 2025 года запас ЗВР повысился на 39,6% до 45,0 млрд долларов (77,5% от данной суммы приходится на золото).
Ограниченный уровень развитости институтов. Система защиты гражданских и экономических прав и свобод, несмотря на предпринимаемые органами власти меры, пока еще ограничено развита. Разделение властей реализовано в недостаточной степени. Социальная напряжённость в регионе сохранятся, однако присутствуют признаки постепенной разрядки как во внутреннем, так и во внешнем контуре. С точки зрения поддержания региональной стабильности позитивно оценивается подписанная в конце марта 2025 года декларация о вечной дружбе народов Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Узбекистан был впервые опубликован 21.06.2013. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 31.10.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по международной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась Методология присвоения рейтингов кредитоспособности суверенным правительствам https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 21.11.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись статистические данные государственных органов страны, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Присвоенный кредитный рейтинг является незапрошенным, Кабинет Министров Республики Узбекистан и иные органы государственной власти не принимали участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Узбекистан дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о стране:
Название | Республика Узбекистан |
Глава государства | Шавкат Миромонович Мирзиёев |
Основные отрасли экономики страны | Сельское, лесное и рыбное хозяйство, обрабатывающая промышленность, строительство |
Площадь | 448 900 кв. км. |
Численность населения | 37,5 млн человек (на 01.01.2025) |
Ключевые финансовые показатели:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 |
Доходы бюджета, трлн сум | 201,9 | 231,7 | 274,4 |
темпы прироста, % | 22,5 | 14,8 | 18,4 |
Расходы бюджета, трлн сум | 236,7 | 281,1 | 310,9 |
темпы прироста, % | 25,7 | 18,8 | 10,8 |
Дефицит/профицит бюджета к ВВП, % | -3,5 | -4,1 | -2,5 |
Процентные расходы по госдолгу к доходам бюджета, % | 2,1 | 3,8 | 5,3 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Долг, трлн сум | 328,12 | 430,99 | 518,67 |
Отношение госдолга к ВВП, % | 31,88 | 34,95 | 35,66 |
Отношение госдолга к доходам бюджета за прошедшие 12 месяцев, % | 162,55 | 185,99 | 189,01 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным
Ключевые экономические показатели:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 |
Валовый внутренний продукт, трлн сум | 995,6 | 1204,5 | 1454,6 |
Темпы прироста реального ВВП, % | 6,0 | 6,3 | 6,5 |
Темпы потребинфляции на конец года, % | 12,3 | 8,8 | 9,8 |
Уровень безработицы, % | 8,9 | 6,8 | 4,1 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Численность населения, млн чел. | 36,02 | 36,80 | 37,54 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным
Ключевые показатели внешнего сектора:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 |
Экспорт, млрд $ | 20,97 | 25,05 | 26.17 |
темпы прироста, % | 27,51 | 19,48 | 4,48 |
Импорт, млрд $ | 35,64 | 42,65 | 43,62 |
темпы прироста, % | 27,59 | 19,65 | 2,28 |
Сальдо торгового баланса к ВВП, % | -16,29 | -17,20 | -15,18 |
Чистые первичные + вторичные доходы, млрд $ | 11,83 | 9,80 | 11,71 |
Сальдо СТО, млрд $ | -2,85 | -7,80 | -5,74 |
Сальдо СТО к ВВП, % | -3,16 | -7,62 | -4,99 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным
Связанные отчеты
Мировая инфляция: «мягкая посадка» состояласьРынки труда в эпоху изменений: глобальные вызовы и пути их преодоленияРост экономик Центральной Азии: удачно сошлись все звезды
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru