Москва, 15 февраля 2017 г.
«Показатели закупочной деятельности крупнейших компаний прекратили падение в 2015 году, а в 2016 году продемонстрировали реальный рост», – говорится в исследовании «Рынок услуг ЭТП в России: обрести второе дыхание», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Средний объем электронных закупок крупнейших компаний в 2015 году вырос на 1%, а в 2016 году по предварительным оценкам – на 10–20%.
«В то же время электронные закупки становятся основным способом проведения закупок для крупных заказчиков, внедривших этот инструмент, – отмечает Дмитрий Миндич, исполнительный директор проекта «ЭТП в России» «Эксперт РА». – В 2016 году опрошенные заказчики в среднем проводили на ЭТП более 58% закупок. Доля компаний, проводивших более половины закупок в электронной форме, выросла на 4 п. п. и достигла 65%».
Согласно исследованию, операторы ЭТП успешно осваивают нишу закупок крупных частных корпоративных заказчиков. Доля крупнейших частных компаний, внедривших закупки в электронной форме, в 2016 году выросла на 8 п. п. и превысила 59%. Электронные закупки становятся все более распространенным инструментом для частных компаний финансового сектора, сервисных и ИТ-компаний, а также компаний розничной и оптовой торговли.
Привлечение новых клиентов из числа частных корпоративных заказчиков будет иметь ограниченное влияние на рост объемов электронного рынка B2B, считают аналитики. 65,7% крупнейших частных компаний, не использующих по состоянию на конец 2016 года электронные закупки, относятся к нересурсоемким отраслям экономики (финансовый сектор, торговля, сервис и ИТ). Между тем объемы закупок компаний этой группы в среднем в шесть раз ниже, чем компаний ресурсоемких отраслей (промышленность, транспорт, энергетика, строительство, связь) с сопоставимой выручкой.
По мнению экспертов, потенциал экстенсивного роста может быть исчерпан в среднесрочной перспективе. В этих условиях растет значение альтернативных возможностей для расширения бизнеса операторов ЭТП, в том числе дальнейшее развитие и монетизация дополнительных сервисов поставщикам и заказчикам.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: (495) 617-0777.
Таблица 1. Лучшие ЭТП по уровню удовлетворенности корпоративных заказчиков качеством их услуг
Позиция в рэнкинге (позиция в 2015 году) | ЭТП | Средневзвешенная оценка респондентов, имевших опыт сотрудничества в качестве заказчика с данной ЭТП (1 балл – минимальная оценка, 10 баллов – максимальная оценка)* | Доля в общей численности оценок, %** | Итоговый балл |
1 (1) | Центр электронных торгов B2B-Center | 8,9 | 22,0 | 1,95 |
2–3 (2) | Единая электронная торговая площадка (Росэлторг) | 8,7 | 20,0 | 1,74 |
2–3 (3) | Торговый портал «Фабрикант» | 8,7 | 20,0 | 1,74 |
4 (5) | АО «OTC» | 8,6 | 5,5 | 0,47 |
5 (4) | Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ» | 8,0 | 5,5 | 0,44 |
6 (-) | РТС-тендер | 6,4 | 5,0 | 0,32 |
7 (6) | ТЗС Электра | 7,6 | 4,0 | 0,31 |
8 (10) | Система электронных торгов (www.zakazrf.ru) | 7,4 | 4,0 | 0,30 |
9 (8) | ООО «ТендерПро» | 8,4 | 3,0 | 0,25 |
10 (9) | Аукционный конкурсный дом | 7,0 | 3,0 | 0,21 |
11 (7) | ЭТП ONLINECONTRACT | 8,0 | 2,0 | 0,16 |
12 (13) | ЭТП ГПБ | 7,9 | 2,0 | 0,16 |
13 (-) | ТЭК-торг | 7,5 | 2,0 | 0,15 |
14 (11) | Санкт-петербургская биржа | 7,0 | 2,0 | 0,14 |
* В том числе в рамках проведения тестовых закупок.
** Респонденты могли поставить оценку любому количеству ЭТП, с которыми имели опыт сотрудничества.
Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования компаний