Бюджетный законопроект, торжественно подписанный президентом США Дональдом Трампом, представляет собой крайне амбициозный пакет налоговых и расходных приоритетов Белого дома. Основная цель — стимулирование экономического роста, без оглядки на расходы и издержки, что, по мнению главного экономиста «Эксперта РА» Антона Табаха, создает существенные риски для финансовой стабильности
![]() Антон Табах, управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» |
В 2025 году извечная американская любовь к красивым и продающим названиям законов достигла своего пика. Укрупненный бюджетный законопроект, прошедший обе палаты конгресса с минимальным перевесом и подписанный президентом Трампом в День независимости, называется максимально просто: «Большой и Красивый». The One Big Beautiful Bill (OBBB, или просто BBB), аббревиатура отсылает и к аналогичному закону времен администрации Байдена, существенная часть повестки которой обнуляется новым актом.
Раздача льгот
Важнейший пункт нового закона — налоговые ставки, временно введенные в рамках реформы 2017 года, теперь стали постоянными. Помимо этого, от подоходного налога освобождены чаевые и плата за переработку (для всех, кроме самых состоятельных американцев), но с них все равно надо платить социальные взносы. Эти правила действуют до 2029 года, но они настолько популярны в обеих партиях, что их продление практически гарантировано. Отмена налога на государственные пенсии для состоятельных пенсионеров прошла в урезанном виде — но в итоге и это предвыборное обещание Трампа можно считать выполненным. Существенно повышен вычет для подоходного налога на налоги штатов и муниципалитетов — более важные для состоятельных жителей «демократических» штатов, где эти налоги выше. В 2017 году ограничение в $10 000, сопоставимое с годовым налогом на средний дом в пригородах Нью-Йорка или Чикаго, воспринималось как месть политическим оппонентам, сейчас этот вопрос закрыт повышением вычета до $40 000. Более мелкие изменения — увеличение вычета на детей, порядка списания процентов по займам на образование — не слишком значимы.
Суммарные потери для бюджета США от новых инициатив составят порядка $150 млрд в год. Основными выгодоприобретателями будут не самые бедные — они и так практически не платят подоходного налога за счет базового вычета на семью в $32 000 в год, — а работающий средний класс. При этом сама выгода в среднем составит около $1800 на налогоплательщика, имеющего право на льготу, — не ноль, но и не так уж много. Самый большой выигрыш в абсолютном выражении получат как раз богатейшие американцы — те, которым грозило повышение налогов в случае победы Камалы Харрис. Но, получив снижение платежей на федеральном уровне, богатые налогоплательщики могут попасть под новые местные налоги — бюджет резко сокращает федеральные субсидии штатам, и тем неизбежно придется искать источники дополнительных доходов.
Оценить масштаб проблемы здесь пока сложно — многие сокращения вступают в силу не раньше 2027 года. В частности, снижаются субсидии штатам на медстраховки для бедных — от здоровых и бездетных получателей страховок и талонов на питание будут требовать, чтобы они где-то работали хотя бы на полставки или занимались волонтерством. Какая-то часть нуждающихся получит страховки от работодателя, где-то придется искать деньги на местном уровне, но в итоге все равно можно ожидать снижения уровня доступности медицины, особенно в бедных и сельских районах.
Зато самой хорошо профинансированной структурой станет иммиграционная полиция (ICE), также будут укреплены регулярные иммиграционная и пограничная службы. Деньги на стену на мексиканской границе выделены — но они выделялись и раньше, а стена так и не достроена. Отменяется ряд налоговых льгот и субсидий на «чистую энергию», но это не самый важный сюжет, потому что налоговые льготы исчезнут постепенно и только для новых проектов, старые в основном защищены «дедушкиной оговоркой».
Поиск денег
Как за все это предполагается платить? В основном через увеличение госдолга — и за счет экономического роста. Практически все американские администрации пытались «вырасти» из дефицита и долга — и мало кому это удавалось. На сей раз во избежание конфликтов с потенциально недружественным после выборов 2026-го конгрессом, потолок государственного долга был сразу увеличен на $5 трлн — этого должно хватить на два с половиной или три года при условии, что бюджетный дефицит не увеличится. Проблемой является рост ставок — расходы на обслуживание долга с 2022 года начали резко расти, поскольку новые заимствования кратно дороже, чем в эпоху нулевых ставок 2008-2016 годов и в период пандемии, а условия рефинансирования старого долга ухудшаются. Часть дыры должны заткнуть поступления от новых торговых пошлин, плюс налоговые доходы пока растут вместе с инфляцией и экономикой.
Основной риск в том, что налоги будут снижены, а экономика не вырастет. При этом снижение социальных расходов — явно непопулярное — придется отыгрывать назад после 2026-го. В результате американский бюджет получит еще более высокий структурный дефицит, при высоких ставках расходы на обслуживание долга будут и дальше опережать оборонные расходы. Дополнительными факторами роста дефицита станут высокая ставка ФРС и новая рыночная ситуация, когда федеральные гособлигации уже не считаются безрисковым активом. Но эти проблемы придется решать уже новой администрации. Сам уровень американского долга относительно ВВП в последние пару лет стабилизировался — за счет роста экономики, но новые заимствования практически гарантировано ухудшат индикаторы финансовой стабильности. Некоторые финансисты уже шутят, что в аббревиатуре названия закона сидит кредитный рейтинг, который получат США после нескольких лет такой бюджетной политики: посредственный BBB вместо нынешнего, почти идеального AA+.
Источник: Forbes