Рейтинговые действия, 30.10.2023

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «ЕВРОСИБ-ТЛБ» на уровне ruВВВ+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 30 октября 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Евросиб -ТЛБ» на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу - стабильный

ООО «Евросиб -ТЛБ» (далее – «Евросиб-ТЛБ», Компания) - материнская структура железнодорожного дивизиона группы компаний «Евросиб» (далее – Дивизион). Дивизион оперирует преимущественно на территории РФ, владеет и управляет собственными терминально-логистическими комплексами по обработке контейнерных грузов в Новосибирске и Московской области, также оказывает услуги по организации ремонта подвижного состава, услуги логистического оператора и таможенного брокера.

Агентство оценивает устойчивость компании к внешним шокам как умеренную. Агентство также оценивает барьеры входа в отрасль как повышенные по причине высоких требуемых капитальных затрат и компетенций для демонстрации операционных результатов на уровне рейтингуемого лица. Сложившаяся конъюнктура на основных рынках присутствия за последние полтора года оказала значительное давление на объем грузоперевозок. Однако, благоприятный уровень ставок на оперирование полувагонами, низкий уровень порожнего пробега, соразмерный с лидерами отрасли, смена логистики с части Европейских направлений на Сибирь и Дальний Восток, и наращивание парка в докризисные период способствовало повышенной устойчивости к ухудшению макроэкономических условий.

Риск-профиль отрасли оценивается агентством как умеренный. По итогам 1 полугодия 2023  года, Дивизион продолжает входить в ТОП-20 крупнейших операторов РФ, по объему грузооборота и по количеству парка в собственности среди железнодорожных операторов, ТОП-5 операторов фитинговых платформ, и среди операторов по перевозке лесных грузов (сырье и продукты переработки) и продукции целлюлозно-бумажной промышленности (в совокупности на два этих сегмента приходится около 23% погрузки за 1 полугодие 2023 года). По состоянию на 30.06.2023 парк подвижного состава в управлении Дивизиона составил 12.5 тыс. вагонов и был представлен: крытыми вагонами (30%), фитинговыми платформами (30%), полувагонами (23%) и лесными платформами (17%). Компания продолжает сохранять свое присутствие в достаточно универсальном в оперировании и прибыльном сегменте - фитинговых платформах. Однако, агентство отмечает конкуренцию со стороны двух лидирующих игроков в секторе как ПАО «Трансконтейнер» (ruAA-, стаб.) и FESCO, что может оказать давление на способность Компании поддерживать и наращивать свою рыночную долю в этом сегменте в условиях дефицита парка и ограничений в поставках контейнеров и платформ в РФ в среднесрочной перспективе.

Агентство отмечает способность Компании удерживать свои рыночные и конкурентные позиции. Объем погрузки по итогам 6 месяцев 2023 года остался на уровне прошлогодних значений 4.1 млн тонн. Снижение объемов с 2022 года, в большей степени было обусловлено сокращением транзитных перевозок через территорию РФ, сокращения экспортных и импортных перевозок в Европейском направлении из-за санкционных ограничений, ухода ряда импортеров. В ходе 1 полугодия 2023 года Компания продолжала развитие своего контейнерного бизнеса, а также продолжала инвестировать в наращивание собственных терминальных мощностей.

Клиентская база Дивизиона диверсифицирована – по итогам 1 полугодия 2023 года, крупнейшим грузоотправителем группы были контрагенты не превышающие 5% выручки, что оценивается как очень низкая концентрация заказчиков. Несмотря на диверсифицированную структуру грузоотправителей и продолжительную историю отношений со многими из них, компания потенциально подвержена риску изменения объема грузоперевозки из-за недостаточно высокого уровня долгосрочной контрактации: доля заключенных сервисных или фиксирующих минимальное количество вагоноотправок контрактов невелика. Однако, Дивизион продолжает демонстрировать хорошие показатели загрузки парка: средневзвешенный уровень порожнего пробега по общему парку полувагонов в управлении по итогам 6 месяцев 2023 оценивается около 40%. Степень износа парка подвижного состава составляет около 50%, что оценивается нейтрально по методологии Агентства.

За прошлый год профиль финансовых рисков Компании укрепился в связи с восстановлением ставок оперирования полувагонами, что привело к сохранению EBITDA по 31.12.2022 (далее – отчетная дата) на уровне 4.3 млрд. руб. и снижению долговой нагрузки до 2.9х Долг/EBITDA (с 3.4х годом ранее). Агентство ожидает, что в следующие 12 месяцев после отчетной даты компания не превысит этот уровень долговой нагрузки. Рентабельность Компании оценивается умеренно-положительно Агентством. По итогам 2022 года, она составила 20% (21% в прошлом году) на отчетную дату, что оценивается на умеренном уровне по бенчмаркам агентства. Вместе с тем, ожидаемое снижение рентабельности по FCF (EBITDA за вычетом поддерживающих капитальных затрат и процентных расходов) с 2023гг. оказывает сдерживающее влияние на фактор рентабельности. В 2023 Агентство ожидает продолжающееся удорожание расходов на ремонт, рост инвестиций на поддержание текущего парка, что вкупе со слабой рыночной конъюнктурой грузооборота может оказать давление на финансовый профиль компании в 2023 году. Общий уровень процентной нагрузки оценивается Агентством как удовлетворительный. В отчетную дату EBITDA/Процентные расходы составил 2.9х (3.4х годом ранее), в дальнейшем агентство ожидает незначительное ослабление процентного покрытия по причине общего роста процентных ставок и наличия существенного объема обязательств с плавающей процентной ставкой (около 60% кредитного портфеля). Оценка ликвидности Компании ограничивается отсутствием дивидендной политики, что сужает возможности прогнозирования свободных денежных потоков.

Блок корпоративных рисков оценивается Агентством на умеренном уровне. Качество корпоративного управления сдерживает отсутствие совета директоров, правление не сформировано, последнее, при этом, фактически функционирует в нерегламентированном формате. Дивидендная политика не закреплена. В группе действует проработанная стратегия развития, для анализа была предоставлена детализированная финансовая модель. Однако, степень транспарентности Компании ограничивается отсутствием раскрытия финансовых и операционных данных в открытом доступе.

По данным аудированной МСФО отчетности ООО «Евросиб-ТЛБ» активы Компании на 31.12.2022 составляли 24.8 млрд руб., капитал – 8.8 млрд руб. Выручка по итогам 2022 года составила 20.9 млрд руб., чистая прибыль – 0.8 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «Евросиб-ТЛБ» был впервые опубликован 12.01.2022. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 21.12.2022. 

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.04.2023) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Евросиб-ТЛБ», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Евросиб-ТЛБ» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Евросиб-ТЛБ» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023