Рейтинговые действия, 23.04.2021

«Эксперт РА» присвоил рейтинг компании «Аэрофлот» на уровне ruAA-
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

Москва, 23 апреля 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Аэрофлот» на уровне ruAA-. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Публичное акционерное общество «Аэрофлот — российские авиалинии» – крупнейшая в РФ авиационная группа, объединяющий авиакомпании «Аэрофлот», «Россия» и лоукостер «Победа», а также профильные сервисные компании. 57.3% акций компании принадлежит РФ в лице Министерства финансов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом. По итогам 2020 года компания перевезла 30.2 млн пассажиров и с долей 41.3% занимала лидирующее положение на рынке РФ.

Пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения, в первую очередь на совершение полетов, беспрецедентным образом сказались на деятельности компании в 2020 году: пассажиропоток (PAX) упал вдвое, на уровне с рынком, с 60.7 млн пассажиров в 2019 году, предельный пассажирооборот (ASK) снизился на 52% до 92 млрд ккм, а выполненный пассажирооборот (RPK) на 57% до 68 млрд пкм. При этом агентство отмечает, что операционные результаты компании по году лучше мировых компаний-аналогов за счет более быстрого восстановления внутреннего рынка, и частичного открытия зарубежных направлений в летний период. Компания имеет возможность быстро выводить парк воздушных судов в работу по мере снятия ограничений на перевозки, как показала практика августа-сентября 2020 г., когда совокупный пассажиропоток внутренних линий по всему рынку восстановился и показал рост на 6-7% к уровню 2019 г.

Агентство умеренно негативно оценивает риск-профиль отрасли, принимая во внимание низкую устойчивость к внешним шокам – так как доходность авиаперевозок сильно подвержена влиянию макроэкономических тенденций и валютных шоков на население, но, при этом, нейтрально оценивая барьеры для входа в отрасль, принимая во внимание существующие регуляторные ограничения, в особенности в части рынка международных перевозок. Агентство положительно оценивает конкурентные позиции компании: Аэрофлот является крупнейшим российским перевозчиком с флотом в 342 самолета (56 широкофюзеляжных, 225 узкофюзеляжных среднемагистральных и 61 региональных) и большой долей рынка, которая примерно в 3 раза больше, чем у второй по размеру компании на рынке. Компания обладает достаточно молодым флотом, средний возраст парка воздушных судов группы «Аэрофлот» – 7.1 лет (5.6 лет по головной компании). Агентство также учитывает широкую маршрутную сеть, как на внутренних, так и международных направлениях, а также диверсифицированную операционную модель. В рамках обновленной стратегии, головная авиакомпания, «Аэрофлот» сфокусируется на перевозках по хабовой модели на дальне- и среднемагистральных маршрутах с повышенным спросом на бизнес-класс.  «Победа» продолжит развиваться как лоукостер, поддерживая высокий уровень заполняемости и использования судов. Компания будет масштабировать свою модель, расширяя сеть маршрутов, в том числе за счет направлений по модели «точка-точка» и развивая перевозки в аэропорту «Шереметьево» по код-шеру с авиакомпанией «Аэрофлот». «Россия», как предполагается, будет фокусироваться на региональных перевозках, став центром компетенции по эксплуатации флота российского производства.

Агентство оценивает блок финансовых рисков принимая во внимание количественные показатели на основе четырехлетнего горизонта, с 2019 по 2022 год, предполагая, что первое полугодие 2021 г. компания проведет с минимальным объемом международных перевозок, а ситуация во втором полугодии будет сильно зависеть от открытия главных туристических направлений на летний сезон, что на момент присвоения рейтинга нельзя предсказать с достаточным уровнем надежности. По итогам 2020 года финансовые метрики существенно ухудшились, учитывая примерно двукратное снижение выручки и шестикратное снижение EBITDA на фоне простоя парка и привлечения новых заимствований для поддержания деятельности. При этом EBITDA осталась положительной в отличии от многих иностранных авиакомпаний. Агентство учитывает достаточно комфортные метрики, достигнутые компанией по итогам 2019 года в рамках обычных условий деятельности и перспективы восстановления начиная с 2022 года при отсутствии новых потрясений, что приводит к нейтральной оценке финансовых рисков. Наиболее значимым показателем является уровень долговой нагрузки со средним соотношением совокупного долга к EBITDA на рассматриваемом горизонте свыше 11 и средним отношением долга к FFO за вычетом поддерживающих капиталовложений на уровне свыше 19. Покрытие процентных расходов EBITDA оценивается на слабом уровне со средним покрытием чуть выше 2.5. Рентабельность оценивается умеренно позитивно исходя из бенчмарков агентства – по итогам 2019 рентабельность по EBITDA составляла 25%, усредненная за рассматриваемый четырехлетний период приближается к 20%. Агентство предполагает улучшение долговых метрик и восстановление маржинальности на рассматриваемом горизонте по мере возобновления полетов, сохранении или улучшении занятости кресел, а также при сохранении контроля над операционными издержками.

