Рейтинговые действия, 21.08.2019

«Эксперт РА» присвоил рейтинг компании «Восток1520» на уровне ruBBB
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 21 августа 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Восток1520» на уровне ruBBB. Прогноз по рейтингу – стабильный.

ООО «Восток1520» – железнодорожный оператор, специализирующийся на грузоперевозках по территории РФ с использованием полувагонов с повышенной нагрузкой на ось (25 т/ось). Восток1520 является операционным активом «Первой тяжеловесной компании», которая контролируется Холдингом ICT (ruA-, стаб.) с партнёрами. По состоянию на 31.12.2018 парк под управлением компании составлял 36,6 тыс. вагонов. По итогам 2018 года компания была третьей среди российских операторов по величине грузооборота с результатом 200 млрд т-км.

Около 98% в общем объеме погрузки оператора занимает каменный уголь. Компания оперирует на основных экспортных маршрутах, преимущественно связывающих месторождения Кузбасса с портами Дальнего Востока и Северо-Запада. Клиентская база компании концентрирована - по итогам 2018 г. крупнейшим клиентом являлся УГМК с долей 34,5%, на пять крупнейших клиентов, включающих группы СУЭК (ruAA-, стаб.), СДС-Уголь и Кузбасскую топливную компанию (ruA+, стаб), приходилось 75,2% выручки. Сильная концентрация компании на одном типе груза и недостаточно высокий уровень законтрактованности, влияющий на прогнозируемость объемов грузоперевозки, подвергают компанию рискам волатильности объема перевозок. Возраст парка в управлении существенно ниже среднеотраслевого уровня в 12.5 лет и не превышает 3 лет, что вместе с гарантированным безотцепочным плечом перевозки по основным направлениям, повышенным межремонтным пробегом и высокой оборачиваемостью парка выделяет компанию среди железнодорожных операторов с точки зрения улучшенных операционных характеристик.

Несмотря на сохранившиеся в 2018 году высокие ставки на предоставление подвижного состава, что позволило компании продемонстрировать один из лучших годовых финансовых результатов, агентство ожидает, что ставки на предоставление универсального подвижного состава в 2019 году и далее могут прекратить рост и в отдельных случаях скорректироваться. На рынок будет влиять близкий к равновесному баланс спроса и предложения для основных типов подвижного состава, который может начать меняться к профициту парка на фоне низких списаний устаревающего подвижного состава при высокой загрузке крупнейших вагоностроительных заводов. Также на рынок перевозок будет оказывать влияние конъюнктура на рынке угля – одного из ключевых перевозимых по железной дороге грузов. Снижение цен на уголь, а также общее ухудшение спроса со стороны стран ЕС делают экспорт в западном направлении нерентабельным, что побуждает производителей искать другие маршруты для реализации добытого угля. Замещение европейских потребителей возможно, но для этого необходимо развитие связанной инфраструктуры, увеличение пропускной способности магистралей в направлении стран АТР. Текущие инфраструктурные проекты по модернизации и расширению Транссибирской магистрали и БАМ как раз направлены на это, однако увеличение их пропускной способности ожидается не раньше 2024 года. Принимая во внимание постепенную ликвидацию дефицита вагонов и колес, снижение потенциала погрузки на железнодорожные сети из-за ухудшения конъюнктуры на сырьевых рынках, и, как следствие, снижение арендных ставок вагонов, агентство ожидает ухудшения операционной среды для компании в ближайшие 2 года.

В марте 2019 года «Первая тяжеловесная компания» существенно изменила масштаб деятельности группы, продав ООО «Нитрохимпром», балансодержателя 16 тыс. полувагонов группы, из которых 12,5 тыс. арендовал Восток1520, группе СУЭК. На момент присвоения рейтинга парк компании под управлением составил 17,2 тыс.: компания полностью отказалась от аренды парка Нитрохимпрома, а также довела парк в операционной аренде от РЕЙЛ1520, лизинговой компании группы ПАО НПК ОВК (ruBB, стаб.) до 417 по сравнению с 7,2 тыс. на начало 2019 года. В связи с этим агентство обращает внимание на сниженную репрезентативность ретроспективных финансовых показателей компании за 2018 год и для оценки использовало данные отчета о прибылях и убытках за 1 пг. 2019 год и управленческие данные отчета о движении денежных средств за 1 пг. 2019. Также агентство применило ряд корректировок для более корректного отражения структуры финансирования компании: компания не составляет отчетность по стандартам МСФО и не отражает задолженность по финансовому лизингу в составе балансовых обязательств. Агентство капитализировало финансовый лизинг по приведенной стоимости, и для целей расчета EBITDA, CFO, FFO и FCF реклассифицировало платежи по финансовому лизингу из операционного потока в финансовый. В свою очередь, расходы по операционной аренде не были капитализированы ввиду последующего расторжения договоров.

