Рейтинговые действия, 22.05.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА- и изменил прогноз на негативный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 22 мая 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА-. Прогноз по рейтингу изменен со стабильного на негативный. 

Изменение прогноза по рейтингу обусловлено высокой неопределенностью на фоне развития пандемии коронавируса и ожидаемым ухудшением показателей устойчивости региона при реализации негативного сценария развития экономики.

Республика Саха (Якутия) (далее - республика, регион) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Дальневосточного федерального округа и является самым большим регионом России, отличается резко континентальным климатом и обширной зоной многолетней мерзлоты. Площадь территории региона составляет 3 083,5 тыс. кв. км., административный центр – г. Якутск. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая исторически составляет около половины ВРП региона. На территории республики расположены месторождения твердых полезных ископаемых, в частности, золота, топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, уголь, природный газ), а также крупнейшие в России месторождения алмазов.

Социально-экономическое положение республики оценивается агентством сдержанно. Объем ВРП региона за 2019 год (далее – отчетный год) оценивается в сумме 1 177 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 4,2% выше, чем в 2018 году. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) региона по итогам 2019 года составил, по оценке, 356,5 млрд руб., а за последние 3 года (2017-2019 гг.) эти инвестиции формировали 34,4% ВРП. Численность населения региона по состоянию на 01.01.2020 (далее – отчетная дата) составила, по оценке, 970,1 тыс. чел., и за последние 5 лет увеличилась на 13,2 тыс. чел. за счет естественного прироста населения и миграции, однако плотность населения в силу природно-климатических условий в регионе является очень низкой. Демографическая нагрузка в республике за последние 3 года выросла на 4,8 п. п. и составила на отчетную дату 0,735. Ситуация на рынке труда республики по-прежнему характеризуется повышенным уровнем безработицы, который в отчетном году составил 6,8%. Средняя заработная плата в отчетном году была на уровне 72,7 тыс. руб., что превышает среднее значение по РФ.

Бюджетная обеспеченность республики по итогам отчетного года оценивается на невысоком уровне. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов бюджета составила 60,1%. За отчетный год ННД республики сократились на 5,0% по сравнению с 2018 годом, что в основном было обусловлено сокращением поступлений по налогу на прибыль на 11,5 млрд руб. (-22,1%). При этом сокращение налоговых поступлений от консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) в 2019 году составило 6,3 млрд руб. (-45%). Снижение поступлений по налогу на прибыль произошло в связи со снижением объемов реализации основной продукции в алмазодобывающей отрасли (-25,9%) и уменьшением налогооблагаемой базы одного из участников КГН, осуществляющего деятельность в нефтедобывающей отрасли, по сравнению с высокой налоговой базой 2018 года, что было обусловлено резким ослаблением курса рубля.

Также в отчетном году произошло уменьшение объема поступлений по неналоговым доходам в форме прибыли от участия в капиталах предприятий и дивидендов по акциям на 5,9 млрд руб. (-28,7%), которые обеспечивали 6,7% доходов республиканского бюджета. Снижение этих поступлений в отчетном году обусловлено высокой базой 2018 года, когда были выплачены дивиденды за три полугодия в результате изменения дивидендной политики АК «АЛРОСА» (ПАО), акциями которого с долей участия в размере 25% владеет регион в лице Министерства имущественных и земельных отношений. Значительная доля участия региона в капитале отдельных предприятий влечет за собой зависимость от ситуации на рынке и несет повышенные риски для доходной части бюджета региона. Агентство ожидает, что существенное негативное влияние на доходы бюджета региона в текущем году может оказать макроэкономическая нестабильность в российской и мировой экономике на фоне пандемии COVID-19, и, в первую очередь, это коснется объемов поступлений по налогу на прибыль.

Безвозмездные поступления в бюджет региона в отчетном году выросли на 9,8% и составили 68,1 млрд руб. или 31,0% доходов бюджета, что на 12,0% больше, чем в 2018 году. Наибольший рост продемонстрировали субсидии, доля которых в трансфертах из других бюджетов составила 10,2%, увеличившись в отчетном году в 2 раза в связи с пятикратным ростом объемов выделяемых средств на финансирование в сфере образования и на обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Увеличение трансфертной поддержки республиканского бюджета по оценке региона ожидается и в 2020 году (+13,6%) с сохранением положительной динамики прироста субсидий, которые могут возрасти в 1,9 раза до 17,0% в общем объеме трансфертов.

Расходы регионального бюджета в отчетном году также продемонстрировали существенный рост и увеличились по сравнению с 2018 годом на 6,2%. Структура расходов региона, как и ранее, характеризуется социальной направленностью, а наибольшие доли в составе расходов в отчетном году приходились на образование (22,1%) и национальную экономику (17,8%), а также на социальную политику (16,8%). Наибольший прирост расходов отмечается по секторам: жилищно-коммунальное хозяйство (+14,8%), национальная экономика (+5,5%) и социальная политика (+5,4%). Гибкость расходной части бюджета республики оценивается агентством позитивно, учитывая, что доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 12,5%, при этом в условиях кризиса регион планирует сдерживать капитальные расходы.

Сбалансированность бюджета республики по результатам отчетного года оценивается агентством позитивно. Бюджет был исполнен с небольшим дефицитом в размере 1,4% ННД, тогда как изначально дефицит бюджета планировался в размере 8,6% ННД. Параметры бюджета, заложенные в законе о бюджете на 2020 год, предусматривают плановый дефицит в размере 5,5 млрд руб. или 4,5% ННД. Тем не менее, бюджетный дисбаланс может увеличиться по итогам года в результате роста расходов в рамках реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержке населения, а также ввиду предполагаемого сокращения объемов поступлений ННД, которые будут подвержены влиянию кризиса в экономике, что, в свою очередь, может привести к наращиванию долговой нагрузки.   

По состоянию на отчетную дату долговой профиль региона характеризовался низким уровнем долговой нагрузки. Объем государственного долга региона составил 49,2 млрд руб., а отношение долга к ННД за 2019 год – 37,2%. Структура долговых обязательств была преимущественно представлена облигациями – 67,4% от совокупного долга. Наряду с этим существенная доля приходилась на государственные гарантии в размере 23,1%. Бюджетные кредиты от Минфина РФ и кредиты коммерческих банков формировали 3,6% и 5,9% долга соответственно. Расходы на обслуживание государственного долга республики в отчетном году увеличились на 0,6 п. п. до 2,4% ННД, а в 2020 году могут достигнуть 2,6% ННД. Это обусловлено ростом рыночных заимствований в целях замещения бюджетных кредитов ввиду того, что регион не участвует в программе реструктуризации бюджетных кредитов. По оценке агентства, в течение ближайших 12 месяцев от 01.04.2020 к погашению приходится 19,1% долга региона (короткий долг) с учетом краткосрочных обязательств по казначейским кредитам. Ликвидность бюджета на рассматриваемом горизонте будет поддерживаться как казначейскими кредитами для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, так и остатками денежных средств на счетах. Кроме того, регион имеет доступ к открытым кредитным линиям в коммерческих банках.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 220,0 млрд руб., объем расходов – 221,9 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) был впервые опубликован 24.05.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.11.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Саха (Якутия) принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Саха (Якутия) дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023