Эксперт | РА
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан) Банки (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.

Сбор анкетСписок всех рэнкингов


 

Каковы преимущества создания вторичного рынка кредитов МСБ

Секьюритизация способна улучшить условия кредитования для малого и среднего бизнеса

В развитых странах вклад малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП достигает порядка 50%. Россия отстает от этих показателей двукратно, но в рамках национальных проектов ставит амбициозные задачи по увеличению доли МСБ до 32,5% к 2024 г. с нынешних 23%. Ключевой, но не единственной мерой для достижения этой цели является поддержка кредитования малого и среднего бизнеса.

В 2018 г. темпы прироста портфеля кредитов МСБ оказались самыми низкими среди сегментов банковского кредитования. Задолженность малого и среднего бизнеса впервые с 2014 г. показала скромный прирост – на 1%. Но при этом портфель кредитов крупному бизнесу вырос на 12%, а розничных кредитов физическим лицам, включая ипотеку, – на 22,4%.

Для банка кредиты МСБ – достаточно сложный в работе продукт, в том числе из-за повышенного кредитного риска: доля просрочки на начало года составляла порядка 12%. Для сравнения: в корпоративном сегменте – около 5%, хотя и с учетом сокрытия проблемной задолженности в реструктуризациях. Помимо этого у малых и средних предприятий обычно отсутствуют ликвидные залоги, так как основные средства, как правило, находятся в аренде, что повышает требования к формированию банками резервов. Для оценки МСБ банкам нужны сложные модели скоринга, поскольку сегмент включает широкий диапазон бизнесов с соответствующей спецификой – от микропредприятий с доходами до 120 млн руб. и штатом не более 15 сотрудников и до среднего бизнеса с выручкой до 2 млрд руб. и максимальной численностью сотрудников 250 человек. Также для МСБ обычно характерна невысокая прозрачность: деятельность может быть рассредоточена по нескольким юридическим лицам, что не позволяет банку видеть весь периметр заемщика. Все эти риски и издержки закладываются банками в ставку, которая представляет существенный вызов для рентабельности большинства МСБ.

Главным драйвером кредитования МСБ при стагнирующем потребительском спросе выступают меры господдержки в виде субсидирования процентных ставок, гарантий Корпорации МСП и поручительств от региональных гарантийных фондов. Рыночным же инструментом поддержки, не требующим прямого расходования бюджетных средств, является секьюритизация портфелей кредитов МСБ. В России было проведено уже три знаковые сделки по их секьюритизации – Промсвязьбанком, Транскапиталбанком и «МСП банком». Размеры выпусков составляли 5–7 млрд руб. каждый, что в сравнении с общим объемом портфеля, превышающим 4 трлн руб., пока очень мало, чтобы повлиять на рынок. Но эти выпуски стоит рассматривать как стартовые точечные сделки, на которых происходит обучение и банка-оригинатора, и организаторов, и инвесторов.

Секьюритизация – это альтернативный источник фондирования кредитов МСБ через выпуск специально созданным эмитентом облигаций, обеспеченных поступлениями по кредитам; она также разгружает капитал банков для новых выдач. Как правило, она строится как многотраншевая сделка, при которой дефолты в проданном портфеле кредитов абсорбируются младшим траншем, выкупленным банком-оригинатором. Наличие младшего транша не только повышает кредитное качество старшего транша, который предлагается рыночным инвесторам, но и позволяет банку-оригинатору сохранить процентный доход по проданному портфелю. Также за банком-оригинатором остается сервисная комиссия от обслуживания кредитов и вместе с ней – клиентская база для дальнейших продаж продуктов банка.

Основной интерес банка-оригинатора в таких сделках заключается в достижении более низкой ставки размещения с баланса специально созданного эмитента по сравнению с прямыми заимствованиями банка на рынке. Это достигается путем обособления портфеля кредитов банка от остальных его рисков и видов деятельности, а также ряда дополнительных мер кредитной поддержки – например, в виде младшего транша и избыточной доходности портфеля кредитов. Размер младшего транша в таких сделках составляет порядка 30% от выкупаемого портфеля кредитов, тогда как, например, в ипотечной секьюритизации – порядка 10%, что соответствует разнице рисков в этих сегментах. Меры кредитной поддержки сделки позволяют выпуску в рамках секьюритизации получить кредитный рейтинг выше, чем у самого банка, что расширяет базу инвесторов и снижает ставку. Вместе с тем секьюритизация – это вызов уровню технологичности банка. В первых сделках издержки на настройку IT-систем для формирования и мониторинга портфеля кредитов и подготовку юридических документов могут ставить под сомнение экономическую целесообразность выпуска.

Для инвесторов качественно структурированный инструмент – это привлекательный актив с премией к ОФЗ порядка 100–150 базисных пунктов. Однако оценка такой инвестиции – ресурсоемкая задача, поэтому на начальном этапе ключевым фактором размещения становится наличие якорного инвестора. И такой в сегменте МСБ есть – это Корпорация МСП и ее дочерний «МСП банк». «МСП банк» в таких сделках выполняет роль якорного инвестора, резервного сервисера, организатора, банка счета, кредитора промежуточного финансирования и разработчика стандартов кредитования. В последней сделке «СФО МОС МСП 1» Корпорация МСП участвовала также в качестве поручителя.

Особенность государственной поддержки в этом сегменте заключается в стремлении развивать практику мультиоригинаторной секьюритизации, при которой в одной сделке объединяются пулы нескольких банков. Это позволяет снизить затраты на организацию сделок для оригинаторов и повысить доступность этого инструмента для банков с базовой лицензией, для которых критично фондирование кредитования МСБ. Поддержка небольших банков особенно актуальна в условиях роста концентрации в сегменте: за три года доля 30 крупнейших по активам банков в выданных МСБ кредитах увеличилась на 28 процентных пунктов и к концу 2018 г. составила 74%.

Масштабирование опыта, полученного на первых точечных сделках с государственной поддержкой, станет основой развития российского рынка неипотечной секьюритизации. Качественное структурирование сделок, позволяющее минимизировать риски инвесторов старшего транша, даст участникам рынка новый инструмент для диверсификации вложений. В конечном итоге секьюритизация через разгрузку капитала банков позволит увеличить объемы и улучшить условия кредитования МСБ, что расширит возможности инвестирования для малого и среднего бизнеса.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

 

Источник: Ведомости


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!