Ключевым положительным фактором в блоке является оценка ликвидности. Помимо сокращения инвестиционной программы и реструктуризации лизинговых платежей в 2020 году, компания в октябре 2020 года провела вторичное размещение новых акций объемом 80 млрд руб., из них 50 млрд руб. инвестировало государство, увеличив пакет акций с 51.2% до 57.3%. Компания располагает доступными банковскими кредитными линиями на 143 млрд руб., из них 39 млрд руб. обеспечено государственной гарантией, помимо уже выбранных 31 млрд руб. Так же дополнительным источником ликвидности будет возврат предоплат по заказам новых судов, которые при получении компания продает лизинговым компаниям по схеме обратного лизинга, до 57 млрд руб. до 2023 года. Качественную оценку ликвидности поддерживает долгосрочная природа долгового портфеля и достаточная диверсификация портфеля по кредиторам.

Агентство при этом обращает внимание на существенную подверженность компании валютному и рыночному рискам. Валютная структура выручки частично компенсирует через натуральное хеджирование полностью номинированный в долларах США лизинговый портфель: доля рублевой выручки составляет от 37% в 2019 году, но в связи с неблагоприятной ситуацией с международными перелетами в 2020 году выросла до 53%. С учетом неопределенности относительно конкретных сроков восстановления международных перевозок компания в данный момент не использует производные финансовые инструменты для хеджирования валютного риска во избежание оверхеджа или неэффективного хеджирования в случае изменения направления валютной позиции.  Компания также подвержена рыночному риску через волатильность цен на авиатопливо, составляющим порядка трети совокупной себестоимости и значительно влияющему на рентабельность компании. Управление этим риском осуществляется в рамках структурирования контрактов на покупку авиатоплива, в том числе путем увеличения срока усреднения цены.

По совокупности факторов, агентство выделяет внешний фактор поддержки со стороны государства. Аэрофлот характеризуется сильной системной значимостью, и, при этом, высокой степенью влияния государства, что приводит к оценке фактора поддержки как сильного. Являясь системообразующей компанией, компания обеспечивает международные и межрегиональные связи, в том числе связь с удаленными регионами Дальнего востока, предлагая билеты по плоским тарифам. Одновременно компания является крупнейшим эксплуатантом гражданского флота российского производства, в частности 61 самолета Сухой Суперджет, планируя увеличивать их парк в дальнейшем. Также компания планирует ввод в эксплуатацию нового типа российских самолетов МС-21. Степень влияния оценивается как сильная: государство контролирует более 50% в капитале и реализует управление компанией через большинство в Совете директоров. С точки зрения инструментов поддержки, в 2020 году помимо общеотраслевых мер, включая субсидии, компания получила индивидуальную поддержку: государство приняло участие в дополнительной эмиссии акций и обеспечило государственные гарантии для привлечения кредитов. Компания является назначенным перевозчиком на большом количестве международных маршрутов.

Агентство положительно оценивает блок корпоративных рисков, принимая во внимание концентрированную структуру акционерной собственности и хорошую организацию и регламентацию управленческих механизмов. Качество проработки стратегии и степень транспарентности компании также оценены положительно.

По данным отчётности ПАО «Аэрофлот» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2020 составляли 1.01 трлн руб., капитал – -115.3 млрд руб. Выручка по итогам 2020 года составила 302.2 млрд руб., чистый убыток – 123.2 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен ПАО «Аэрофлот» впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 23.11.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ПАО «Аэрофлот», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «Аэрофлот» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ПАО «Аэрофлот» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Перед барьером: что мешает развиваться российскому агросектору

Известия

Сельскохозяйственная отрасль в России является активно развивающейся, и в нее имеет смысл инвестировать, несмотря на то что комбинация роста цен на расходные материалы, экспортных пошлин и ограничения цен заметно снизила рентабельность фермеров и агропредприятий.
12.11.2021

Вебинар "Виды на урожай: настоящее и будущее продовольственного рынка", 10 ноября 2021 года

Антон Табах, управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию АО "Эксперт РА" и Анна Кертанова, младший директор по корпоративным рейтингам АО "Эксперт РА" вместе со специальным гостем Алексеем Зайцевым, директором по стратегическому развитию "Дон Агро" обсудили состояние дел в аграрном секторе и продовольственной рознице, а также урожай 2021 и перспективы развития отрасли. 10.11.2021

Всеобщее удобрение: рискует ли Россия потерять урожай-2022

Известия

Как решить проблему с поставками удобрений для российских фермеров и агрофирм в условиях глобального дефицита
02.11.2021

Бизнесмены назвали самую популярную технику для лизинга

Прайм

МОСКВА, 13 окт — ПРАЙМ. Наибольшим спросом среди клиентов российских лизинговых компаний с начала года по-прежнему пользуется автотехника, хотя оживление наблюдается и в железнодорожной сфере, свидетельствует исследование, проведённое РИА Новости среди лизингодателей РФ.
13.10.2021

Энергопереход пошел не по плану

Ведомости

Цены на газ в Европе продолжают стремительно расти. 14 сентября в 10.26 по московскому времени стоимость ближайшего октябрьского фьючерса на спотовый индекс TTF на газ на бирже ICE Futures перевалила за $800 и составила $808 за 1000 куб. м, как показывают данные биржи. Резкий рост цен наблюдается с конца августа, 9 сентября стоимость газа впервые превысила $700 за 1000 куб. м.
15.09.2021