Структура кредитного портфеля концентрирована: основным кредитором компании через финансовый лизинг является ПАО «ГТЛК» с долей в скорректированных пассивах на уровне 76%. Показатели общей долговой нагрузки оцениваются на умеренном уровне. По расчётам агентства, соотношение долга на 30.06.2019 к EBITDA за период с 30.06.2018 по 30.06.2019 составило 2,8, при этом CFO за аналогичный период покрывают долг на 25,2%, FFO – 37%, FCF – 16%. Комфортная структура финансирования и сильные операционные результаты обеспечивают высокие показатели краткосрочной долговой нагрузки: CFO за период с 30.06.2018 по 30.06.2019 покрывал совокупные выплаты по долгу с 30.06.2019 по 30.06.2020 на 170%, соотношение EBITDA к совокупным выплатам по долгу не превысит 0,42. По итогам периода с 30.06.2018 по 30.06.2019 компания демонстрировала высокую маржинальность – рентабельность по EBITDA составила 36%. Валютные риски компании оцениваются агентством как низкие: все доходы и расходы компании формируются в рублях.

При оценке показателя прогнозной ликвидности агентство опиралось на прогнозные значения операционных денежных потоков компании, которые формировались исходя из ставки предоставления полувагонов на уровне 2400 руб./сутки. По мнению агентства, несмотря на негативные ожидания по динамике арендных ставок на типовые полувагоны, высокая потребность угольных компаний в инновационных полувагонах, вызванная необходимостью увеличения поставок в альтернативных направлениях при наличии специальных схем тарификации порожнего пробега, будут способствовать сохранению арендных ставок на этом уровне в ближайшие 18 месяцев с 30.06.2019. Также агентство сделало допущение, что размер дивидендных выплат составит 100% от прогнозируемой чистой прибыли. С учётом принятых допущений и ожидаемых затрат на обслуживание долга, коэффициент прогнозной ликвидности компании составит 1,02, что умеренно-негативно оценивается агентством. Компания не планирует расширение парка и привлечение какой-либо новой задолженности, но агентство обращает внимание на прецедент распределения квазидивидендов через акционерные займы, впоследствии погашавшиеся после выплаты дивидендов. Коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности с учётом капитализации обязательств по финансовому лизингу оценивается позитивно на уровне 0,33 и 1,14 соответственно.

С 4 кв. 2018 года по 1 кв. 2019 года полностью сменилась структура собственности компании _ ранее компания контролировалась Сергеем Генераловым, через ООО «Промышленные инвесторы». К марту 2019 года «Промышленные инвесторы» полностью вышло из состава акционеров контролирующей группу структуру – ООО «Проминвествагон» в пользу холдинга ICT Александра Несиса и его партнёров. Агентство обращает внимание на умеренно высокие риски в блоке корпоративных рисков: доля крупнейшего акционера (ICT Holding ltd) довольна низка – 33.01%, дивидендная политика, несмотря на участие в капитале портфельных инвесторов, не закреплена, а уровень проработки систем риск-менеджмента не очень высок. Компания не публично не раскрывает финансовые показатели деятельности.

По данным отчетности ООО «Восток1520» по стандартам РСБУ активы компании на 30.06.2019 составляли 11,3 млрд руб., капитал – 7,6 млрд руб. Выручка за период 2 кв. 2018 – 2 кв. 2019 составила 42,6 млрд руб., чистая прибыль – 6,8 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «Восток1520» присваивается впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 20.09.2018).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Восток1520», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Восток1520» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Восток1520» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023